Татьяна Мовчан, председатель постоянного комитета Законодательной думы Хабаровского края по вопросам государственного устройства и местного самоуправления: «Староста села - всему голова!»

В нашем крае работает государственная программа содействия развитию местного самоуправления, и немаловажную роль в этом играет законодательная база, регулирующая вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований края. Все законопроекты по этой теме прежде всего заходят в наш думский комитет. Мы обсуждаем и готовим их для дальнейшего принятия депутатами думы.
Главная задача программы - повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления. Руководствуясь этим, в 2014 году депутаты Государственной думы приняли федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и субъектам РФ были переданы полномочия по законодательному регулированию порядка формирования, подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления, установлению срока их деятельности.
Кроме того, перераспределены вопросы местного значения между сельскими поселениями и муниципальными районами с предоставлением субъектам Федерации права своими законами закреплять за органами местного самоуправления сельских поселений дополнительные вопросы местного значения.
Как и полагается, на местном уровне мы также приняли два соответствующих краевых закона. Закон № 15 «Об отдельных вопросах организации местного само­управления в Хабаровском крае» регулирует вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления, а законом № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» за сельскими поселениями края было закреплено дополнительно 12 вопросов местного значения.
Из-за дальнейшего реформирования законодательства о местном самоуправлении в закон № 15 пять раз вносились изменения. И сейчас вновь на рассмотрении в Законодательной думе находится еще один законопроект, предусматривающий внесение в него очередных изменений. Дело в том, что 29 апреля вступил в силу федеральный закон, предоставивший муниципальным образованиям право вводить в населенных пунктах, расположенных в поселении, городском округе или на межселенной территории, должность старосты сельского населенного пункта - для лучшего взаимодействия органов местного само­управления с жителями при решении вопросов местного значения.
Федеральным законом предусмотрено, что староста назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит населенный пункт, по представлению схода граждан из числа жителей, обладающих активным избирательным правом. Срок полномочий старосты устанавливается уставом муниципального образования и не может быть меньше двух и больше пяти лет. Также определены и полномочия старосты сельского поселения.
На прошедшем в прошлый четверг заседании нашего комитета мы рассматривали пять вопросов, один из которых как раз и касался определения правового статуса старосты сельского населенного пункта. Мы обсуждали внесение в краевой законопроект соответствующих изменений, которые позволят органам местного самоуправления самостоятельно, учитывая местные традиции и финансовые возможности местных бюджетов, устанавливать в уставах муниципальных образований и (или) нормативных правовых актах представительных органов муниципального образования дополнительные полномочия и права старосты сельского населенного пункта, не предусмотренные федеральным законом. Шла речь на комитете и о материальном стимулировании старосты, возмещении расходов, связанных с его деятельностью, и иных гарантий деятельности старосты.
Этот законопроект планируется принять в качестве краевого закона осенью текущего года. Учитывая, что больше половины поселений края включают в себя несколько населенных пунктов, транспортное сообщение между которыми зачастую затруднено, введение института старост в муниципальных образованиях края, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Вообще же, говоря о законе края № 15, отмечу, что он исполняется, и серьезных проблем с его реализацией до сегодняшнего дня не возникало. Совсем иначе обстоит дело с законом края № 16. Он вступил в силу в 2015 году. И практически с самого начала сельские поселения края начали периодически говорить о необходимости его отмены или сокращения перечня вопросов, закрепленных за ними указанным правовым актом. В прошлом году в краевой парламент было внесено сразу три законопроекта о признании его утратившим силу, но все они были отклонены. В этом году в думу было внесено два законопроекта, предлагающих исключить из перечня вопросов местного значения, закрепленных сейчас за сельскими поселениями края, двух вопросов. Это дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также обеспечение жильем проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства и осуществление муниципального жилищного контроля.
Проводился опрос муниципальных образований края о целесообразности принятия указанных законопроектов. Главный довод, который приводят инициаторы отмены краевого закона № 16 или сокращения в нем перечня вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями, - недостаток в бюджетах поселений финансовых средств на решение этих вопросов.
Да, действительно, результаты мониторинга свидетельствуют о наличии разрыва между финансовой потребностью сельских поселений края и объемом предусмотренных бюджетных средств на решение вопросов местного значения. Но я считаю, что отмена закона края № 16 - это не выход из ситуации, так как проблема нехватки финансовых средств существует и на районном уровне. Пока приемлемый для всех выход из сложившейся ситуации не найден, и работа над решением указанной проблемы продолжается. Но я хочу подчеркнуть, что, так как компенсация доходных источников сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов путем предоставления межбюджетных трансфертов, эффективность исполнения закона края № 16 во многом зависит от грамотно выстроенных межбюджетных отношений муниципальных районов и поселений.

Подготовила
Марина Дерило.

Автор: Марина ДЕРИЛО


Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

19.12.2018 11:30
О чем бы вы спросили президента?

19.12.2018 11:29
После Нового года - за транспортной картой

19.12.2018 11:28
Началось обсуждение программы развития Дальнего Востока

19.12.2018 11:28
Николаевск-на-Амуре сросся с районом

19.12.2018 11:27
Хабсудмашевцам заплатили за три месяца



05.12.2018 09:31
Татьяна Мовчан, депутат Законодательной думы края: «Сегодня нельзя приравнивать поселение к району»
Муниципальная власть - это современный, молодой уровень власти, созданный в 2003 году и узаконенный 131 Федеральным законом.

28.11.2018 09:28
Депутат Законодательной думы Хабаровского края Наталья Болоняева: «Здравоохранение не остается за рамками обсуждения бюджета»
2018 год заканчивается, и мы уже начинаем подводить некоторые итоги.


А вы одинокий человек?




 
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика