поиск
15 июля 2024, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Эвенки благословили Хабаровск и задобрили его духов

08.07.2024
Просмотры
329
Эвенки благословили Хабаровск и задобрили его духов
– Мы приехали покорять Хабаровск, и нам это удалось! Мы здесь впервые, но такое ощущение, что находимся где-то на юге России. И люди здесь особые, что ни спросишь, во всём стараются помочь, – улыбается руководитель народного фольклорного коллектива «Эннэкен» (в переводе с эвенкийского «Оленёнок») Татьяна Баишева из села оленеводов и охотников Хатыстыр Республики Саха (Якутия).

 Татьяна Баишева – одна из участников фестиваля эвенкийской культуры «Мит эвенкил-2024», который проходил в минувшую субботу на центральной набережной в Хабаровске. Это – праздник единения всех людей и обновления жизни. Краевой центр получил благословение от добрых обрядов эвенкийского народа, представители которого собрались из разных уголков Дальнего Востока.

 СОХРАНИТЬ НАРОДНУЮ КУЛЬТУРУ

 Народный фольклорный коллектив «Эннэкен» (а ему более 40 лет) привлёк особое внимание гостей фестиваля. Народные костюмы с национальной вышивкой, продуманная постановка танцевальных и песенных номеров, отточенные движения артистов – всё на высоте.

 В прошлом году «Эннэкен» покорили Благовещенск и Улан-Удэ, а теперь и Хабаровск. Из 80 участников на фестиваль приехала только средняя группа – почти 30 человек.

 Интересно – как дети оленеводов, которые обычно проводят летние каникулы в тайге, умудряются танцевать и петь в 30-градусную хабаровскую жару? Ведь на каждом плотный закрытый костюм, отороченный мехом. Но эти ребята – привычные ко всему.

 – Денег на костюмы нам никто не даёт. Шьём сами, – продолжает Татьяна Боишева. – А знаете, во что обходится пошив куруму – обуви с высоким голенищем? От 40 до 70 тысяч рублей. Дорогое удовольствие! В руках артистов по два соболя. В прошлом году на них был особенно удачный год: охотники по 100–200 соболей сдавали.

 В каждом эвенкийском танце, в том числе хороводном «Госигор», по словам Татьяны Баишевой, кроется народная философия. Вот только кем же вырастут эти ребята – артистами или оленеводами?

 – Сейчас у них прямо поветрие какое-то – идти в медицину, – делится наблюдениями Татьяна Баишева. – Чаще всего они поступают учиться на стоматологов, становятся хорошими специалистами.

 Полина Колесова из народного ансамбля северного танца «Дюгэлдын», например, учится на фельдшера в Амурском медицинском колледже в Благовещенске. А её подруга Дарья Васильева решила стать поваром-кондитером.

 – Мы – чистокровные эвенкийки, хотя в нашем студенческом коллективе есть и представители смешанных кровей, эвенков с русскими, – говорит художественный руководитель народного ансамбля северного танца «Дюгэлдын» (в переводе с эвенкийского «Летняя смена») Ольга Черноградская из села Ивановское Селемджинского района Амурской области. – На этом фестивале мы представили несколько танцев, в которых подражаем птицам и зверям. Всё это в современной обработке и стилизации. А задача таких коллективов одна – сохранять свою народную культуру. Так что в Благовещенске собираются эвенки из разных поселений трёх районов Амурской области – Селемджинского, Зейского и Тындинского. А такие фестивали для нас – скорее, дружеские встречи.

 Одна проблема – молодёжь не владеет родным языком. А могла бы а нём петь. Знают только базовые слова вежливости, такие как «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста».

 Надежда Андреянова из центра эвенкийской культуры имени Полины Осипенко вместе с подругами привезла на фестиваль множество угощений.

 – Всё это наше, народное, – признаётся она. – Вот – жаренная рыба трёх видов: горбуша, ленок и карась. Вот – рыба копчёная. Это – мясной бульон, мясные котлеты и печень сахатины. Там – бутерброды с красной икрой. А это – юкола с черемшой, и рядом – эвенкийские лепёшки. Ясно, что отведав того и сего, захочется пить. Для этого мы захватили целый бак смородинового морса.

 Всё это Надежда Андреянова готовила своими руками.

 – Эвенки всегда славились гостеприимством, – добавляет она. – Вот и я поддерживаю эту добрую традицию. Многие ведь сахатину даже не пробовали. Приятно, что гости фестиваля интересуются нашей национальной кухней, спрашивают, что из чего приготовлено. Всё хотят попробовать, поэтому и выстроились у длинных столов задолго до начала пиршества.

 АРИСТОКРАТЫ ТАЙГИ

 Оглядываясь на прошлое, эвенки признают, что в непростые 1090-е годы, например, стеснялись называться эвенками, смешивались с другими народностями. Но времена изменились. Более того, теперь эвенков называют «аристократами тайги». Интересно, а что в них аристократического?

 – Многое, – отвечают они. – Начиная с осанки, походки, постановки головы. Мы умеем себя нести. Да и костюмы, сами видите, какие – загляденье. Свою культуру мы не возрождаем, а уже развиваем семимильными шагами. Кто ещё может похвалиться всем этим великолепием? Равных нет! А ещё нас справедливо называют «индейцами Сибири». И это понятно: ведь у нас – лучшие рыболовы и охотники, всё это отражено в нашем творчестве.

 Отправляясь в лес, например, они обязательно берут с собой что-нибудь вкусное – печенье, конфеты, кусочек хлеба, чтобы задобрить духа леса.

 – Мы в эти традиции верим, чтим, поэтому пустыми из леса не возвращаемся, – рассказывает мастерица из села Молодёжное Дымовского района Сахалинской области Евгения Черкасова. – Также задабриваем духа моря. И это важно! Ведь скоро начнётся путина, пойдёт первая горбуша.

 Вообще-то на Сахалине, по словам Евгении, эвенков немного, но свою культуру и традиции они берегут. Вот и она, будучи замужем за русским, увлекла его и всех своих семерых детей своими национальными традициями. В итоге семья Черкасовых создала родовое хозяйство. Занимается собаководством, оленеводством, развивает туризм. Недавно на региональном конкурсе Черкасовы заняли второе место в номинации «Хранители традиций».

 На каникулах семья Евгении ездит в Луньво – место, где шумят ветра.

 – Это – стойбище в Ногликском районе, – продолжает Евгения Черкасова. – От нас на машине туда часов пять добираться. Приезжаем пожить, зарядиться силой предков. Я в тайге выросла. Не представляю, как без неё. Вот и дети её полюбили.

 Участница эвенкийского фольклорного ансамбля «Дорога» Пелагея Львова из Вилюйска Республики Саха (Якутия) на фестивале встретилась с сыном, невесткой и внучкой, которые приехали на праздник из Уссурийска.

 – В свои 62 года пою и танцую, – улыбается она. – А сюда приехала за вдохновением. Радует, что среди участников так много молодёжи, что интересуются своими корнями, берегут традиции. Языка, правда, не знают. Но всё же подвижки к этому уже появились. Так, например, у нас в местной школе третий год эвенкийский язык входит в учебную программу.

 – Вот и мне хочется, чтобы дочь стала многогранным человеком, воспринимала разные культуры, – говорит невестка Пелагеи Львовой Людмила – якутка, вышедшая замуж за эвенка. – А вообще мы с мужем открыты миру, поэтому не замыкаемся на чём-то одном, хотим больше увидеть, путешествовать.

 Учитель физкультуры школы села имени Полины Осипенко Евгения Буянова хоть и русская, но много лет занимается эвенкийскими видами спорта и молодёжь им обучает.

 – Вот и на фестиваль привезла свою команду «Гат-па», что переводится как «лучик солнца», – говорит Евгения Буянова. – У нас – показательное спортивное выступление.

 Всю жизнь Евгения Буянова живёт бок о бок с представителями эвенкийского народа и утверждает, что это особые люди.

 – Вот у кого есть чему поучиться, – продолжает она. – Посмотрите, как чутко они относятся к природе, уважительно к каждому дереву, камню, ручью. У них и семьи дружнее. В беде родственников никогда не бросают. Всем родом поднимаются на защиту.

 Символично, что на фестиваль Евгения надела футболку с логотипом эвенкийского древа жизни. Своей дочери Алёне предложила одежду с орнаментом трёхлистника в виде дороги жизни.

 Кстати, Алёна тоже занимается национальными эвенкийскими видами спорта, причём, с пяти лет.

 – Думаете, так просто? Ничего подобного, – говорит Алёна. – Тут нужна физическая сила, ловкость, выносливость. И всё это вырабатывается в процессе тренировок. Я, например, каждое утро начинаю с пробежки на три километра. Причём, в любое время года. А ведь это и характер закаляет, и придаёт уверенности. Всё это меня так увлекло, что и профессию связала со спортом.

 Национальные виды спорта возникли не просто так. Они – что-то вроде подготовки к исконным промыслам – охоте и рыболовству.

 МЕХОВЫЕ КОВРИКИ ИЗ… ОЛЕНЯ

 Тёплые шапки, рукавицы, унты из нерпы и морского котика привезла на фестиваль Елена Динокова из села Молодёжное Дымовского района Сахалинской области.

 – Тепло от этих изделий чувствуется, если даже случайно рукой коснёшься, – говорит мастерица. – Добывали нерпу и морского котика сахалинские рыбаки, а я шила из шкурок полезные вещи. Только вот на фестивале они не продаются. Хотя люди то и дело спрашивают, почём, прицениваются. Знаю – согласись я продать, тут же всё разлетится. Но я-то хочу, чтобы эту красоту увидели как можно больше людей.

 Тут же Елена Динокова представила свои изделия из бисера – всевозможные ожерелья, браслеты, серьги, пояса, брелоки, тапочки и даже сувенирные эвенкийские куклы.

 – Куколка такая сколько стоит? – уточняет очередной гость фестиваля.

 – А я бы купил у вас сумочку из натуральной кожи, – обращается покупатель к другой мастерице – Туяне Барановой из посёлка Багдарин Баунтовского района Республики Бурятия.

 На фестиваль Туяна она привезла меховые коврики из оленя, коровы, нерпы.

 – Когда-то кумаланы шились под седло, – рассказывает она о своих творениях. – Теперь их используют для домашнего интерьера и делают круглыми, как символ солнца. Такие вещи хорошо бы постелить возле камина или накинуть на диван, можно и на стену. Но я – сапожник без сапог, всё идёт на продажу.

 Ручные изделия – долгосрочная работа: начиная с подбора меха по высоте ворса и цвету, рисования эскиза, чтобы изделие выглядело привлекательно.

 Мастерицы, приехавшие на фестиваль, утверждают, что занимаясь шитьём, выделкой изделий мехом и бисером, погружаются в волшебный мир, уходят в свою нирвану. Разные меховые обрезки, особенно белые и чёрные, для эвенков – большая ценность.

Ведь из них выходят настоящие шедевры.

 Мария СМИРНОВА.
Фото автора.