«Неспящие» в Хабаровске: поездной диспетчер

02.03.2019 | Специальный репортаж | 5м. 7 c. | 883
«Неспящие» в Хабаровске: поездной диспетчер
Поездной диспетчер (ДНЦ) Евгений Шкуратов на рабочем месте

В переводе с французского слово «дежурный» означает «неспящий». В Хабаровске, который с самого основания является логистическим, военным, административным и промышленным центром региона, дежурных много. Название должности у них разное, но суть одна: днем и ночью, в праздники и будни в хорошо защищенных помещениях работают специально обученные люди и с помощью современных средств связи следят за состоянием своего участка работы. И в случае необходимости принимают меры.
Сегодня мы начинаем публиковать серию материалов о диспетчерах Хабаровска.

Здесь не слышен стук вагонных колес, но…

В окнах 9-этажного здания на углу улицы Калинина и Уссурийского бульвара с вывеской «Дальневосточная дирекция управления движением - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» по ночам никогда не гаснет свет. Здание особо режимное: сюда даже не всякий железнодорожник имеет право войти, и это не чья-то прихоть: здесь как на ладони видна вся экономическая жизнь огромного региона.

Смена поездного диспетчера, для краткости именуемого аббревиатурой «ДНЦ», длится 12 часов - с 8 утра до 8 вечера. Или с 8 вечера до 8 часов утра.

Здание построили в начале нулевых годов, и тогда же собрали сюда весь диспетчерский аппарат из Владивостока, Тынды и других отделений ДВЖД. Раньше диспетчеры руководили движением с отделений дороги, а с развитием современных систем связи и централизованной блокировки управление дорогой длиной около 7 тысяч километров сосредоточилось в этом здании. В Хабаровск тогда с отделений перевезли диспетчеров, дали им квартиры.

… Поставив на закрытой для посторонних машин парковке свой автомобиль, поездной диспетчер Евгений Шкуратов поднимается в кабинет на 8 этаже, принимает смену от коллеги, знакомится с обстановкой, участвует в планерке, получает задание…

- В диспетчерском центре я работаю с 2005 года, - рассказывает Евгений Васильевич. - Сам я родом со станции Сковородино Забайкальской дороги, там окончил школу, начал работать монтером пути, после армии отучился и стал помощником машиниста электровоза. А потом как-то пригласили меня на экскурсию в отделение дороги, к поездным диспетчерам. Считалось полезным (и это так!), чтобы машинисты и их помощники видели работу диспетчеров, потому что трудимся в единой технологической связке.
Потом Евгений Васильевич окончил наш университет путей сообщения, факультет управления движением, два года работал дежурным по станции Ковали - это около Сковородино, там рядом тоннель Транссиба. Потом стал поездным диспетчером Сковородинского отделения Забайкальской дороги, затем поездным диспетчером в Свободном, начальником станции и уже затем в Хабаровск приехал..
Зона ответственности диспетчера Шкуратова - 308 километров от Волочаевки-2, то есть от главного хода Транссиба, до станции Мылки в Комсомольске. 21 станция, из них 16 станций на диспетчерском управлении, то есть в его ведении. Сейчас на линии под его ответственностью движется 35 грузовых поездов и 2 пассажирских. И при этом движение осуществляется по однопутному участку.

- Заступая на смену, - продолжает Евгений Васильевич, - знакомлюсь с дежурными по станциям: кто работает, кто заступил на смену, заводится циркулярный приказ - и за дело. Определяется поездная обстановка, положение на станциях, необходимость в маневровых работах, закрепление грузов, наличие местного груза. Грузы, идущие на восток, к порту Ванино и далее через паромную переправу - это жизнеобеспечение для Сахалина. Есть и грузы, которые через порт Ванино направляются в другие регионы ДФО, а также на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Поскольку в Сахалинском регионе в разгаре реконструкция рельсового пути (он «перешивается» с узкой японской колеи на общесетевую, широкую), туда с «материка» идет большая отгрузка рельсошпальной решетки.

Узнает он их по голосам

На рабочем столе у Евгения Шкуратова четыре монитора, на них десятки тонких разноцветных «ниток» поездов. Видна диспетчерская обстановка на станциях - формирующиеся поезда, стрелки, семафоры, сигналы.

- На станциях мы и готовим поезда, и отправляем, принимаем составы. Сейчас поток грузов растет, и если рост будет продолжаться, то, по моему мнению, надо будет делать двухпутные «вставки» рельсов на нашем однопутном участке, перед затяжными подъемами, чтобы ускорить движение, - считает Евгений Шкуратов.
Не прерывая разговора, Евгений Васильевич щелкает курсором «мышки» на одну из «ниток» грузового поезда, проследовавшего станцию Хевчен. На экране раскрывается «окно» поезда 2354. Компьютер «докладывает»: поезд отправился со станции Волочаевка-2, по станции Сельгон была произведена смена локомотивной бригады (там находится дом отдыха локомотивных бригад), и «свежая» бригада управляет трехсекционным локомотивом 3ТЭ10УК, в составе которого 54 вагона, назначением Комсомольск, Ванино, Совгавань, и 4 вагона на Сахалин. Машинист из Комсомольского эксплуатационного депо Гноевой, на работе бригада находится три с половиной часа. Контроль необходим для того, чтобы не было превышения норматива рабочего времени. Сейчас поезд приближается к 21 разъезду. С машинистом у диспетчера поездная радиосвязь.
Евгений Шкуратов нажимает одну из бесчисленных кнопок нескольких селекторов и говорит в микрофон:

- 2354, машинист Гноевой 21 разъезд. Ответьте. ДНЦ Шкуратов!

- Я машинист 2354, ответил, - доносится из динамика.

- Как погода у вас, все ли в порядке?

- Все в порядке, снега по 21 разъезду нет, - отвечает машинист.
Евгений Васильевич поясняет, что кроме коротковолновой связи есть дублирующая УКВ-связь, ее включают, когда на станциях ведутся маневровые работы, чтобы в эфире не мешать другим.
Практически всех машинистов Комсомольского депо он знает и по голосу, и лично - встречаются на ежегодных общих собраниях коллектива депо в городе юности, общаются. Это помогает лучше управлять движением. А во время поездки заодно освежается в памяти профиль пути от Волочаевки-2 до станции Мылки, где подъем или спуск, где ровный профиль.
Пока мы разговариваем с поездным диспетчером, из динамиков непрерывно раздаются голоса: дежурные по станциям докладывают о ходе работ, о прибытии составов, просят разрешения отправить поезд. Каждую минуту - несколько докладов.
Неудивительно, что даже обед у диспетчеров на рабочем месте, для этого рядом находится комната приема пищи, где есть холодильник, микроволновка, плитка, чайник, посуда. Хотя в здании диспетчерского центра есть и столовая.
Огромный поток информации, мгновенное принятие решения и высочайшая ответственность - вот что такое работа поездного диспетчера, элиты железнодорожников. И поощрениями движенцев не обижают. У того же Евгения Шкуратова, как одного из лучших диспетчеров в своей смене, их немало. Но одна из самых дорогих - именные часы. Еще с царских времен часы являются символом точности и четкости движения на сети дорог.
На другом этаже располагается еще один центр управления: в огромной комнате с гигантским монитором во всю стену работает множество специалистов. На столах и на стенах - десятки экранов поменьше.
Большие круглые циферблаты часов на стене показывают время: Хабаровск, Иркутск и так далее, до Москвы. На главном рабочем месте у самого большого пульта - старший диспетчер Валерий Свидетелев.

- Моя задача - координировать действия с диспетчерским аппаратом, оказывать помощь в решении разных проблем. В общем, это центр взаимодействия, то есть кроме меня, движенца, остальные - представители смежных служб: пути, систем централизованной блокировки, вагонники, ревизоры по безопасности, энергетики и другие.
Словом, все, кто участвует в перевозочном процессе. Таких служб ровным счетом девять. И мы в нашем центре можем более оперативно реагировать на различные условия перевозочного процесса, на возможные отказы технических средств.
Валерий Свидетелев родился на бамовской станции Эворон. Свою железнодорожную карьеру начинал на БАМе, дежурным по разъезду Мони.

- Сейчас вырос грузопоток и по Транссибу, и по БАМу. На 20% произошло увеличение за последние несколько лет. В таких же темпах растет поток грузов и через стыковую станцию Хани. И мы, железнодорожники, довольны: есть груз, значит, есть работа, - считает Валерий Викторович.

Геннадий ВЕДЕРНИКОВ.
Фото автора.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей

17.04.2024 10:14
ВТБ: недельный объем выдач IT-ипотеки превысил 2 млрд рублей

17.04.2024 10:00
ВТБ начнет выдавать электронные удостоверения-карты «СВОи» ветеранам боевых действий

17.04.2024 09:28
В Москву на выставку нужны экскурсоводы

17.04.2024 09:17
Строится детсад на «Ореховой сопке»

17.04.2024 09:10
Пять скверов лидируют в голосовании

17.04.2024 08:10
22 апреля - День Земли



24.01.2024 09:36
Катание на собачьих упряжках и… пальмы на льду
Если жители Переяславки в минувшие выходные встречали на улицах поселка и в его окрестностях человека в яркой спортивной одежде, то они точно знали, что это участник соревнований по зимнему плаванию.

04.01.2024 01:29
Год семьи в Хабаровске встретили с размахом! И праздник продолжается
Год семьи в Хабаровске встретили весело, под звуки фейерверков и, как всегда, традиционно, по-семейному. Самый главный, долгожданный праздник каждый, как водится, провёл с близкими, дорогими людьми.

Поздравления, подарки, подведение итогов, планы на будущее – было всё. Каждая семья собралась за праздничным столом и, послушав послание президента, торжественно подняла бокалы.