От Ванино до Лидоги асфальт уже увидели

24.04.2012 | Специальный репортаж | 5м. 40 c. | 606
От Ванино до Лидоги асфальт уже увидели
Дорога Лидога - Ванино с высоты полёта вертолёта

До 77-го километра автодороги Лидога - Ванино губернатор Хабаровского края добрался всего за неполных два часа. Это рекорд, впрочем, легко объяснимый тем, что летели на вертолете. На самом же деле, как говорят водители, от Ванино до Хабаровска можно сегодня проехать за 14 часов, если не очень жалеть машину. Через два года, со сдачей дороги в полный асфальт, это время сократят, видимо, в два раза. Вячеслав Шпорт, посетив Лидогу - Ванино с инспекционной проверкой, убедился, что это реально.

Строители, а за участок с 61-го километра по 193-й «Лидоги» отвечает «Дальспецстрой», наверное, специально решили пора­зить реальностью автодорожных перспектив, высадив десант правительства края в районе уже готового асфальтового полотна. Действительно, еще на подлете, когда среди сопок и дикой тайги в иллюминаторе вертолета появилась новая трасса, это было так же неожиданно и красиво, как встретить уссурийского тигра в центре Хабаровска.

Такое же блестящее гудроном впечатление оставила и сама уже одетая в асфальт трасса. Этот участок «Дальспецстрой» сдал в октябре прошлого года. Но до и после него работы еще идут. Поэтому скорость инспекционного проезда была разной. Вначале - гравийка, 60 километров в час, потом пошли участки, на которых непосредственно «Дальспецстрой» строит - скорость резко снижается до 40, потом до 20 и 10 километров в час. И вдруг машина посреди тайги вырывается на асфальт. Впечатление, что ее перенесли на федеральную трассу где-то в районе Москвы - идеальное полотно. Скорость взлетает до 120 километров.

- Я такой дороги и в Хабаровске уже не помню, - говорит водитель.

- У «Дальспецстроя» на дороге лучшее качество, - говорит Владимир Быченко, министр промышленности и транспорта правительства края. - У нас, как заказчика, претензий нет. Вы сами видите, - говорит он губернатору, - среди тайги автобан построили.

Победителей доят

Строители же, пользуясь случаем, «жалуются»:

- У нас сегодня не все мощности задействованы, - говорит Альберт Хакимов, главный инженер ФГУП «Дальспецстрой», - нужен новый фронт работ на этой трассе.

Что касается мощностей, то «Дальспецстрой» перекинул сюда оборудование и рабочих, еще вчера обустраивавших саммит в Приморье. И это показательно, приморцы на объектах своего многомиллиардного саммита уже даже своих строителей загрузить не могут. Что уж говорить про хабаровских, амурских, сахалинских. Сегодня очень многие из них ищут новое применение сил, накопленных благодаря саммиту. Лидога - Ванино в результате приобрела «неожиданную» популярность.

Что касается «Дальспецстроя», то он зашел сюда «как все», выиграв конкурс, предложив лучшую цену и пообещав качество. Хабаровчане, наверное, представляют, как продают картины на «Сотбисе»: «Лот номер один - Рембрандт, - объявляет ведущий аукциона, - начальная цена миллион долларов, кто больше?» С дорогами все наоборот: лот номер 1 - участок автодороги Лидога - Ванино 61-107 километр - 1,5 миллиарда рублей, кто меньше? Кто меньше предложит потратить бюджетных средств на обустройство участка, тот и выиграл.

А выиграв конкурс, компания, если она отвечает за свои слова- дела, завозит на участок технику и людей. Казалось бы, бери и строй. Но проблема в том, что участок - посреди тайги, рядом нет ни одного производства стройматериалов.

- Гравий берем здесь рядом, в 169-м карьере, - говорит Альберт Хакимов. - Взрываем, передрабливаем и получаем кубовидный щебень. На этой дороге скалы достаточно, но совсем нет песка. Поэтому мы приобрели дробилку с высоким коэффицентом дробления. На следующий год получим песок, как отсев дробления, и проблем с асфальтом не будет.

Чтобы получить асфальт, нужно построить посреди тайги маленький асфальтовый заводик. Возить асфальт из Хабаровска можно с тем же экономическим эффектом, что и на Марс. Но в любом случае возить приходится, как минимум, битум. А вот песок лучше бы получить на месте.

В общем, у «Дальспецстроя» сегодня на трассе работают свой асфальтовый заводик, щебнедробилки и все остальное оборудование, позволяющее строить трассу, перерабатывая в стройматериалы близлежащий рельеф местности.
Где деньги, Зин?

Еще один перелет на вертолете, и следующий участок, на котором работает основной конкурент по лотам (не Рембрандта ради, а дороги для) - компания «Дальмостострой». Ее гендиректор Федор Глушков губернатору докладывает: планируем в июле-августе класть асфальт на 70-76 километре и в сентябре закончить. 77-82 километры уже в асфальте (выглядят с точки зрения автомобиля не хуже, чем у конкурентов).

И вообще о качестве и скорости работ на дороге Лидога - Ванино должны говорить водители. При виде губернатора одна из случайно проезжавших по дороге машин остановилась.

- Как вам новая трасса?

- Что-то нереальное. Ехали туда (в Ванино) - еще ничего не было. Обратно - асфальт, разметка. Только постов ГИБДД не хватает посреди тайги.

Не стесняясь видеокамер, водители говорят, что на трассе «Лидога - Ванино» от тряски обычно «мозги по лобовому стеклу растекаются». А теперь на отдельных участках «глаза на лоб выскакивают». От счастья, видимо.
О качестве работы «Дальмос­тостроя» можно сказать кратко. Во-первых, на своем участке компания спрямила «Лидогу - Ванино» на 1,5 километра, сэкономив время водителя и бюджетные средства на строительство. Во-вторых, как сказал Федор Глушков, 6 километров этого участка сделали за три месяца и теперь остались без работы. Строители ждут, когда уляжется грунт. И это - правильные строители! Неправильные кладут асфальт сразу. Положили, получили бабло и уехали. А потом водители удивляются: чего-то это асфальт взбился или проямился.

Специалисты, что из «Дальспецстроя», что из «Дальмостостроя», по этому поводу были, несмотря на конкуренцию, единодушны: есть технология - нужно положить под асфальт гравийную подушку в несколько слоев. Нужно дать ей отлежаться, желательно под нагрузкой. Поэтому их бригады стоят и ждут.

- Каждая дорога дороге рознь, - говорит Федор Глушков. - И даже километр с километром, которые стоят встык, по условиям работ, не сходятся. Поэтому, когда спрашивают, сколько стоит построить километр дороги, я говорю - смотря какой километр. На одном участке может быть 6 мостов, на другом таком же шестикилометровом - уже два.

На участке лота «Дальмостостроя» есть Барбасинский перевал. Его водители называют страшным, «чертовым» и просто опасным. В общем, он им не нравится - подъемы с поворотами и гололед зимой. Если чуть-чуть занесет дальнобойщика, юзом пойдет, и в лучшем случае закрыта дорога до прихода трактора. Сегодня водителям «везет» - рядом работают строители «Дальмостостроя», могут послать технику. Завтра их не будет. Зато дорога будет похожа на автобан.

- С предприятиями, которые сегодня работают на дороге, - говорит Вячеслав Шпорт, - мы проговаривали именно эти вопросы - технологические: сколько слоев подушки укладывают, какого качества стройматериалы, какой асфальт… Поэтому и уверены - наши местные подрядчики строят дорогу так, как и во всем мире. Претензий по качеству к ним нет. Мы проехали по асфальтовому покрытию на скорости 120 км/час. Хотя это не главный критерий, нужно дорогу оценивать будет через год. Но сегодня такую ровную трассу даже не везде в Хабаровске или в Комсомольске встретишь.

Причем эта дорога несет не только социальное значение - дает возможность людям быть связанными с краевыми центрами. Ванино - это конечная точка БАМа.

- Сдадим «Лидога - Ванино», - говорит Вячеслав Шпот, - грузопоток по ней вырастет в тысячи раз. Появится новая экономическая артерия в крае.

Бум

Вячеслав Шпорт осмотрел на самом деле не самые красивые, а самые сложные участки дороги «Лидога - Ванино». У строителей здесь нет больших проблем. Мощности набраны, люди работают, в том числе производят асфальт посреди тайги. Сейчас самое главное, считает губернатор, - не останавливаться. То есть не допустить перерыва в финансировании. Чтобы строителям не пришлось срываться с места на другой объект.

Привычная, впрочем, проблема. Краевая доля финансирования по этому году уже полностью закрыта - край свои миллионы рублей на дорогу отдал. Строители говорят: ждем федеральное финансирование. Рассчитываем на него хотя бы в мае, ведь в прошлом году деньги пришли только в конце июля.

Получается чисто «конкурсная» экономика: край дает деньги в начале года, затем подрядчик работает за свой счет в ожидании федеральных денег. И строит.

- Мало построить дорогу, - говорит Вячеслав Шпорт, - нужно еще вокруг нее создать инфраструктуру. Сегодня с трассы можно позвонить только по спутниковому телефону, нет здесь ни заправок, ни кафе. Поэтому мы, не дожидаясь окончания строительства трассы, уже ведем переговоры со связистами, чтобы поставить передающую мачту. Необходимо создать здесь условия для бизнеса, чтобы он открыл свои кафе, пункты ремонта автомобилей, автозаправки.

- Сложность в том, что дорога идет по безлюдной территории, - говорит Вячеслав Шпорт, - здесь нет населенных пунктов, в которых можно было бы развивать такую инфраструктуру. Поэтому мы, совместно с районными властями, должны создать условия, чтобы предпринимателям было интересно работать здесь.

А водителям не нужно было бы брать с собой запас топлива и бутербродов и ехать не 14 часов, а 6-8 от Хабаровска до Ванино.

Автор: Виктор ИлЬИНЫХ. Фото В. СПИДЛЕНА.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



24.01.2024 09:36
Катание на собачьих упряжках и… пальмы на льду
Если жители Переяславки в минувшие выходные встречали на улицах поселка и в его окрестностях человека в яркой спортивной одежде, то они точно знали, что это участник соревнований по зимнему плаванию.

04.01.2024 01:29
Год семьи в Хабаровске встретили с размахом! И праздник продолжается
Год семьи в Хабаровске встретили весело, под звуки фейерверков и, как всегда, традиционно, по-семейному. Самый главный, долгожданный праздник каждый, как водится, провёл с близкими, дорогими людьми.

Поздравления, подарки, подведение итогов, планы на будущее – было всё. Каждая семья собралась за праздничным столом и, послушав послание президента, торжественно подняла бокалы.