Почему сойку называют «лесным полицейским»

09.04.2021 | Специальный репортаж | 6м. 8 c. | 300
Почему сойку называют «лесным полицейским»
Особенный интерес у посетителей вызвал мастер-класс от Андрея Самынина по изготовлению глиняных медальонов с изображением петроглифов

На днях в доме культуры села Троицкое Нанайского муниципального района царило шумное веселое оживление. В гости к жителям приехали сотрудники Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова. Да не с пустыми руками - они привезли с собой экспонаты. Как самые настоящие, так и, как они сами их называют, «трогательные» - точные копии, которые можно подержать в руках.

Местные взрослые и ребятишки (сюда также привезли и школьников из соседнего села Джари) не только внимательно ознакомились с передвижными выставками «Великое амурское дело» и «У колыбели истории».

Специалисты музея приготовили для посетителей увлекательнейшие мастер-классы и игры, вызвавшие неподдельный интерес. 

Так, ребята узнали, почему сойку называют «лесным полицейским» (оказывается, при любом переполохе она поднимает тревогу, крича «уиу-уиу», совсем как полицейская сирена).

И для чего у самцов птиц более яркое оперение, чем у самочек (это и так ясно - пустить пыль в глаза «дамам»).

Поиграли в «Краеведческое лото», смогли своими руками сделать игрушку из фетра, «весеннюю птицу» и даже собрать глиняную посуду из «старинных» черепков (как раз те самые, «трогательные» экспонаты).
Но особенный интерес у присутствующих вызвало изготовление медальонов из глины с изображением петроглифов.

Ничего сложного - глиняный шарик аккуратно сплющивается ладонью в лепешку, на нем оставляют оттиск изображения петроглифа с помощью готового шаблона, а затем, по желанию, почти готовый медальон украшается по бокам резьбой специальной гребенкой. Остается дать ему высохнуть.

- Я в полном восторге! - улыбается семиклассница Юля. - Пока не знаю как, но собираюсь в дальнейшем делать подобные вещи из глины. И дарить потом знакомым.

К слову, чтобы изготовить петроглиф из камня древним способом, высекая изображение также камнем, оказывается, нужно совсем не так много времени, как может показаться на первый взгляд.

Например, по признанию научного сотрудника музея Андрея Самынина, свой первый петроглиф он выбил всего за пару недель.

- К сожалению, сегодня такое бывает, что символы прошлого, которые для кого-то что-то значили, сейчас не более чем красивый рисунок, - добавляет Андрей Самынин. 

- Поэтому изначально цель нашего проекта - это повышение интереса к истории края, плюс доступность уникальных природных, исторических и культурных экспонатов.

Нанайские мотивы

Сами же местные жители, представители коренных малочисленных народов Севера, с горечью отмечают, что главная проблема нанайцев сегодня - это то, что носителей национальной культуры, в частности языка, в Троицком можно по пальцам пересчитать.

- Ни дети, ни тем более внуки нашего коренного населения не могут разговаривать на своем родном языке, - сетует житель Троицкого, руководитель народного фольклорного ансамбля «Илга дярини» Таисия Киле.  

- Потому что дома все разговаривают на русском. Языкового навыка нет. Несмотря на то, что в школе нанайский преподают, сегодня они выучили, а завтра забыли.

Родители Таисии Киле, по ее словам, еще говорили между собой на родном языке, а с ними, тогда еще детьми, больше на русском. Как-то в советское время нанайский язык начал отходить на задний план.

Носителями языка сегодня остались лишь представители старшего поколения. При этом женщина уверена - восстановить данный пробел можно, если создать какие-нибудь кружки, заинтересовать детей в изучении языковых навыков.

- Проект национального кружка только-только запустили, - рассказывает Таисия Киле. - Успели провести два занятия, как началась пандемия.

Возможно, все возобновится. Кроме того, у нас есть кружок вышивания с национальным уклоном, вырезания по дереву, танцевальный. А для взрослых - наш вокальный ансамбль.

Сам же фольклорный ансамбль имеет как старый репертуар, так и новый, хотя с последним дела обстоят посложнее.

Таисия Киле говорит, что мало сегодня поэтов, пишущих на родном языке. Но все не безнадежно, мало-помалу, репертуар все-таки, пополняется. Несмотря на это, тексты песен сегодня приходится переводить зрителю, чтобы те понимали, о чем она.

К слову, ансамбль, которому исполнилось 35 лет, везде воспринимают на ура. И в родном районе, и на выездах. А между прочим, «Илга дярини» гастролировал не только по краю, но и на западе страны, и за границей, в частности, выезжал в Китай.

Шаманы - верить или нет?

Лично меня всегда интересовали этнические особенности тех или иных народов. Поэтому я не могла не спросить у собеседницы: действительно ли шаманы (которые, кстати, существуют до сих пор!) обладают какой-то особенной силой, способностями?

- Раньше, когда не было медицины, наши люди обращались к знахарям, к шаманам, - говорит Таисия Киле. - И, действительно, лечили, проводили обряды исцеления.
Бубном, песни специальные пели. Кроме того, шаманы провожали в путь иной, когда человек умирал. Вот у нас в Найхене живет сегодня женщина-шаман.

Шаманом может быть как женщина, так и мужчина, в этом деле нет гендерного неравенства. При этом им может стать далеко не каждый. Собеседница объясняет, что способности к шаманству передаются сугубо по наследству. Предки как бы передают свои знания потомкам через… сон.

- Во сне выкладывается информация, которую будущий шаман может потом использовать, - продолжает Таисия Киле,  - что надо делать в том или ином случае.

К слову, о потомках. Собеседница с гордостью рассказывает о своей двенадцатилетней внучке Ане. Говорит, по-нанайски она разговаривает лучше, чем бабушка (то есть сама Таисия), чем изрядно ее удивила. Потому что у нее это заложено природой, считает бабушка.

- Я просто дала ей текст, - говорит Таисия Киле. - И она его прочла. Да так чисто! Просто поразила. Правда, на следующий день она его уже забыла. Но способности явно есть. И их нужно развивать.
Не забывают нанайцы и национальные игры. В праздничных мероприятиях обязательно происходит перетягивание каната (да, да, это нанайская игра!), перетягивание специальных палочек, прыжки через нарты, канат (причем это надо сделать из положения сидя на корточках, что весьма сложно).

Всё функционально

У любого шамана в «арсенале» - специальная одежда. На халате, помимо традиционной вышивки, нанесены изображения духов-покровителей. В каждом данном случае духи эти разные, зависит от того, кто именно «благоволит» шаману. Остальная атрибутика также выглядит весьма фактурно:

кожаный бубен (куда ж без него), хамуз. А еще специальная ритуальная стружка, которую надевает на голову помощник шамана, чтобы отгонять злых духов во время обрядов захоронения, когда шаман входит в транс и связывается с иными мирами. Но в современном мире настоящих нанайских шаманов очень и очень мало.

У молодой сотрудницы местного краеведческого музея Нанайского муниципального района Галины Оненко имеется своя версия, почему же так происходит. И дело даже не в том, считает девушка, что в шаманах сегодня отпала острая необходимость.

- Кто-то чего-то говорил, что души предков приходят к ним во сне, чего-то хотят, требуют, - вспоминает Галина. - Но, видимо, они просто не принимают дар. То есть вполне возможно, что шаманов сегодня гораздо больше, просто люди не знают о том, что у них есть способности.
Традиционная одежда нанайцев тесно связана с развитием этого народа. В ней находят отражение национальные особенности этого народа.

Через украшение одежды, вышивку нанайцы выражают свои эстетические вкусы и традиции. Дизайн сложился в глубокой древности и менялся на протяжении веков. При этом современная национальная одежда нанайцев сохранила свой особый колорит. 

- В каждом стойбище дизайн одежды, несмотря на общий покрой, различался в деталях, - рассказывает Галина Оненко.  - Ни у кого не было одинакового костюма. Разный орнамент, разная цветовая гамма.

Сэвэнов нужно кормить

Издревле нанайцы славились мастерством. Помимо нужных в любом хозяйстве вещей (одежды, домашней утвари) обязательно изготавливались сэвэны. Это такие деревянные фигурки зверей и людей, идолы, изображавшие духов. Они могли быть как совсем маленькими, которые можно носить на шее в качестве амулетов-оберегов, так и большими, которые устанавливали либо в доме, либо под открытым небом. Внешний вид сэвэна определялся шаманом, он приходил к нему во сне.

- Каждый такой идол отвечал за что-то свое, - объясняет Галина Оненко. - А еще в каждой семье в жилище был свой, родовой сэвэн. Изготавливался индивидуально для каждой семьи. Вырезал его из дерева отец семейства.
Его кормили (как у русских принято угощать домового), оберегали, относились к фигурке с почтением. А он, в свою очередь, был призван охранять жилище и его обитателей от болезней и других невзгод.

- Мы своего, музейного тоже кормили, - продолжает девушка. - А вообще мне всякое про него рассказывали. Кто-то слышал, как он ходил. Подруга говорила, что слышала шаги. Как будто кто-то стучит деревяшками: тук, тук, тук… И знаете, у меня нет оснований ей не верить.
Вообще же в краеведческом музее Нанайского муниципального района более четырехсот экспонатов. В тесном деревянном одноэтажном здании, само собой, все не умещаются. Основной фонд хранится на складе. Время от времени выставка обновляется - место одних экспонатов занимают другие. Но сотрудники музея все же мечтают о расширении пространства.

Тем более что он пользуется достаточной популярностью и у местного населения, и, само собой, у приезжих гостей. Ведь историю (особенно своего народа) нужно не только знать, но и уметь бережно хранить.
Да, и еще. Мы уже собрались в обратную дорогу, домой из гостеприимного района. Но едва только загрузились в автобус, откуда ни возьмись на ясном прежде небе появилась черная туча. По крыше громко застучали градины размером с хорошие горошины. Словно район не хотел нас отпускать. «Ну, вот и нашаманили!»  - дружно решили мы.

Юлия ВОЛКОВА.
Фото автора.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей

17.04.2024 10:14
ВТБ: недельный объем выдач IT-ипотеки превысил 2 млрд рублей



24.01.2024 09:36
Катание на собачьих упряжках и… пальмы на льду
Если жители Переяславки в минувшие выходные встречали на улицах поселка и в его окрестностях человека в яркой спортивной одежде, то они точно знали, что это участник соревнований по зимнему плаванию.

04.01.2024 01:29
Год семьи в Хабаровске встретили с размахом! И праздник продолжается
Год семьи в Хабаровске встретили весело, под звуки фейерверков и, как всегда, традиционно, по-семейному. Самый главный, долгожданный праздник каждый, как водится, провёл с близкими, дорогими людьми.

Поздравления, подарки, подведение итогов, планы на будущее – было всё. Каждая семья собралась за праздничным столом и, послушав послание президента, торжественно подняла бокалы.