Быть близкими, сохраняя вынужденную дистанцию

Быть близкими, сохраняя вынужденную дистанцию

Сколько изменений в привычный распорядок жизни абсолютно каждого из нас внесла пандемия коронавируса! Вот и вынужденно продленные каникулы в школах плавно перешли в стадию дистанционного обучения. И, кажется, такая форма занятий застала всех врасплох.

Так ли уж ново - новое?

- На самом деле это не так! - утверждает заместитель мэра Хабаровска по социальным вопросам Елена Лагошина
 - Для нас такая форма обучения абсолютно не новая. Более того: эта норма действует в Законе об образовании достаточно давно, все подзаконные акты в виде приказов тогдашнего министерства образования и науки (ныне - Министерства просвещения Российской Федерации) подробно регламентируют эту деятельность.
Самое главное - то, что мы эту форму обучения в Хабаровске применяем. К примеру, можно привести самый близкий по времени февральский пример нынешнего года. Наверняка все помнят, что мы тогда попали в достаточно сложную эпидемиологическую ситуацию по ОРВИ и гриппу. В городе в связи со значительным превышением эпидемического порога было закрыто 15 школ из 71 (почти пятая часть образовательных организаций!), закрывалось множество классов. Напомню, что на такую меру необходимо идти при превышении эпидпорога на 20 процентов. И педагоги взаимодействовали со своими учениками, как мы говорим, в «дистанте».
Эта же процедура практикуется для детей, которые находятся на длительном лечении. Причем она применяется уже очень давно. В основном эта деятельность сосредоточена в краевом центре образования, который находится в ведении краевого минобрнауки.
Когда наши педагоги проходят повышение квалификации, у них регулярно предусмотрен блок, посвященный именно дистанционной работе. Этому учат специально, и соответствующие навыки у учителей есть. Методическая база просто огромна! Есть, например, такой ресурс, как Российская электронная школа, где сосредоточены и методики, и видеоуроки, и аудиоуроки. Их там боле 120 тысяч. И это далеко не единственная интернет-платформа.
- Но одно дело - быть теоретически готовым работать дистанционно, и совсем другое - оказаться в ситуации тотального перехода на такую форму обучения…
- У нас есть школы и педагоги, которые давно работают на цифровом образовательном ресурсе ЯКласс (www.yaklass.ru), это сколковская разработка. Есть приверженцы интерактивной образовательной онлайн-платформы Учи.ру (https:/.uchi.ru), где идет подготовка «олимпиадников».
Ребятам, работающим на продвинутом уровне, эти ресурсы дают очень много, а учителям помогают совершенствоваться в своем деле - у нас ведь есть настоящие педагоги-«звезды», ученики которых побеждают на олимпиадах самого высокого уровня, получают максимальные баллы по ЕГЭ, поступают в ведущие вузы края и страны. Некоторые платформы были платными, и работа на них шла по согласованию между родителями и педагогами, и многие рассматривали их использование как своеобразное инвестирование в образование и в профессию.
Если ребенок мотивирован учиться, если таковы приоритеты в семье, где он растет, то ученик берет для себя все необходимое в любой ситуации: не только в классе, но и используя не только все дополнительные возможности, но и такие вынужденные, как сейчас.
Но сегодня возникла некая новая реальность, когда мы должны использовать для обучения школьников те возможности, которые есть. Дистанционное обучение стало общей необходимостью.

Не можешь изменить ситуацию?

- И тут все просто растерялись!
- Я не стала бы этого утверждать. Дети - очень мобильны при погружении в любую новую ситуацию. Они очень быстро сосредоточились и выбрали те площадки, на которых им интересно работать. Я не оговорилась: многие учителя при выборе платформ, на которых они планируют проводить занятия в режиме онлайн, советовались с детьми. Выясняли, где им удобнее. Ведь возможностей масса: есть ZOOM, есть Skype, есть Google Classroom и другие площадки. Они просты в использовании, некоторые из них могут объединять до ста человек.
- На площадке ZOOM, к примеру, можно практически провести полноценный урок - бесплатное время пользования этим ресурсом составляет 40 минут…
- Однако при всем этом существует одно большое «но». Согласно СанПиНам, существуют четкие требования к количеству времени, которое ребенок может провести на уроке в онлайн-режиме. Для учащихся 5-7 классов это 15 минут подряд, 7-9 классов - 20 минут, 10-11 - полчаса.
Для примера возьмем среднестатистический 7 класс. У ребят там от 13 до 19 предметов. В соответствии с санитарными нормами, он в течение дня может работать в режиме онлайн в общей сложности 1,5 часа, остальное - в оффлайн.
К примеру, по расписанию у него сегодня семь уроков. Три из них могут пройти в режиме онлайн, четыре - в режиме оффлайн. Могут и все уроки проходить в оффлайне плюс - некий отрезок времени в онлайн-режиме, который классный руководитель использует для решения каких-то организационных вопросов. Обязательного требования проводить какое-то конкретное количество времени в онлайне не существует.
Одно из главных условий работы на «удаленке» - это идентификация учащегося. Педагог при получении обратной связи должен понимать, что на другом конце условного «провода» был именно ученик, а не его старший брат или отец, который всё за него сделал. Выяснить это на самом деле несложно. В режиме привычных занятий и домашних заданий учителя в таких вопросах хорошо разбираются.
- Насколько доступна для хабаровских школьников учеба с помощью Интернета?
- Перед тем как переходить на какие-либо платформы, мы изучили, какими девайсами располагают наши дети. В Хабаровске почти 29 тысяч - начальное звено, среднее и старшее звено (5-11 классы) - чуть больше 35 тысяч человек. 90 процентов из них имеют компьютер, планшет, ноутбук, смартфон, смарт-часы, а у некоторых есть и не по одному гаджету с выходом в Интернет, на любую площадку, на которой будет проводиться урок. Зайти на тот же «дневник.ру» и скачать домашнее задание можно с любого девайса!
Мы также исследовали сами возможности выхода в Интернет, какие провайдеры предоставляют его. Выявилось пять лидеров: «Ростелеком» (около 10 тыс. пользователей), «Билайн» (около 6 тыс.), МТС и ТТК (по 5 тыс.), «Рэдком» (около 4,5 тыс.). И далее по убывающей - другие компании. Для нас это очень важно: с 6 апреля мы начали работу и постепенно поймем мощности операторов, ведь крайне необходимо убедиться, что Интернет устойчив, не «лег».

Как будем контролировать учёбу?

- Если основная часть занятий будет все-таки проходить в режиме оффлайн, то как же можно контролировать образовательный процесс?
- С помощью ресурса «дневник.ру». Это и наш классный журнал, и классная доска - эдакая электронная «версия» школы. Зайти туда может любой родитель, любой ученик. Там есть «стены» классов - с расписанием, со ссылками на активные IT-адреса, откуда можно скачать нужный материал.
Допустим, учитель выбрал площадку ZOOM. Он размещает там расписание, и ученик видит, что, скажем, по предмету «русский язык» нужно скачать, используя код (он предоставляется), такое-то задание, такие-то видео-, аудио- и прочие материалы и к определенному сроку направить через тот же ZOOM учителю. Это можно сделать через WhatsApp или любой другой удобный ресурс.
Единственное, о чем мы договорились с учителями, - так это о том, чтобы в школе использовалось не больше двух платформ. Чтобы все-таки не приходилось по каждому из более чем десятка предметов разбираться с разными ресурсами - в общей сложности наши учителя выбрали для себя их 46! Незачем запутывать и детей, и родителей всем этим многообразием.
- Как это работает?
- Скажем, по «дневнику.ру» можно видеть количество посещений: можно отследить, сколько раз туда зашел пользователь, и будет понятно, насколько ребенок активен. И учитель может сделать определенный вывод и позвонить ученику и напомнить о необходимости выполнить то или иное задание по предмету, узнать, какие возникли вопросы.
- Но не будем забывать о тех 10 процентах хабаровских школьников, которые доступа к девайсам и Интернету лишены!
- Они находятся в сложной жизненной ситуации. А дети с ограниченными возможностями здоровья, которые учатся в школе по коррекционной программе? К ним - безусловно, у педагогов особый подход, и он в работе. У нас есть школы № 39, 70, где таких детей больше всего. С этими ребятами работают по индивидуальному учебному плану.
На сегодня есть уже некоторые результаты. К примеру, мы выяснили, что если изначально о наличии девайсов заявило 90% учащихся, то 6 апреля включились в работу дистанционно уже 96% детей. Из 4% не все дети не имеют компьютеров, планшетов или телефонов. У части ребят просто возникли проблемы с Интернетом. И лишь небольшое количество учеников могут сегодня осваивать программу по индивидуальному плану. Для таких ребят учителя приготовили печатные пакеты с объяснением тем, тестами и заданиями. И, конечно, сегодня мэрия прорабатывает вопрос о возможности обеспечить необходимыми девайсами и таких школьников.
- Но как это возможно, когда привычный контакт отсутствует по объективным причинам?
- Учителя у нас и этот вопрос продумали. Все-таки телефонная связь есть с каждым ребенком - мы учли не только сотовые, но и стационарные телефоны. Повторюсь, что детям с особенностями будут формироваться индивидуальные пакеты заданий, где четко будет прописано, какой материал надо изучить, и об этом будет сообщено самому ребенку или родителям. Затем можно прийти в школу и получить на вахте собранный классным руководителем пакет. В общей сложности это будет актуально примерно для 1300 хабаровских детей.
Мониторинг готовности работать на «удаленке» показал, что большинство даже таких особенных школьников имеют какие-либо девайсы. И это позволит осуществлять над ними усиленный контроль. Более того: мы будем перераспределять кадровые педагогические ресурсы, чтобы помочь школам, где учатся такие дети. У нас есть Центр развития образования, методические объединения с учителями-предметниками, которые будут помогать контролировать образовательный процесс на «удаленке» для детей, которым требуется больше внимания. Школа и учитель один на один с этой задачей не останутся.

Увидим плюсы «дистанционки»

- Получается, что занятия становятся, по сути, индивидуальными?
- Собственно, это тот самый индивидуально-образовательный маршрут, о котором мы очень много говорили и о котором мало что понимали до этого времени. Ситуация, понимание ее, позволит сделать нашей школе очень большой шаг в деле выстраивания этих индивидуально-образовательных маршрутов.
Родители и педагоги все время переживают из-за того, что ребенок очень много времени находится в школе, что у него слишком большая предметная нагрузка, что детям некогда отдыхать и развиваться по другим направлениям, некогда общаться - мы им просто дышать не даем!
А в условиях следования по индивидуальному маршруту можно выбрать дистанционное обучение по тем предметам, которые не являются для ребенка сложными, в которых он увереннее всего себя чувствует. Получив от учителя в оффлайне задания, выполнив проверочные работы, он сможет приходить в школу не на семь уроков, а на три-четыре, где требуется больше групповой работы и где можно получить более тщательное объяснение учителя.
- Хватит ли у учителя на всё времени?
- Это регулируется учебной нагрузкой, учебным планом. Все можно рассчитать. И на мой взгляд, за таким подходом - будущее. Но я ни в коем случае не хочу сказать, что мы полностью перейдем на дистанционное обучение. Живое общение «глаза в глаза» абсолютно необходимо! Необходим человеческий контакт. Школа всегда будет актуальна! Но сама ситуация дает нам возможность отработать вот такие индивидуально-образовательные маршруты, проанализировать их эффективность. Такие «срезы» мы получим уже достаточно скоро.
Второй плюс - это возможность получить уроки от других учителей, признанных корифеев, настоящих «звезд». Они записывают видеоуроки - и у наших детей сегодня есть к ним доступ. Мы отрабатываем возможность получения доступа к «звездным» преподавателям - и школьным, и вузовским - не только края, но и всей страны. Это же какая прекрасная возможность для выпускников 9-11 классов - получить такие уникальные уроки! Сегодня все эти ресурсы открыты. У нас есть возможность отработать все эти сетевые механизмы между образовательными организациями.
И третий положительный момент. У самих учителей появилось больше возможностей для профессионального творчества, есть повод для здоровой конкуренции в сети. Это не может не поднять их работу на новый качественный уровень.

А что же папы с мамами?

- Про школу и учителей понятно - а про родителей?
- Для них это необходимая дополнительная работа с ребенком. Чтобы дети не сходили с ума взаперти, хороший повод занять их образованием. Вынужденные каникулы подвигли многих на то, чтобы больше общаться с детьми, помогать им.
Нам важно понять, чего мы хотим от самих родителей. У них должна быть понятная «инструкция»: что и как делать. Им нужно понимать, как работает ресурс «дневник.ру» (большинство, кстати, там вполне освоились).
Нужно ориентироваться в расписание занятий, контролировать работу ребенка в офлайне, руководить распорядком его дня. Причем лучше всего заниматься в первой половине дня, когда западная часть страны еще спит, и Интернет гораздо устойчивее работает. Мы уже начали тестировать такое родительское «руководство к действиям на удаленке».
Многие выбирают ZOOM - он очень удобен. Скайпом тоже можно пользоваться бесплатно, если педагог выходит на связь не с рабочего места в школе, а из дома, с личного девайса, как и предписывает режим самоизоляции, - нарушения требований Роскомнадзора в этом нет. Родители начали погружаться в предметы, которые изучают их дети, и начинают этим по-настоящему интересоваться. На многих кухнях сегодня проходят такие интеллектуальные баттлы между детьми и родителями. Это очень хорошо.
Знаете, я надеюсь, что в семьях возьмут в руки книгу, начнут лепить вареники и разговаривать друг с другом. Дом станет более добрым и теплым. И мы все станем лучше, чем были.
Марина СЕМЧЕНКО.



Полезные ресурсы
 Информационно-образовательный портал «Российская электронная школа» - https://www.resh.edu.ru.
Обеспечивает учителям свободный доступ к передовым педагогическим технологиям, лучшим педагогическим практикам, а обучающимся к интерактивным видеоурокам. Интерактивные уроки разработаны по всему курсу с 1 по 11 класс.)
«Яндекс. Учебник» - https://www.education.yandex.ru/home.
Русский язык и математика для 1-5 классов. В числе возможностей «Яндекс.Учебника - автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для учеников.
«Учи.ру» - https://www.uchi.ru.
Интерактивные онлайн-уроки по основным школьным предметам 1-9 классов.
«ЯКласс» - https://www.yaklass.ru.
Позволяет проверить, как дети усвоили материал
Издательство «Просвещение» - https://www.media.prosv.ru.
Бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень учебников и учебных пособий.
Кроме того, для организации учебной деятельности, контроля ученика родителями, учителями и администрацией школы, обеспечения обратной связи между учеником и педагогом используется платформа Дневник.ру.





19.09.2020 10:24
Водоналивную дамбу продолжают собирать на набережной Хабаровска

19.09.2020 09:50
Жители Хабаровского края могут вновь попасть на личный прием к специалистам Росреестра
С 21 сентября Управление Росреестра по Хабаровскому краю возобновило личный прием граждан, сообщает пресс-служба ведомства.

18.09.2020 17:18
Расписание мобильных пунктов по вакцинации против гриппа на предстоящие выходные в районах края
Напомним, воспользоваться пунктами вакцинации может взрослое население края, имея при себе паспорт.

18.09.2020 16:36
Жителей края приглашают присоединиться к Всероссийской акции "Я выбираю спорт"

18.09.2020 12:39
У школьников и учителей с признаками ОРВИ будут брать анализы на Covid-19



18.09.2020 10:14
Вакцинация начнётся в октябре
«Ничего не бойтесь, и главное - берегите себя»

18.09.2020 09:59
Маски снимать не стоит
16 сентября в Хабаровском крае зафиксировано 67 новых случаев заражения коронавирусом.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика