Учёба и работа: совместить несовместимое
23.06.2011
968
Илья успешно совмещает несовместимое
«Ты уже на третьем курсе и все еще не работаешь?», «Если работаешь, зачем тогда пошел учиться?» - две этих диаметрально противоположных реплики можно услышать от разных преподавателей в вузе.
«Учиться нельзя работать» - обязательно ли ставить запятую в этой фразе или все же можно заменить категоричное «нельзя» на объединяющее «и»? Видимо, это зависит не от требований времени, а от отношения преподавателей. Ну и, конечно, от самого студента.
- На первом-втором курсе я работал лаборантом на кафедре, - рассказывает Павел, выпускник Хабаровского института инфокоммуникаций. - На меня давили даже старшие коллеги: мол, шел бы ты учиться, а работа пусть не мешает. Но с преподавателями все было нормально. А вот тем, кто работал не в университете, везло меньше. Как-то одногруппник попытался отпроситься с пары на смену. Что тут началось! Преподаватель высмеял его перед всей группой: мол, посмотрите на него, он работает, ему учиться не надо! И потом еще несколько месяцев подкалывал.
Как оказалось, это еще цветочки. Есть в хабаровских вузах и такие примеры, когда за параллельную работу студентам, например, снижают оценки за экзамен.
Алина из Тихоокеанского госуниверситета в своей жизни не прогуляла ни одной пары, в зачетке - четыре и пять. На третьем курсе девушка устроилась работать, причем по профессии. Еще на младших курсах всей группе говорили: дескать, ищите работу по профессии, опыт прибавится, да и будет, где потом проходить практику. Алина и нашла. Причем после пар и со свободным графиком.
- Конечно, приходилось иногда отпрашиваться с занятий, - рассказывает девушка, - но преподаватели шли навстречу, понимали, что такого места я уже не найду.
Но очередная сессия перечеркнула мечту о красном дипломе. Когда Алина сдавала экзамен одному из преподавателей, тот поинтересовался, почему она пропустила у него два занятия, та честно призналась. Преподаватель поинтересовалась, сколько она получает, студентка сказала. И тут началось! Дескать, вы получаете не понять за что такие деньги, прогуливаете, предмет мой не знаете, вообще по сравнению с прошлыми годами съехали и не развиваетесь. И поставить я могу вам только три, без права пересдачи, хотя Алина ответила на все вопросы доцента. Поговорить с деканом факультета она так и не решилась, ведь этому преподавателю еще сдавать экзамены и в будущем году, поставит уже два или будет настаивать на исключении.
Работать - значит рисковать?
- «Должен ли студент совмещать учебу и работу?» - это не совсем корректный вопрос, - говорит ассистент кафедры русского языка и литературы Дальневосточного государственного гуманитарного университета Наталья Лаврентьева. - Вопрос в том, может ли студент органично сочетать работу и учебу. Если честно, я не знаю таких людей. Почти всегда страдает или одно, или другое. Общалась с трудолюбивой девушкой Мариной, которой приходилось зарабатывать себе на учебу.
В институте ее никто не щадил: училась Марина очно, работала по вечерам. И на общение с друзьями, прогулки, личную жизнь, само собой, времени не оставалось.
Марина ни разу не пожаловалась, но вряд ли кому-то пожелала бы такой жизни.Немало выпускников вузов, кстати, соглашаются с такой позицией.
- Я очень жалею, что мне приходилось работать во время учебы, - признается выпускник математического факультета ДВГГУ Тимофей Декало. - Если нормально учиться, то времени на работу просто не будет. Навыки можно получить во время учебной и производственной практики и после окончания вуза - всему свое время. В общем, я за нормальную стипендию, чтобы студент был мотивирован на получение знаний, чтобы у него не создалось мнение: «А зачем учиться? Я и так могу работать»...
У менеджера Дальневосточного банка Сбербанка России и выпускника Хабаровской государственной академии экономики и права Сергея Лемешева другое мнение:
- Лично я за совмещение, если вам важно то, на что вы учитесь. Теория - всего лишь теория. По-моему, студент, вышедший из альма матер с одними книжками в голове, - это горе луковое, которое будет искать работу по специальности (потому что больше вообще не знает, куда себя применить) долгие месяцы.
Мне в институте было гораздо интереснее общаться с теми, кто, как и я, начал работать именно по специальности, потому что я ею горел. Но если жизнь диктует: работай, чтобы покушать, значит, надо идти и работать, тут не до выбора.
Однако большинство, похоже, сходится в одном: учиться и работать одновременно - дело сложное. И если возникают трудности, то лучше не рисковать.
- Пока не подрабатываю, только учусь, - говорит студентка первого курса ХГАЭП Мария Чернова. - Такое желание, конечно, приветствуется. Но если работа негативно сказывается на обучении или, тем паче, на здоровье (недосып, например), то в таком случае я за выбор одного из двух. Сама не уверена, что смогу совмещать. И вообще, считаю, что задумываться о подработках имеет смысл, когда уже полностью адаптировался к учебе.
Студент из области фантастики
Многие считают, что таких, как Илья Ткачёв, не существует. Работать, учиться очно и вовремя сдавать сессию вполне реально. Но быть при этом круглым отличником да ещё получать Потанинскую стипендию - это уже из области фантастики.
Однако Илья перешел на пятый курс института управления, автоматизации и телекоммуникации Дальневосточного госуниверситета путей сообщения.
- Подрабатывать начал где-то с конца второго курса, - рассказывает он. - Как и всем, нужны были деньги. Я иногородний, так что не хотелось висеть на шее у родителей. Да и нужно было уже начинать пробовать себя в своей сфере.
Начал, как многие, при институте, с крошечной зарплаты. Сейчас совокупный доход Ильи, включая две стипендии, составляет примерно 15 тысяч рублей, а работает он на полставки в «Объединенном диспетчерском управлении Востока».
- Заработок, возможно, не самый большой, но зато организация серьезная, - объясняет студент. - Выхожу на работу обычно сразу после учебы, примерно с полвторого и до шести часов вечера. Или, наоборот, с утра, если пары после обеда. Конечно, бывает сложно, когда от клиентов особенно много заявок - просто выматываешься. Случается, приходится пропустить пару, но, к счастью, нечасто.
Илья говорит, что успешно совмещать - успешную учебу и работу - ему помогает школьная дисциплина. - Я еще с младших классов приучен к тому, что, чем быстрее сделаешь уроки, тем больше будет свободного времени. А пятерки - на первых курсах они действительно были моей целью, ну а потом все пошло по накатанной…
Единственный, но существенный минус такого положения дел - нехватка времени на отдых. Илье пришлось забросить любимое моделирование, потому что кропотливо склеивать уменьшенные копии самолетов и кораблей просто некогда. Тут уж либо работа, либо увлечение.
- В принципе, зарабатывать тысяч 20, будучи студентом-очником, можно, - заключает он. - И таких примеров достаточно. Однако потом приходит ложное ощущение того, что ты все знаешь и все умеешь, и учеба забрасывается. Мои знакомые уходили в академические отпуска и отчислялись из вузов не потому, что не смогли все успеть, а именно из-за такого отношения к знаниям.
«Учиться нельзя работать» - обязательно ли ставить запятую в этой фразе или все же можно заменить категоричное «нельзя» на объединяющее «и»? Видимо, это зависит не от требований времени, а от отношения преподавателей. Ну и, конечно, от самого студента.
- На первом-втором курсе я работал лаборантом на кафедре, - рассказывает Павел, выпускник Хабаровского института инфокоммуникаций. - На меня давили даже старшие коллеги: мол, шел бы ты учиться, а работа пусть не мешает. Но с преподавателями все было нормально. А вот тем, кто работал не в университете, везло меньше. Как-то одногруппник попытался отпроситься с пары на смену. Что тут началось! Преподаватель высмеял его перед всей группой: мол, посмотрите на него, он работает, ему учиться не надо! И потом еще несколько месяцев подкалывал.
Как оказалось, это еще цветочки. Есть в хабаровских вузах и такие примеры, когда за параллельную работу студентам, например, снижают оценки за экзамен.
Алина из Тихоокеанского госуниверситета в своей жизни не прогуляла ни одной пары, в зачетке - четыре и пять. На третьем курсе девушка устроилась работать, причем по профессии. Еще на младших курсах всей группе говорили: дескать, ищите работу по профессии, опыт прибавится, да и будет, где потом проходить практику. Алина и нашла. Причем после пар и со свободным графиком.
- Конечно, приходилось иногда отпрашиваться с занятий, - рассказывает девушка, - но преподаватели шли навстречу, понимали, что такого места я уже не найду.
Но очередная сессия перечеркнула мечту о красном дипломе. Когда Алина сдавала экзамен одному из преподавателей, тот поинтересовался, почему она пропустила у него два занятия, та честно призналась. Преподаватель поинтересовалась, сколько она получает, студентка сказала. И тут началось! Дескать, вы получаете не понять за что такие деньги, прогуливаете, предмет мой не знаете, вообще по сравнению с прошлыми годами съехали и не развиваетесь. И поставить я могу вам только три, без права пересдачи, хотя Алина ответила на все вопросы доцента. Поговорить с деканом факультета она так и не решилась, ведь этому преподавателю еще сдавать экзамены и в будущем году, поставит уже два или будет настаивать на исключении.
Работать - значит рисковать?
- «Должен ли студент совмещать учебу и работу?» - это не совсем корректный вопрос, - говорит ассистент кафедры русского языка и литературы Дальневосточного государственного гуманитарного университета Наталья Лаврентьева. - Вопрос в том, может ли студент органично сочетать работу и учебу. Если честно, я не знаю таких людей. Почти всегда страдает или одно, или другое. Общалась с трудолюбивой девушкой Мариной, которой приходилось зарабатывать себе на учебу.
В институте ее никто не щадил: училась Марина очно, работала по вечерам. И на общение с друзьями, прогулки, личную жизнь, само собой, времени не оставалось.
Марина ни разу не пожаловалась, но вряд ли кому-то пожелала бы такой жизни.Немало выпускников вузов, кстати, соглашаются с такой позицией.
- Я очень жалею, что мне приходилось работать во время учебы, - признается выпускник математического факультета ДВГГУ Тимофей Декало. - Если нормально учиться, то времени на работу просто не будет. Навыки можно получить во время учебной и производственной практики и после окончания вуза - всему свое время. В общем, я за нормальную стипендию, чтобы студент был мотивирован на получение знаний, чтобы у него не создалось мнение: «А зачем учиться? Я и так могу работать»...
У менеджера Дальневосточного банка Сбербанка России и выпускника Хабаровской государственной академии экономики и права Сергея Лемешева другое мнение:
- Лично я за совмещение, если вам важно то, на что вы учитесь. Теория - всего лишь теория. По-моему, студент, вышедший из альма матер с одними книжками в голове, - это горе луковое, которое будет искать работу по специальности (потому что больше вообще не знает, куда себя применить) долгие месяцы.
Мне в институте было гораздо интереснее общаться с теми, кто, как и я, начал работать именно по специальности, потому что я ею горел. Но если жизнь диктует: работай, чтобы покушать, значит, надо идти и работать, тут не до выбора.
Однако большинство, похоже, сходится в одном: учиться и работать одновременно - дело сложное. И если возникают трудности, то лучше не рисковать.
- Пока не подрабатываю, только учусь, - говорит студентка первого курса ХГАЭП Мария Чернова. - Такое желание, конечно, приветствуется. Но если работа негативно сказывается на обучении или, тем паче, на здоровье (недосып, например), то в таком случае я за выбор одного из двух. Сама не уверена, что смогу совмещать. И вообще, считаю, что задумываться о подработках имеет смысл, когда уже полностью адаптировался к учебе.
Студент из области фантастики
Многие считают, что таких, как Илья Ткачёв, не существует. Работать, учиться очно и вовремя сдавать сессию вполне реально. Но быть при этом круглым отличником да ещё получать Потанинскую стипендию - это уже из области фантастики.
Однако Илья перешел на пятый курс института управления, автоматизации и телекоммуникации Дальневосточного госуниверситета путей сообщения.
- Подрабатывать начал где-то с конца второго курса, - рассказывает он. - Как и всем, нужны были деньги. Я иногородний, так что не хотелось висеть на шее у родителей. Да и нужно было уже начинать пробовать себя в своей сфере.
Начал, как многие, при институте, с крошечной зарплаты. Сейчас совокупный доход Ильи, включая две стипендии, составляет примерно 15 тысяч рублей, а работает он на полставки в «Объединенном диспетчерском управлении Востока».
- Заработок, возможно, не самый большой, но зато организация серьезная, - объясняет студент. - Выхожу на работу обычно сразу после учебы, примерно с полвторого и до шести часов вечера. Или, наоборот, с утра, если пары после обеда. Конечно, бывает сложно, когда от клиентов особенно много заявок - просто выматываешься. Случается, приходится пропустить пару, но, к счастью, нечасто.
Илья говорит, что успешно совмещать - успешную учебу и работу - ему помогает школьная дисциплина. - Я еще с младших классов приучен к тому, что, чем быстрее сделаешь уроки, тем больше будет свободного времени. А пятерки - на первых курсах они действительно были моей целью, ну а потом все пошло по накатанной…
Единственный, но существенный минус такого положения дел - нехватка времени на отдых. Илье пришлось забросить любимое моделирование, потому что кропотливо склеивать уменьшенные копии самолетов и кораблей просто некогда. Тут уж либо работа, либо увлечение.
- В принципе, зарабатывать тысяч 20, будучи студентом-очником, можно, - заключает он. - И таких примеров достаточно. Однако потом приходит ложное ощущение того, что ты все знаешь и все умеешь, и учеба забрасывается. Мои знакомые уходили в академические отпуска и отчислялись из вузов не потому, что не смогли все успеть, а именно из-за такого отношения к знаниям.