«Блондинка» за рулем
04.09.2020
477
В последние годы порядка на наших дорогах стало гораздо больше. Ответственность за многие нарушения правил дорожного движения усилили. За скоростным режимом на основных магистралях наблюдают камеры, «договориться» с которыми невозможно.
Любители поборов на дорогах практически исчезли из-за суровой уголовной ответственности за взятки, что повлекло усиление применения принципа неотвратимости наказания за нарушения правил движения на дорогах. Но культура вождения все еще остается низкой.
Как и культура поведения тех, по чьей вине совершаются дорожно-транспортные происшествия. И это, прежде всего, из-за расчета «отмазаться» от ответственности, найти волшебного спасителя. Чего допускать нельзя.
Примером может служить история рядового ДТП с неординарными тяжелыми последствиями, о которой нам рассказал адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Слепцов и партнеры», заслуженный юрист Российской Федерации Михаил Слепцов .
Наезд
Перекресток улиц имени Ленина и Запарина - один из самых оживленных в центре краевой столицы. Ежедневно его пересекают тысячи водителей и пешеходов. После одностороннего движения по Запарина, поднимаясь к одной из улиц так называемого «красного квадрата», транспорт разделяется здесь на три значительных потока: прямо, налево и направо. Настоявшись в «пробке» на Запарина, которая повторяется с досадной регулярностью почти каждое утро, водители, как правило, спешат, стремясь успеть проскочить перекресток.
Заложниками такой спешки иногда становятся пешеходы, пересекающие ставшую после реконструкции довольно широкой улицу Ленина.
Светлым сентябрьским утром пару лет назад Юлия (сведения об участниках судебного дела, лицах и обстоятельствах изменены в целях соблюдения кодекса профессиональной этики адвоката) не могла предположить, что ее жизнь в этот день круто изменится к худшему.
Отведя ребенка в детский сад, она собрала в пакет все необходимое для работы и в восемь утра в хорошем настроении вышла из дома, радуясь солнечному дню. Работа была буквально «в двух шагах», сразу за перекрестком с ярко нарисованным на асфальте пешеходным переходом. Но преодолеть улицу Ленина в то утро ей так и не довелось.
Последнее, что ей запомнилось, было выражение ужаса в глазах светловолосой девушки за рулем джипа, буквально снесшего хрупкое тело. От удара левой частью тяжелого автомобиля Юлию швырнуло под переднее колесо, которое ее переехало.
Машина остановилась, зажав тело пострадавшей под днищем между передним и задним колесами. Она была без сознания, но подбежавшие к месту ДТП прохожие, которых всегда много на центральных улицах нашего большого города, определили, что она еще, к счастью, жива: из уст, стиснутых двухтонной тяжестью, судорожно вырывались спорадические вздохи.
- Мужики! Давайте все вместе! Попробуем приподнять джип и вытащить ее оттуда.
Призыв этого деятельного человека, так и оставшегося неизвестным (как в знаменитом стихотворении Сергея Михалкова про плечистого и крепкого «парня какого-то лет двадцати»), был услышан и спас ей жизнь. Около десятка мужчин, обхватив джип с левого бока за подножку и крыло, дружными усилиями приподняли машину, а двое других вытащили тело девушки, освободив ее от убийственного сдавливания.
На удивление быстро приехала вызванная кем-то скорая помощь, доставившая Юлию на операционный стол второй краевой больницы.
- Предъявите документы на автомобиль и на право управления транспортным средством. - Инспектор дорожно-патрульной службы говорил с виновницей ДТП языком официального протокола, но и он не удержался. - Как же это вы так, девушка? Сбили человека, хорошо, если не насмерть. Куда так спешили?
- Вы понимаете, она, эта «коза», буквально бросилась, перебегая справа, мне под колеса. Это она спешила, а не я. И было это не на пешеходном переходе, а здесь в метрах пяти от него. Я «зебру» уже проехала…
Но взгляд опытного «гаишника» заметил слабый след волочения на дороге, и он засомневался в правдивости слов водителя джипа (назовем ее Еленой).
Инспектор поручил коллегам оформлять схему происшествия, а сам прошел в соседние здания открывшихся учреждений и фирм, где установил наличие камер видеонаблюдения и попросил охранников «прокрутить» ему момент столкновения.
Такой просмотр с двух разных камер четко показал, что в момент удара Юлия находилась на «зебре» пешеходного перехода и спокойно шла, а не бежала, следовательно, виновность водителя, грубо нарушившего правила дорожного движения, при повороте направо не пропустившего пешехода, пересекающего проезжую часть по обозначенному переходу, четко прослеживалась.
Как доказать очевидное?
Тому, кто хоть раз бывал в больничных палатах, где выздоравливают пострадавшие от дорожно-транспортных происшествий, знакома драма и даже трагизм положения находящихся здесь людей. Отделения переполнены лежачими больными, «тяжелыми», как называют их медсестры, прикованными к своим койкам с подвешенными руками и ногами, после сложнейших внутриполостных операций и операций на конечностях, чье выздоровление идет очень медленно.
А теперь представьте себе весь ужас молодой женщины, в одиночку, без мужа и родных воспитывающей четырехлетнюю дочь, очнувшейся от наркоза после тяжелейшей операции в связи с разрывом печени и обширным кровоизлиянием в брюшную полость. Как там ребенок? Что с ним? Выживу ли я сама? Сколько мне здесь придется пролежать? Мать - на Сахалине. Отца давно нет в живых. В больнице посещать ее некому, кроме подруг с работы. Они-то и сообщили, что заботу о ее дочери на все время нахождения в больнице взяла на себя добрая душа соседка, с которой Юлия была едва знакома.
Потянулись томительные месяцы выздоровления. Травма оставила на теле девушки огромный рубец, пересекающий туловище сверху вниз, поскольку хирурги были вынуждены на операции буквально «распахнуть» ее грудную клетку и живот. Даже на фотографиях этот рубец производил жуткое впечатление. Как говорится, не для слабонервных. Не полностью восстановились сломанные пальцы левой руки. Были и иные повреждения.
Но больше всего удручало то, что виновница ДТП ни разу не заглянула к ней в палату, не извинилась за случившееся, не предложила компенсировать хоть часть стоимости лекарств, которых требовалось очень много. Лишь позднее от следователя Юлия узнала, что эта дамочка по-прежнему не считает себя виновной и поэтому не только ни о каких компенсациях пострадавшей слышать не желает, но и сочувствия чужой беде не высказывает. Сама, дескать, под колеса сунулась…
Кстати, по закону насчет компенсаций, это не так. В случае причинения вреда здоровью человека источником повышенной опасности, к которым законодательство относит любой автомобиль, вред пострадавшему в случае, не покрываемом обязательной страховкой, возмещается владельцем автомобиля, даже если он не является его собственником, а управлял машиной, будучи вписанным в страховку, и если даже он признан невиновным.
Это своеобразная страховка со стороны закона. Здесь закон как бы говорит: берешься управлять источником повышенной опасности - будь готов платить. Ну а компенсация морального вреда - во всех случаях - обязанность такого владельца. Компании, где застрахованы наши машины, моральный вред возмещать не обязаны. Так что встреча с пострадавшей была крайне полезна и для самой хозяйки Mitsubishi Pajero Mini. Могло обойтись без суда по поводу морального вреда.
По теории взбодрить завравшуюся и зазнавшуюся хозяйку авто должны были следственные органы, куда инспекторы ДПС добросовестно передали все материалы дорожно-транспортного происшествия. Но теория расследований у нас в последнее время редко совпадает со сложившейся практикой. Теперь повелось, что, несмотря на всю очевидность произошедшего, уголовные дела по подобным обстоятельствам возбуждаются «со скрипом». Сначала ждут выздоровления пострадавшего. Потом - справку эксперта о тяжести телесных повреждений. Потом в этой справке начинают сомневаться и проводят еще по два-три судебно-медицинских исследования.
И лишь затем, как правило по жалобам негодующих пострадавших, возбуждают дело, которое часто и после этого тихо лежит на полках в металлических шкафах следственных кабинетов. Никто никуда не торопится. За волокиту никого не наказывают. А сроки давности (по преступлениям небольшой и средней тяжести это чаще всего два года) идут. Истекают, как сосульки по весне.
Руководители следственных отделов МВД, которые в советское время были выбеленными сединами милицейскими полковниками, сегодня зачастую - молодые люди одного со следователями возраста. Которым и наказывать следователей, своих ровесников и ровесниц, скажем так, не очень-то удобно.
Вот и в нашем случае уголовное дело возбудили лишь в декабре. При этом пострадавшую допросили очень бегло и лишь один раз. А виновница, как было позднее мною установлено, в это время соловьем заливалась: потерпевшая дорогу не переходила, а перебегала. И не по «зебре». И в «мертвой зоне». И резко изменив направление своего движения - с тротуара метнувшись на мостовую. И следователи с благоговением внимали россказням блондинки. Вроде бы и дело не прекращали, но и в суд его не продвигали.
Юлия попыталась позвонить своей обидчице, попросить денег на лечение, но, как пели в свое время Тарапунька и Штепсель: «Он такое пробасил - лучше б я и не просил».
И тогда она обратилась к адвокатам.
Первое, что мы сделали - заручились копией видеозаписей с места преступления. Чтобы не исчезли доказательства, которые юристы называют «объективными», то есть те следы, что не исправить, не извратить.
Обращение в страховую компанию, где был по ОСАГО застрахован автомобиль виновницы наезда на пешехода, с приложением всех необходимых документов помогло истребовать в пользу пострадавшей 470 тысяч рублей за вред, причиненный здоровью.
На объявления, размещенные по телевидению, откликнулись очевидцы произошедшего. Еще больше их дал Instagram. Были установлены свидетели, которые слышали, как Елена сразу после случившегося, всхлипывая, признавалась, что по неопытности, увидев пешехода, перепутала педаль газа и тормоза. Ну и конечно, мы стали писать жалобы следователю, руководителю следственного органа, в прокуратуру. И дело, наконец, пошло на лад, то есть в суд.
Последствия легкомыслия
В последние годы порядка на наших дорогах стало гораздо больше. Ответственность за многие нарушения правил дорожного движения усилили. За скоростным режимом на основных магистралях наблюдают камеры, «договориться» с которыми невозможно.
Любители поборов на дорогах практически исчезли из-за суровой уголовной ответственности за взятки, что повлекло усиление применения принципа неотвратимости наказания за нарушения правил движения.
Но дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями были и будут. Хотя бы потому, что автомобили - это источник повышенной опасности. Это масса, умноженная на скорость, порождающая большую разрушительную силу. Спасением в этой ситуации является повышение культуры вождения, строгое следование правилам и приобретение необходимого опыта вождения.
Материалы дела показали, что у виновницы наезда Елены водительский стаж едва превышал год. С таким опытом немудрено было перепутать педали. Но тогда зачем, спрашивается, тебе тяжелый джип? Пусть даже марки «Mini». Покрасоваться перед подружками? Добавить себе крутизны? Свысока смотреть на окружающих? Выяснилось, что автомобиль этот подарил ей молодой человек, с которым она жила вместе, когда тот приобрел себе авто более свежего года выпуска.
Не приобретя устойчивых навыков вождения солидной машиной, сосредоточив все внимание на пешеходах, пересекающих улицу ей навстречу слева направо по ходу движения, Елена попросту не обратила внимание на Юлию, которая вышла на «зебру» справа, справедливо полагая, что ее на пешеходном переходе просто обязаны пропустить. Нога в неудобной обуви на высоких каблуках виновницы ДТП скользнула не на ту педаль, джип рванул вперед - и печальный итог стал реальностью.
Лишь перед самим вынесением ей приговора (очевидно, по совету своего защитника для смягчения обстоятельств) Елена позвонила Юлии, предложив ей компенсировать сто тысяч рублей.
- Ты уже, наверное, знаешь, что больше не взыщут. Практики такой нет. Да и меня строго не накажут. Я - девушка. Никто меня не посадит за твои жалкие травмы.
И в большей части своих высказываний она была, увы, права. С точки зрения закона, нет разницы, кто совершил ДТП: мужчина или женщина, молодой человек, пенсионер или девушка. Правила дорожного движения оперируют только одним понятием: лицо, управляющее транспортным средством. А вот на практике ДТП с тяжким вредом здоровью, совершенные девушками, гораздо реже попадают в суд. Находятся влиятельные заступники, способствующие прекращению таких дел.
Да и размеры морального вреда за вред, причиненный жизни и здоровью, суды все никак не решатся кардинально повысить (несмотря на недавние установки верховного суда страны). Хотя бы для того, чтобы порядка на дорогах стало еще больше.
Выступая в суде на стороне потерпевшей Юлии, я попросил суд применить к виновнице любую меру наказания, но с обязательным лишением Елены права управления транспортным средством. Столь неопытные «блондинки», с хамским отношением к людям и к правилам дорожного движения, нам на дорогах не нужны. Их место - на тротуаре, а не за рулем.
Суд приговорил Елену к двум годам ограничения свободы с лишением ее водительских прав на два года. В пользу пострадавшей с нее было взыскано в счет компенсации морального вреда пятьсот тысяч рублей (с зачетом уже уплаченных ста тысяч). Удержали и судебные расходы. В целях обеспечения исполнения решения суда на принадлежавший ей джип был наложен арест.
Виновница аварии получила судимость.
Еще через пару месяцев, позвонив мне, Юлия сообщила, что деньги, согласно приговору суда, ей полностью перечислил судебный пристав-исполнитель, сумевший заставить виновницу заплатить сполна.
Каждое утро, следуя в офис на автомобиле и пересекая злополучный перекресток, я вспоминаю добрых и ответственных незнакомых людей, незримых участников нашей истории. Мужчину, мгновенно организовавшего спасение девушки от сдавления ее под колесами джипа. Врачей скорой помощи и медработников второй краевой больницы. Профессионала - инспектора ГИБДД, не поленившегося найти и осмотреть камеры видеонаблюдения. Соседку, приютившую малолетнего ребенка пострадавшей.
Таких людей гораздо больше, чем наглых «блондинок», избалованных жизнью, которые и за рулем остаются при всех своих недостатках. Пересекая пешком перекресток, будьте бдительны: возможно, вы пересекаете их жизненное кредо.
Михаил СЛЕПЦОВ, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Слепцов и партнеры», кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.
Любители поборов на дорогах практически исчезли из-за суровой уголовной ответственности за взятки, что повлекло усиление применения принципа неотвратимости наказания за нарушения правил движения на дорогах. Но культура вождения все еще остается низкой.
Как и культура поведения тех, по чьей вине совершаются дорожно-транспортные происшествия. И это, прежде всего, из-за расчета «отмазаться» от ответственности, найти волшебного спасителя. Чего допускать нельзя.
Примером может служить история рядового ДТП с неординарными тяжелыми последствиями, о которой нам рассказал адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Слепцов и партнеры», заслуженный юрист Российской Федерации Михаил Слепцов .
Наезд
Перекресток улиц имени Ленина и Запарина - один из самых оживленных в центре краевой столицы. Ежедневно его пересекают тысячи водителей и пешеходов. После одностороннего движения по Запарина, поднимаясь к одной из улиц так называемого «красного квадрата», транспорт разделяется здесь на три значительных потока: прямо, налево и направо. Настоявшись в «пробке» на Запарина, которая повторяется с досадной регулярностью почти каждое утро, водители, как правило, спешат, стремясь успеть проскочить перекресток.
Заложниками такой спешки иногда становятся пешеходы, пересекающие ставшую после реконструкции довольно широкой улицу Ленина.
Светлым сентябрьским утром пару лет назад Юлия (сведения об участниках судебного дела, лицах и обстоятельствах изменены в целях соблюдения кодекса профессиональной этики адвоката) не могла предположить, что ее жизнь в этот день круто изменится к худшему.
Отведя ребенка в детский сад, она собрала в пакет все необходимое для работы и в восемь утра в хорошем настроении вышла из дома, радуясь солнечному дню. Работа была буквально «в двух шагах», сразу за перекрестком с ярко нарисованным на асфальте пешеходным переходом. Но преодолеть улицу Ленина в то утро ей так и не довелось.
Последнее, что ей запомнилось, было выражение ужаса в глазах светловолосой девушки за рулем джипа, буквально снесшего хрупкое тело. От удара левой частью тяжелого автомобиля Юлию швырнуло под переднее колесо, которое ее переехало.
Машина остановилась, зажав тело пострадавшей под днищем между передним и задним колесами. Она была без сознания, но подбежавшие к месту ДТП прохожие, которых всегда много на центральных улицах нашего большого города, определили, что она еще, к счастью, жива: из уст, стиснутых двухтонной тяжестью, судорожно вырывались спорадические вздохи.
- Мужики! Давайте все вместе! Попробуем приподнять джип и вытащить ее оттуда.
Призыв этого деятельного человека, так и оставшегося неизвестным (как в знаменитом стихотворении Сергея Михалкова про плечистого и крепкого «парня какого-то лет двадцати»), был услышан и спас ей жизнь. Около десятка мужчин, обхватив джип с левого бока за подножку и крыло, дружными усилиями приподняли машину, а двое других вытащили тело девушки, освободив ее от убийственного сдавливания.
На удивление быстро приехала вызванная кем-то скорая помощь, доставившая Юлию на операционный стол второй краевой больницы.
- Предъявите документы на автомобиль и на право управления транспортным средством. - Инспектор дорожно-патрульной службы говорил с виновницей ДТП языком официального протокола, но и он не удержался. - Как же это вы так, девушка? Сбили человека, хорошо, если не насмерть. Куда так спешили?
- Вы понимаете, она, эта «коза», буквально бросилась, перебегая справа, мне под колеса. Это она спешила, а не я. И было это не на пешеходном переходе, а здесь в метрах пяти от него. Я «зебру» уже проехала…
Но взгляд опытного «гаишника» заметил слабый след волочения на дороге, и он засомневался в правдивости слов водителя джипа (назовем ее Еленой).
Инспектор поручил коллегам оформлять схему происшествия, а сам прошел в соседние здания открывшихся учреждений и фирм, где установил наличие камер видеонаблюдения и попросил охранников «прокрутить» ему момент столкновения.
Такой просмотр с двух разных камер четко показал, что в момент удара Юлия находилась на «зебре» пешеходного перехода и спокойно шла, а не бежала, следовательно, виновность водителя, грубо нарушившего правила дорожного движения, при повороте направо не пропустившего пешехода, пересекающего проезжую часть по обозначенному переходу, четко прослеживалась.
Как доказать очевидное?
Тому, кто хоть раз бывал в больничных палатах, где выздоравливают пострадавшие от дорожно-транспортных происшествий, знакома драма и даже трагизм положения находящихся здесь людей. Отделения переполнены лежачими больными, «тяжелыми», как называют их медсестры, прикованными к своим койкам с подвешенными руками и ногами, после сложнейших внутриполостных операций и операций на конечностях, чье выздоровление идет очень медленно.
А теперь представьте себе весь ужас молодой женщины, в одиночку, без мужа и родных воспитывающей четырехлетнюю дочь, очнувшейся от наркоза после тяжелейшей операции в связи с разрывом печени и обширным кровоизлиянием в брюшную полость. Как там ребенок? Что с ним? Выживу ли я сама? Сколько мне здесь придется пролежать? Мать - на Сахалине. Отца давно нет в живых. В больнице посещать ее некому, кроме подруг с работы. Они-то и сообщили, что заботу о ее дочери на все время нахождения в больнице взяла на себя добрая душа соседка, с которой Юлия была едва знакома.
Потянулись томительные месяцы выздоровления. Травма оставила на теле девушки огромный рубец, пересекающий туловище сверху вниз, поскольку хирурги были вынуждены на операции буквально «распахнуть» ее грудную клетку и живот. Даже на фотографиях этот рубец производил жуткое впечатление. Как говорится, не для слабонервных. Не полностью восстановились сломанные пальцы левой руки. Были и иные повреждения.
Но больше всего удручало то, что виновница ДТП ни разу не заглянула к ней в палату, не извинилась за случившееся, не предложила компенсировать хоть часть стоимости лекарств, которых требовалось очень много. Лишь позднее от следователя Юлия узнала, что эта дамочка по-прежнему не считает себя виновной и поэтому не только ни о каких компенсациях пострадавшей слышать не желает, но и сочувствия чужой беде не высказывает. Сама, дескать, под колеса сунулась…
Кстати, по закону насчет компенсаций, это не так. В случае причинения вреда здоровью человека источником повышенной опасности, к которым законодательство относит любой автомобиль, вред пострадавшему в случае, не покрываемом обязательной страховкой, возмещается владельцем автомобиля, даже если он не является его собственником, а управлял машиной, будучи вписанным в страховку, и если даже он признан невиновным.
Это своеобразная страховка со стороны закона. Здесь закон как бы говорит: берешься управлять источником повышенной опасности - будь готов платить. Ну а компенсация морального вреда - во всех случаях - обязанность такого владельца. Компании, где застрахованы наши машины, моральный вред возмещать не обязаны. Так что встреча с пострадавшей была крайне полезна и для самой хозяйки Mitsubishi Pajero Mini. Могло обойтись без суда по поводу морального вреда.
По теории взбодрить завравшуюся и зазнавшуюся хозяйку авто должны были следственные органы, куда инспекторы ДПС добросовестно передали все материалы дорожно-транспортного происшествия. Но теория расследований у нас в последнее время редко совпадает со сложившейся практикой. Теперь повелось, что, несмотря на всю очевидность произошедшего, уголовные дела по подобным обстоятельствам возбуждаются «со скрипом». Сначала ждут выздоровления пострадавшего. Потом - справку эксперта о тяжести телесных повреждений. Потом в этой справке начинают сомневаться и проводят еще по два-три судебно-медицинских исследования.
И лишь затем, как правило по жалобам негодующих пострадавших, возбуждают дело, которое часто и после этого тихо лежит на полках в металлических шкафах следственных кабинетов. Никто никуда не торопится. За волокиту никого не наказывают. А сроки давности (по преступлениям небольшой и средней тяжести это чаще всего два года) идут. Истекают, как сосульки по весне.
Руководители следственных отделов МВД, которые в советское время были выбеленными сединами милицейскими полковниками, сегодня зачастую - молодые люди одного со следователями возраста. Которым и наказывать следователей, своих ровесников и ровесниц, скажем так, не очень-то удобно.
Вот и в нашем случае уголовное дело возбудили лишь в декабре. При этом пострадавшую допросили очень бегло и лишь один раз. А виновница, как было позднее мною установлено, в это время соловьем заливалась: потерпевшая дорогу не переходила, а перебегала. И не по «зебре». И в «мертвой зоне». И резко изменив направление своего движения - с тротуара метнувшись на мостовую. И следователи с благоговением внимали россказням блондинки. Вроде бы и дело не прекращали, но и в суд его не продвигали.
Юлия попыталась позвонить своей обидчице, попросить денег на лечение, но, как пели в свое время Тарапунька и Штепсель: «Он такое пробасил - лучше б я и не просил».
И тогда она обратилась к адвокатам.
Первое, что мы сделали - заручились копией видеозаписей с места преступления. Чтобы не исчезли доказательства, которые юристы называют «объективными», то есть те следы, что не исправить, не извратить.
Обращение в страховую компанию, где был по ОСАГО застрахован автомобиль виновницы наезда на пешехода, с приложением всех необходимых документов помогло истребовать в пользу пострадавшей 470 тысяч рублей за вред, причиненный здоровью.
На объявления, размещенные по телевидению, откликнулись очевидцы произошедшего. Еще больше их дал Instagram. Были установлены свидетели, которые слышали, как Елена сразу после случившегося, всхлипывая, признавалась, что по неопытности, увидев пешехода, перепутала педаль газа и тормоза. Ну и конечно, мы стали писать жалобы следователю, руководителю следственного органа, в прокуратуру. И дело, наконец, пошло на лад, то есть в суд.
Последствия легкомыслия
В последние годы порядка на наших дорогах стало гораздо больше. Ответственность за многие нарушения правил дорожного движения усилили. За скоростным режимом на основных магистралях наблюдают камеры, «договориться» с которыми невозможно.
Любители поборов на дорогах практически исчезли из-за суровой уголовной ответственности за взятки, что повлекло усиление применения принципа неотвратимости наказания за нарушения правил движения.
Но дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями были и будут. Хотя бы потому, что автомобили - это источник повышенной опасности. Это масса, умноженная на скорость, порождающая большую разрушительную силу. Спасением в этой ситуации является повышение культуры вождения, строгое следование правилам и приобретение необходимого опыта вождения.
Материалы дела показали, что у виновницы наезда Елены водительский стаж едва превышал год. С таким опытом немудрено было перепутать педали. Но тогда зачем, спрашивается, тебе тяжелый джип? Пусть даже марки «Mini». Покрасоваться перед подружками? Добавить себе крутизны? Свысока смотреть на окружающих? Выяснилось, что автомобиль этот подарил ей молодой человек, с которым она жила вместе, когда тот приобрел себе авто более свежего года выпуска.
Не приобретя устойчивых навыков вождения солидной машиной, сосредоточив все внимание на пешеходах, пересекающих улицу ей навстречу слева направо по ходу движения, Елена попросту не обратила внимание на Юлию, которая вышла на «зебру» справа, справедливо полагая, что ее на пешеходном переходе просто обязаны пропустить. Нога в неудобной обуви на высоких каблуках виновницы ДТП скользнула не на ту педаль, джип рванул вперед - и печальный итог стал реальностью.
Лишь перед самим вынесением ей приговора (очевидно, по совету своего защитника для смягчения обстоятельств) Елена позвонила Юлии, предложив ей компенсировать сто тысяч рублей.
- Ты уже, наверное, знаешь, что больше не взыщут. Практики такой нет. Да и меня строго не накажут. Я - девушка. Никто меня не посадит за твои жалкие травмы.
И в большей части своих высказываний она была, увы, права. С точки зрения закона, нет разницы, кто совершил ДТП: мужчина или женщина, молодой человек, пенсионер или девушка. Правила дорожного движения оперируют только одним понятием: лицо, управляющее транспортным средством. А вот на практике ДТП с тяжким вредом здоровью, совершенные девушками, гораздо реже попадают в суд. Находятся влиятельные заступники, способствующие прекращению таких дел.
Да и размеры морального вреда за вред, причиненный жизни и здоровью, суды все никак не решатся кардинально повысить (несмотря на недавние установки верховного суда страны). Хотя бы для того, чтобы порядка на дорогах стало еще больше.
Выступая в суде на стороне потерпевшей Юлии, я попросил суд применить к виновнице любую меру наказания, но с обязательным лишением Елены права управления транспортным средством. Столь неопытные «блондинки», с хамским отношением к людям и к правилам дорожного движения, нам на дорогах не нужны. Их место - на тротуаре, а не за рулем.
Суд приговорил Елену к двум годам ограничения свободы с лишением ее водительских прав на два года. В пользу пострадавшей с нее было взыскано в счет компенсации морального вреда пятьсот тысяч рублей (с зачетом уже уплаченных ста тысяч). Удержали и судебные расходы. В целях обеспечения исполнения решения суда на принадлежавший ей джип был наложен арест.
Виновница аварии получила судимость.
Еще через пару месяцев, позвонив мне, Юлия сообщила, что деньги, согласно приговору суда, ей полностью перечислил судебный пристав-исполнитель, сумевший заставить виновницу заплатить сполна.
Каждое утро, следуя в офис на автомобиле и пересекая злополучный перекресток, я вспоминаю добрых и ответственных незнакомых людей, незримых участников нашей истории. Мужчину, мгновенно организовавшего спасение девушки от сдавления ее под колесами джипа. Врачей скорой помощи и медработников второй краевой больницы. Профессионала - инспектора ГИБДД, не поленившегося найти и осмотреть камеры видеонаблюдения. Соседку, приютившую малолетнего ребенка пострадавшей.
Таких людей гораздо больше, чем наглых «блондинок», избалованных жизнью, которые и за рулем остаются при всех своих недостатках. Пересекая пешком перекресток, будьте бдительны: возможно, вы пересекаете их жизненное кредо.
Михаил СЛЕПЦОВ, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Слепцов и партнеры», кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.