Как ненужные дети могут стать нужными

24.03.2018 | Трудная тема | 3м. 58 c. | 219

Для специалистов краевого Центра по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению (КГКУ ЦСУ) очень важной и очень непростой темой является трудоустройство их подросших подопечных. Выпускники детских домов, к сожалению, плохо приспособлены к самостоятельной жизни. И даже не финансовое содержание играет здесь главную роль - многие дети-сироты выходят из стен казенного учреждения, имея на банковском счете неплохие накопления.
Правда, у большинства эти деньги тают как снег весной. Важнее другое: когда у ребенка, привыкшего к постоянному присмотру и уходу, начинается взрослая жизнь, он просто теряется в этой свободе. Никто за ним не следит, не требует соблюдения режима, можно гулять и спать сколько хочешь, делать что угодно. Судьбы выпускников детских домов и интернатов зачастую печальны именно из-за того, что не оказалось рядом с ними наставника, старшего друга, который бы вовремя сумел подсказать, научить и помочь.
Наставники в советское время были практически на каждом производстве. Тогда этот процесс был отлажен, и не важно, откуда приходил молодой специалист - после школы, училища, техникума или вуза. Жизни его обязательно учили старшие товарищи. И сегодня даже «побегушки» у мастера давно повзрослевшие ученики вспоминают с улыбкой - как оказалось, это тоже было полезно. Говоря по-научному, социализировало юного работника в коллективе.
Производство нынче изменилось. А вот о наставничестве активно заговорили вновь. Старший товарищ полезен всегда, а уж для детдомовца особенно. Не случайно в нашем крае программа работает уже в девятнадцати детских домах, и около 140 наставников участвуют в воспитании подростков. Об этом на встрече с потенциальными работодателями, кто мог бы принять выпускников на работу, говорили специалисты ЦСУ, где сегодня идет реализация проекта «Использование новых технологий в работе с выпускниками и воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих социализации в обществе с представителями работодателей, принимающих выпускников на производственную практику и дальнейшее трудоустройство». По словам методиста отдела постинтернатного сопровождения Альбины Ефремовой, трудоустройство является основным фактором социализации и адаптации человека в обществе. У потерявшего этот сегмент рушится вся жизнь.
- Ощутите свою значимость, - обратилась она к собравшимся. - К вам приходят дети устраиваться на работу, они смогут реализовать себя, а это очень важно. Нужно, чтобы они попробовали свои силы на практике, а на предприятии увидели, каков человек в деле и нужен ли он им.
Работодатели высказывали свои требования, предъявляемые к кандидатам, и выяснилось, что для большинства важен опыт работы. А где его взять, если молодой человек только окончил учебное заведение? И что уж говорить о выпускниках-детдомовцах, когда с такой проблемой сейчас сталкиваются даже краснодипломники из благополучных семей?! «Умничка, да, но нужен опыт работы…» Мало кто из категории подопечных центра слышит в отделе кадров: «Не важно, сирота ты, не сирота, - главное, чтоб специалист бы хороший!» Но все же статус играет свою роль: ребят из детских домов и интернатов принимают на работу с осторожностью. Лишняя «головная боль» никому особо не нужна. Надо взять на себя заботу о молодом человеке не только на предприятии - сегодня даже просто прикоснуться к дорогостоящему оборудованию можно только под присмотром! - но и во внеурочное время. Приходится порой контролировать утренний подъем, чтобы практикант не опоздал на работу. Кому это надо? Зачем тратить свои силы, когда есть желающие трудиться, не требующие таких затрат, - без вредных привычек, сознательные и благополучные?
Но если проследить «цепочку» возможного неудачного развития жизни детдомовца-выпускника: на работу не приняли, стал бездомным, ни жилья, ни семьи, запил, совершил преступление, попал за решетку… И вряд ли он уже встанет на нормальный путь. Хотя все могло бы случиться по-другому.
В прошлом году в крае был проведен эксперимент, в котором участвовали три детских дома - из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и Нового Ургала. Они заключили договор с учреждением профессионального образования и работодателем и опробовали модель сопровождения выпускников в выборе профессии и трудоустройстве. В этом году сотрудничество продолжил детский дом № 10 города Юности, где эксперимент понравился и оказался успешным.
Говорили на встрече и об особенностях общения наставников с воспитанниками казенных учреждений. Как сказала начальник отдела постинтернатного сопровождения Ирина Дудникова, не нужно допускать манипуляций собой. Поскольку у детей в детском доме из-за множества подарков, которыми их буквально засыпают каждый праздник, восприятие, что им всегда все обязаны, они пытаются «построить» и наставников: «А купите мне сотовый…», «А вы мне можете на телефон денег положить…».
- Конечно, за каждым ребенком есть своя грустная и страшная история, которые не могут пройти бесследно и не отразиться на их психике, - рассказала педагог-психолог Анна Тихонова. - Не забыть ведь никогда, как, например, оставленные матерью, одни дети ели наперегонки с крысами, другого ребенка ежедневно цыгане избивали кнутом, или как девочку родители привязывали за ногу, уйдя пить на три дня, или как об мальчишку отчим тушил сигареты… У всех этих детей утрачено чувство защищенности, им кажется, что они никому не нужны, они не доверяют ни себе, ни людям, искажены значимые взаимоотношения.
Но, тем не менее, жалея воспитанников детских домов, надо отучать их от иждивенчества. Нужно научиться понимать их и работать с ними. Пример таких хороших взаимоотношений привела одна из работодателей: когда к ним пришла работать девочка из неблагополучной семьи, не сразу все наладилось. Связалась с дворовой компанией, опаздывала. В другом коллективе не стали бы долго думать - «Давай, до свиданья!». А здесь с девочкой вовремя по-родительски поговорили, пожурили, объяснили… - в общем, дали шанс. И она поняла, что им не все равно, что с ней будет, что ее судьба не безразлична. Этот шанс девочка использовала сполна - работала, пошла учиться, сегодня у нее уже собственный бизнес. 
- Надо с ними нянчиться! - подвела итог одна из участниц встречи. - Ведь зачастую даже дети из полных благополучных семей не знают, зачем они пришли на практику! Главным должно стать желание работать. И именно наставники могут помочь обрести это желание и многому научить.
Марина Дерило.

Автор: Марина ДЕРИЛО






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей



03.11.2022 11:06
Где живут волшебники?
Чаще всего люди, которые хотят взять в свою семью ребенка из детского дома, думают о малыше. Желательно, чтобы он вообще был грудничком. Многие считают, что с дошкольниками меньше проблем в воспитании, поэтому их даже сразу усыновляют.

21.10.2022 09:56
Семья Краснопёровых из Хабаровска борется за жизнь сына
Всё произошло 11 мая этого года в Хабаровске. Утром второклассник Артём пошёл в свою 62-ю школу, благополучно вернулся после уроков - дорога до дома недолгая и хорошо знакомая. Позвонил папе и после 14 часов, сделав домашнюю работу, ушел на прогулку.