Выкарабкаться из паутины параграфов

27.04.2015 | Ученье - свет | 2м. 22 c. | 191
Выкарабкаться из паутины параграфов
Игорь Любачевский: «Современный ученик все больше напоминает маленького невротика»

В Минобрнауки предложили ограничить время, выделенное на выполнение домашнего задания. Теперь каждый школьник, садясь дома за уроки, может включать секундомер: ученикам начальных классов советуют тратить на «домашку» не более полутора часов, а старшеклассникам - максимум три с половиной часа. Мы предложили поговорить на тему домашней работы клиническому психологу Игорю Любачевскому.
- Большинство школьников считает выполнение домашнего задания бессмысленной рутинной работой, которая отнимает много времени, - считает Игорь Любачевский. - Часто эти задания однообразны, иногда глупы и стары, и, в большинстве своем, скучны. А ведь ничто так не убивает творчество, как стереотипность и обязательность. Я думаю, многие из нас вспомнят свои собственные школьные годы, когда мы делали множество домашних заданий, не понимая, для чего нам это нужно, и только редкие лабораторные по химии или биологии спасали нашу и так неустойчивую мотивацию от «гибели» в паутине параграфов.
Современное же образование в школе, как и нарастающая нагрузка на школьников, стало одной из главных проблем учеников и их родителей. Уже сейчас по количеству трудовых часов ученики догоняют взрослых: шесть уроков с понедельника по субботу, а вечером - домашние задания, которые, кстати, почти не изменились за последние 80 лет, а только лишь обросли новой нагрузкой.
Заданий так много, что не все смогут уложиться в предложенные Минобрнауки «заботливые» санитарные нормы. Современный ученик со временем все больше напоминает маленького невротика, уставшего, измотанного, тревожного, и если прибавить к этому занятия в кружках и у репетиторов, то понятно, почему родители жалуются на то, что их чадо не справляется, не помогает по дому или просто «забивает».
Так что, споры про домашние задания в школах далеко не оригинальны и ничего нового этот проект не внес в современную школу, а, напротив, еще более формализовал процесс обучения. Здесь не хватает важного звена - учителя, который снова предстает некой функцией, а не источником обучения.
Каждый учитель понимает, что домашняя работа имеет очень важное значение для воспитания и самообразования школьника. И здесь вопрос не в запрете или количественном сокращении, а в качественном изменении подхода к этим домашним заданиям.
Претендуя на все свободное время ребенка во второй половине дня, педагогам надо определить, какие цели преследует эта домашняя работа, и решить вопрос, который уже давно назрел:  домашние задания - это выбор или обязанность школьника?
Ведь, самоотверженно выполняя ежедневные домашние задания, ребенок не получает нужного опыта выбора, который связан с собственной активностью ученика, организацией самостоятельной деятельности. Но порой ни выбор, ни самостоятельность не поддерживаются нашей школьной культурой.
Поэтому подобная реформа должна исходить снизу, от педагогов, от тех, кто лучше всего знает своих учеников, может быть тактичным и одновременно требовательным к ним, всегда предлагая им выбор. Это, мне кажется, и есть парадокс современного образования - требование самостоятельности и ответственности при отсутствии вариантов. В такую тесную «рубашку» очень сложно влезать современным детям.
Домашние задания должны расти вместе с современными учениками, но не вширь, а внутрь - в структуру. Домашние задания, основанные на интересе и опыте ребенка, обладают всегда большим потенциалом, чем предметные задания, одинаковые для всего класса. В этом отношении очень полезна и эффективна форма индивидуальных и групповых проектов учеников, семейных проектов, практики перевернутых уроков, интерактивные уроки, уроки для учителей, системы самоуправления школой, где в полной мере отражаются современные тенденции и взаимное творчество. Но готовы ли учителя к таким реформам - это самый сложный вопрос, и он всегда будет индивидуальным.
Подготовила
Марина ЛИТВИНОВА.

Автор: Марина ЛИТВИНОВА






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



03.04.2024 08:18
Как школьнику защититься в Интернете
Стартовал новый сезон всероссийского просветительского проекта в сфере кибербезопасности «Цифровой ликбез».

20.03.2024 01:20
С 1 апреля стартует запись в первый класс
В новом учебном году в школы Хабаровского края придут более 15450 первоклассников.