Амур отступает - дороги приводят в порядок
08.10.2013
420
Захар Грузнов: «Не подвели ни люди, ни техника»
На 10 вопросов о том, что будет с краевыми и муниципальными трассами после наводнения, отвечает начальник Хабаровскуправтодора Захар Грузнов.
- Каково состояние трассы Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск?
- Дорога Комсомольск - Хабаровск сегодня уже в норме, если так можно сказать. Воды нет. Движение идёт в обе полосы на всех участках. Техника продолжает работать, но уже больше в восстановительном режиме, чем в спасательном. По мере того как Амур отступает, начинают наступать дорожники. Вода ушла значительно. Ничто не осложняет работы на участке озер Гасси, Синда.
Хуже обстоят дела на иных трассах. На въезде в село Богородское, центр Ульчского района, над теми участками, где была дорога, ходят быстроходные катера. Причём еле-еле проходят под проводами линий связи. Мост находится на глубине полтора метра. Это небольшой участок, около 800 метров, включая 64 метра мост, но без объезда. Рельеф не позволяет объехать. Но вода уходит. Это позволяет надеяться, что в ближайшее время, а управление себе планы такие ставит, начнём на этом участке аварийно-восстановительные работы. Подрядные организации там есть - работают на объектах района, энергетики.
- Восстановлено ли автобусное сообщение?
- Той остроты ситуации, которая была в первой половине сентября, уже нет. Поэтому восстановлено пассажирское сообщение, за исключением ночного времени. Ночью по трассе ездить всё ещё опасно: участки, которые побывали под водой, не имеют ограждения. На их месте стоят сигнальные столбики.
ГИБДД чётко ставит вопрос по организации безопасной перевозки пассажиров. Надо, чтобы водители освоили дорогу днём, поняли, как вести себя на проблемных участках. Ночью можно на поезде доехать.
То, что зависит от управления дорог, делается. Уже заменены временные знаки на постоянные. В некоторых местах будет расширено полотно. Работы сегодня ведутся. Мы знаем, что частные автобусы движутся даже ночью, невзирая ни на какие запреты, с нарушением скоростного режима. Думаю, люди которые пользуются этим транспортом, должны знать о риске.
- Что будет с трассой на Комсомольск-на-Амуре дальше? Останутся ли насыпи, которые соорудили во время наводнения; как будет двигаться транспорт зимой, и ещё интереснее - весной?
- Конечно, весь завезённый во время наводнения грунт останется на трассе. Его никто не будет сбрасывать в воду и тем более везти куда-то. ЭТО ПРОСТО НЕ ПО-ХОЗЯЙСКИ. Работа, которая была сделана в плане борьбы с паводком, - задел на будущее. Завезённые десятки тысяч тонн инертных материалов - скалы, щебня, ПГС - лягут в основу реконструкции дорог. На 70-80 процентов до необходимых высот дорога уже отсыпана. Отказываться от этого - просто не рачительно. Проектные решения, которые сегодня прорабатываются, исходят из уже проделанной работы. Там, где дорогу надо расширить, отсыпаны полосы - а это надо в районе Маяка, Гасси. Где необходимо - будет добавлено 30-40 сантиметров дорожной «одежды».
Сейчас мы решаем, каким образом законсервировать полотно до весны. Возможно, поверх него будут применены какие-то битумо-вяжущие материалы, чтобы обеспылить дорогу, чтобы зиму эти участки хорошо отстояли. Думаем над содержанием этих участков в зимний период.
Хорошо, что есть тёплое время года. Думаю, что проблем не возникнет.
Есть опасения, что весной будет снова высокая вода. И не беспочвенные. Есть вероятность, что большая часть воды замёрзнет, добавить снежную зиму - получим весной второй паводок. Но с учётом выполненных работ мы уже будем спокойны, что на проблемных участках вода не зальёт дорогу, не станет препятствием, которое закроет основные краевые артерии - ни Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск, ни Селихино - Николаевск, ни дороги Хабаровского, Нанайского районов.
- Сколько километров трассы нужно ремонтировать?
- Цифры уточняются по мере ухода воды. Идёт работа по оценке ущерба, который нанёс паводок. Считают не только специалисты управления автомобильных дорог, но и рабочая группа из разных регионов страны, где-то проверяя нас, где-то помогая: они спецы высокого уровня. Кто-то уже сталкивался с паводком.
Мы видим, что незамедлительного ремонта требуют 36 километров дорог и 10 искусственных сооружений - мостов. Специалисты проектных организаций, как только мосты появляются из-под воды, обследуют их... Мы уже понимаем, что после аварийно-восстановительных работ потребуется многое перестраивать.
Те уровни, которые сегодня задал Амур в районе села Богородское (6,28), заставят нас поднять зеркало дороги на полтора-два метра. И на ту же высоту мост. Он давно уже является проблемным, затапливается каждый паводок, при затяжных дождях.
Вода показала нам, что не стоит поднимать всю дорогу на Комсомольск-на-Амуре. Есть чёткое понимание, какие именно участки необходимо поднять. Слабые места мы ногами прошли, руками почувствовали. Нужно корректировать проектные решения, которые выполнены для строительства новых участков дорог. Вода близко подошла к строящейся дороге Селихино - Николаевск на участке между сёлами Ягодное и Циммермановка в обход перевала. В результате мы увидели слабые места, которые ни проектировщики, ни строители не могли даже представить. В этих местах будут запроектированы дополнительные водопропускные сооружения, возможно, понадобится дополнительный мост. Надо всесторонне изучить эти места, поскольку было сильное течение. Это достаточно объёмная сложная работа, которая должна быть выполнена в короткие сроки.
По некоторым участкам работа уже началась. Это южные участки Хабаровского края - подъезды к сёлам Петропавловка, Челны.
- Какие организации сейчас восстанавливают дорогу?
- Дорогу восстанавливают порядка 10 организаций, заключено более 10 контрактов на аварийно-спасательные работы. Все краевые. Ни одной из-за пределов края. Те, кто содержит региональные дороги, ремонтирует. Хотелось бы поблагодарить эти организации. Мы это сделаем лично. Будут вручены почётные грамоты, благодарности. Люди ушли с контрактных объектов по стройке, по ремонту. Крупные организации, которые должны выполнять контракты для энергетиков, Газпрома, у Роснефти, железной дороги, оставили сегодня свои объекты и вышли на объекты транспортной инфраструктуры края.
Назовём героев. Это «Аркаим», Дальспецстрой, ПМК-83, «Трансбетон», «Дальстроймеханизация», «Амурэнергоресурс», «Дальстройком».
«Аркаим» откликнулся одним из первых. Выставил дорожное звено, которое очень помогло, хорошо отработало в самые критические моменты. ПМК-83 много работала не только на региональных, но и на дорогах Комсомольского, Нанайского, Ульчского, Амурского районов.
- Сколько нужно денег на восстановление дорожной сети?
- Что касается денег, уже выполненные работы оцениваются в 120 миллионов рублей. Эти затраты уже сформированы и переданы в ГО и ЧС, строительную экспертизу прошли, «защиту» прошли в Москве. Москва придирчива - здесь переделайте, здесь запятые расставьте. Эта работа ведётся с той рабочей группой, которая прибыла в край. Аварийно-восстановительные работы, которые потребуется провести, оцениваются примерно в 150 миллионов. А дальше уже по мере готовности проектной документации будем перестраивать 10 искусственных сооружений, ремонтировать те участки, которые были разрушены в ходе «обороны» ( по ним ходили самосвалы 1,5 месяца, появились колеи, трещины, ямы. Зиму они плохо переживут).
Таким образом, по региональным дорогам можно говорить ориентировочно о миллиарде рублей. Хабаровск заявил плюс к этому такую же сумму. Но ясно, что за деньги, выделенные на паводок, никто Пионерскую перестраивать не будет.
Пока средства не поступили. Наши дорожно-строительные организации продолжают работу без финансирования. Они предоставили все необходимые документы, но когда получат деньги, я затрудняюсь ответить.
Финансирование, на мой взгляд, является самым слабым звеном в борьбе с паводком. Не подвели ни люди, ни техника. Подводит бюрократия. Надлежащим образом оформить документы для получения денег сегодня труднее, чем мобилизовать людей. В сжатые сроки выполнить колоссальный объём работ легче, чем потом защитить эти объёмы работ и получить за них деньги. Финансовые ресурсы у всех разные. Есть организации, которые останавливают работу, потому что нет финансирования.
Мы плотно работаем со всеми структурами, от которых это зависит. Надеемся, что подрядчики не останутся один на один с проблемой возврата денег. Инструментов много. Возьмём опыт иных регионов. Деньги обещаны, гарантированы Росавтодором, Минтрансом России. Рабочая группа проверяет документы, чтобы дать отмашку для поступления финансирования.
- О поправках в бюджет края.
- Дорожная деятельность финансируется в рамках дорожного фонда. Фонд позволяет вести работы по содержанию дорог. Источники, которые край нашёл для финансирования этой деятельности, будут восстановлены, возвращены. Есть заявления руководителей высокого ранга. В бюджет следующего года, очевидно, коррективы вноситься не будут. Мы просим, чтобы федерация добавляла денег на строительство краевых дорог. Но это делается в рабочем режиме. То, что рабочая группа Минтранса увидит, будет зафиксировано. Муниципальные, краевые, федеральные дороги будут обследованы, составлены дефектовки по ним. И общая сумма нанесённого ущерба будет посчитана и восстановлена. Потребует ли это изменений в бюджет? Я не министр финансов.
- Будет ли сдан в срок мост на Большой Уссурийский остров?
- Благодаря самоотверженному труду подрядчиков, в первую очередь генеральному подрядчику - ОАО «Стройтрест» - стройка идёт полным ходом. Подрядные организации, задействованные на строительстве моста, одними из первых отклинулись на паводок в Хабаровском районе, в частности, на острове Большой Уссурийский.
Когда министерство строительства края, администрация района подняли вопрос, в течение получаса первые самосвалы ушли отсыпать дамбу на острове. И эта дамба выстояла. Работа велась достаточно долго. Те части острова, которые находились за дамбой, остались сухими. Подрядчики успевали поработать и на ЧСовских объектах, и продолжать строительство моста. Стройка близится к завершению.
Сегодня полностью перекрыт весь пролёт моста - километр металлоконструкций положен на опоры. Сегодня идёт его гидроизоляция. Покрытие перед асфальтированием. Мост занимает то положение, которое будет занимать в ближайшие 100 лет. Заканчиваются работы по обустройству подходов к мосту. Там есть проблемные места, связанные с тем же паводком. Пришлось переносить конструкции моста, переносить вахтовые городки, убирать инертные строительные материалы из зоны затопления. Были сложности со стапельной площадкой: вода подходила, и площадку пришлось досыпать.
Сегодня сложности преодолены. И если будут соответствующие указания, мост будет сдан, как мы и планировали, к юбилею края. Если будут приурочены какие-то визиты по случаю сдачи, то сроки будут скорректированы. Это роли не играет.
Проезд по мосту откроется в 20-х числах октября. Это связано не только с днём рождения края, но и с окончанием сезона строительных работ.
- Может быть, благодаря нашему несчастью повысится уровень дороги,её категория?
- Категорию мы с вами не повысим. Дороги должны быть восстановлены в той категорийности, что и до паводка. Более высокий уровень - это совершенно другие деньги, об этом говорить не приходится.
Благодаря паводку нам удастся реконструировать проблемные участки. На трассе имеются мостики 1969 года постройки. Паводок дал на них нагрузку, и ясно, что реконструкция будет спроектирована под новые нагрузки, новые уровни воды. Здесь мы полностью рассчитываем на поддержку и помощь и Минтранса России, и Росавтодора. Они не отказывают.
Здесь был руководитель Росавтодора. Своими глазами посмотрел на все проблемные участки, много фотографировал. Он шокирован увиденным, поскольку паводки в Якутии ни в какое сравнение не идут, там нет реки Амур. Выход из берегов местных речушек - это не те моря, которые мы сегодня видим в районе Гасси, Кинжи. Это десятки километров разливов, без берегов, с волной, порой, как на море.
Он поддерживает нашу рабочую группу, даёт определённые указания о сотрудничестве, поддерживает край.
Подготовила Раиса ПАЛЕЙ.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.
- Каково состояние трассы Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск?
- Дорога Комсомольск - Хабаровск сегодня уже в норме, если так можно сказать. Воды нет. Движение идёт в обе полосы на всех участках. Техника продолжает работать, но уже больше в восстановительном режиме, чем в спасательном. По мере того как Амур отступает, начинают наступать дорожники. Вода ушла значительно. Ничто не осложняет работы на участке озер Гасси, Синда.
Хуже обстоят дела на иных трассах. На въезде в село Богородское, центр Ульчского района, над теми участками, где была дорога, ходят быстроходные катера. Причём еле-еле проходят под проводами линий связи. Мост находится на глубине полтора метра. Это небольшой участок, около 800 метров, включая 64 метра мост, но без объезда. Рельеф не позволяет объехать. Но вода уходит. Это позволяет надеяться, что в ближайшее время, а управление себе планы такие ставит, начнём на этом участке аварийно-восстановительные работы. Подрядные организации там есть - работают на объектах района, энергетики.
- Восстановлено ли автобусное сообщение?
- Той остроты ситуации, которая была в первой половине сентября, уже нет. Поэтому восстановлено пассажирское сообщение, за исключением ночного времени. Ночью по трассе ездить всё ещё опасно: участки, которые побывали под водой, не имеют ограждения. На их месте стоят сигнальные столбики.
ГИБДД чётко ставит вопрос по организации безопасной перевозки пассажиров. Надо, чтобы водители освоили дорогу днём, поняли, как вести себя на проблемных участках. Ночью можно на поезде доехать.
То, что зависит от управления дорог, делается. Уже заменены временные знаки на постоянные. В некоторых местах будет расширено полотно. Работы сегодня ведутся. Мы знаем, что частные автобусы движутся даже ночью, невзирая ни на какие запреты, с нарушением скоростного режима. Думаю, люди которые пользуются этим транспортом, должны знать о риске.
- Что будет с трассой на Комсомольск-на-Амуре дальше? Останутся ли насыпи, которые соорудили во время наводнения; как будет двигаться транспорт зимой, и ещё интереснее - весной?
- Конечно, весь завезённый во время наводнения грунт останется на трассе. Его никто не будет сбрасывать в воду и тем более везти куда-то. ЭТО ПРОСТО НЕ ПО-ХОЗЯЙСКИ. Работа, которая была сделана в плане борьбы с паводком, - задел на будущее. Завезённые десятки тысяч тонн инертных материалов - скалы, щебня, ПГС - лягут в основу реконструкции дорог. На 70-80 процентов до необходимых высот дорога уже отсыпана. Отказываться от этого - просто не рачительно. Проектные решения, которые сегодня прорабатываются, исходят из уже проделанной работы. Там, где дорогу надо расширить, отсыпаны полосы - а это надо в районе Маяка, Гасси. Где необходимо - будет добавлено 30-40 сантиметров дорожной «одежды».
Сейчас мы решаем, каким образом законсервировать полотно до весны. Возможно, поверх него будут применены какие-то битумо-вяжущие материалы, чтобы обеспылить дорогу, чтобы зиму эти участки хорошо отстояли. Думаем над содержанием этих участков в зимний период.
Хорошо, что есть тёплое время года. Думаю, что проблем не возникнет.
Есть опасения, что весной будет снова высокая вода. И не беспочвенные. Есть вероятность, что большая часть воды замёрзнет, добавить снежную зиму - получим весной второй паводок. Но с учётом выполненных работ мы уже будем спокойны, что на проблемных участках вода не зальёт дорогу, не станет препятствием, которое закроет основные краевые артерии - ни Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск, ни Селихино - Николаевск, ни дороги Хабаровского, Нанайского районов.
- Сколько километров трассы нужно ремонтировать?
- Цифры уточняются по мере ухода воды. Идёт работа по оценке ущерба, который нанёс паводок. Считают не только специалисты управления автомобильных дорог, но и рабочая группа из разных регионов страны, где-то проверяя нас, где-то помогая: они спецы высокого уровня. Кто-то уже сталкивался с паводком.
Мы видим, что незамедлительного ремонта требуют 36 километров дорог и 10 искусственных сооружений - мостов. Специалисты проектных организаций, как только мосты появляются из-под воды, обследуют их... Мы уже понимаем, что после аварийно-восстановительных работ потребуется многое перестраивать.
Те уровни, которые сегодня задал Амур в районе села Богородское (6,28), заставят нас поднять зеркало дороги на полтора-два метра. И на ту же высоту мост. Он давно уже является проблемным, затапливается каждый паводок, при затяжных дождях.
Вода показала нам, что не стоит поднимать всю дорогу на Комсомольск-на-Амуре. Есть чёткое понимание, какие именно участки необходимо поднять. Слабые места мы ногами прошли, руками почувствовали. Нужно корректировать проектные решения, которые выполнены для строительства новых участков дорог. Вода близко подошла к строящейся дороге Селихино - Николаевск на участке между сёлами Ягодное и Циммермановка в обход перевала. В результате мы увидели слабые места, которые ни проектировщики, ни строители не могли даже представить. В этих местах будут запроектированы дополнительные водопропускные сооружения, возможно, понадобится дополнительный мост. Надо всесторонне изучить эти места, поскольку было сильное течение. Это достаточно объёмная сложная работа, которая должна быть выполнена в короткие сроки.
По некоторым участкам работа уже началась. Это южные участки Хабаровского края - подъезды к сёлам Петропавловка, Челны.
- Какие организации сейчас восстанавливают дорогу?
- Дорогу восстанавливают порядка 10 организаций, заключено более 10 контрактов на аварийно-спасательные работы. Все краевые. Ни одной из-за пределов края. Те, кто содержит региональные дороги, ремонтирует. Хотелось бы поблагодарить эти организации. Мы это сделаем лично. Будут вручены почётные грамоты, благодарности. Люди ушли с контрактных объектов по стройке, по ремонту. Крупные организации, которые должны выполнять контракты для энергетиков, Газпрома, у Роснефти, железной дороги, оставили сегодня свои объекты и вышли на объекты транспортной инфраструктуры края.
Назовём героев. Это «Аркаим», Дальспецстрой, ПМК-83, «Трансбетон», «Дальстроймеханизация», «Амурэнергоресурс», «Дальстройком».
«Аркаим» откликнулся одним из первых. Выставил дорожное звено, которое очень помогло, хорошо отработало в самые критические моменты. ПМК-83 много работала не только на региональных, но и на дорогах Комсомольского, Нанайского, Ульчского, Амурского районов.
- Сколько нужно денег на восстановление дорожной сети?
- Что касается денег, уже выполненные работы оцениваются в 120 миллионов рублей. Эти затраты уже сформированы и переданы в ГО и ЧС, строительную экспертизу прошли, «защиту» прошли в Москве. Москва придирчива - здесь переделайте, здесь запятые расставьте. Эта работа ведётся с той рабочей группой, которая прибыла в край. Аварийно-восстановительные работы, которые потребуется провести, оцениваются примерно в 150 миллионов. А дальше уже по мере готовности проектной документации будем перестраивать 10 искусственных сооружений, ремонтировать те участки, которые были разрушены в ходе «обороны» ( по ним ходили самосвалы 1,5 месяца, появились колеи, трещины, ямы. Зиму они плохо переживут).
Таким образом, по региональным дорогам можно говорить ориентировочно о миллиарде рублей. Хабаровск заявил плюс к этому такую же сумму. Но ясно, что за деньги, выделенные на паводок, никто Пионерскую перестраивать не будет.
Пока средства не поступили. Наши дорожно-строительные организации продолжают работу без финансирования. Они предоставили все необходимые документы, но когда получат деньги, я затрудняюсь ответить.
Финансирование, на мой взгляд, является самым слабым звеном в борьбе с паводком. Не подвели ни люди, ни техника. Подводит бюрократия. Надлежащим образом оформить документы для получения денег сегодня труднее, чем мобилизовать людей. В сжатые сроки выполнить колоссальный объём работ легче, чем потом защитить эти объёмы работ и получить за них деньги. Финансовые ресурсы у всех разные. Есть организации, которые останавливают работу, потому что нет финансирования.
Мы плотно работаем со всеми структурами, от которых это зависит. Надеемся, что подрядчики не останутся один на один с проблемой возврата денег. Инструментов много. Возьмём опыт иных регионов. Деньги обещаны, гарантированы Росавтодором, Минтрансом России. Рабочая группа проверяет документы, чтобы дать отмашку для поступления финансирования.
- О поправках в бюджет края.
- Дорожная деятельность финансируется в рамках дорожного фонда. Фонд позволяет вести работы по содержанию дорог. Источники, которые край нашёл для финансирования этой деятельности, будут восстановлены, возвращены. Есть заявления руководителей высокого ранга. В бюджет следующего года, очевидно, коррективы вноситься не будут. Мы просим, чтобы федерация добавляла денег на строительство краевых дорог. Но это делается в рабочем режиме. То, что рабочая группа Минтранса увидит, будет зафиксировано. Муниципальные, краевые, федеральные дороги будут обследованы, составлены дефектовки по ним. И общая сумма нанесённого ущерба будет посчитана и восстановлена. Потребует ли это изменений в бюджет? Я не министр финансов.
- Будет ли сдан в срок мост на Большой Уссурийский остров?
- Благодаря самоотверженному труду подрядчиков, в первую очередь генеральному подрядчику - ОАО «Стройтрест» - стройка идёт полным ходом. Подрядные организации, задействованные на строительстве моста, одними из первых отклинулись на паводок в Хабаровском районе, в частности, на острове Большой Уссурийский.
Когда министерство строительства края, администрация района подняли вопрос, в течение получаса первые самосвалы ушли отсыпать дамбу на острове. И эта дамба выстояла. Работа велась достаточно долго. Те части острова, которые находились за дамбой, остались сухими. Подрядчики успевали поработать и на ЧСовских объектах, и продолжать строительство моста. Стройка близится к завершению.
Сегодня полностью перекрыт весь пролёт моста - километр металлоконструкций положен на опоры. Сегодня идёт его гидроизоляция. Покрытие перед асфальтированием. Мост занимает то положение, которое будет занимать в ближайшие 100 лет. Заканчиваются работы по обустройству подходов к мосту. Там есть проблемные места, связанные с тем же паводком. Пришлось переносить конструкции моста, переносить вахтовые городки, убирать инертные строительные материалы из зоны затопления. Были сложности со стапельной площадкой: вода подходила, и площадку пришлось досыпать.
Сегодня сложности преодолены. И если будут соответствующие указания, мост будет сдан, как мы и планировали, к юбилею края. Если будут приурочены какие-то визиты по случаю сдачи, то сроки будут скорректированы. Это роли не играет.
Проезд по мосту откроется в 20-х числах октября. Это связано не только с днём рождения края, но и с окончанием сезона строительных работ.
- Может быть, благодаря нашему несчастью повысится уровень дороги,её категория?
- Категорию мы с вами не повысим. Дороги должны быть восстановлены в той категорийности, что и до паводка. Более высокий уровень - это совершенно другие деньги, об этом говорить не приходится.
Благодаря паводку нам удастся реконструировать проблемные участки. На трассе имеются мостики 1969 года постройки. Паводок дал на них нагрузку, и ясно, что реконструкция будет спроектирована под новые нагрузки, новые уровни воды. Здесь мы полностью рассчитываем на поддержку и помощь и Минтранса России, и Росавтодора. Они не отказывают.
Здесь был руководитель Росавтодора. Своими глазами посмотрел на все проблемные участки, много фотографировал. Он шокирован увиденным, поскольку паводки в Якутии ни в какое сравнение не идут, там нет реки Амур. Выход из берегов местных речушек - это не те моря, которые мы сегодня видим в районе Гасси, Кинжи. Это десятки километров разливов, без берегов, с волной, порой, как на море.
Он поддерживает нашу рабочую группу, даёт определённые указания о сотрудничестве, поддерживает край.
Подготовила Раиса ПАЛЕЙ.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.