Что такое «бумажный» НДС
поиск
15 мая 2025, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Что такое «бумажный» НДС

28.03.2025
Просмотры
369
Что такое «бумажный» НДС
Юлия Чернякова: «Неважно, большая сумма или маленькая, в любом случае это финансовые отвлечения»
Практика рассмотрения в судах нарушений, установленных в ходе выездных налоговых проверок по ст. 54.1 НК РФ, сейчас довольно актуальна. Эта тема стала поводом для разговора с начальником отдела выездных налоговых проверок № 3 УФНС России по Хабаровскому краю Юлии Черняковой.

  – Заявленная тема «актуальные вопросы» рассмотрения споров с налоговыми органами по установленным ими нарушениям в ходе проводимых проверок уже говорит о том, что проверки проводятся и нарушения есть, – говорит Юлия Чернякова. – Нарушения по итогам налогового контроля, результатам выездной проверки – это, прежде всего, доначисленный налог и, соответственно, сумма налога к доплате в бюджет.

  Неважно, большая эта сумма или маленькая, в любом случае это финансовые отвлечения, которые возможно не были заложены в финансовый план или вообще неподъёмны для организации.

  Основу сегодняшних доначислений по итогам проверок, как правило, составляют отказы в применении налоговых вычетов по НДС по документам от тех контрагентов, которые в сегодняшних реалиях мы называем «фирмы-однодневки», «транзитеры», «технические компании»; в последнее время всё чаще встречаются определения «площадка по обналичиванию», «площадка по продаже бумажного НДС».

  Далее, после стадии административного обжалования, начинается стадия судебных разбирательств – долгая, трудная, с привлечением сторонних юристов, соответственно, затратная, а если учесть поднятие порогов по госпошлине, то очень затратная.

  Наверное, для тех, кто встречался в судах с налоговыми органами, не будет секретом, что мы как одна из сторон по делу, готовимся к заседаниям, тщательно выстраивая линию защиты, приводим дополнительные доказательства. Качество работы налоговых органов по сбору доказательств именно при проведении проверок высоко оценивается судами, это следует из статистики по стране, ДФО, Хабаровскому краю.

  ЧТО ИЗУЧАЮТ СУДЫ

  Итак, что же изучают суды при разрешении споров, связанных с доказательствами отсутствия реальных отношений с тем или иным контрагентом?

  По-прежнему, основными доказательствами фирмы-однодневки, транзитера, технической компании являются давно сформированные в
Постановлении пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» позиции:

  – невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учётом времени, места нахождения имущества или объёма материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
– отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
– учёт для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для такого вида деятельности также требуется совершение и учёт иных хозяйственных операций; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведён в объёме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учёта.

  Указанные позиции получили дальнейшее развитие в ст. 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, соответствующие разъяснения даны службой в письмах ФНС России от 11.08.2017 № СА-4–7/15895@, от 31.10.2017 № ЕД-4–9/22123@, от 10.03.2021 № БВ-4–7/3060@. Все они размещены в открытом доступе в сети интернет.

  Надо отметить, подход «фирм-однодневок», которые пытаются создать видимость реальных субъектов деятельности, видоизменяется. Например, раньше адрес регистрации, его отражение в ЕГРЮЛ – это были прямо формальные действия со стороны «однодневок» (договоры аренды лишь на месяц, отсутствие вообще такого договора, лишь получение гарантийного письма от собственника, предоставление фиктивных документов об аренде офиса и т. д.).

  НЕ ВЕРЬТЕ ОБЕЩАНИЯМ

  Сейчас бывает так, что собственник подтверждает аренду помещения, действительно заключается договор аренды на офис 3–5 кв. метров, а иногда даже присутствует какой-то сотрудник, которого видят представители собственника. Но налоговые органы тоже учатся доказывать обратное, вплоть до анализа показателей счётчиков электроэнергии, которые показывают минимальные обороты и т. д. И то, что было актуальным, становится вполне обыденным.

  В процессе исчисления НДС, как одного из значимых налогов в РФ, с ежемесячной уплатой и ежеквартальными декларациями, у любого руководителя, наверное, хотя бы раз возникали мысли о том, что исчисленная сумма велика, а порой и неподъёмна.

  Хотелось найти способ уменьшить НДС к уплате в бюджет, а доступность различных ресурсов позволяет быстро найти такие незаконные способы.

Сегодня немало телеграм-каналов напрямую предлагают услуги по «оптимизации НДС».

  В свою очередь налоговые органы анализируют такие ресурсы, борются с ними, но здесь срабатывает правило: есть спрос – будут и предложения.

Закрываются одни «помощники», на их месте появляются другие.

  В подобных каналах, как правило, пишут: «Мы предлагаем вам услугу, за которую несём ответственность, если у вас возникнут проблемы, то наши юристы будут сопровождать ваш спор с налоговым органом, наши счета-фактуры составляются от флагманов, которых мы проверяем до седьмого звена и анализируем на постоянной основе».

  Мы, как налоговая служба, хотим обратить внимание бизнеса: не верить подобного рода лозунгам и обещаниям. В первую очередь, следует помнить, что купленный «бумажный НДС» – это правонарушение налогового законодательства, ведь изначально этот счёт-фактура с выделенным в нём НДС не является документом, составленным в процессе осуществления настоящей хозяйственной деятельности.

  Кроме того, в будущем ожидается внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации относительно деятельности «площадок» по продаже «бумажного НДС».

  ОПЕРАЦИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

  Второй момент: в процессе деятельности и привлечения того или иного контрагента, конечно же выгодны отношения с физическими лицами, ИП и ЮЛ – не плательщиками НДС, потому что они в идеале должны быть дешевле. Но понимание, что в конце квартала в этом случае у самого субъекта деятельности будет «огромный» НДС к уплате, снова возвращают руководителя к мыслям об «оптимизации».

  И если в этот момент от реального контрагента – не плательщика НДС поступают предложения «мы дадим вам счёт-фактуру с НДС», «у нас есть фирма, через которую мы проведём НДС», «работы выполним мы, а документы оформим от другого лица, которое является плательщиком НДС», этот документ тоже будет «фиктивным», скорее всего от «фирмы-однодневки», входящей в «площадку», у которой нет и не будет реальных товарно-денежных потоков, зелёного дерева связей в автоматизированной системе контроля «АСК НДС».

  Ещё один пример, когда подобного рода предложения поступают от бухгалтерских (аудиторских, консалтинговых) организаций, и тоже возникает «фиктивный» счёт-фактура.

  Во всех случаях программный комплекс АСК НДС увидит наличие «схемной операции», то есть операции, которой не было в реальности. А значит, налоговые органы будут проводить мероприятия налогового контроля (истребование документов, проведение допросов, истребование документов у контрагентов, поиск иной информации).

  В качестве примера работы приобретения «бумажного НДС» поделюсь кейсом одной их проведённых в 2023 году выездных проверок.

  Одни из плательщиков НДС Хабаровска занимаются выполнением строительно-монтажных работ в строящихся многоквартирных домах. В их строительной бригаде числится минимальное количество квалифицированных работников: прораб, начальник участка, главный инженер и порядка 10–14 человек – граждан республик Узбекистан и Таджикистан.

  Основу расходов плательщика составляли лишь приобретённые для стройки товары (бетон, арматура, спецодежда и т. д.), а все работы выполнялись силами привлечённых работников из стран ближнего зарубежья.

  Простые математические расчёты показывают, что сумма НДС в квартал достаточна высока и близится к одному миллиону рублей. Бухгалтерию общества ведёт бухгалтерская фирма.

  Однако фактически плательщик исчислял небольшой НДС, но каждый квартал у него имели место «схемные операции» с контрагентами (например, с ООО «1», ООО «2»), которые не являлись реальными участниками хозяйственного процесса, их характеристики свидетельствовали, что данные юридические лица – «технические компании».

  Сотрудники краевого налогового управления провели выездную проверку, по окончании которой плательщик представил уточнённые налоговые декларации и сам исключил вычеты по ООО «1» и ООО «2». Но сумма НДС к уплате в бюджет всё равно осталась незначительной, потому что плательщик добавил счета-фактуры от других контрагентов ООО «3» и ООО «4».

  Общие характеристики последних также свидетельствовали о том, что организации созданы формально, без цели ведения хозяйственной деятельности, т. е. являлись «техническим компаниями».

  СПЕЦИАЛИСТЫ ВАМ ПОМОГУТ

  Таким образом, налоговые органы доказали:

– замена произведена формально, поскольку введённые счета-фактуры ООО «3» и ООО «4» датированы годом раньше, чем сданы уточнённые налоговые декларации, что нехарактерно в процессе непрерывного учёта;
– ООО «3» и ООО «4» зеркально показывают реализацию в адрес проверяемого плательщика, но делают это тоже в уточнённых налоговых декларациях, сданных в налоговый орган одновременно с уточнёнками проверяемого лица;
– документы по требованию налогового органа не представляют ни проверяемое лицо, ни ООО «3», ООО «4»;
– и самое главное: уточнённые декларации, как самого проверяемого лица, так и ООО «3», ООО «4» сдавались с одного IP-адреса, принадлежащего той самой бухгалтерской фирме, на сопровождении у которой находился проверяемый плательщик.

  Анализ движения денежных средств по расчётным счетам ООО «3», ООО «4» показал, что денежные средства с их счетов, в том числе обналичивались через физических лиц, в отношении которых уже было возбуждено уголовное дело по ст. 172 Уголовного кодекса Российской Федерации за ведение банковской деятельности без специального на то разрешения. А связи этих физических лиц также показывали участие в их деятельности (сдачи отчётности, ведения расчётного счёта) той же бухгалтерской фирмы, что осуществляла сопровождение проверяемого лица.

  Неизвестно, попросил ли плательщик бухгалтерскую фирму о такой услуге, или бухгалтер сам придумал такой выход, однако по итогам проверки НДС был доначислен и впоследствии уплачен плательщиком в бюджет.

  Информация об организации, позиционирующей себя как фирма, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учёта, а фактически использующая схемы для незаконной оптимизации НДС, направлена в правоохранительные органы. В настоящее время по ней проводится проверка.

  Всё вышесказанное не значит, что не надо работать с бухгалтерскими организациями и отдавать бухучет на аутсорсинг.

  Мы хотим обратить внимание, что отражению в составе вычетов по НДС подлежат лишь те суммы налога, которые были учтены при несении плательщиком реально понесённых расходов с «хорошим» контрагентом.

  В иных случаях, именно плательщик берёт на себя риски, связанные с исчислением этого налога и размером его уплаты в бюджет. В результате финансовый результат от таких рисков может быть весьма значителен, ведь покупая «бумажный НДС», плательщик тоже несёт затраты, которые потом никто не возместит.

  Чтобы избежать негативных последствий, максимально быстро решать проблемные вопросы, рекомендуем обращаться в налоговые органы Хабаровского края. Квалифицированные специалисты помогут найти законные выходы из сложных ситуаций, а также дадут консультацию по любым вопросам, входящим в компетенцию ведомства.

  Обратиться можно по следующим телефонам:
- 8 (4212) 96–86–27, доб. 3478, 3472.

  Налоговая служба всегда готова пойти навстречу представителям бизнеса, создавая открытые, партнерские отношения с каждым налогоплательщиком.

«Чтобы избежать негативных последствий, максимально быстро решать проблемные вопросы, рекомендуем обращаться в налоговые органы Хабаровского края. Квалифицированные специалисты помогут найти законные выходы из сложных ситуаций, а также дадут консультацию по любым вопросам, входящим в компетенцию ведомства. 
Налоговая служба всегда готова пойти навстречу представителям бизнеса, создавая открытые, партнерские отношения с каждым налогоплательщиком».

Подготовила М. НАКОНЕЧНАЯ.