Чтобы легализовать такси, власти договариваются с диспетчерами
26.09.2019
327

Как приблизить пассажирский транспорт Хабаровска к современным стандартам, обсуждали на Дальневосточном транспортном форуме (на фото вверху). Ведь одни лишь проверки такси и автобусов (на фото внизу) не помогают
«Прежде, чем заявлять о помощи перевозчикам, нужно сделать дороги», - заявил на Первом Дальневосточном транспортном форуме министр транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Валерий Немытов. По его словам, ситуация в этом краевом секторе неоднозначная: есть агрегаторы (компании, которые собирают заказы от клиентов и передают их водителям), которые добросовестно относятся к своим обязанностям, но есть и «бомбилы», борьба с которыми продолжится.
Как приблизить пассажирский транспорт Хабаровска к современным стандартам - как раз была одной из тем Дальневосточного транспортного форума.
Он объединил около 170 гостей из регионов ДФО и Сибири, а также сопредельной КНР - предпринимателей, представителей органов власти и контролирующих структур, общественных объединений. В числе наиболее острых здесь были вопросы, касающиеся работы такси и автобусов.
Выяснилось, что значительная доля нелегалов на рынке таксомоторных услуг и неясный статус диспетчерских служб, посредников между водителем и пассажиром, беспокоит и перевозчиков, и органы власти, и пассажиров.
Кому пора на штрафстоянку
Одни перевозчики, работая честно, теряют доходы, другие их зарабатывают, проигрывая в сервисе, а порой рискуя здоровьем пассажиров. Это проблема не только Хабаровского края.
- Есть регионы, где подавляющая масса таксистов предпочитает работать «по-белому», - говорит председатель общественного Совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова.
- Так, в Кемеровской области, по данным общественников, легальность рынка превышает 90%. Чтобы добиться таких результатов, нужно договариваться местным властям и крупным игрокам - агрегаторам, через которых сегодня идет большинство перевозок такси.
Но моментально узаконить водителей, работающих в этой сфере, не под силу даже крупным компаниям.
- Если в Хабаровском крае доля нелегалов на рынке составляет 80% и агрегатор перестанет передавать заказы всем, то пассажиру придется ждать машину часами, - считает Ирина Зарипова.
Тем не менее, по ее словам, приход федеральных операторов таксомоторных услуг на местные рынки приносит позитивные результаты. Они становятся заметны не сразу - в течение 3-5 месяцев.
Но происходит это только там, где власти и предпринимательское сообщество находят общий язык, а также используют работающие механизмы взаимодействия.
Одним из лидеров здесь является Москва. Руководство столицы заключает соглашения с агрегаторами, в рамках которых отслеживается наличие у водителей разрешений на предпринимательскую деятельность в качестве перевозчиков.
А в Краснодарском крае набирает популярность мобильное приложение, которое позволяет «вычислить» водителя-нелегала. Для чего создана постоянно поддерживаемая в актуальном состоянии электронная база данных.
Достаточно ввести в диалоговое окно электронного сервиса номер машины, приехавшей по заявке, и система покажет, работает ли водитель официально.
В противном случае информация автоматически поступает в надзорные органы - таксисты это знают и потому предпочитают соблюдать требования закона.
Не стоит списывать со счетов и традиционные рейдовые мероприятия, считает Ирина Зарипова.
- В населенных пунктах с населением до миллиона человек успешно работает такая мера, как задержание автомобиля на штрафстоянке до решения суда, - объясняет она.
- Срок может составлять 2,5-3 месяца, и водители предпочитают получить разрешения, чтобы не остаться без автомобиля.
Почему у нас это не работает
- Существующий рынок на 85% нелегальный, - рассказывает Илья Леонов, представитель межрегиональной ассоциации объединений независимых перевозчиков ДФО. - Чтобы вывести нелегалов из тени, требуется менять законодательство - и федеральное, и местное.
Сейчас отсутствует ряд понятий, таких, как агрегатор, служба заказа такси, диспетчерская - соответственно, невозможно выносить решения об ответственности. Точнее, наказывают только низшее звено - водителей, но это на ситуацию особо не влияет.
В Хабаровском крае на рынке такси легально работают, по последним подсчетам, около сорока юридических лиц и 700 индивидуальных предпринимателей. В общей сложности, это - 2,5 тыс. автомобилей. В определенной степени их внешний облик формирует лицо того или иного города.
При поддержке местных властей, например, в Тульской и Томской областях, обновляются таксопарки. Что позволяет довести сервис до уровня проводимых там международных мероприятий.
Что касается нашего края, местные перевозчики пока могут надеяться лишь на себя.
- Прежде, чем заявлять о помощи перевозчикам, нужно сделать дороги, - считает министр транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Валерий Немытов.
- Что касается финансовой поддержки транспортных предприятий и ассоциаций, она предусмотрена для всех, за исключением, - в законе это выделено, - такси.
Возможно, навести порядок было бы легче, если бы депутаты Госдумы приняли долгожданный закон о такси. Работа над ним продолжается много лет, и очередная попытка утвердить новые правила закончилась неудачей.
- Закон вызывает много вопросов, вероятно, в Госдуме есть некое столкновение политических сил. Буквально на днях Государственно-правовое управление администрации президента отправило законопроект на доработку с резолюцией, что он не включает такие моменты, как безаварийная езда, - говорит Ирина Зарипова.
- Общественный совет по развитию такси в регионах представит данные многолетних исследований проблемы, чтобы законопроект не загонял остатки легального бизнеса в жернова регулирования.
Свои предложения мы озвучим на Всероссийской конференции, которая соберется в декабре в Сочи. К тому времени должна быть сформирована и специальная рабочая группа для выработки новой концепции законопроекта.
Обременение для безопасности
Немало вопросов вызывает и другая законодательная инициатива - введение тахографов для учета рабочего времени водителя на автобусах городских маршрутов.
- Этот прибор, по средним подсчетам, будет стоить около 25 тыс. рублей, - говорит Александр Старовойтов, депутат Государственной Думы, член думского комитета по транспорту и строительству.
- Если умножить на количество транспортных средств в стране, а их по подсчетам примерно 3 млн, то какой-то производитель получит около 75 млрд. Мы проанализировали ситуацию и выяснили, что всего лишь одна компания может делать такой вид приборов.
Вот ведь как ей повезет!
Финансово привлекательным нововведение представляется и для бюджета. Точнее, для фискальных органов.
- Уже этим летом были внесены изменения в КоАПП, и вводится ответственность для ИП и юрлиц за несоблюдение режима труда водителей и отсутствие тахографа, - говорит Александр Христич, исполнительный директор компании «Бизнес-навигация». - Суммы штрафов, которые будут взиматься с 1 ноября 2019 года, соизмеримы со стоимостью оснащения тахографами.
Плюс появляются новые сервисы для надзорных органов, которые в автоматическом режиме проанализируют режим труда и отдыха и даже зафиксируют нарушение, вплоть до статьи КоАПП, и время, когда оно произошло. Уполномоченному сотруднику останется только выписать штраф.
А вот предприятия общественного пассажирского автотранспорта это новшество никак не устраивает.
- У нас на предприятии водители выходят на маршруты в 6 утра, работают до 10, потом три часа перерыва и снова на линию.
А тахографы предлагают делать 20-минутный перерыв через каждые 2 часа, - приводит пример Владимир Герасимов, директор по экономике компании «Дальавтотранс». - Считаю, что на городских автобусах тахографы ставить не нужно.
Точку в вопросе должны ставить депутаты Госдумы или правительство.
- Кроме как к очередному обременению транспортных предприятий это ни к чему не приведет, - уверен Олег Старовойтов, президент Российского автотранспортного союза.
- Это делалось не для выполнения требований МВД, а для соблюдения трудового законодательства - еще тогда, когда я работал в Минтрансе.
Потом этот закон притянули к МВД и теперь пытаются использовать, чтобы контролировать режим работы на городских маршрутах.
По словам Олега Старовойтова, нововведение может обернуться нелепыми ситуациями. Например, водитель протяженного маршрута будет высаживать своих пассажиров на полпути, ссылаясь на время «сиесты»: дескать, идите пешком или ждите, когда законодатели разрешат вернуться на линию.
Но увы, пока у перевозчиков и парламентариев позиции по этому вопросу несколько различаются. Это показал диспут, разгоревшийся между общественником Старовойтовым и его однофамильцем - депутатом.
Участник думского транспортного комитета поделился своими впечатлениями от поездок в общественном транспорте.
Садясь в автобус утром и возвращаясь тем же маршрутом вечером, ему зачастую приходилось видеть одно и то же лицо водителя, который крутил баранку явно не из удовольствия, а по причине отсутствия сменщика. Чем это могло обернуться для пассажиров - понятно без объяснений.
Однако пока, констатировали эксперты, в отрасли катастрофически не хватает рабочих рук. Людей не особенно привлекает официальный оклад, поэтому многие предпочитают иную работу.
А кресло водителя занимают приезжие, в том числе из стран ближнего зарубежья, готовые трудиться не только за себя, но и «за того парня».
Между тем эта отрасль жизнеобразующая для региона. Маршрутная сеть Хабаровского края включает 269 автобусных маршрутов, их которых 178 муниципальных и 91 межмуниципальный.
Ежегодно услугами автомобильного пассажирского транспорта у нас пользуются около 44,5 млн человек. Это 85% от пассажиропотока на всех видах транспорта в регионе.
И эта отрасль важна для экономики края - за первое полугодие 2019 года местные транспортные предприятия перечислили в бюджет 7,1 млрд руб., с начала года перевезли 52,4 млн пассажиров.
Поэтому навести в отрасли порядок - в интересах прежде всего органов краевой и местной власти.
Алексей СТАХОВ.
Илья Леонов, представитель Межрегиональной ассоциации объединений независимых перевозчиков ДФО:
- Федеральные агрегаторы работают в Хабаровске около семи лет. Местных таксопарков практически не осталось - в краевом центре всего один. Думаю, через несколько лет ситуация изменится несущественно: основная тенденция - укрупнение. Возможно, останется только один наиболее сильный игрок или несколько агрегаторов объединятся.
Что касается ценовой политики, здесь уже около трех лет наблюдается стабилизация, это показывают результаты нашего собственного мониторинга. На расценки влияют, в основном, погодные факторы и время суток, когда заказывают такси. Ниже расценки точно не станут - ниже некуда.
Георгий Литвицын, директор Хабаровской таксомоторной компании:
- Услуги такси должны стоить дороже, чем сейчас, - водители станут больше зарабатывать и лучше относиться к машине, на которой работают, увеличится прибыль предприятия, появится возможность обновления автопарка.
Посмотрите, какие такси сейчас в основном ездят по Хабаровску! Машины 20-30-летней давности, с наклейкой на дверях - такого нет ни в одной цивилизованной стране.
Мое предприятие ориентировано на премиальный сегмент пассажиров, поэтому для нас очень важно качество обслуживания: водители - в форме, это дисциплинирует.
У «нелегалов» такого сервиса нет. Мало того, что у них машины старые, так они еще и «летают» по нашим дорогам - это ведь небезопасно для пассажиров!
Для нас в приоритете качество обслуживания, мы не прячемся от контролирующих служб, на виду и поэтому строго соблюдаем законодательство.
В Комсомольске-на-Амуре сотрудники ГИБДД провели операцию «Автобус» - проверяли у водителей транспортных средств наличие допуска к пассажирским перевозкам, в том числе права управления транспортным средством соответствующей категории, своевременность медицинского освидетельствования, соблюдения режима труда и отдыха.
Проверено было 20 автобусов городского и междугороднего назначения, выявлено 4 правонарушения: 2 - несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств; 1 - нарушение правил применения ремней безопасности и 1 - управление автобусом без рабочего тахографа, осуществляющего контроль за режимами труда и отдыха.
Как приблизить пассажирский транспорт Хабаровска к современным стандартам - как раз была одной из тем Дальневосточного транспортного форума.
Он объединил около 170 гостей из регионов ДФО и Сибири, а также сопредельной КНР - предпринимателей, представителей органов власти и контролирующих структур, общественных объединений. В числе наиболее острых здесь были вопросы, касающиеся работы такси и автобусов.
Выяснилось, что значительная доля нелегалов на рынке таксомоторных услуг и неясный статус диспетчерских служб, посредников между водителем и пассажиром, беспокоит и перевозчиков, и органы власти, и пассажиров.
Кому пора на штрафстоянку
Одни перевозчики, работая честно, теряют доходы, другие их зарабатывают, проигрывая в сервисе, а порой рискуя здоровьем пассажиров. Это проблема не только Хабаровского края.
- Есть регионы, где подавляющая масса таксистов предпочитает работать «по-белому», - говорит председатель общественного Совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова.
- Так, в Кемеровской области, по данным общественников, легальность рынка превышает 90%. Чтобы добиться таких результатов, нужно договариваться местным властям и крупным игрокам - агрегаторам, через которых сегодня идет большинство перевозок такси.
Но моментально узаконить водителей, работающих в этой сфере, не под силу даже крупным компаниям.
- Если в Хабаровском крае доля нелегалов на рынке составляет 80% и агрегатор перестанет передавать заказы всем, то пассажиру придется ждать машину часами, - считает Ирина Зарипова.
Тем не менее, по ее словам, приход федеральных операторов таксомоторных услуг на местные рынки приносит позитивные результаты. Они становятся заметны не сразу - в течение 3-5 месяцев.
Но происходит это только там, где власти и предпринимательское сообщество находят общий язык, а также используют работающие механизмы взаимодействия.
Одним из лидеров здесь является Москва. Руководство столицы заключает соглашения с агрегаторами, в рамках которых отслеживается наличие у водителей разрешений на предпринимательскую деятельность в качестве перевозчиков.
А в Краснодарском крае набирает популярность мобильное приложение, которое позволяет «вычислить» водителя-нелегала. Для чего создана постоянно поддерживаемая в актуальном состоянии электронная база данных.
Достаточно ввести в диалоговое окно электронного сервиса номер машины, приехавшей по заявке, и система покажет, работает ли водитель официально.
В противном случае информация автоматически поступает в надзорные органы - таксисты это знают и потому предпочитают соблюдать требования закона.
Не стоит списывать со счетов и традиционные рейдовые мероприятия, считает Ирина Зарипова.
- В населенных пунктах с населением до миллиона человек успешно работает такая мера, как задержание автомобиля на штрафстоянке до решения суда, - объясняет она.
- Срок может составлять 2,5-3 месяца, и водители предпочитают получить разрешения, чтобы не остаться без автомобиля.
Почему у нас это не работает
- Существующий рынок на 85% нелегальный, - рассказывает Илья Леонов, представитель межрегиональной ассоциации объединений независимых перевозчиков ДФО. - Чтобы вывести нелегалов из тени, требуется менять законодательство - и федеральное, и местное.
Сейчас отсутствует ряд понятий, таких, как агрегатор, служба заказа такси, диспетчерская - соответственно, невозможно выносить решения об ответственности. Точнее, наказывают только низшее звено - водителей, но это на ситуацию особо не влияет.
В Хабаровском крае на рынке такси легально работают, по последним подсчетам, около сорока юридических лиц и 700 индивидуальных предпринимателей. В общей сложности, это - 2,5 тыс. автомобилей. В определенной степени их внешний облик формирует лицо того или иного города.
При поддержке местных властей, например, в Тульской и Томской областях, обновляются таксопарки. Что позволяет довести сервис до уровня проводимых там международных мероприятий.
Что касается нашего края, местные перевозчики пока могут надеяться лишь на себя.
- Прежде, чем заявлять о помощи перевозчикам, нужно сделать дороги, - считает министр транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Валерий Немытов.
- Что касается финансовой поддержки транспортных предприятий и ассоциаций, она предусмотрена для всех, за исключением, - в законе это выделено, - такси.
Возможно, навести порядок было бы легче, если бы депутаты Госдумы приняли долгожданный закон о такси. Работа над ним продолжается много лет, и очередная попытка утвердить новые правила закончилась неудачей.
- Закон вызывает много вопросов, вероятно, в Госдуме есть некое столкновение политических сил. Буквально на днях Государственно-правовое управление администрации президента отправило законопроект на доработку с резолюцией, что он не включает такие моменты, как безаварийная езда, - говорит Ирина Зарипова.
- Общественный совет по развитию такси в регионах представит данные многолетних исследований проблемы, чтобы законопроект не загонял остатки легального бизнеса в жернова регулирования.
Свои предложения мы озвучим на Всероссийской конференции, которая соберется в декабре в Сочи. К тому времени должна быть сформирована и специальная рабочая группа для выработки новой концепции законопроекта.
Обременение для безопасности
Немало вопросов вызывает и другая законодательная инициатива - введение тахографов для учета рабочего времени водителя на автобусах городских маршрутов.
- Этот прибор, по средним подсчетам, будет стоить около 25 тыс. рублей, - говорит Александр Старовойтов, депутат Государственной Думы, член думского комитета по транспорту и строительству.
- Если умножить на количество транспортных средств в стране, а их по подсчетам примерно 3 млн, то какой-то производитель получит около 75 млрд. Мы проанализировали ситуацию и выяснили, что всего лишь одна компания может делать такой вид приборов.
Вот ведь как ей повезет!
Финансово привлекательным нововведение представляется и для бюджета. Точнее, для фискальных органов.
- Уже этим летом были внесены изменения в КоАПП, и вводится ответственность для ИП и юрлиц за несоблюдение режима труда водителей и отсутствие тахографа, - говорит Александр Христич, исполнительный директор компании «Бизнес-навигация». - Суммы штрафов, которые будут взиматься с 1 ноября 2019 года, соизмеримы со стоимостью оснащения тахографами.
Плюс появляются новые сервисы для надзорных органов, которые в автоматическом режиме проанализируют режим труда и отдыха и даже зафиксируют нарушение, вплоть до статьи КоАПП, и время, когда оно произошло. Уполномоченному сотруднику останется только выписать штраф.
А вот предприятия общественного пассажирского автотранспорта это новшество никак не устраивает.
- У нас на предприятии водители выходят на маршруты в 6 утра, работают до 10, потом три часа перерыва и снова на линию.
А тахографы предлагают делать 20-минутный перерыв через каждые 2 часа, - приводит пример Владимир Герасимов, директор по экономике компании «Дальавтотранс». - Считаю, что на городских автобусах тахографы ставить не нужно.
Точку в вопросе должны ставить депутаты Госдумы или правительство.
- Кроме как к очередному обременению транспортных предприятий это ни к чему не приведет, - уверен Олег Старовойтов, президент Российского автотранспортного союза.
- Это делалось не для выполнения требований МВД, а для соблюдения трудового законодательства - еще тогда, когда я работал в Минтрансе.
Потом этот закон притянули к МВД и теперь пытаются использовать, чтобы контролировать режим работы на городских маршрутах.
По словам Олега Старовойтова, нововведение может обернуться нелепыми ситуациями. Например, водитель протяженного маршрута будет высаживать своих пассажиров на полпути, ссылаясь на время «сиесты»: дескать, идите пешком или ждите, когда законодатели разрешат вернуться на линию.
Но увы, пока у перевозчиков и парламентариев позиции по этому вопросу несколько различаются. Это показал диспут, разгоревшийся между общественником Старовойтовым и его однофамильцем - депутатом.
Участник думского транспортного комитета поделился своими впечатлениями от поездок в общественном транспорте.
Садясь в автобус утром и возвращаясь тем же маршрутом вечером, ему зачастую приходилось видеть одно и то же лицо водителя, который крутил баранку явно не из удовольствия, а по причине отсутствия сменщика. Чем это могло обернуться для пассажиров - понятно без объяснений.
Однако пока, констатировали эксперты, в отрасли катастрофически не хватает рабочих рук. Людей не особенно привлекает официальный оклад, поэтому многие предпочитают иную работу.
А кресло водителя занимают приезжие, в том числе из стран ближнего зарубежья, готовые трудиться не только за себя, но и «за того парня».
Между тем эта отрасль жизнеобразующая для региона. Маршрутная сеть Хабаровского края включает 269 автобусных маршрутов, их которых 178 муниципальных и 91 межмуниципальный.
Ежегодно услугами автомобильного пассажирского транспорта у нас пользуются около 44,5 млн человек. Это 85% от пассажиропотока на всех видах транспорта в регионе.
И эта отрасль важна для экономики края - за первое полугодие 2019 года местные транспортные предприятия перечислили в бюджет 7,1 млрд руб., с начала года перевезли 52,4 млн пассажиров.
Поэтому навести в отрасли порядок - в интересах прежде всего органов краевой и местной власти.
Алексей СТАХОВ.
Илья Леонов, представитель Межрегиональной ассоциации объединений независимых перевозчиков ДФО:
- Федеральные агрегаторы работают в Хабаровске около семи лет. Местных таксопарков практически не осталось - в краевом центре всего один. Думаю, через несколько лет ситуация изменится несущественно: основная тенденция - укрупнение. Возможно, останется только один наиболее сильный игрок или несколько агрегаторов объединятся.
Что касается ценовой политики, здесь уже около трех лет наблюдается стабилизация, это показывают результаты нашего собственного мониторинга. На расценки влияют, в основном, погодные факторы и время суток, когда заказывают такси. Ниже расценки точно не станут - ниже некуда.
Георгий Литвицын, директор Хабаровской таксомоторной компании:
- Услуги такси должны стоить дороже, чем сейчас, - водители станут больше зарабатывать и лучше относиться к машине, на которой работают, увеличится прибыль предприятия, появится возможность обновления автопарка.
Посмотрите, какие такси сейчас в основном ездят по Хабаровску! Машины 20-30-летней давности, с наклейкой на дверях - такого нет ни в одной цивилизованной стране.
Мое предприятие ориентировано на премиальный сегмент пассажиров, поэтому для нас очень важно качество обслуживания: водители - в форме, это дисциплинирует.
У «нелегалов» такого сервиса нет. Мало того, что у них машины старые, так они еще и «летают» по нашим дорогам - это ведь небезопасно для пассажиров!
Для нас в приоритете качество обслуживания, мы не прячемся от контролирующих служб, на виду и поэтому строго соблюдаем законодательство.
В Комсомольске-на-Амуре сотрудники ГИБДД провели операцию «Автобус» - проверяли у водителей транспортных средств наличие допуска к пассажирским перевозкам, в том числе права управления транспортным средством соответствующей категории, своевременность медицинского освидетельствования, соблюдения режима труда и отдыха.
Проверено было 20 автобусов городского и междугороднего назначения, выявлено 4 правонарушения: 2 - несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств; 1 - нарушение правил применения ремней безопасности и 1 - управление автобусом без рабочего тахографа, осуществляющего контроль за режимами труда и отдыха.