Итоги петербургского форума - транспортные и лесные проекты
08.06.2021
478

Михаил Дегтярев и Сергей Собянин договорились об интеграции билетных систем Москвы и Хабаровского края. Уже с 2022 года в регионе планируется возводить до тысячи индивидуальных деревянных домов из домокомплектов
Врио губернатора Михаил Дегтярев воспользовался возможностями Петербургского международного экономического форума, который проходил в Северной столице со 2 по 4 июня, чтобы привлечь внимание к Хабаровскому краю. На площадке «Дальний Восток: ресурсный фронтир или двигатель роста?» он презентовал региональную программу «Дом дальневосточника», основанную на деревянном домостроении.
- В настоящее время из местного сырья дома в крае не выпускаются. Планируем выйти на выпуск до 1000 домокомплектов в год.
Предложение Министерству по развитию Дальнего Востока - развернуть проект деревянного домостроения на весь Дальний Восток, чтобы сформировать объем спроса для наших лесопромышленников, - рассказал Михаил Дегтярев.
Дальневосточные кварталы
Идея «Дома дальневосточника» - это реакция на задачу, поставленную президентом России Владимиром Путиным: довести объем ввода жилья в крае до 1 млн. квадратных метров в год.
Для ее решения Минвостокразвития России запускает новую инициативу - «Дальневосточные кварталы», частью которой и станет деревянное домостроение.
- У наших застройщиков жилья появится возможность воспользоваться льготами режима ТОР. Включая меры поддержки по созданию коммунальной и социальной инфраструктуры, - рассказал на сессии «Дальний восток: от ресурсной экономики к промышленности высоких переделов» Михаил Дегтярев.
Глава края особо отметил, что поддерживает планы президента России Владимира Путина по запрету на вывоз круглого леса - это серьёзный стимул для лесопереработки, и новые производства у нас в регионе уже готовятся.
Есть и несколько ниш, где уже сегодня можно хорошо заработать, вложившись в заводы и фабрики по выпуску строительных материалов: на них в крае высокий спрос.
Уже с 2022 года в регионе будет возводиться до тысячи индивидуальных деревянных домов из домокомплектов, производимых фабричным способом.
Это даст стимул развития лесопромышленного комплекса и лесопереработки, создаст десятки новых предприятий и тысячи рабочих мест внутри региона, а также позволит существенно снизить стоимость квадратного метра, считает Михаил Дегтярев.
Индустриальное деревянное домостроение может стать флагманским проектом Хабаровского края.
И не только поспособствует решению жилищной проблемы, но и позволит региону стать лидером на перспективном рынке за счёт поставок готовых домокомплектов в Приморский край и другие регионы Дальнего Востока, всей страны.
Госкорпорации, приходите
Во время форума делегация Хабаровского края во главе с Михаилом Дегтяревым налаживала сотрудничество с крупным бизнесом и госкорпорациями.
Одна из ключевых встреч - представители регионального правительства заключили соглашение между Хабаровским краем и госкорпорацией «Ростех», которая с конца 2007 года занимается содействием в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения.
В Хабаровском крае заинтересованы в привлечении госкорпорации к реализации проектов по достройке детского больничного комплекса в Комсомольске-на-Амуре и строительству центра медицинской реабилитации на базе санатория «Уссури». Ориентировочная стоимость проекта составит 3,7 млрд. рублей. «Ростеху» предложено принять участие в качестве концессионера.
Ранее, напомним, Михаилу Дегтярёву удалось привлечь госкорпорацию в качестве стратегического партнёра по развитию военно-промышленного комплекса Хабаровского края. Благодаря достигнутым договорённостям «Ростех» обеспечил заводы Комсомольска-на-Амуре заказами до 2028 года.
Теперь рассматриваются планы по расширению производственных мощностей входящих в госпорпорацию заводов, расположенных в Хабаровском крае.
Кадры высшей квалификации
Внедрение новых технологий невозможно без высокообразованных специалистов.
Стратегический для системы образования края документ подписан на экономическом форуме в Санкт-Петербурге между руководителем Хабаровского края Михаилом Дегтяревым и Александром Мажугой, ректором Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева.
РХТУ занимает передовые позиции в перечне технических университетов России и имеет самый высокий рейтинг среди химико-технологических вузов страны.
Университет получил мировое признание как один из ведущих учебно-научных центров, обеспечивающих подготовку кадров высшей квалификации.
- Мы договорились вести совместную работу по всем направлениям, имеющим самое приоритетное значение для Хабаровского края. Это касается внедрения новых технологий в строительстве, медицине, энергетике, экологии, включая утилизацию и нейтрализацию многокомпонентных отходов, реализацию проектов по «зелёной» экономике в прибрежных районах Охотского моря и реки Амур, агротехнологии, - рассказал о совместных планах Михаил Дегтярев.
Кроме того РХТУ им. Д. И. Менделеева примет участие в создании инновационного научно-технологического центра в Хабаровском крае в коллаборации с вузами и предприятиями авиастроения и судостроения.
В качестве научно-исследовательской площадки выступят Тихоокеанский государственный университет, Хабаровский государственный университет экономики и права, Комсомольский-на-Амуре государственный университет.
Планируется также реализовать в крае образовательный проект «Менделеевские классы» для школьников. Цель - выявлять и поддерживать одаренных детей, которые смогут стать специалистами в химической, атомной, металлургической, энергетической промышленности России.
Московская «Тройка»
Общественный транспорт - еще одна проблема Хабаровского края. Чтобы ее решить, Михаил Дегтярев планирует внедрить в регионе лучшие московские практики.
Во время Петербургского международного экономического форума подписан документ о сотрудничестве в рамках интеграции билетных систем Москвы и Хабаровского края. Он предполагает запуск карты «Тройка» как единого билетного носителя.
Ожидается, что это приведет к обеспечению устойчивой работы транспортной сети, повысит качество транспортных услуг жителям края.
Способ уже опробован в Комсомольске-на-Амуре. С декабря 2020 года там реализуется пилотный проект по внедрению транспортной карты «Тройка».
В нем задействовано четыре автобусных маршрута, используется более 20 терминалов. Проведены техническая отладка системы, настройка необходимого функционала, проработана организационная составляющая. Пассажиры об инновации отзываются положительно.
Промышленный запуск проектов в Хабаровском крае может быть реализован в четвертом квартале 2021 года.
- Московская билетная система - стандарт, на который мы можем и должны ориентироваться. Наша задача сегодня обеспечить каждого жителя Хабаровского края возможностью оплаты картой «Тройка» на всей транспортной сети региона, - считает Михаил Дегтярев.
Система «Лесвосток»
На площадках форума Михаил Дегтярев подписал также соглашение между правительством Хабаровского края и АО «ВЭБ.ДВ» о предоставлении доступа к цифровому сервису «Лесвосток».
Его основа - электронная интерактивная карта, на которой в оцифрованном виде представлена вся актуальная экономически значимая информация о лесе.
Для выявления нарушений лесопользования, рубок, гарей, болезней леса используются космоснимки и искусственный интеллект, который распознает, анализирует и классифицирует даже минимальные лесоизменения.
На интерактивной лесной карте территория разделена на зоны «можно» (доступные для аренды кварталы) и «нельзя» (арендованные участки и земли других категорий). В несколько кликов инвесторы и лесопользователи смогут получить исчерпывающие данные о лесе, выбрать участок, создать заявку на аукцион, арендовать лесной участок, реализовать лес на бирже.
- Внедрение автоматизированного электронного документооборота и автоматизации обмена данными существенно упростит и ускорит административные процедуры для бизнеса, - говорит Артем Довлатов, зампредседателя «ВЭБ.РФ».
По его словам, «благодаря применению цифровых технологий и автоматизиции документооборота сроки получения лесных участков сократятся в девять раз - с 270 до 30 дней».
Эффект от рубля
На Петербургском международном экономическом форуме отмечалось, что с 2015 года инвесторам в промышленные и инфраструктурные проекты на Дальнем Востоке доступна уникальная система преференций, доказавшая свою эффективность. В экономику региона привлечено более 5,4 трлн. рублей, и рост валового регионального продукта восточных субъектов РФ опережает среднероссийский.
Экономисты считают, что в структуре экономики Дальнего Востока слишком много занимает доля сырья и промышленность необходимо перенастроить, чтобы добиться качественных сдвигов, перейдя на выпуск товара с высокой добавленной стоимостью.
Перед тем как дать слово Михаилу Дегтяреву, модератор дискуссии председатель совета директоров Группы компаний «ЕСН» Григорий Березкин напомнил присутствующим, что во время СССР Хабаровский край показывал высокий уровень промышленности и исторически был технически передовым регионом.
- Мне не понравился ваш глагол «был», Хабаровский край есть передовой регион с точки зрения развития промышленности, - подчеркнул Михаил Дегтярев. - В современной России у нас появились новые производства, взять тот же «Суперджет»: «SuperJet New» уже на выходе с высокой долей импортозамещения, их делают в Хабаровском крае, как и боевые самолёты пятого поколения, и корветы для Тихоокеанского флота, и паромы на линию Ванино - Холмск, оба уже на воде, на выходе.
По словам главы Хабаровского края, подготовлены площадки в ТОР «Комсомольск», чтобы инвесторы могли заходить и создавать новые собственные производства, но нет гарантированного спроса. Чтобы решить проблему, Михаил Дегтярев предложил изменить ФЗ 223 и перейти на долгосрочные контракты хотя бы на семь лет. Он считает, что это позволит вкладываться инвесторам, расширит горизонт планирования.
Михаил Дегтярев предложил также ориентироваться на местных подрядчиков при реализации масштабных проектов, например при строительстве второй ветки БАМа.
30 процентов протяжённости Байкало-Амурской магистрали - это Хабаровский край, порты Ванино и Совгавань - тоже Хабаровский край, но локализации и местных поставщиков у РЖД на строительстве второй ветки БАМа сейчас почти нет.
- Здесь мы видим серьёзный драйвер роста, если РЖД повернётся к местным поставщикам, - сказал Михаил Дегтярев на форуме. - Мы инвесторов настраиваем на социальную ответственность. Хотим, чтобы люди ощущали эффект от каждого вложенного рубля в Хабаровский край.
Подготовила Ольга СОКОЛОВА.
- В настоящее время из местного сырья дома в крае не выпускаются. Планируем выйти на выпуск до 1000 домокомплектов в год.
Предложение Министерству по развитию Дальнего Востока - развернуть проект деревянного домостроения на весь Дальний Восток, чтобы сформировать объем спроса для наших лесопромышленников, - рассказал Михаил Дегтярев.
Дальневосточные кварталы
Идея «Дома дальневосточника» - это реакция на задачу, поставленную президентом России Владимиром Путиным: довести объем ввода жилья в крае до 1 млн. квадратных метров в год.
Для ее решения Минвостокразвития России запускает новую инициативу - «Дальневосточные кварталы», частью которой и станет деревянное домостроение.
- У наших застройщиков жилья появится возможность воспользоваться льготами режима ТОР. Включая меры поддержки по созданию коммунальной и социальной инфраструктуры, - рассказал на сессии «Дальний восток: от ресурсной экономики к промышленности высоких переделов» Михаил Дегтярев.
Глава края особо отметил, что поддерживает планы президента России Владимира Путина по запрету на вывоз круглого леса - это серьёзный стимул для лесопереработки, и новые производства у нас в регионе уже готовятся.
Есть и несколько ниш, где уже сегодня можно хорошо заработать, вложившись в заводы и фабрики по выпуску строительных материалов: на них в крае высокий спрос.
Уже с 2022 года в регионе будет возводиться до тысячи индивидуальных деревянных домов из домокомплектов, производимых фабричным способом.
Это даст стимул развития лесопромышленного комплекса и лесопереработки, создаст десятки новых предприятий и тысячи рабочих мест внутри региона, а также позволит существенно снизить стоимость квадратного метра, считает Михаил Дегтярев.
Индустриальное деревянное домостроение может стать флагманским проектом Хабаровского края.
И не только поспособствует решению жилищной проблемы, но и позволит региону стать лидером на перспективном рынке за счёт поставок готовых домокомплектов в Приморский край и другие регионы Дальнего Востока, всей страны.
Госкорпорации, приходите
Во время форума делегация Хабаровского края во главе с Михаилом Дегтяревым налаживала сотрудничество с крупным бизнесом и госкорпорациями.
Одна из ключевых встреч - представители регионального правительства заключили соглашение между Хабаровским краем и госкорпорацией «Ростех», которая с конца 2007 года занимается содействием в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения.
В Хабаровском крае заинтересованы в привлечении госкорпорации к реализации проектов по достройке детского больничного комплекса в Комсомольске-на-Амуре и строительству центра медицинской реабилитации на базе санатория «Уссури». Ориентировочная стоимость проекта составит 3,7 млрд. рублей. «Ростеху» предложено принять участие в качестве концессионера.
Ранее, напомним, Михаилу Дегтярёву удалось привлечь госкорпорацию в качестве стратегического партнёра по развитию военно-промышленного комплекса Хабаровского края. Благодаря достигнутым договорённостям «Ростех» обеспечил заводы Комсомольска-на-Амуре заказами до 2028 года.
Теперь рассматриваются планы по расширению производственных мощностей входящих в госпорпорацию заводов, расположенных в Хабаровском крае.
Кадры высшей квалификации
Внедрение новых технологий невозможно без высокообразованных специалистов.
Стратегический для системы образования края документ подписан на экономическом форуме в Санкт-Петербурге между руководителем Хабаровского края Михаилом Дегтяревым и Александром Мажугой, ректором Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева.
РХТУ занимает передовые позиции в перечне технических университетов России и имеет самый высокий рейтинг среди химико-технологических вузов страны.
Университет получил мировое признание как один из ведущих учебно-научных центров, обеспечивающих подготовку кадров высшей квалификации.
- Мы договорились вести совместную работу по всем направлениям, имеющим самое приоритетное значение для Хабаровского края. Это касается внедрения новых технологий в строительстве, медицине, энергетике, экологии, включая утилизацию и нейтрализацию многокомпонентных отходов, реализацию проектов по «зелёной» экономике в прибрежных районах Охотского моря и реки Амур, агротехнологии, - рассказал о совместных планах Михаил Дегтярев.
Кроме того РХТУ им. Д. И. Менделеева примет участие в создании инновационного научно-технологического центра в Хабаровском крае в коллаборации с вузами и предприятиями авиастроения и судостроения.
В качестве научно-исследовательской площадки выступят Тихоокеанский государственный университет, Хабаровский государственный университет экономики и права, Комсомольский-на-Амуре государственный университет.
Планируется также реализовать в крае образовательный проект «Менделеевские классы» для школьников. Цель - выявлять и поддерживать одаренных детей, которые смогут стать специалистами в химической, атомной, металлургической, энергетической промышленности России.
Московская «Тройка»
Общественный транспорт - еще одна проблема Хабаровского края. Чтобы ее решить, Михаил Дегтярев планирует внедрить в регионе лучшие московские практики.
Во время Петербургского международного экономического форума подписан документ о сотрудничестве в рамках интеграции билетных систем Москвы и Хабаровского края. Он предполагает запуск карты «Тройка» как единого билетного носителя.
Ожидается, что это приведет к обеспечению устойчивой работы транспортной сети, повысит качество транспортных услуг жителям края.
Способ уже опробован в Комсомольске-на-Амуре. С декабря 2020 года там реализуется пилотный проект по внедрению транспортной карты «Тройка».
В нем задействовано четыре автобусных маршрута, используется более 20 терминалов. Проведены техническая отладка системы, настройка необходимого функционала, проработана организационная составляющая. Пассажиры об инновации отзываются положительно.
Промышленный запуск проектов в Хабаровском крае может быть реализован в четвертом квартале 2021 года.
- Московская билетная система - стандарт, на который мы можем и должны ориентироваться. Наша задача сегодня обеспечить каждого жителя Хабаровского края возможностью оплаты картой «Тройка» на всей транспортной сети региона, - считает Михаил Дегтярев.
Система «Лесвосток»
На площадках форума Михаил Дегтярев подписал также соглашение между правительством Хабаровского края и АО «ВЭБ.ДВ» о предоставлении доступа к цифровому сервису «Лесвосток».
Его основа - электронная интерактивная карта, на которой в оцифрованном виде представлена вся актуальная экономически значимая информация о лесе.
Для выявления нарушений лесопользования, рубок, гарей, болезней леса используются космоснимки и искусственный интеллект, который распознает, анализирует и классифицирует даже минимальные лесоизменения.
На интерактивной лесной карте территория разделена на зоны «можно» (доступные для аренды кварталы) и «нельзя» (арендованные участки и земли других категорий). В несколько кликов инвесторы и лесопользователи смогут получить исчерпывающие данные о лесе, выбрать участок, создать заявку на аукцион, арендовать лесной участок, реализовать лес на бирже.
- Внедрение автоматизированного электронного документооборота и автоматизации обмена данными существенно упростит и ускорит административные процедуры для бизнеса, - говорит Артем Довлатов, зампредседателя «ВЭБ.РФ».
По его словам, «благодаря применению цифровых технологий и автоматизиции документооборота сроки получения лесных участков сократятся в девять раз - с 270 до 30 дней».
Эффект от рубля
На Петербургском международном экономическом форуме отмечалось, что с 2015 года инвесторам в промышленные и инфраструктурные проекты на Дальнем Востоке доступна уникальная система преференций, доказавшая свою эффективность. В экономику региона привлечено более 5,4 трлн. рублей, и рост валового регионального продукта восточных субъектов РФ опережает среднероссийский.
Экономисты считают, что в структуре экономики Дальнего Востока слишком много занимает доля сырья и промышленность необходимо перенастроить, чтобы добиться качественных сдвигов, перейдя на выпуск товара с высокой добавленной стоимостью.
Перед тем как дать слово Михаилу Дегтяреву, модератор дискуссии председатель совета директоров Группы компаний «ЕСН» Григорий Березкин напомнил присутствующим, что во время СССР Хабаровский край показывал высокий уровень промышленности и исторически был технически передовым регионом.
- Мне не понравился ваш глагол «был», Хабаровский край есть передовой регион с точки зрения развития промышленности, - подчеркнул Михаил Дегтярев. - В современной России у нас появились новые производства, взять тот же «Суперджет»: «SuperJet New» уже на выходе с высокой долей импортозамещения, их делают в Хабаровском крае, как и боевые самолёты пятого поколения, и корветы для Тихоокеанского флота, и паромы на линию Ванино - Холмск, оба уже на воде, на выходе.
По словам главы Хабаровского края, подготовлены площадки в ТОР «Комсомольск», чтобы инвесторы могли заходить и создавать новые собственные производства, но нет гарантированного спроса. Чтобы решить проблему, Михаил Дегтярев предложил изменить ФЗ 223 и перейти на долгосрочные контракты хотя бы на семь лет. Он считает, что это позволит вкладываться инвесторам, расширит горизонт планирования.
Михаил Дегтярев предложил также ориентироваться на местных подрядчиков при реализации масштабных проектов, например при строительстве второй ветки БАМа.
30 процентов протяжённости Байкало-Амурской магистрали - это Хабаровский край, порты Ванино и Совгавань - тоже Хабаровский край, но локализации и местных поставщиков у РЖД на строительстве второй ветки БАМа сейчас почти нет.
- Здесь мы видим серьёзный драйвер роста, если РЖД повернётся к местным поставщикам, - сказал Михаил Дегтярев на форуме. - Мы инвесторов настраиваем на социальную ответственность. Хотим, чтобы люди ощущали эффект от каждого вложенного рубля в Хабаровский край.
Подготовила Ольга СОКОЛОВА.