Как президент будет работу губернаторов оценивать

Как президент будет работу губернаторов оценивать
Евгений Чадаев: «Для того чтобы губернаторы не отвлекались на борьбу с законодательной или судебной властью, президент и предложил механизм оценки их деятельности».

Администрация президента должна разработать и представить до 1 июня 2019 года на утверждение президенту России методику расчета показателей эффективности работы губернаторов. Владимир Путин уже утвердил для оценки руководителей региона 15 показателей. Среди них - уровень доверия населения к власти, а также экономические и социальные показатели.
Указ, подписанный президентом России, так и называется - «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Давайте разберемся, как и почему глава государства будет оценивать работу глав территорий.
- Как ученый в области управления, скажу просто: управление есть только тогда, когда есть полномочия и ответственность, - объясняет актуальность президентского Указа директор экспертно-аналитического центра «ДВ-РЕГИОН», политолог, кандидат исторических наук Евгений Чадаев. - Когда есть только полномочия при отсутствии ответственности, управления как такового не будет.
И если с полномочиями у нас относительно благополучно (они определены Конституцией и законодательствами субъектов Федерации), то понятие и понимание ответственности, как правило, размыто. При отсутствии же критериев ответственности за красивыми словами можно прятать любую бездеятельность.
Наше экспертное сообщество совершенно согласно с президентом страны: есть критерии - и сразу будет видно, работает человек или нет. И те полтора десятка обобщенных критериев как раз и призваны стать объективным показателем деятельности руководителя региона.
Специфика конструкции власти у нас такова, что в каждом субъекте Российской Федерации есть так называемый мандат № 1 - это глава конкретного региона. Все члены регионального правительства - его помощники. За ЖКХ, за социальную сферу, за экономику отвечает только глава (губернатор) - соответственно, с него и весь спрос: и перед населением, которое его наняло (это даже более точное слово, чем «избрало»), и перед президентом.
Губернатора же, если он не будет выполнять свои обязанности, может снять только президент, этого не может сделать даже население. И для того, чтобы губернаторы не отвлекались на борьбу с законодательной или судебной властью (а такое случается), президент и предложил механизм оценки их деятельности.

1. Уровень доверия к президенту и губернатору региона

- На первом месте - уровень доверия к руководителям территории и страны. Разве его можно измерить?
- Доверие - интегральный показатель легитимности власти, т. е. добровольного признания правильности избрания, а также политического и экономического курса, проводимого главой того или иного региона, - объясняет Евгений Чадаев. - Легитимность - это не просто законность (можно принудить людей прийти на выборы - и все будет законно), это именно добровольное признание.
Вспомним работу предыдущего губернатора Хабаровского края. Социологи несколько лет говорили о падении его рейтинга, о снижении доверия к нему. По моим исследованиям, например, речь можно было вести всего о 35 процентах рейтинга.
Но было ощущение, что социологов не слышат, от губернатора плотно закрыли картину реальной жизни: он перестал ориентироваться в ценах, не знал, сколько на самом деле получает врач или учитель - помните, как людей возмутили называемые губернатором зарплаты в этих социальных группах?
Люди в любом государстве всегда голосуют «карманом». Но, бывает, им живется трудно, а они могут терпеть, потому что есть доверие к власти. И критерий его - подсказка первым лицам регионов: должны быть сильные, эффективно действующие социологические службы по главным оценочным показателям. Не только перед выборами, но и со следующего дня после избрания.
По итогам замеров сразу же должен быть дан глубокий анализ. Прежде чем принимать какое-то решение, необходимо проводить серьезные опросы (как это будет воспринято населением). А у нас зачастую все наоборот: сначала принимаются решения, а потом оценивается возможная реакция населения.
Категория доверия потому и поднята на первое место, что при его отсутствии успехи в экономике или «социалке» уже не спасут: любовь, как говорится, была, но ушла.
- Но ведь социологию нередко упрекают в ангажированности…
- Есть, конечно, заказная социология, эдакий бизнес - дают «липовые цифры», а человек потом никуда не избирается. Но есть и понятие научной добросовестности. В нашем экспертном сообществе социологи готовы работать именно на Хабаровский край, на благо его жителей.
Перед последними губернаторскими выборами в Хабаровском крае мы давали власти четкую информацию к размышлению, но нас не услышали. Видимо, не допускалась сама мысль, что действующего губернатора могут не избрать. При этом не учли, что во втором туре действующая власть ни одного добавочного процента уже не набирает: все, кто хотел, отдали ей голоса в первом туре.
Другими словами, власти необходимо менять отношение к социологической науке: социология нужна власти на краевом и муниципальных уровнях как раз для реальной и повседневной оценки ситуации.

2. Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики

- На второй позиции - экономический показатель. Но речь - не о количестве врачей или учителей…
- Объясню, почему оценка касается именно внебюджетной сферы, - говорит Евгений Чадаев. - Это как раз главный показатель рыночной экономики. У нас предприниматель половину своего дохода отдает не только на зарплату врачей и учителей, но и на содержание проверяющих, контролирующих, правоохранительных органов, на депутатов и других чиновников.
Назначение же государства - всемерно способствовать развитию экономической активности населения, убирать различные препоны и не вмешиваться без нужды в экономическую жизнь общества. Ведь в любой стране главный кормилец - предприниматель. Но на малый бизнес у нас более полусотни проверяющих и контролирующих организаций! И сегодня у бизнеса просто нет денег на создание рабочих мест.
В Хабаровском крае есть оборонная промышленность - и там большие финансовые вливания…
- … но это же бюджетные средства!
- Да нет никаких бюджетных средств - есть деньги налогоплательщиков, в том числе и бизнеса! Обновление оборудования во внебюджетном секторе должно происходить как минимум один раз в несколько лет, а на это средств не хватает.
По России, согласно компетентным исследованиям, ежегодно за рубеж, в оффшоры, выводится почти годовой бюджет: бизнес боится, что эти средства у него отнимут, или он спустит их на содержание проверяющих и контролеров. А из оффшоров деньги на развитие экономики не возьмешь - не дадут. А вот на яхты и «Феррари» - пожалуйста.
В нашей экономике мало так называемых «длинных» денег - когда предпринимателю можно рассчитать экономические перспективы. Бизнес не чувствует себя уверенно в этом смысле. Соответственно, нет возможностей у государства планировать долгосрочные стратегии.
- А разве не о «длинных деньгах» думают, прежде всего, при создании ТОРов?
- С ТОРами оказалось не все просто. Когда экономисты подсчитали эффективность льгот, которые даются бизнесу, выяснилось, что они пока не компенсируют затрат, которые бизнес несет на начальном этапе. Это особенность ТОРов по Дальнему Востоку в целом, и по Хабаровскому краю в частности.
Экономика в Хабаровском крае и где-нибудь в Подмосковье - две большие разницы: тарифы на электроэнергию, инфраструктура… Себестоимость у нас настолько высока, что льготами пока не компенсируется.
Нивелировать это расхождение можно на государственном уровне. В США, к примеру, за одну и ту же деятельность уровень дохода на Аляске может быть в полтора раза выше, чем в среднем по стране. Так и у нас было в советское время. А сегодня в Подмосковье специалисты и рабочие получают значительно больше, чем в Хабаровском крае со всеми его надбавками.
Но нам нужно создавать эти высокопроизводительные рабочие места, и по этой работе вполне логично президент будет оценивать губернаторов.

3. Численность занятых в малом и среднем бизнесе, в том числе индивидуальных предпринимателей

- В этом критерии индивидуальные предприниматели выделены особо. Сегодня масса программ их поддержки. Такое впечатление, что предпринимателями могут быть все…
- Нет, предпринимателем все-таки надо родиться. Во всем мире доля экономически активного населения, которое может быть предпринимателями, не более 5 процентов. Чем их больше, тем развитее рыночная экономика. Один предприниматель «кормит» 100 человек. В некоторых странах АТР (в Индии, к примеру) предприниматель платит два налога в неделю, и больше ни на что не отвлекается, все остальное время работает.
В Хабаровском крае по определению предпринимателей не может быть много - у нас не та плотность населения. И обратите внимание: еще совсем недавно в Хабаровске арендовать площади бизнесу было непросто, а сейчас - пожалуйста: хоть в центре, хоть где, по любой цене… Радоваться не спешите: это говорит о том, что предприниматели уходят или в другие регионы, или вообще из бизнеса.
Люди не столько боятся начать свое дело, сколько опасаются, что их начнут «щипать» проверяющие. В среднем в России 6-7 тысяч долларов в год у малого бизнеса - это непроизводственные затраты.
- Но если это общероссийская проблема, то в чем тогда может быть виноват губернатор региона?
- Если губернатор заявляет поддержку малого бизнеса, и никто на муниципальном уровне «не цепляется» к предпринимателю (а относится к последнему как к «кормильцу»), это вполне серьезный стимул к росту малого бизнеса.
Зарплата муниципального чиновника за рубежом, например, практически прямо зависит от того, как развивается малый и средний бизнес (МСБ): у него кроме оклада - стимулирующая доплата в зависимости от развития МСБ.
Вот так должно быть и у нас. И это - в полномочиях региональной власти. Должны быть соответствующие законодательные акты на уровне края, их можно в качестве поправок вводить в Административный кодекс региона. Чтобы малый бизнес был для бюджета «дойной коровой» (в хорошем смысле!), он должен сам быть сытым.
В полномочиях губернатора - инициировать принятие такого законодательства, которое способствовало бы развитию малого бизнеса. В его обязанностях - анализировать проблемы малого предпринимательства не только на краевом, но и на муниципальном уровне. Мало дать предпринимателям выговориться на бизнес-форумах - дело ведь не только в выпускании пара, а в принятии действенных мер.
Вот пример: 30 дней ждать ответ предпринимателю на обращение по решению какого-то вопроса. А если сделать всё за 5-10 дней? Создайте систему, при которой в случае более быстрого решения чиновнику будет полагаться вознаграждение. Я, кстати, готов разработать подобный вариант мотивирования чиновников к лучшей работе без вложения в это средств.

4. Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики

- Для оценки эффективности работы губернатора, по новому Указу президента, показательны будут не «нефтянка», не газ, не лес…
- По этому критерию мы сильно отстаем. В сырьевых сферах мы все видим: Газпром, Роснефть - всё с «иголочки». Оборонная сфера - триллионные вливания. На другие денег как будто нет. Нет у обычного бизнеса средств или возможности что-то закупить, растаможить, смонтировать и т. п.
В Японии, скажем, 70 процентов производства сосредоточено в малом бизнесе. Предприниматель изготавливает одну запчасть и поставляет ее на большой завод, где идет сборка. При этом он очень чутко реагирует на запросы промышленности, постоянно обновляет и совершенствует оборудование. В мире прошли уже 3-я и 4-я технологические революции, а мы в малом бизнесе все еще барахтаемся на уровне 1-2-й… Бизнес не видит перспектив для обновления материальной базы.
Нужна стратегия - взгляд не на 15-20, а на 40-50 лет вперед. По Конфуцию, «кто не ведает далеких дум, тот не избегнет близких огорчений». У нас же нет долгосрочных стратегий - только кратко- или среднесрочные. Никто не будет вкладываться, если нет параметров развития территории лет на 30 минимум. Должна быть по-настоящему долгосрочная программа, в которую впишутся все текущие.

5. Уровень реальной среднемесячной зарплаты

- Раз уж речь о стратегии, что должно ставиться во главу угла при ее выработке?
- Безусловно, качество жизни населения. Никакой другой цели государственное управление не предполагает и предполагать не должно.
Качество же оценивается тремя параметрами: уровень жизни, образ жизни, здоровье и продолжительность жизни населения. И ничего здесь придумывать не надо. Как говорится, все давно изобретено и доказано. Эта триединая задача должна быть смыслом деятельности
любого руководителя - от региона до муниципалитета и поселения.
- Собственно, две трети критериев оценки эффективности работы губернаторов посвящены как раз этому.
- Здесь идет речь о доходах населения. Основной акцент делается на реальные зарплаты, с учетом инфляции. Инфляцию ведь тоже надо рассчитывать правильно, это может делать каждая семья, опираясь не только и (или) не столько на данные Росстата.
Самое простое - зафиксировать, записать цены в начале года и в конце года. Ведь людей интересуют цены на те продукты и товары, которые они покупают. Инфляция должна стать личной для каждого человека или для каждой семьи - это и будет самым точным показателем. Поэтому президент ввел критерий реальной зарплаты для того, чтобы губернаторы (вне зависимости от партийной принадлежности) отвечали перед законом и населением за этот главный критерий.

6. Объём инвестиций в основной капиталл

- Заработная плата связана с объемом инвестиций в регионе?
- Все как-то привыкли думать, что инвестиции - это внешние или иностранные капиталовложения. Однако в России до 90-95 процентов инвестиций - внутренние. Другими словами, деньги предприятий, организаций, частного бизнеса вкладываются в те регионы, где есть высокая норма прибыли и хорошие условия для бизнеса и производства. Вот здесь очень и очень многое зависит от качества работы региональных правительств.
Иностранные же инвесторы ценят, прежде всего, надежность гарантий, прозрачность условий и возможности вывоза прибыли. Малейшие проволочки и неувязки - капитал моментально уходит в другие регионы. Приведу в пример Калужскую область: тут десятки иностранных заводов, инвесторы верят губернатору и государственным гарантиям.
Причем инвестору важны гарантии: даже при смене губернатора или депутатского корпуса регионального парламента для него ничего не должно измениться.
Пока он этого не видит. Считаю, сегодня назрела необходимость пересмотра краевого законодательства и целевых программ с точки зрения привлекательности для инвесторов.

7. Уровень бедности

- Давайте обозначим ориентиры бедности. По методике Международной организации труда (МОТ) бедным считается человек, который более 40 процентов своего дохода тратит на питание. Думаю, каждый житель Хабаровского края может самостоятельно оценить уровень своего экономического благополучия. В Хабаровском крае, к сожалению, уровень бедности высокий.
В Советском Союзе привезти на Дальний Восток и обустроить здесь семью рабочего было в 20 раз дороже, чем привезти заключенного. Не стало ГУЛАГа - и экономика просела. На северах - от Ямала до Чукотки - работы нет и не будет, надо переселить оттуда миллион человек! Там действительно высок уровень бедных по той причине, что деньги негде заработать.

8. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

- Президент в своем Послании Федеральному собранию обозначил задачу роста продолжительности жизни до 80 лет. Сейчас это становится одним из критериев оценки эффективности работы губернаторов.
- Несколько лет назад в Японии средняя продолжительность жизни у женщин была 80 лет, у мужчин - 76 лет. Сейчас, естественно, стала еще выше. По России разброс продолжительности жизни очень большой.
В Хабаровском крае эта проблема острее, чем где-то на западе страны. Вот тут налицо проблема сбалансированного питания. И здорового образа жизни в придачу. Для старшего поколения должны быть открыты и доступны все спортзалы края. В конце концов, пенсионеры это заслужили своим многолетним трудом.

9. Естественный прирост населения

- Для того чтобы в стране было простое (не расширенное!) воспроизводство населения, нужно в среднем более двух детей на семью. Иначе естественная убыль населения будет прогрессировать.
Кстати, если бы Российскую империю не втянули в Первую мировую войну, и не случись Октябрьский переворот (будем называть вещи своими именами), численность нашего государства была бы сегодня на порядок выше.
Ведь вследствие так называемого Брестского мирного договора от России отошла территория более миллиона квадратных километров с населением в 56 миллионов человек. Не случись этих событий, мы бы имели сегодня население в несколько сот миллионов человек, некоторые исследователи называют и миллиард (во всем Евросоюзе насчитывается полмиллиарда!). Это к вопросу «какую страну мы потеряли» в 1917 году. А опустошительная Великая Отечественная война…
Сегодня родители заводят детей, когда видят перспективу на 30 лет вперед: роддом, детский сад, школа, институт, достойная и высокооплачиваемая работа для детей… Вот в какое русло должны направляться все наши региональные демографические программы. А не ограничиваться только какими-либо доплатами при рождении, на детей дошкольного и школьного возраста.

10-11. Количество семей, улучшивших жилищные условия. Уровень доступности жилья

- Качество жизни это еще и достойное жилье.
- Советская система распределения жилья давно в прошлом, причем она никогда и не была бесплатной, как это представляется многим. Просто каждый человек работал 8 часов, а ему платили за 2. Весь произведенный за остальные 6 часов продукт распределялся под видом того, что это людям выдается бесплатно (от имени партии и за счет государства). Предельно примитивно, но идеологический эффект бесплатности сохраняется у части нашего населения до сих пор.
В Хабаровске очень дорогое жилье, цены спекулятивно завышены.
Сейчас очень предметно начала решаться проблема обманутых дольщиков, губернатор Хабаровского края взял ее под личный контроль. Новая ипотечная система, которая начнет отсчет в июле, введет строительный жилищный рынок в новые условия и гарантии для людей. Здесь есть неплохие перспективы.

12-13. Доля городов с благоприятной городской средой, качество окружающей среды

- Что же касается формирования благоприятной среды и экологии, то проблем здесь очень много, но я бы остановился на одной: так называемой мусорной реформе. Сделаем чистой среду обитания - будет и благоустроенный край.
В министерство ЖКХ края, которое всегда поддерживает инновации и вообще новые идеи в этой очень важной сфере, поступают проекты по раздельному сбору и переработке бумаги, пластика, старой мебелии т. п. И вполне по силам начать реализовывать новые идеи уже в этом году.
Иностранные инвесторы даже готовы вкладываться в эту инфраструктуру, но нужны гарантии и поддержка краевых и муниципальных властей. Не будет мусора и хлама в городах и поселениях - не будет и проблем с экологией.
Нужно поддерживать инициативных и неравнодушных людей, внедрять пилотные проекты в данной сфере уже в этом году.

14. Уровень образования

- Важнейший показатель - число студентов на 10 000 населения. По этому мировому критерию Россия сейчас в середине первой сотни.
Но уровень образования во многом зависит и от того, на каком оборудовании учатся студенты…
Вузы в Хабаровском крае - федеральные, но в формировании материальной базы может и должен участвовать местный бизнес и производство, готовя, в сущности, специалистов для себя.
А учителя школ и преподаватели вузов должны стремиться к одному - УЧИТЬ, а не просто отводить уроки или аудиторные занятия. Но для этого в регионе должны создаваться соответствующие условия - материальные и моральные.
- А нужно ли нам много специалистов с высшим образованием?
- Нужно! В Японии практически 100 процентов молодежи имеют высшее образование. Уровень оборудования на производстве там таков, что без высшего образования на нем работать попросту нельзя. Растущему уровню технической оснащенности понадобятся именно специалисты с высшим образованием. Это всё взаимосвязано.

15. Доля соответствующих нормативам автомобильных дорог

- Дороги - важнейший показатель. Всем известная краевая дорога Лидога - Ванино начала работать нам на благо, и она себя еще покажет! Это на самом деле рациональный путь и для перевозки грузов, и для поездок людей.
Или в Хабаровске: автотрасса по Пионерской позволила вырасти в этой части города новым микрорайонам, и строительство там продолжается.
Дороги дают мультипликативный эффект: запускаются автобусы, развивается малый бизнес, едут работать специалисты и рабочие. Открываются предприятия. Да много чего дают дороги! Одно рабочее место на строительстве дороги - это возможность открыть 20 новых на сопутствующих производствах. Бизнес идет вслед за дорожной машиной.
15 прописанных в президентском Указе критериев оценки эффективности работы глав регионов, уверен, дополнят такие, где свое слово скажет население. В частности, это касается условий для самореализации, в том числе для детей, удовлетворенности услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания.
Власть для людей, а не люди для власти - такой должна быть философия и организация деятельности государственных и муниципальных органов управления (и конкретных должностных лиц в них). Иного, как известно, не дано.

Марина СЕМЧЕНКО.

Автор: Марина СЕМЧЕНКО




Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

26.06.2019 11:10
Таблетки для похудения не прошли таможенный контроль в Хабаровске

26.06.2019 09:54
У нас не авиасалон, а форум

26.06.2019 09:52
Девять лучших педагогов

26.06.2019 09:30
Сегодня в Хабаровске сильный дождь

26.06.2019 09:17
Даёшь свободу лососю!



26.06.2019 09:42
Инфекции - эффект айсберга
По прогнозам, через десять лет главной проблемой здравоохранения станут инфекционные заболевания. Каждый год во всем мире регистрируются случаи появления новых инфекций.

25.06.2019 09:41
Куда поступать? У каждого есть 16 вариантов вузов!
Отгремели выпускные, все школьники, успешно сдавшие экзамены, получили аттестаты. Теперь у молодых людей новый статус: абитуриенты.


Работаете ли вы по специальности?




 
Яндекс.Метрика