Капкан для перевозчиков и пассажиров Хабаровска

26.02.2015 | Всех касается | 3м. 49 c. | 46
Капкан для перевозчиков и пассажиров Хабаровска
Алексей Деменок: «Работая при заниженном тарифе в 2015 году, предприятие ХПАТП №1 продолжает накапливать долг»

Уход общественного транспорта из социальных маршрутов вызовет справедливое возмущение жителей Дальневосточной столицы.

С новой волной экономического кризиса вновь пошли тревожные сообщения с рынка пассажирских перевозок в городе Хабаровске. На отдельных маршрутах заметно увеличился интервал движения между автобусами. И теперь люди вынуждены мерзнуть на остановках, а порой и опаздывать на работу. Вновь в тяжелом финансовом положении оказался и муниципальный общественный транспорт.

О том, что происходит на рынке общественного транспорта в Хабаровске и какие меры нужно предпринять для того, чтобы он все же встал на рельсы поступательного развития, корреспонденту редакции «Тихоокеанской звезды» рассказал директор МУП г. Хабаровска «ХПАТП-№ 1» Алексей Деменок:

- Сегодня мы пожинаем результаты всей пагубности действия главного антирыночного механизма развития общественного транспорта в Хабаровске - искусственного сдерживания стоимости тарифа на перевозку пассажиров. Ведь как складывались темпы роста затрат перевозчиков с темпами роста стоимости проезда за последние семь лет? На нашем предприятии в 2008 году фактическая себестоимость отличалась от установленного тарифа на 30-40 копеек. Тогда она соответствовала реальному экономическому состоянию. И мы работали в прибыль.

В дальнейшем темпы роста затрат на перевозку стали опережать темпы роста тарифа за проезд, определяемого краевым комитетом по ценам. Вначале этот разрыв составлял один рубль, через год полтора, а затем уже два рубля. И как следствие - предприятие стало накапливать долги.

Сегодня стоимость проезда в общественном транспорте - 18 рублей. А на предприятии себестоимость перевозок одного пассажира в 2014 году составила уже 21 рубль 42 копейки. Разница почти в четыре рубля! С этого года она еще возросла. В результате автопарк недополучает значительные оборотные средства, столь необходимые для производственной деятельности. И мы вновь вынуждены ужиматься и экономить. На ресурсах, содержании производственной базы, на заработной плате наших работников. Она на предприятии составляет двадцать девять тысяч рублей, а по Хабаровску достигла уже сорока шести тысяч.

Но повальная экономия в этот раз транспортное предприятие не спасет. У нас накопилась задолженность в виде неоплаченных налогов, страховых взносов в пенсионный фонд и страховым компаниям. Есть товарные кредиты: поставщикам автомобильного топлива, запчастей, автомобильных шин. И ситуация усугубляется тем, что, работая при заниженном тарифе в 2015 году, предприятие продолжает накапливать долги. Мы их просто уже не сможем погасить даже при новом тарифе, который может быть принят в этом году.

И это не пессимизм руководителя предприятия. По имеющейся методике комитет по ценам краевого правительства рассматривает нашу заявку услуг не ранее мая месяца и только на основании подтвержденных затрат предшествующего года. Значит, новый тариф 2015 года может вступить в силу в лучшем случае в середине третьего квартала, но по ценам 2014 года. И опять с отставанием от реальной стоимости затрат практически на два года. При этом убытки, полученные пассажирским муниципальным предприятием из-за того, что методика определения стоимости тарифа за проезд разработана в корне неправильно, нам не возмещаются. Разве это рыночная экономика?

- Что же делать тогда?

- Органам власти всех уровней и жителям города Хабаровска надо осознать и принять как данность: оказывая услуги по перевозке пассажиров, наше системообразующее автотранспортное предприятие само является ежедневным потребителем услуг.

Для того, чтобы автобус выпустить на линию, его надо: заправить топливом, обслужить, выполнить все установленные требования по осмотру технического состояния. В случае необходимости - произвести текущий или капитальный ремонт. Сменные бригады должны пройти медицинский осмотр.

Чтобы все производственные участки работали исправно, мы потребляем тепло, электроэнергию, материальные ресурсы. Нам также оказываются услуги связи, пожарной безопасности, охраны - всего того, без чего организация и транспорт работать просто не могут. И все эти услуги поставляются в действующих ценах, а не по тем, что были два года назад. Поэтому и себестоимость перевозки пассажиров растет даже не ежегодно, а ежеквартально, а в пик экономического кризиса и резкого падения рубля - ежемесячно.

Судите сами. С нового года отпускная цена на топливо продолжает ползти вверх. И мы не знаем, где будет ее потолок. Вырос доллар - взлетела цена на запасные части к автобусам корейского производства. Радиатор стоил восемнадцать тысяч рублей, теперь шестьдесят. Помпа системы охлаждения двигателя выросла в цене с семи тысяч рублей до семнадцати. То есть цены возросли не на проценты, а в разы. И даже на «НИФАЗы» отечественного производства. Потому что они на 95 процентов собраны из импортных узлов, агрегатов, запасных частей и материалов. У него только кузов и стекла отечественного производства. Все остальное импортное.

И если бы тариф за проезд в общественном транспорте с 2009 года поднимался равномерно, в соответствии с ростом наших фактических затрат, то к 2015 году этих проблем на рынке пассажирских перевозок мы бы не имели. Ведь его многолетнее сдерживание бьет не только по муниципальным предприятиям. В плачевном положении находятся коммерческие перевозчики. Приведу несколько примеров. Автобусные маршруты в Хабаровске делятся на три условные группы: доходные, средней доходности и малодоходные. Так вот маршруты № 17, № 27, № 9, № 6, № 22, № 54, № 15, № 16, № 16В, № 46, № 46В, № 48, № 58 с низкой доходностью уже оставлены коммерсантами. Их сборы выручки стали ниже затрат на эксплуатацию автобуса. И сегодня здесь ситуацию спасают только муниципалы.

Теперь новая тенденция, вызывающая тревогу у нашего профессионального сообщества. Коммерческие перевозчики начинают уходить со среднедоходных маршрутов № 33, № 56, № 19, № 34, № 49, № 4, № 7 и т. д. … Многие коммерсанты «сворачивают» деятельность транспортных предприятий и сами садятся за руль. В малом бизнесе это называется самозанятость. А в пассажирских перевозках - ремесло. Ведь нельзя забывать, что при организации перевозок нужно не только работать на маршруте, но и обслуживать транспортное средство. Для этого надо привлекать специализированные организации, а у предпринимателя на это просто средств нет. И чем дольше машина эксплуатируется, тем больше требует диагностики, ухода и ремонта. А их нет. Тем более на приобретение новых автобусов.

Пройдет время, и эти перевозчики остановятся. Но надо понимать специфику нашей работы. Если перевозчик уходит с маршрута и заканчивает свою работу, то обратно в этот бизнес ему вернуться очень сложно. Практика показывает, что на многих маршрутах, которые в настоящее время обслуживаются коммерческими и муниципальными предприятиями, в полном объеме автобусы по графику уже не ходят. Потому что их нет в наличии. И автобусный парк Хабаровска продолжает уменьшаться. А значит, вновь страдает население. В первую очередь жители окраинных районов, где и так большие проблемы с работой общественного транспорта.

Поэтому необходимо уже сегодня приступить к реальному выводу нашей отрасли из кризиса. Не допустить обрушения рынка пассажирских перевозок. И первоочередным шагом должна стать срочная индексация существующего тарифа. Я обращаю внимание - именно срочно, немедленно необходимо провести индексацию тарифа стоимости проезда по коэффициентам сложившейся инфляции. В то же время транспортники должны параллельно подать в краевой комитет по ценам заявку по пересчету себестоимости оказываемых услуг согласно действующей методике, где он еще раз откорректирует проиндексированный тариф - это следующий шаг.

- На сколько рублей должна возрасти цена проезда, чтобы общественный транспорт в Хабаровске продолжал работать на всех маршрутах, вне зависимости от их доходности?

- Я уже сказал, что себестоимость перевозки одного пассажира по нашему предприятию в 2014 году составила 21 рубль и 42 копейки. Поэтому для того, чтобы сегодня работать без убытков на условиях 2013-2014 годов, тариф должен быть проиндексирован, как минимум, до 22 рублей.

- Алексей Алексеевич, на ваш взгляд, какие меры нужно еще предпринять, чтобы рынок пассажирских перевозок в Хабаровске все же встал на рельсы поступательного развития?

- Если говорить о всей отрасли, то вначале необходимо выйти на средневзвешенный тариф за проезд в автобусе, который был бы по карману населению и давал определенную экономическую прочность пассажирским перевозчикам. Если мы понимаем, что для города Хабаровска архиважно проводить обновление подвижного состава, заниматься серьезно безопасностью перевозок, а это ремонт, техническое обслуживание, диагностика, своевременная замена запасных частей, то по нашим расчетам средняя цена за проезд в общественном транспорте Хабаровска должна быть в пределах 25 рублей. И это объективная цифра. Даже в средней полосе России тариф составляет от 23 до 28 рублей. При этом там действует еще и порядок субсидирования маршрутных перевозок. У нас же сдерживается тариф в основном за счет замораживания заработной платы трудового коллектива МУП «ХПАТП-1». А этого даже допускать нельзя в рыночной экономике. Согласитесь, что невозможно никакими «путами» привязать водителя или кондуктора к автобусу и заставить работать. Низкая заработная плата привела к массовому увольнению работников. Люди идут туда, где больше платят, а платят больше везде, в том числе, как пример, и за работу охранника в магазине, и за работу продавца в киоске. Одна из причин уменьшения количества автобусов на маршрутах - это отсутствие экипажей водителей и кондукторов.

И затем надо выходить на новую стратегию развития пассажирского транспорта, отвечающую статусу Хабаровска в Дальневосточном федеральном округе. Главными ее критериями должны стать удобство, безопасность проезда и качество обслуживания населения.

Ведь миссия общественного транспорта - создать условия для удобного проезда людей, в каком бы районе города они не жили. Поэтому, помимо доходных, всегда будут убыточные и малоэффективные маршруты. Не снимут с пассажирского транспорта и социальной нагрузки, в частности, провоза льготных категорий населения. Все эти услуги востребованы жителями нашего города. А значит, от них не уйти.

Поэтому я всегда говорю, что на рынке общественных перевозок присутствуют и переплетены интересы трех сторон: населения, транспортников и власти. А значит, проблемы пассажирских перевозок надо решать всем вместе. Вначале поменять подходы к тарифной политике. Во-первых, она должна полностью соответствовать законам рыночной экономики. Во-вторых, защищать интересы пассажиров при определении потолка цены проезда в общественном транспорте. И в‑третьих, отвечать на вопрос: какая часть затрат за удобство, безопасность проезда и качество обслуживания на пассажирском транспорте ложится на население, а какую должно взять на себя предприятие и государство в лице муниципальных и региональных органов власти.

Вот тогда и встанем на рельсы поступательного развития.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

25.06.2022 17:03
Михаил Дегтярев заложил новую традицию для лучших студентов-выпускников

25.06.2022 09:42
ВТБ: спрос на товары для туризма в России вырос на 20%

24.06.2022 10:29
ВТБ: выдачи ипотеки на новостройки во втором полугодии могут вырасти на треть
Новые условия ипотеки с господдержкой могут привести к удвоению среднемесячных выдач жилищных кредитов на новостройки в ближайшие несколько месяцев

24.06.2022 10:21
Минута молчания в память о героях
В День памяти и скорби в 12.15 по московскому времени в России прошла федеральная «Минута молчания».

24.06.2022 10:21
Компенсации за проезд на дачи
С 1 июня в Хабаровском крае начался прием документов на выплату компенсаций за проезд на дачи в этом сезоне.



21.06.2022 10:11
Что сказал Владимир Путин на петербургском форуме
Президент Владимир Путин выступил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) с предложениями по поддержке бизнеса и экономики, которые столкнулись со сложностями из-за санкций и борьбы с последствиями пандемии.

14.06.2022 10:08
Михаил Дегтярёв: «Хабаровск - восточная столица России»
Михаил Дегтярев рассказал в интервью агентству ТАСС о совершенном на него покушении


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%