Когда в трамвае - северный полюс
10.01.2014
262
С наступлением холодов всё больше хабаровчан стали жаловаться, что ездят в трамваях стоя, а не сидя, даже если есть свободные места. Потому что машины бывают такими холодными, что на сиденье невозможно опуститься без риска для здоровья. Есть ли температурная норма в салонах трамваев?
Как выяснилось, к температуре в салонах общественного пассажирского транспорта предъявляются очень чёткие требования, которые даже закреплены законодательно.
- Согласно ГОСТу 8802-78 и ГОСТу 7495-74 температура воздуха в трамваях и троллейбусах должна быть на 20 градусов выше наружной, а в салонах автобусов (ГОСТ 20774-75) температура должна быть не ниже плюс 10 градусов при наружной температуре минус 15-25 и не ниже плюс 5 градусов при наружной температуре воздуха до минус 40, - озвучил их ещё на осенней онлайн-конференции с хабаровчанами начальник управления транспорта администрации Хабаровска Андрей Слободенюк.
То есть, получается, если на улице минус 25, то в салонах электромашин тоже будет не май месяц. Однако Андрей Владимирович признался, что и эти значения в хабаровском общественном транспорте могут отклоняться от нормы. А измерять и контролировать такие показатели, как выяснилось, некому.
В автомобильном отделе Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта объяснили, что в их должностных обязанностях подобных действий тоже нет:
- Мы проверяем, выполняют ли перевозчики лицензионные требования, оформляем путевую документацию и так далее. А вот техническое состояние самих машин нас не касается. К тому же, трамваи и троллейбусы вообще не в нашем ведении.
- Скорее всего, контролирующих органов, которые проводили бы подобные проверки в трамваях и троллейбусах, нет вообще, - рассказала главный специалист по городскому электротранспорту администрации Хабаровска Зоя Пичугина. - Жалобы на холод в трамваях мы периодически получаем, но изменить эту ситуацию крайне сложно. Старые трамвайные вагоны не предназначены для наших суровых зим. Однако установка дополнительных печей в вагоны требует больших дополнительных затрат, а ХТТУ на данный момент является убыточным предприятием.
Директор ХТТУ Николай Илющенко утверждает, что дело главным образом не в нехватке средств, а в том, что ставить дополнительные отопительные приборы в трамваи не разрешено:
- В вагоне должно быть то количество и тот тип отопительных приборов, которые указаны в техпаспорте. Ставить туда дополнительные печи мы просто-напросто не имеем права. Потому что, если произойдёт ЧП, нам грозит серьёзная ответственность, вплоть до уголовной. К сожалению, многие заводы, которые выпускали наши старые трамваи, уже не существуют. Так что получить официальное разрешение изготовителя мы не можем.
Сегодня ХТТУ эксплуатирует пять типов вагонов, в каждом из которых работают от 24 до 27 печей. Почему же в старых вагонах холодно, а в новых - нет? Дело в том, что отопительное оборудование в старых вагонах работает по принципу калорифера, а это малоэффективно. Из-за того, что трамвай останавливается очень часто и открывает все двери, салон выстывает, а быстро нагреться до следующей остановки не может. В новых же вагонах установлены тепловентиляторы. Когда двери открываются, они создают завесу нагретого воздуха, который не позволяет морозу проникнуть внутрь.
Однако, вспоминает Николай Николаевич, были времена, когда хабаровские пассажиры не жаловались на холод вообще.
- Трамвай предназначен для массовой перевозки людей, - говорит он. - Раньше наш пассажиропоток составлял больше 10 миллионов пассажиров в месяц, вагоны ходили полными с утра до вечера, приходилось даже спаривать их, чтобы увезти всех желающих. Сейчас вагоны наполняются только в часы пик, а большую часть дня салон пустой, вот и выстывает... А вообще, даже обидно: почему в таких ситуациях никто не вспоминает про лето, когда в трамвае ездить хорошо и комфортно, а в автобусах люди страдают от жары и духоты?
Наверное, своя правда есть и в этом, но лето пока ещё далеко. А сейчас, судя по всему, придётся всё-таки брать с собой в трамвай накладки для сидений с подогревом. Чтобы не примёрзнуть.
Как выяснилось, к температуре в салонах общественного пассажирского транспорта предъявляются очень чёткие требования, которые даже закреплены законодательно.
- Согласно ГОСТу 8802-78 и ГОСТу 7495-74 температура воздуха в трамваях и троллейбусах должна быть на 20 градусов выше наружной, а в салонах автобусов (ГОСТ 20774-75) температура должна быть не ниже плюс 10 градусов при наружной температуре минус 15-25 и не ниже плюс 5 градусов при наружной температуре воздуха до минус 40, - озвучил их ещё на осенней онлайн-конференции с хабаровчанами начальник управления транспорта администрации Хабаровска Андрей Слободенюк.
То есть, получается, если на улице минус 25, то в салонах электромашин тоже будет не май месяц. Однако Андрей Владимирович признался, что и эти значения в хабаровском общественном транспорте могут отклоняться от нормы. А измерять и контролировать такие показатели, как выяснилось, некому.
В автомобильном отделе Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта объяснили, что в их должностных обязанностях подобных действий тоже нет:
- Мы проверяем, выполняют ли перевозчики лицензионные требования, оформляем путевую документацию и так далее. А вот техническое состояние самих машин нас не касается. К тому же, трамваи и троллейбусы вообще не в нашем ведении.
- Скорее всего, контролирующих органов, которые проводили бы подобные проверки в трамваях и троллейбусах, нет вообще, - рассказала главный специалист по городскому электротранспорту администрации Хабаровска Зоя Пичугина. - Жалобы на холод в трамваях мы периодически получаем, но изменить эту ситуацию крайне сложно. Старые трамвайные вагоны не предназначены для наших суровых зим. Однако установка дополнительных печей в вагоны требует больших дополнительных затрат, а ХТТУ на данный момент является убыточным предприятием.
Директор ХТТУ Николай Илющенко утверждает, что дело главным образом не в нехватке средств, а в том, что ставить дополнительные отопительные приборы в трамваи не разрешено:
- В вагоне должно быть то количество и тот тип отопительных приборов, которые указаны в техпаспорте. Ставить туда дополнительные печи мы просто-напросто не имеем права. Потому что, если произойдёт ЧП, нам грозит серьёзная ответственность, вплоть до уголовной. К сожалению, многие заводы, которые выпускали наши старые трамваи, уже не существуют. Так что получить официальное разрешение изготовителя мы не можем.
Сегодня ХТТУ эксплуатирует пять типов вагонов, в каждом из которых работают от 24 до 27 печей. Почему же в старых вагонах холодно, а в новых - нет? Дело в том, что отопительное оборудование в старых вагонах работает по принципу калорифера, а это малоэффективно. Из-за того, что трамвай останавливается очень часто и открывает все двери, салон выстывает, а быстро нагреться до следующей остановки не может. В новых же вагонах установлены тепловентиляторы. Когда двери открываются, они создают завесу нагретого воздуха, который не позволяет морозу проникнуть внутрь.
Однако, вспоминает Николай Николаевич, были времена, когда хабаровские пассажиры не жаловались на холод вообще.
- Трамвай предназначен для массовой перевозки людей, - говорит он. - Раньше наш пассажиропоток составлял больше 10 миллионов пассажиров в месяц, вагоны ходили полными с утра до вечера, приходилось даже спаривать их, чтобы увезти всех желающих. Сейчас вагоны наполняются только в часы пик, а большую часть дня салон пустой, вот и выстывает... А вообще, даже обидно: почему в таких ситуациях никто не вспоминает про лето, когда в трамвае ездить хорошо и комфортно, а в автобусах люди страдают от жары и духоты?
Наверное, своя правда есть и в этом, но лето пока ещё далеко. А сейчас, судя по всему, придётся всё-таки брать с собой в трамвай накладки для сидений с подогревом. Чтобы не примёрзнуть.