Краевые трассы за этот год преобразились как никогда
20.10.2012
458

Дорожное строительство в крае получило ускорение
Такого объёма работ, как в нынешнем 2012 году, на региональных дорогах не выполнялось давно. Значительные участки отремонтированы, осветлены, снабжены ограждением. Высокими темпами строится мост через протоку Амурскую. Что вызвало это оживление на трассах и мостах, кто герои дня, нам рассказал руководитель краевого унитарного предприятия «Хабаровскуправтодор», которое выступает заказчиком всех этих работ, Захар Николаевич Грузнов.
- Захар Николаевич, что позволило столь серьёзно взяться за краевые дороги?
- В первую очередь возросшее вдвое финансирование дорожных работ. В 2012 году был создан и наполнен краевой дорожный фонд, который позволил аккумулировать серьёзные средства и дал уверенность подрядчикам в их деятельности. Второй серьёзный фактор - федеральное финансирование, третий - субвенции крупнейшей госкорпорации страны. При этом в крае работает порядка десяти крупных подрядных организаций, которые в состоянии возросшие объёмы осваивать. Это «Дальспецстрой» и «Дальстроймеханизация», ПМК-83 и ООО «Стройтрест», «Крайдорпредприятие», огромное число субподрядных организаций, ДРСУ, ДРП.
Всего на строительстве и содержании региональной сети дорог задействовано более 10 тысяч человек. Мы, управление автомобильных дорог края, от лица правительства Хабаровского края координируем всю эту работу, выступаем заказчиком и контролируем качество. При возросшем объёме работы численность КГКУ значительно уменьшилась. У нас работают только высококлассные специалисты.
- Мы часто пишем о строительстве, но реже о содержании и ремонте дорог. Что входит в эти понятия, кто занимается этой работой?
- Главный наш подрядчик - Крайдорпредприятие. На него возложена функция содержания, ремонта региональных и межмуниципальных дорог. Это предприятие с большим коллективом, широкой сетью подразделений (ДРСУ и ДРП), которые располагаются практически во всех районах края. Предприятие выполняет большие объёмы работ, которые год от года увеличиваются. Особенно он вырос в 2012 году - практически в два раза.
Результат этих работ мы видим. Это отремонтированные участки дорог, отремонтированные, восстановленные мосты и другие искусственные сооружения, мелкие ремонты, которые не столь видны, сколько ощутимы для тех, кто по дорогам передвигается.
В 2012 году мы смогли приступить к работам, которые уже давно не проводились на краевых дорогах, о существовании которых, скажем, прямо даже подзабыли. Это осветление дорог, окювечивание. Кюветы, в которых уже росли деревья, сегодня приведены в надлежащее состояние, причём в серьёзных масштабах. Проведена большая работа по замене дорожных знаков. На региональных и межмуниципальных дорогах почти тысяча пришедших в негодность знаков за год заменена на новые, соответствующие всем ГОСТам и СНИПам.
На основной региональной дороге «Комсомольск - Хабаровск» отремонтированы большие участки, которые давно уже требовали к себе внимания. В частности, был полностью капитально отремонтирован с укладкой нового асфальта и приобрёл надлежащий вид выезд из Комсомольска, мост через Амур в районе Комсомольска и дорога до Селихино.
В общей сложности это 60 километров дорожного полотна. Продолжаем работы в районе реки Гур - на границе Комсомольского и Нанайского районов. Большие объёмы работ сделаны в Нанайском районе - в зоне ответственности Нанайского ДРСУ «Крайдорпредприятия». Ближе к Хабаровску на трассе «Комсомольск - Хабаровск» отремонтированы участки 106 - 110 километр. Это район Маяка. Большие ремонтные работы - укладка асфальта картами и ямочный ремонт - произведены на известных нашим водителям поворотах трассы от 41 до 90 километра трассы. Кроме того, на этих участках были сделаны работы по осветлению радиусов - то есть спилены деревья, которые закрывали обзор на опасных поворотах.
Особое внимание уделялось установке барьерного ограждения, поскольку это один из главных моментов, повышающих безопасность на дорогах. На трассе «Комсомольск - Хабаровск» практически на целом километре дороги было установлено новое барьерное ограждение в районе села Иннокентьевка. Работы в этом направлении будут вестись и дальше - и по ремонту, и по увеличению его объёмов на дорогах. Потому что безопасность - это наш приоритет номер один.
Свежий пример: в июле этого года автобус индивидуального предпринимателя сошёл с дороги, проехав более 150 метров по встречной полосе, врезался в барьерное ограждение, которое удержало автобус, не дало ему уйти с дороги. В результате было травмировано несколько человек. Но удалось избежать жертв.
- Вы сказали, что край получил субвенции крупной российской компании.
- На субвенции, которые выделены компанией «Газпром», в 2012 году было отремонтировано около 100 километров дороги «Селихино - Николаевск». Отсыпалась новая дорожная одежда, велась профилировка куветов, ремонт искусственных сооружений, ремонт мостов, труб.
Выделяя субвенцию в дорожный фонд, «Газпром», как социально ответственная компания, таким образом компенсировала краю трёхлетнюю интенсивную эксплуатацию краевых дорог при строительстве инфраструктурного сооружения - газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток». Средства эти ещё не полностью освоены, работы продолжаются и будут вестись по всем оговоренным с «Газпромом» титулам, участкам дорог.
Сегодня ведётся работа по выделению аналогичных субвенций с другой крупнейшей российской компанией - «Транснефть», с её подрядными организациями. Как известно, «Транснефть» проложила через Хабаровский край нефтепровод, нефть уже закачана на территории Приморского края.
И мы рассчитываем, что, как социально ответственная компания, она также внимательно посмотрит, что оставляют её подрядчики после себя, и компенсирует некоторый ущерб, который был нанесён краю в результате этой важной, но имеющей последствия для дорог работы.
Понимание есть. Руководство компании ведёт переговоры с правительством Хабаровского края по этим вопросам.
- Насколько активно идёт строительство и реконструкция опорной сети региональных дорог, таких, как «Лидога - Ванино»?
- В преддверии Дня работника дорожного хозяйства и 74-й годовщины Хабаровского края мы вводим два участка на дороге «Лидога - Ванино». Темп должен с каждым годом усиливаться, будем сдавать и по четыре участка.
На дороге «Селихино - Николаевск» тоже хорошие результаты. Заканчиваем обход Перевального участка в районе Ягодный - Циммермановка. Сдаём ещё один участок в октябре. В 2013 году будем сдавать ещё два участка. Самые сложные участки стараемся проходить в первую очередь. В дальнейшем будут те участки, которые необходимо реконструировать под проектную категорию. Наша задача - как можно быстрее обеспечить устойчивое автомобильное сообщение с Николаевском, круглогодичную транспортную доступность его гражданам. На третьей дороге - на Чегдомын, мы в нынешнем году вводим один участок, но программа до 2018 года позволит и на ней вводить ежегодно по два-три участка, то есть серьёзно продвигаться к цели.
На объекте «Лидога - Ванино» у нас работают «Дальспецстрой (Хризман Юрий Лазаревич) и «Дальстроймеханизация» (Глушков Фёдор Яковлевич). Один участок строит и «Крайдорпредприятие».
На дороге «Селихино - Николаевск» работает ПМК-83 (руководитель Фёдорова Татьяна Владимировна). На чегдомынском направлении работает подрядчик «Трансстрой ДВ» (Федяев Сергей Юрьевич).
Финансирование строительства наших «программных» дорог идёт за счёт субвенций федерального бюджета, целевых программ и регионального бюджета.
Работа ведётся плодотворная. И у нашего нового Министерства развития дальнего Востока, у Минтранса, у Росавтодора есть понимание, что региональную опорную сеть дорог необходимо строить.
В будущем, 2013 году заканчивает свою работу программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, и ей на смену приходит новая программа уже до 2018 года. В рамках этой программы федеральным финансированием предусмотрено строительство практически всех основных опорных дорог, которые планирует развивать Хабаровский край. Это завершение строительства автомобильной дороги «Лидога - Ванино», это строительство дороги «Селихино - Николаевск», строительство дороги «Комсомольск - Берёзовый - Могды - Чегдомын». На эти три дороги предусмотрено выделение средств в тех суммах, которые необходимы.
Дорога «Аян - Нелькан - Югорёнок» пока из краевых планов исключена, но она в планах наших соседей - Якутии. Они поставили себе в план до 2016 года проложить дорогу до Югорёнка и дальше идти до Нелькана, Аяна. У них есть интерес в этой дороге.
Зато в крае появился ряд новых проектов. Это дорога в обход города Хабаровска, о которой сегодня много говорится. Это реконструкция участка нулевой - 13 километр от моста до 13 километра. Она предусматривает новую, более высокую категорию этой дороги, более высокую пропускную способность и строительство самого обхода. Деньги на этот проект предусмотрены. Также предусмотрено финансирование завершения строительства автодорожного моста через протоку Амурскую на Большой Уссурийский остров и дороги на острове Большом Уссурийском к пункту пропуска, который планируется и к посёлку Уссурийский, где у нас живут люди, которые считаются жителями Южного округа Хабаровска.
Сегодня в крае работают крупные, мощные подрядные организации, с большим потенциалом, которые способны выполнить и этот объём работ, и больше.
- Мост на Большой Уссурийский вызывает особый интерес. Расскажите, пожалуйста, в какой он сегодня стадии.
- Мост на Большой Уссурийский остров по проекту должен быть готов к осени будущего года, и мы рассчитываем, что он будет сдан с опережением сроков. У края нет сомнений в подрядчике, нет сомнения в финансировании этого объекта. Средства заложены в программу, есть поручение премьер-министра и президента по финансированию этого проекта. Есть распоряжение губернатора края. Работы ведутся активно. Совсем недавно
В. Шпорт инспектировал ход строительства моста, польдерную систему на острове.
На сегодня в строительстве моста мы уже перешли фарватер. На этом объекте освоено более двух миллиардов рублей. Забурены все 10 опор моста. Четыре из них готовы уже на 90 процентов, ещё четыре готовы на 50. На строительство моста поступает металл. В ноябре-декабре начнётся надвижка металла, то есть мост уже можно будет представить в окончательной конфигурации. Строятся и подходы к мосту. Правобережный подход практически уже готов, левобережные - в работе, с опережением графика. Есть свои сложности, которые решаются в рабочем порядке.
Строит мост генеральный подрядчик - ООО «Стройтрест» (руководитель Гудников Михаил Васильевич). Это структурное подразделение компании СК «Мост». Она известна тем, что построила самый длинный вантовый пролёт в мире - на остров Русский. Компания очень серьёзная, и сомнений в их компетентности нет. Кроме того, стройку проверяет порядка 20 контролирующих организаций. Надзор и контроль за мостом серьёзный. Нарушений нет. В том числе мы отвечаем за эту стройку головой.
Ориентировочно сдача - октябрь 2013 года.
В первую очередь мост нужен населению, пограничникам, есть надежда, что он положит начало развитию Большого Уссурийского. Китайская сторона нас в этом опережает.
- А как обстоят дела с дорогами поменьше - муниципальными, например?
- Мы получаем много обращений глав муниципальных образований с просьбами и даже требованием восстановить определённые участки дорог. Нас просят забрать некоторые муниципальные дороги в краевую собственность. На слуху - дорога на Кукан. Она пришла в плачевное состояние, поскольку большей частью проходит через ЕАО. Мы не стали долго рядиться, закреплять её за Хабаровским сельским районом, а приняли дорогу в перечень региональных дорог, выделили на её ремонт 35 миллионов в прошлом году и в этом году. И сегодня от Кукана в сторону Биробиджана дорога приобретает надлежащий вид. На 30 километрах сделаны регламентные работы, заменены искусственные сооружения: 9 труб, мосты отремонтированы.
- Это тоже за счёт краевого дорожного фонда?
- Значительное движение вперёд пошло именно благодаря воссозданию дорожного фонда. Эти деньги не теряются в общей массе. Они «окрашенные». Они не снимаются на иные цели, они имеют целевое назначение, и подрядчики понимают, что получат договорное финансирование в обязательном порядке. Мы можем спокойно строить свои планы и работы. Это существенно добавило оптимизма и уверенности.
Денег на дороги благодаря фонду стало больше не на проценты, а в разы. Это факт. Объёмы работ увеличились, и это заметили жители края, водители, которые едут по нашим региональным дорогам.
В ближайшие год-два изменения будут ещё более заметны. Теперь мы выполнили столько дорожных работ, сколько не было сделано за предыдущие пять-семь лет.
От лица коллектива управления дорог Хабаровского края я хотел бы поздравить всех наших подрядчиков, всех работников отрасли и их семьи с профессиональным праздником, пожелать дальнейших успехов и благополучия.
Подготовила
Раиса ПАЛЕЙ.
- Захар Николаевич, что позволило столь серьёзно взяться за краевые дороги?
- В первую очередь возросшее вдвое финансирование дорожных работ. В 2012 году был создан и наполнен краевой дорожный фонд, который позволил аккумулировать серьёзные средства и дал уверенность подрядчикам в их деятельности. Второй серьёзный фактор - федеральное финансирование, третий - субвенции крупнейшей госкорпорации страны. При этом в крае работает порядка десяти крупных подрядных организаций, которые в состоянии возросшие объёмы осваивать. Это «Дальспецстрой» и «Дальстроймеханизация», ПМК-83 и ООО «Стройтрест», «Крайдорпредприятие», огромное число субподрядных организаций, ДРСУ, ДРП.
Всего на строительстве и содержании региональной сети дорог задействовано более 10 тысяч человек. Мы, управление автомобильных дорог края, от лица правительства Хабаровского края координируем всю эту работу, выступаем заказчиком и контролируем качество. При возросшем объёме работы численность КГКУ значительно уменьшилась. У нас работают только высококлассные специалисты.
- Мы часто пишем о строительстве, но реже о содержании и ремонте дорог. Что входит в эти понятия, кто занимается этой работой?
- Главный наш подрядчик - Крайдорпредприятие. На него возложена функция содержания, ремонта региональных и межмуниципальных дорог. Это предприятие с большим коллективом, широкой сетью подразделений (ДРСУ и ДРП), которые располагаются практически во всех районах края. Предприятие выполняет большие объёмы работ, которые год от года увеличиваются. Особенно он вырос в 2012 году - практически в два раза.
Результат этих работ мы видим. Это отремонтированные участки дорог, отремонтированные, восстановленные мосты и другие искусственные сооружения, мелкие ремонты, которые не столь видны, сколько ощутимы для тех, кто по дорогам передвигается.
В 2012 году мы смогли приступить к работам, которые уже давно не проводились на краевых дорогах, о существовании которых, скажем, прямо даже подзабыли. Это осветление дорог, окювечивание. Кюветы, в которых уже росли деревья, сегодня приведены в надлежащее состояние, причём в серьёзных масштабах. Проведена большая работа по замене дорожных знаков. На региональных и межмуниципальных дорогах почти тысяча пришедших в негодность знаков за год заменена на новые, соответствующие всем ГОСТам и СНИПам.
На основной региональной дороге «Комсомольск - Хабаровск» отремонтированы большие участки, которые давно уже требовали к себе внимания. В частности, был полностью капитально отремонтирован с укладкой нового асфальта и приобрёл надлежащий вид выезд из Комсомольска, мост через Амур в районе Комсомольска и дорога до Селихино.
В общей сложности это 60 километров дорожного полотна. Продолжаем работы в районе реки Гур - на границе Комсомольского и Нанайского районов. Большие объёмы работ сделаны в Нанайском районе - в зоне ответственности Нанайского ДРСУ «Крайдорпредприятия». Ближе к Хабаровску на трассе «Комсомольск - Хабаровск» отремонтированы участки 106 - 110 километр. Это район Маяка. Большие ремонтные работы - укладка асфальта картами и ямочный ремонт - произведены на известных нашим водителям поворотах трассы от 41 до 90 километра трассы. Кроме того, на этих участках были сделаны работы по осветлению радиусов - то есть спилены деревья, которые закрывали обзор на опасных поворотах.
Особое внимание уделялось установке барьерного ограждения, поскольку это один из главных моментов, повышающих безопасность на дорогах. На трассе «Комсомольск - Хабаровск» практически на целом километре дороги было установлено новое барьерное ограждение в районе села Иннокентьевка. Работы в этом направлении будут вестись и дальше - и по ремонту, и по увеличению его объёмов на дорогах. Потому что безопасность - это наш приоритет номер один.
Свежий пример: в июле этого года автобус индивидуального предпринимателя сошёл с дороги, проехав более 150 метров по встречной полосе, врезался в барьерное ограждение, которое удержало автобус, не дало ему уйти с дороги. В результате было травмировано несколько человек. Но удалось избежать жертв.
- Вы сказали, что край получил субвенции крупной российской компании.
- На субвенции, которые выделены компанией «Газпром», в 2012 году было отремонтировано около 100 километров дороги «Селихино - Николаевск». Отсыпалась новая дорожная одежда, велась профилировка куветов, ремонт искусственных сооружений, ремонт мостов, труб.
Выделяя субвенцию в дорожный фонд, «Газпром», как социально ответственная компания, таким образом компенсировала краю трёхлетнюю интенсивную эксплуатацию краевых дорог при строительстве инфраструктурного сооружения - газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток». Средства эти ещё не полностью освоены, работы продолжаются и будут вестись по всем оговоренным с «Газпромом» титулам, участкам дорог.
Сегодня ведётся работа по выделению аналогичных субвенций с другой крупнейшей российской компанией - «Транснефть», с её подрядными организациями. Как известно, «Транснефть» проложила через Хабаровский край нефтепровод, нефть уже закачана на территории Приморского края.
И мы рассчитываем, что, как социально ответственная компания, она также внимательно посмотрит, что оставляют её подрядчики после себя, и компенсирует некоторый ущерб, который был нанесён краю в результате этой важной, но имеющей последствия для дорог работы.
Понимание есть. Руководство компании ведёт переговоры с правительством Хабаровского края по этим вопросам.
- Насколько активно идёт строительство и реконструкция опорной сети региональных дорог, таких, как «Лидога - Ванино»?
- В преддверии Дня работника дорожного хозяйства и 74-й годовщины Хабаровского края мы вводим два участка на дороге «Лидога - Ванино». Темп должен с каждым годом усиливаться, будем сдавать и по четыре участка.
На дороге «Селихино - Николаевск» тоже хорошие результаты. Заканчиваем обход Перевального участка в районе Ягодный - Циммермановка. Сдаём ещё один участок в октябре. В 2013 году будем сдавать ещё два участка. Самые сложные участки стараемся проходить в первую очередь. В дальнейшем будут те участки, которые необходимо реконструировать под проектную категорию. Наша задача - как можно быстрее обеспечить устойчивое автомобильное сообщение с Николаевском, круглогодичную транспортную доступность его гражданам. На третьей дороге - на Чегдомын, мы в нынешнем году вводим один участок, но программа до 2018 года позволит и на ней вводить ежегодно по два-три участка, то есть серьёзно продвигаться к цели.
На объекте «Лидога - Ванино» у нас работают «Дальспецстрой (Хризман Юрий Лазаревич) и «Дальстроймеханизация» (Глушков Фёдор Яковлевич). Один участок строит и «Крайдорпредприятие».
На дороге «Селихино - Николаевск» работает ПМК-83 (руководитель Фёдорова Татьяна Владимировна). На чегдомынском направлении работает подрядчик «Трансстрой ДВ» (Федяев Сергей Юрьевич).
Финансирование строительства наших «программных» дорог идёт за счёт субвенций федерального бюджета, целевых программ и регионального бюджета.
Работа ведётся плодотворная. И у нашего нового Министерства развития дальнего Востока, у Минтранса, у Росавтодора есть понимание, что региональную опорную сеть дорог необходимо строить.
В будущем, 2013 году заканчивает свою работу программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, и ей на смену приходит новая программа уже до 2018 года. В рамках этой программы федеральным финансированием предусмотрено строительство практически всех основных опорных дорог, которые планирует развивать Хабаровский край. Это завершение строительства автомобильной дороги «Лидога - Ванино», это строительство дороги «Селихино - Николаевск», строительство дороги «Комсомольск - Берёзовый - Могды - Чегдомын». На эти три дороги предусмотрено выделение средств в тех суммах, которые необходимы.
Дорога «Аян - Нелькан - Югорёнок» пока из краевых планов исключена, но она в планах наших соседей - Якутии. Они поставили себе в план до 2016 года проложить дорогу до Югорёнка и дальше идти до Нелькана, Аяна. У них есть интерес в этой дороге.
Зато в крае появился ряд новых проектов. Это дорога в обход города Хабаровска, о которой сегодня много говорится. Это реконструкция участка нулевой - 13 километр от моста до 13 километра. Она предусматривает новую, более высокую категорию этой дороги, более высокую пропускную способность и строительство самого обхода. Деньги на этот проект предусмотрены. Также предусмотрено финансирование завершения строительства автодорожного моста через протоку Амурскую на Большой Уссурийский остров и дороги на острове Большом Уссурийском к пункту пропуска, который планируется и к посёлку Уссурийский, где у нас живут люди, которые считаются жителями Южного округа Хабаровска.
Сегодня в крае работают крупные, мощные подрядные организации, с большим потенциалом, которые способны выполнить и этот объём работ, и больше.
- Мост на Большой Уссурийский вызывает особый интерес. Расскажите, пожалуйста, в какой он сегодня стадии.
- Мост на Большой Уссурийский остров по проекту должен быть готов к осени будущего года, и мы рассчитываем, что он будет сдан с опережением сроков. У края нет сомнений в подрядчике, нет сомнения в финансировании этого объекта. Средства заложены в программу, есть поручение премьер-министра и президента по финансированию этого проекта. Есть распоряжение губернатора края. Работы ведутся активно. Совсем недавно
В. Шпорт инспектировал ход строительства моста, польдерную систему на острове.
На сегодня в строительстве моста мы уже перешли фарватер. На этом объекте освоено более двух миллиардов рублей. Забурены все 10 опор моста. Четыре из них готовы уже на 90 процентов, ещё четыре готовы на 50. На строительство моста поступает металл. В ноябре-декабре начнётся надвижка металла, то есть мост уже можно будет представить в окончательной конфигурации. Строятся и подходы к мосту. Правобережный подход практически уже готов, левобережные - в работе, с опережением графика. Есть свои сложности, которые решаются в рабочем порядке.
Строит мост генеральный подрядчик - ООО «Стройтрест» (руководитель Гудников Михаил Васильевич). Это структурное подразделение компании СК «Мост». Она известна тем, что построила самый длинный вантовый пролёт в мире - на остров Русский. Компания очень серьёзная, и сомнений в их компетентности нет. Кроме того, стройку проверяет порядка 20 контролирующих организаций. Надзор и контроль за мостом серьёзный. Нарушений нет. В том числе мы отвечаем за эту стройку головой.
Ориентировочно сдача - октябрь 2013 года.
В первую очередь мост нужен населению, пограничникам, есть надежда, что он положит начало развитию Большого Уссурийского. Китайская сторона нас в этом опережает.
- А как обстоят дела с дорогами поменьше - муниципальными, например?
- Мы получаем много обращений глав муниципальных образований с просьбами и даже требованием восстановить определённые участки дорог. Нас просят забрать некоторые муниципальные дороги в краевую собственность. На слуху - дорога на Кукан. Она пришла в плачевное состояние, поскольку большей частью проходит через ЕАО. Мы не стали долго рядиться, закреплять её за Хабаровским сельским районом, а приняли дорогу в перечень региональных дорог, выделили на её ремонт 35 миллионов в прошлом году и в этом году. И сегодня от Кукана в сторону Биробиджана дорога приобретает надлежащий вид. На 30 километрах сделаны регламентные работы, заменены искусственные сооружения: 9 труб, мосты отремонтированы.
- Это тоже за счёт краевого дорожного фонда?
- Значительное движение вперёд пошло именно благодаря воссозданию дорожного фонда. Эти деньги не теряются в общей массе. Они «окрашенные». Они не снимаются на иные цели, они имеют целевое назначение, и подрядчики понимают, что получат договорное финансирование в обязательном порядке. Мы можем спокойно строить свои планы и работы. Это существенно добавило оптимизма и уверенности.
Денег на дороги благодаря фонду стало больше не на проценты, а в разы. Это факт. Объёмы работ увеличились, и это заметили жители края, водители, которые едут по нашим региональным дорогам.
В ближайшие год-два изменения будут ещё более заметны. Теперь мы выполнили столько дорожных работ, сколько не было сделано за предыдущие пять-семь лет.
От лица коллектива управления дорог Хабаровского края я хотел бы поздравить всех наших подрядчиков, всех работников отрасли и их семьи с профессиональным праздником, пожелать дальнейших успехов и благополучия.
Подготовила
Раиса ПАЛЕЙ.