Кто ответит за качество и безопасность «дорожной одежды» Хабаровска
17.10.2018
408
Дороги Хабаровска на десятки километров стали безопасней и качественней за последние два года
В Хабаровске одним из первых в крае взялись за реализацию Федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Второй год ведется планомерная работа над «переодеванием» автотрасс Хабаровской агломерации. О том, кто в ответе за реальные качество и безопасность городских дорог, рассказывает начальник отдела благоустройства управления дорог и внешнего благоустройства мэрии Хабаровска Александр Васильев.
- Александр Евгеньевич, в августе мы говорили о ремонте участка автодороги по улице Воронежской от ул. Серышева до Воронежского шоссе. А сегодня, если позволите, затронем ул. Краснореченскую. Для начала хочу уточнить, как все же правильно говорить - ремонт, реконструкция или благоустройство?
- В работе сейчас очередной отрезок одной из самых протяженных трасс Хабаровска. По проекту наш объект называется «Приведение в нормативное состояние ул. Красноченской на участке от ул. Богачева до ул. Прогрессивной» длиной 1,9 км. Это расширение дороги для увеличения ее пропускной способности, иначе говоря - капитальный ремонт. Вы знаете, что работа велась участками: от ул. Юности до ул. Индустриальной, от ул. Индустриальной до Богачева, а сейчас идет следующая очередь работ на улице Краснореченской. В Индустриальном районе проживает 180 тысяч человек, большая часть населения осуществляет частые поездки в центральную часть города либо работает там. Все автомагистрали, которые существуют, порой не справляются с потоками машин, поэтому расширение ул. Краснореченской в полном объеме давно напрашивалось. Участок, за который мы взялись сейчас, не менее сложен, чем предыдущие. Здесь довольно часто можно наблюдать заторы, фиксируются аварийные ситуации в связи с загруженностью трассы.
- С какими сложностями сталкиваются рабочие бригады при подготовке и реализации проекта?
- Сложности возникают при любых строительно-монтажных работах, но мы с ними успешно справляемся. Главная трудность в том, что городская дорога включает огромное количество инженерных коммуникаций, которые приходится либо выносить, либо защищать. Сначала выносятся все подземные сети: Ростелеком, электросети, сети ресурсоснабжающих организаций. На это все необходимо время.
К тому же, как я уже сказал, здесь большая интенсивность движения, поэтому работы затруднены по вполне объективным причинам. При производстве работ участвуют тяжелые экскаваторы, самосвалы, ведется разработка грунта, укладка дорожной одежды. Я хочу сказать, что стесненные условия всегда тормозят процесс.
- «Дорожная одежда» - это строительно-дорожный сленг? Не разъясните нашим читателям суть подробнее?
- Ни в коем случае - это терминология. Под данным понятием подразумевается укладка нижнего слоя основания - песок, устройство армирующей геосетки и щебень, верхний слой основания, нижний слой покрытия - пористый мелкозернистый асфальтобетон толщиной 7 см, и верхний слой покрытия - плотный асфальтобетон тип Б марки 1. Вся дорожная одежда укладывается в строгом соответствии с нормативной документацией. В рамках работ по проектированию производились расчеты толщины каждого слоя с учетом нормативных нагрузок.
- Вопрос, который нередко срывается с языка автолюбителей - почему дороги не делают во внерабочее время, например, ночью? Знаю, что подобный опыт благоустройства автотрасс в темное время суток принят в Воронеже. А у нас?
- Наверняка, это закреплено на местном законодательном уровне, но, понимаете, мы пробовали так работать и отказались от этого очень быстро после огромного шквала жалоб и обращений от граждан, проживающих вблизи. Если рассматривать улицу Краснореченскую, то там непрерывный поток движения, за исключением нескольких предутренних часов. А ночью работа строительной техники слышна еще сильнее, чем в дневное время суток. Нам не дадут работать местные жители, чьи дома расположены вплотную к дороге. Вот кто ругается обычно на дорожные работы в «час пик»? Конечно, те, кто не проживает вблизи их осуществления. Я не уверен, что они будут счастливы, если под их окнами будет планировать щебень большой бульдозер, а потом каток уплотнять - это весьма громкий процесс.
- Что еще входит в смету на этом участке и насколько вы укладываетесь в запланированные сроки?
- По контракту срок реализации проекта рассчитан на два года и завершение работ планируется 20 октября 2019 года. В состав проекта входит расширение и капитальный ремонт участка дороги, как я уже сказал раньше. Будет устроена новая сеть ливневой канализации для отвода поверхностных вод, дорога будет обустроена с двух сторон тротуарами из брусчатки. По левой стороне по ходу движения в Южный микрорайон устройство тротуаров ведется уже в настоящий момент. Конечно, будут обустроены перекрестки, новые автобусные, а также трамвайные посадочные остановки.
- Кто отвечает за качество асфальтобетона и как это контролируется до или после укладки?
- Прежде чем дело дойдет до устройства асфальтобетонного покрытия, необходимо правильно устроить все конструктивные слои дорожной одежды. Каждая технологическая операция у нас сопровождается лабораторным контролем. А он у нас осуществляется постоянно силами подрядчика. Заключается договор со специализированной организацией. В нашем случае это Тихоокеанский государственный университет, специалисты которого выезжают на место, проверяют уплотнение материала, его качество, а после, когда уже все смонтировано, подписываются соответствующие акты - и мы приступаем к укладке асфальтобетонной смеси.
Асфальтобетоная смесь изначально контролируется на заводе перед тем, как любая партия попадает на дорогу. Происходит это так. В начале рабочей смены отбираются пробы и поступают в специализированные лаборатории предприятия. Это делается обязательно для того, чтобы после не заниматься срезкой негодного покрытия. Мы, как курирующая структура, согласно утвержденным нормативным документам, выезжаем после каждой технологической операции, отбираем вырубки и везем их в социализированную лабораторию. На 10000 квадратов положено брать три вырубки. Здесь проверяется не только качество самого асфальтобетона, но и качество произведенных работ - уплотнения, толщины. И только после этого укладывается верхний слой покрытия. Укладка верхнего слоя контролируется точно так же - от качества самой смеси на заводе-изготовителе до отбирания вырубок и их лабораторных анализов. Результаты лабораторных испытаний строго опираются на СП (свод правил), где указаны все требуемые величины и время, за которое они должны быть приведены в соответствие с ГОСТом.
- Возможно, вам покажется мой вопрос дилетантским, но все же скажите, Александр Евгеньевич, а гарантия на работы существует?
- Естественно, существует, но нужно помнить, что гарантия определена на каждый конструктив. Ведь как у нас привыкли думать, латают дорожники каждый год или два раза в год, а толку никакого - разваливается. Но у каждой вещи есть свой гарантийный срок, как и у асфальтобетона. Сколько лет назад делались дороги в краевом центре? Сложно представить. Например, многострадальная улица Шелеста, которую мы постоянно ремонтируем, делалась хорошо, по-советски, но в 60-х-70-х годах. Там и песок, и щебень отсыпан, но за столько лет щебень истерся, песок вымылся. Вообще, все межремонтные сроки указаны в нормативных документах. На самом деле практически у каждой дороги через 15 лет необходимо менять дорожную одежду, не только асфальт. Нужна комплексная замена. Но стоимость объекта в этом случае увеличится в разы. Например, если в этом году на миллиард рублей мы отремонтировали 93 км дорог, то если эту же цифру перевести на капитальный ремонт, это будут совсем другие деньги - порядка 30 миллиардов. Вы же понимаете несоизмеримость сумм. Я уже не говорю о сложностях капитального ремонта дорог в пределах городской черты, о которых мы говорили выше.
- Откуда идет финансирование приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги»?
- Нас софинансирует федеральный и краевой бюджет, это президентский проект, по которому предусмотрено ежегодное выделение определенных сумм на производство и ремонт автодорог. Сама программа называется «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Хабаровской агломерации». Два года мы получаем федеральные и краевые деньги на ремонт и благоустройство хабаровских автотрасс и полностью за них отчитываемся своей работой. В прошлом году в рамках проекта отремонтированы улицы Сидоренко, Суворова, Автономная, Ленина, Руднева, сделали 34 км дорог краевого центра.
- Можем ли мы немного коснуться будущего? Что сегодня в планах после окончания работ на участке Богачева - Прогрессивная?
- Сегодня все будущие проекты находятся на этапе формирования, поэтому будет некорректно озвучивать что-либо. Но можно сказать об определенных долгосрочных мероприятиях. Например, в рамках строительства дороги «Обход г. Хабаровска» предусмотрены строительство, ремонт и расширение примыкающих трасс. Что-то уже отремонтировано, как, например, Чернореченское шоссе, а что-то еще в планах.
Беседовала Елена НОВОКРЕЩЕНОВА.
Фото Татьяны Щербаченко.
- Александр Евгеньевич, в августе мы говорили о ремонте участка автодороги по улице Воронежской от ул. Серышева до Воронежского шоссе. А сегодня, если позволите, затронем ул. Краснореченскую. Для начала хочу уточнить, как все же правильно говорить - ремонт, реконструкция или благоустройство?
- В работе сейчас очередной отрезок одной из самых протяженных трасс Хабаровска. По проекту наш объект называется «Приведение в нормативное состояние ул. Красноченской на участке от ул. Богачева до ул. Прогрессивной» длиной 1,9 км. Это расширение дороги для увеличения ее пропускной способности, иначе говоря - капитальный ремонт. Вы знаете, что работа велась участками: от ул. Юности до ул. Индустриальной, от ул. Индустриальной до Богачева, а сейчас идет следующая очередь работ на улице Краснореченской. В Индустриальном районе проживает 180 тысяч человек, большая часть населения осуществляет частые поездки в центральную часть города либо работает там. Все автомагистрали, которые существуют, порой не справляются с потоками машин, поэтому расширение ул. Краснореченской в полном объеме давно напрашивалось. Участок, за который мы взялись сейчас, не менее сложен, чем предыдущие. Здесь довольно часто можно наблюдать заторы, фиксируются аварийные ситуации в связи с загруженностью трассы.
- С какими сложностями сталкиваются рабочие бригады при подготовке и реализации проекта?
- Сложности возникают при любых строительно-монтажных работах, но мы с ними успешно справляемся. Главная трудность в том, что городская дорога включает огромное количество инженерных коммуникаций, которые приходится либо выносить, либо защищать. Сначала выносятся все подземные сети: Ростелеком, электросети, сети ресурсоснабжающих организаций. На это все необходимо время.
К тому же, как я уже сказал, здесь большая интенсивность движения, поэтому работы затруднены по вполне объективным причинам. При производстве работ участвуют тяжелые экскаваторы, самосвалы, ведется разработка грунта, укладка дорожной одежды. Я хочу сказать, что стесненные условия всегда тормозят процесс.
- «Дорожная одежда» - это строительно-дорожный сленг? Не разъясните нашим читателям суть подробнее?
- Ни в коем случае - это терминология. Под данным понятием подразумевается укладка нижнего слоя основания - песок, устройство армирующей геосетки и щебень, верхний слой основания, нижний слой покрытия - пористый мелкозернистый асфальтобетон толщиной 7 см, и верхний слой покрытия - плотный асфальтобетон тип Б марки 1. Вся дорожная одежда укладывается в строгом соответствии с нормативной документацией. В рамках работ по проектированию производились расчеты толщины каждого слоя с учетом нормативных нагрузок.
- Вопрос, который нередко срывается с языка автолюбителей - почему дороги не делают во внерабочее время, например, ночью? Знаю, что подобный опыт благоустройства автотрасс в темное время суток принят в Воронеже. А у нас?
- Наверняка, это закреплено на местном законодательном уровне, но, понимаете, мы пробовали так работать и отказались от этого очень быстро после огромного шквала жалоб и обращений от граждан, проживающих вблизи. Если рассматривать улицу Краснореченскую, то там непрерывный поток движения, за исключением нескольких предутренних часов. А ночью работа строительной техники слышна еще сильнее, чем в дневное время суток. Нам не дадут работать местные жители, чьи дома расположены вплотную к дороге. Вот кто ругается обычно на дорожные работы в «час пик»? Конечно, те, кто не проживает вблизи их осуществления. Я не уверен, что они будут счастливы, если под их окнами будет планировать щебень большой бульдозер, а потом каток уплотнять - это весьма громкий процесс.
- Что еще входит в смету на этом участке и насколько вы укладываетесь в запланированные сроки?
- По контракту срок реализации проекта рассчитан на два года и завершение работ планируется 20 октября 2019 года. В состав проекта входит расширение и капитальный ремонт участка дороги, как я уже сказал раньше. Будет устроена новая сеть ливневой канализации для отвода поверхностных вод, дорога будет обустроена с двух сторон тротуарами из брусчатки. По левой стороне по ходу движения в Южный микрорайон устройство тротуаров ведется уже в настоящий момент. Конечно, будут обустроены перекрестки, новые автобусные, а также трамвайные посадочные остановки.
- Кто отвечает за качество асфальтобетона и как это контролируется до или после укладки?
- Прежде чем дело дойдет до устройства асфальтобетонного покрытия, необходимо правильно устроить все конструктивные слои дорожной одежды. Каждая технологическая операция у нас сопровождается лабораторным контролем. А он у нас осуществляется постоянно силами подрядчика. Заключается договор со специализированной организацией. В нашем случае это Тихоокеанский государственный университет, специалисты которого выезжают на место, проверяют уплотнение материала, его качество, а после, когда уже все смонтировано, подписываются соответствующие акты - и мы приступаем к укладке асфальтобетонной смеси.
Асфальтобетоная смесь изначально контролируется на заводе перед тем, как любая партия попадает на дорогу. Происходит это так. В начале рабочей смены отбираются пробы и поступают в специализированные лаборатории предприятия. Это делается обязательно для того, чтобы после не заниматься срезкой негодного покрытия. Мы, как курирующая структура, согласно утвержденным нормативным документам, выезжаем после каждой технологической операции, отбираем вырубки и везем их в социализированную лабораторию. На 10000 квадратов положено брать три вырубки. Здесь проверяется не только качество самого асфальтобетона, но и качество произведенных работ - уплотнения, толщины. И только после этого укладывается верхний слой покрытия. Укладка верхнего слоя контролируется точно так же - от качества самой смеси на заводе-изготовителе до отбирания вырубок и их лабораторных анализов. Результаты лабораторных испытаний строго опираются на СП (свод правил), где указаны все требуемые величины и время, за которое они должны быть приведены в соответствие с ГОСТом.
- Возможно, вам покажется мой вопрос дилетантским, но все же скажите, Александр Евгеньевич, а гарантия на работы существует?
- Естественно, существует, но нужно помнить, что гарантия определена на каждый конструктив. Ведь как у нас привыкли думать, латают дорожники каждый год или два раза в год, а толку никакого - разваливается. Но у каждой вещи есть свой гарантийный срок, как и у асфальтобетона. Сколько лет назад делались дороги в краевом центре? Сложно представить. Например, многострадальная улица Шелеста, которую мы постоянно ремонтируем, делалась хорошо, по-советски, но в 60-х-70-х годах. Там и песок, и щебень отсыпан, но за столько лет щебень истерся, песок вымылся. Вообще, все межремонтные сроки указаны в нормативных документах. На самом деле практически у каждой дороги через 15 лет необходимо менять дорожную одежду, не только асфальт. Нужна комплексная замена. Но стоимость объекта в этом случае увеличится в разы. Например, если в этом году на миллиард рублей мы отремонтировали 93 км дорог, то если эту же цифру перевести на капитальный ремонт, это будут совсем другие деньги - порядка 30 миллиардов. Вы же понимаете несоизмеримость сумм. Я уже не говорю о сложностях капитального ремонта дорог в пределах городской черты, о которых мы говорили выше.
- Откуда идет финансирование приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги»?
- Нас софинансирует федеральный и краевой бюджет, это президентский проект, по которому предусмотрено ежегодное выделение определенных сумм на производство и ремонт автодорог. Сама программа называется «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Хабаровской агломерации». Два года мы получаем федеральные и краевые деньги на ремонт и благоустройство хабаровских автотрасс и полностью за них отчитываемся своей работой. В прошлом году в рамках проекта отремонтированы улицы Сидоренко, Суворова, Автономная, Ленина, Руднева, сделали 34 км дорог краевого центра.
- Можем ли мы немного коснуться будущего? Что сегодня в планах после окончания работ на участке Богачева - Прогрессивная?
- Сегодня все будущие проекты находятся на этапе формирования, поэтому будет некорректно озвучивать что-либо. Но можно сказать об определенных долгосрочных мероприятиях. Например, в рамках строительства дороги «Обход г. Хабаровска» предусмотрены строительство, ремонт и расширение примыкающих трасс. Что-то уже отремонтировано, как, например, Чернореченское шоссе, а что-то еще в планах.
Беседовала Елена НОВОКРЕЩЕНОВА.
Фото Татьяны Щербаченко.