Летом растут не только тарифы, но и компенсации
31.07.2018
294

Если не нравятся высокие коммунальные платежи, можно провести энергоэффективный ремонт (на фото слева) или установить общедомовой прибор учета и узел управления тепловой энергии, как это сделали жители ул. Изотова, д. 9 в селе Князе-Волконское (на фото сп
C 1 июля произошло плановое повышение тарифов на тепловую и электрическую энергию, холодную и горячую воду, водоотведение. Жители Хабаровского края заметят это уже в августе, когда получат новые квитанции по оплате. Какие цифры они в них увидят? С чем связан ежегодный рост тарифов на коммунальные услуги, существуют ли механизмы снижения платы за ЖКУ и принимаются ли какие-либо меры на уровне государства для сдерживания этого роста? На эти и другие вопросы отвечает министр жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Дарий Викторович Тюрин.
- Экономически обоснованные тарифы на тепловую и электрическую энергию, холодную и горячую воду, водоотведение для ресурсоснабжающих организаций Хабаровского края устанавливаются комитетом по ценам и тарифам правительства края с календарной разбивкой по полугодиям: 1 января и 1 июля, - говорит Дарий Тюрин.
- С 1 января тарифы утверждаются на уровне, не превышающем действующие на 31 декабря предыдущего года. Рост тарифов происходит с 1 июля, когда платежи за коммунальные услуги гораздо ниже, чем в зимний период, и незначительный рост тарифов не так сказывается на расходах потребителей.
- Насколько выросли тарифы на коммунальные услуги с 1 июля 2018 года в Хабаровском крае?
- Средний рост тарифов на коммунальные услуги в крае с 1 июля составляет 4 процента. Причем максимальный рост наблюдается по холодному водоснабжению и равен 5,1 процента, а минимальный по водоотведению - всего на уровне 1,2 процента. При этом для потребителей, получающих тепловую энергию от котельных края и плата за отопление для которых рассчитывается по предельному максимальному тарифу, устанавливаемому ежегодно губернатором края, тариф на отопление остался без изменений.
- Рост платы за коммунальные услуги два раза в год неизбежен или его можно сдержать?
- Правительством Хабаровского края принимаются существенные меры по сдерживанию роста платы граждан за коммунальные услуги.
Во-первых, возмещаются убытки коммунальных предприятий, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.
Стоимость производимой коммунальными котельными тепловой энергии составляет от 2,7 до 12 тыс. руб. за 1 Гкал. Населением же тепловая энергия оплачивается по предельным тарифам, ежегодно устанавливаемым губернатором края.
В соответствии с постановлением губернатора Хабаровского края от 14.11.2017 № 116 предельный максимальный тариф на тепловую энергию с 1 июля 2018 года составляет (с НДС) для населения, проживающего в районах, относящихся к районам Крайнего Севера, 1638,17 руб./Гкал (с ростом к декабрю 2017 - 4 %); для населения, проживающего в районах, не относящихся к районам Крайнего Севера - 2698,36 руб./Гкал (без изменения к декабрю 2017 г.).
Таким образом, население оплачивает от 15 до 86 процентов от стоимости тепловой энергии, установленной для организаций. А разница компенсируется коммунальным предприятиям за счет средств краевого бюджета. За 2017 год на эти цели направлено 2221,1 млн рублей, на 2018 год предусмотрено в краевом бюджете 2549,6 млн рублей.
Во-вторых, точно так же организациям возмещаются убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
Стоимость производимой в крае электрической энергии с 1 июля составляет без НДС от 8 до 84 рублей за
1 кВт-ч. Население же Хабаровского края оплачивает электроэнергию по единым тарифам, на минимальном уровне, установленном ФАС России.
С 1 июля 2018 года тарифы на электрическую энергию установлены для населения, проживающего в городских поселениях в домах, оборудованных газовыми плитами, в размере 4,43 руб./кВт-ч; для проживающих в домах, оборудованных стационарными электроплитами, и в сельских населенных пунктах - 3,10 руб./кВт-ч.
Получается, что население оплачивает от 5 до 55 процентов от стоимости электрической энергии.
Убытки коммунальных предприятий от реализации населению электрической энергии ниже ее стоимости возмещаются из средств краевого бюджета. За 2017 год направлено на эти цели 1117 млн рублей. Предусмотрено в краевом бюджете на 2018 год - 1517,5 млн рублей.
Но и это еще не всё. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 417-ФЗ рост коммунальной платы граждан ограничивается предельными (максимальными) индексами.
На 2018 год индексы утверждены постановлением губернатора края от 23.11.2017 № 121 на I полугодие 2018 года - без роста к декабрю 2018 г.; на II полугодие 2018 года - от 5 до 6,4 процента к декабрю 2017 г.
В случае роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги сверх установленных индексов размер платы, превышающий эти индексы, подлежит компенсации (Закон Хабаровского края от 23 апреля 2014 г. № 356).
За 2017 год на компенсацию роста платы граждан из средств краевого бюджета направлено 34,9 млн рублей. На 2018 год запланировано в краевом бюджете на эти цели 134 млн рублей.
Причем компенсация не носит «заявительный» характер, сумма компенсации указывается в счете-квитанции и уменьшает начисления платы за коммунальные услуги. При расчете компенсации плата за коммунальные услуги рассчитывается без учета повышающих коэффициентов.
К слову, на официальном сайте комитета по ценам и тарифам правительства края размещен «Калькулятор коммунальных платежей», позволяющий гражданам провести онлайн-проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям.
Более того, если коммунальные расходы в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека превышают 22 процента, можно обратиться в органы социальной защиты для оформления адресной субсидии и получать от государства помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг.
В 2018 г. в бюджете края на предоставление мер социальной поддержки населению (льгот и субсидий) предусмотрено
3528 млн рублей.
- А есть механизмы, независимые от государства, для снижения платы за коммунальные услуги?
- Да, конечно. Это, например, установка общедомовых и индивидуальных приборов учета, выполнение мероприятий по энергосбережению.
Так, например, в Хабаровске в квартире площадью 50 кв. м в пятиэтажном доме с установленными общедомовыми и индивидуальными приборами учета плата за коммунальные услуги с 1 июля составит около 4,4 тыс. руб., тогда как в аналогичном доме без приборов учета практически в два раза
больше (8,2 тыс. руб.).
Причем собственники жилых домов или помещений в многоквартирных домах просто обязанны обеспечить до 1.07.2012 оснащение таких домов как коллективными (общедомовыми), так и индивидуальными (за исключением отопления) приборами учета (приборами учета природного газа - до 1.01.2015). Это- согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
В случае если коллективный (общедомовый) и индивидуальный приборы учета отсутствуют, а техническая возможность их установки имеется, расчет платы с 1 июля 2015 года производится с учетом повышающего коэффициента (1,5). Техническая возможность оснащения многоквартирного дома общедомовыми и индивидуальными приборами учета коммунальных услуг определяется в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627.
Наличие приборов учета коммунальных ресурсов позволяет не только взимать плату исходя из фактического, а не нормативного потребления, но и контролировать соблюдение ресурсоснабжающей организацией параметров теплоносителя на вводе в дом.
Однако в многоквартирных домах до 1999 года постройки, с применением более низких требований к теплопередаче строительных конструкций, фактическое потребление тепловой энергии на отопление может быть больше нормативного (например, в Амурске).
Поэтому для снижения размера платы за коммунальные услуги также необходимо выполнение мероприятий по энергосбережению. Примерный их перечень утвержден Приказом Минстроя России от 15.02.2017 № 98/пр.
Например, для уменьшения размера платы за отопление необходимо установить погодозависимую автоматику с регулирующим оборудованием, назначение которой - поддержание комфортной температуры в жилом помещении в зависимости от температуры наружного воздуха и исключение «перетопов» в осенний и весенний периоды.
Собственники на общем собрании могут принять решение об установке станции погодного регулирования, предусмотрев порядок оплаты и сроки проведения данных работ. Станция погодного регулирования не требует согласования с тепловыми сетями и реконструкции существующей системы теплоснабжения дома, но в то же время позволяет осуществлять регулирование внутренней системы теплоснабжения.
- А если в целом, что представляет собой плата за жилое помещение и кем устанавливается ее размер?
- В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника жилого помещения включает в себя плату за содержание жилого помещения и взнос на капитальный ремонт, для нанимателя - плату за содержание жилого помещения и плату за наем.
Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается собственниками жилых помещений на общем собрании в многоквартирном доме на срок не менее чем один год и действующим законодательством не ограничен.
Плата за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
- А если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения?
- Такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 3.04.2018 № 59-ФЗ муниципальные образования наделены полномочиями по ограничению темпа роста платы за жилищные услуги и установлению такой платы. Предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения рекомендовано определять равным предельному индексу потребительских цен.
- А минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах?
- Он устанавливается исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения. И может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного жилищным кодексом перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На 2018 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен в зависимости от уровня благоустройства жилищного фонда по муниципальным образованиям края и утвержден постановлением правительства Хабаровского края от 17.05.2017 № 192-пр (причем в целом на год и с 1 июля 2018 не меняется).
Однако собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Согласно жилищному законодательству, установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В. ИЛИН.
- Экономически обоснованные тарифы на тепловую и электрическую энергию, холодную и горячую воду, водоотведение для ресурсоснабжающих организаций Хабаровского края устанавливаются комитетом по ценам и тарифам правительства края с календарной разбивкой по полугодиям: 1 января и 1 июля, - говорит Дарий Тюрин.
- С 1 января тарифы утверждаются на уровне, не превышающем действующие на 31 декабря предыдущего года. Рост тарифов происходит с 1 июля, когда платежи за коммунальные услуги гораздо ниже, чем в зимний период, и незначительный рост тарифов не так сказывается на расходах потребителей.
- Насколько выросли тарифы на коммунальные услуги с 1 июля 2018 года в Хабаровском крае?
- Средний рост тарифов на коммунальные услуги в крае с 1 июля составляет 4 процента. Причем максимальный рост наблюдается по холодному водоснабжению и равен 5,1 процента, а минимальный по водоотведению - всего на уровне 1,2 процента. При этом для потребителей, получающих тепловую энергию от котельных края и плата за отопление для которых рассчитывается по предельному максимальному тарифу, устанавливаемому ежегодно губернатором края, тариф на отопление остался без изменений.
- Рост платы за коммунальные услуги два раза в год неизбежен или его можно сдержать?
- Правительством Хабаровского края принимаются существенные меры по сдерживанию роста платы граждан за коммунальные услуги.
Во-первых, возмещаются убытки коммунальных предприятий, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.
Стоимость производимой коммунальными котельными тепловой энергии составляет от 2,7 до 12 тыс. руб. за 1 Гкал. Населением же тепловая энергия оплачивается по предельным тарифам, ежегодно устанавливаемым губернатором края.
В соответствии с постановлением губернатора Хабаровского края от 14.11.2017 № 116 предельный максимальный тариф на тепловую энергию с 1 июля 2018 года составляет (с НДС) для населения, проживающего в районах, относящихся к районам Крайнего Севера, 1638,17 руб./Гкал (с ростом к декабрю 2017 - 4 %); для населения, проживающего в районах, не относящихся к районам Крайнего Севера - 2698,36 руб./Гкал (без изменения к декабрю 2017 г.).
Таким образом, население оплачивает от 15 до 86 процентов от стоимости тепловой энергии, установленной для организаций. А разница компенсируется коммунальным предприятиям за счет средств краевого бюджета. За 2017 год на эти цели направлено 2221,1 млн рублей, на 2018 год предусмотрено в краевом бюджете 2549,6 млн рублей.
Во-вторых, точно так же организациям возмещаются убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
Стоимость производимой в крае электрической энергии с 1 июля составляет без НДС от 8 до 84 рублей за
1 кВт-ч. Население же Хабаровского края оплачивает электроэнергию по единым тарифам, на минимальном уровне, установленном ФАС России.
С 1 июля 2018 года тарифы на электрическую энергию установлены для населения, проживающего в городских поселениях в домах, оборудованных газовыми плитами, в размере 4,43 руб./кВт-ч; для проживающих в домах, оборудованных стационарными электроплитами, и в сельских населенных пунктах - 3,10 руб./кВт-ч.
Получается, что население оплачивает от 5 до 55 процентов от стоимости электрической энергии.
Убытки коммунальных предприятий от реализации населению электрической энергии ниже ее стоимости возмещаются из средств краевого бюджета. За 2017 год направлено на эти цели 1117 млн рублей. Предусмотрено в краевом бюджете на 2018 год - 1517,5 млн рублей.
Но и это еще не всё. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 417-ФЗ рост коммунальной платы граждан ограничивается предельными (максимальными) индексами.
На 2018 год индексы утверждены постановлением губернатора края от 23.11.2017 № 121 на I полугодие 2018 года - без роста к декабрю 2018 г.; на II полугодие 2018 года - от 5 до 6,4 процента к декабрю 2017 г.
В случае роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги сверх установленных индексов размер платы, превышающий эти индексы, подлежит компенсации (Закон Хабаровского края от 23 апреля 2014 г. № 356).
За 2017 год на компенсацию роста платы граждан из средств краевого бюджета направлено 34,9 млн рублей. На 2018 год запланировано в краевом бюджете на эти цели 134 млн рублей.
Причем компенсация не носит «заявительный» характер, сумма компенсации указывается в счете-квитанции и уменьшает начисления платы за коммунальные услуги. При расчете компенсации плата за коммунальные услуги рассчитывается без учета повышающих коэффициентов.
К слову, на официальном сайте комитета по ценам и тарифам правительства края размещен «Калькулятор коммунальных платежей», позволяющий гражданам провести онлайн-проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям.
Более того, если коммунальные расходы в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека превышают 22 процента, можно обратиться в органы социальной защиты для оформления адресной субсидии и получать от государства помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг.
В 2018 г. в бюджете края на предоставление мер социальной поддержки населению (льгот и субсидий) предусмотрено
3528 млн рублей.
- А есть механизмы, независимые от государства, для снижения платы за коммунальные услуги?
- Да, конечно. Это, например, установка общедомовых и индивидуальных приборов учета, выполнение мероприятий по энергосбережению.
Так, например, в Хабаровске в квартире площадью 50 кв. м в пятиэтажном доме с установленными общедомовыми и индивидуальными приборами учета плата за коммунальные услуги с 1 июля составит около 4,4 тыс. руб., тогда как в аналогичном доме без приборов учета практически в два раза
больше (8,2 тыс. руб.).
Причем собственники жилых домов или помещений в многоквартирных домах просто обязанны обеспечить до 1.07.2012 оснащение таких домов как коллективными (общедомовыми), так и индивидуальными (за исключением отопления) приборами учета (приборами учета природного газа - до 1.01.2015). Это- согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
В случае если коллективный (общедомовый) и индивидуальный приборы учета отсутствуют, а техническая возможность их установки имеется, расчет платы с 1 июля 2015 года производится с учетом повышающего коэффициента (1,5). Техническая возможность оснащения многоквартирного дома общедомовыми и индивидуальными приборами учета коммунальных услуг определяется в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627.
Наличие приборов учета коммунальных ресурсов позволяет не только взимать плату исходя из фактического, а не нормативного потребления, но и контролировать соблюдение ресурсоснабжающей организацией параметров теплоносителя на вводе в дом.
Однако в многоквартирных домах до 1999 года постройки, с применением более низких требований к теплопередаче строительных конструкций, фактическое потребление тепловой энергии на отопление может быть больше нормативного (например, в Амурске).
Поэтому для снижения размера платы за коммунальные услуги также необходимо выполнение мероприятий по энергосбережению. Примерный их перечень утвержден Приказом Минстроя России от 15.02.2017 № 98/пр.
Например, для уменьшения размера платы за отопление необходимо установить погодозависимую автоматику с регулирующим оборудованием, назначение которой - поддержание комфортной температуры в жилом помещении в зависимости от температуры наружного воздуха и исключение «перетопов» в осенний и весенний периоды.
Собственники на общем собрании могут принять решение об установке станции погодного регулирования, предусмотрев порядок оплаты и сроки проведения данных работ. Станция погодного регулирования не требует согласования с тепловыми сетями и реконструкции существующей системы теплоснабжения дома, но в то же время позволяет осуществлять регулирование внутренней системы теплоснабжения.
- А если в целом, что представляет собой плата за жилое помещение и кем устанавливается ее размер?
- В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника жилого помещения включает в себя плату за содержание жилого помещения и взнос на капитальный ремонт, для нанимателя - плату за содержание жилого помещения и плату за наем.
Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается собственниками жилых помещений на общем собрании в многоквартирном доме на срок не менее чем один год и действующим законодательством не ограничен.
Плата за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
- А если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения?
- Такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 3.04.2018 № 59-ФЗ муниципальные образования наделены полномочиями по ограничению темпа роста платы за жилищные услуги и установлению такой платы. Предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения рекомендовано определять равным предельному индексу потребительских цен.
- А минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах?
- Он устанавливается исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения. И может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного жилищным кодексом перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На 2018 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен в зависимости от уровня благоустройства жилищного фонда по муниципальным образованиям края и утвержден постановлением правительства Хабаровского края от 17.05.2017 № 192-пр (причем в целом на год и с 1 июля 2018 не меняется).
Однако собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Согласно жилищному законодательству, установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В. ИЛИН.