Меняются ситуации и сценарии обмана
поиск
30 апреля 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Меняются ситуации и сценарии обмана

11.11.2022
Просмотры
652
Меняются ситуации и сценарии обмана
Известно, что преступники всегда подстраиваются под новостную повестку. Происходит вокруг нас что-то значительное - и мошенники тут же находят способ этим воспользоваться. По словам экспертов, уже возникло много вариантов обмана, связанных с СВО. Среди них, например, - сбор средств для нужд российской армии, предложения купить бронь от мобилизации и тому подобное. 

«Безопасная» компенсация

Мошенники стали выманивать у россиян деньги, полученные в качестве компенсаций в связи с участием их родных в специальной военной операции. Чаще всего злоумышленники пытаются уговорить граждан перевести деньги на якобы безопасный счет или инвестировать их.

Об этом со ссылкой на информацию из крупного банка сообщили «Известия». Новый сценарий обмана выглядит так. Злоумышленники звонят гражданам, рассчитывая попасть на родственников пострадавших или погибших в ходе спецоперации, которым положены страховое возмещение и единовременные пособия.

Вряд ли злоумышленники обзванивают точечно именно людей, родственники которых погибли или получили ранения во время СВО. Эксперты предполагают, что, скорее всего, мошенники звонят и делают рассылки всем подряд в надежде, что кто-то поведется на обман. Берут, так сказать, массовостью. И, к сожалению, иногда все-таки попадают в цель.

Потенциальную жертву убеждают, что выплату необходимо направить на «безопасный счет» или инвестировать, чтобы приумножить полученную сумму. Если довериться таким советам, деньги уйдут мошенникам.

Попытка убедить россиян, что деньги необходимо перевести на «безопасный счет», - это сценарий, который уже работал со множеством инфоповодов: начиная от коронавирусных выплат и заканчивая санкционной блокировкой банков. И хотя предлоги меняются, сценарий сохраняется и, к сожалению, реализуется.

Известна также схема, при которой клиенту банка поступает звонок от организации, якобы занимающейся сбором средств в пользу российской армии. Если человек сообщает номер своей карты и дополнительную конфиденциальную информацию, то с нее списываются все средства.

По мнению руководителя отдела анализа и оценки цифровых угроз Infosecurity a Softline Company Константина Мельникова, распространению новой схемы обмана может способствовать человеческий фактор: недопонимание, различные слухи и страшилки, связанные с частичной мобилизацией.

Как считают психологи, успеху злоумышленников сопутствует сложное эмоциональное состояние россиян. Если мошенник попадает на человека, столкнувшегося с утратой, то сценарий становится адресным и доверие к звонящему резко повышается.

Старые схемы актуальны

Каждое седьмое преступление в Хабаровске - мошенничество

При этом преступникам удается обманывать людей по старым схемам. Около 5 миллионов 400 тысяч рублей перечислила аферистам преподаватель одного из хабаровских вузов.

Действовали злоумышленники по стандартной схеме: звонок из банка, информация об оформленном на потерпевшую кредите, предложение взять реальный заем для отмены предыдущих операций…

Мошенники обрабатывали свою жертву четыре дня. Запретили делиться информацией об их диалогах с кем-то из близких. Мол, ее тогда могут привлечь к уголовной ответственности за раскрытие коммерческой тайны.
 Перепуганная женщина взяла в разных банках несколько крупных кредитов и перечислила деньги на якобы безопасные счета.

Еще одной жертве телефонного мошенничества поступил звонок от лжесотрудницы правоохранительных органов, которая проинформировала женщину об оформлении на ее имя кредита. Представитель «службы безопасности банка» инструктировал женщину в течение 11 дней!

В результате хабаровчанка взяла заем и перечислила якобы на «безопасную ячейку», а на самом деле - на банковский счет физического лица 2 миллиона 100 тысяч рублей. Почти 3 миллионов рублей лишился житель Железнодорожного района после общения с телефонными аферистами по такой же схеме.

8 млн. 850 тысяч рублей перевели мошенникам две жительницы Хабаровска, которые тоже поверили лжеспециалистам банка. Врач одного из учреждений здравоохранения лишилась почти семи миллионов рублей после разговора с телефонными аферистами.

За десять дней злоумышленники убедили женщину, что ее накопления могут представлять интерес для киберпреступников, которые пытаются получить доступ к ее банковскому счету. Никому не рассказав о происходившем, она перечислила деньги на «безопасные счета».

По аналогичному алгоритму мошенники «обработали» и 72-летнюю жительницу краевого центра. Она перечислила на якобы резервные счета около 1 миллиона 850 тысяч рублей.

Только лишившись денег, потерпевшие обратились в полицию. Возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мошенничество».

Помогает бдительность

Благодарности от начальника УМВД России по городу Хабаровску удостоился бдительный хабаровчанин, который предотвратил дистанционное мошенничество. По информации пресс-службы УМВД России по Хабаровскому краю, именно благодаря ему ситуация, которая развивалась по печально известному сценарию, завершилась благополучно.

Утром на стационарный телефон 85-летней жительницы Индустриального района краевого центра позвонил неизвестный, который преставился сотрудником правоохранительных органов. Он сразу предупредил, что разговор носит конфиденциальный характер и за разглашение его содержания женщину привлекут к уголовной ответственности.

А дальше собеседник сообщил, что накопительный счет пенсионерки пытаются взломать. И чтобы не допустить хищения сбережений, надо неукоснительно следовать инструкциям: немедленно обналичить все накопления и перевести их на безопасные счета.

«Банк» даже любезно предоставил пенсионерке «служебный» автомобиль с водителем. Женщина съездила в банк и сняла со счета все 500 тысяч рублей. Затем в салоне сотовой связи она собралась перевести деньги по указанным злоумышленниками реквизитам.

Однако на встревоженную женщину обратил внимание один из работников павильона. Он расспросил ее, зачем она переводит полмиллиона рублей наличными. Всего нескольких вопросов хватило, чтобы понять: пенсионеркой кто-то манипулирует.

Молодой человек вызвал полицию. Прибывшие полицейские опросили водителя, который возил потерпевшую. Оказалось, что он просто таксист и выполняет заказ, поступивший с телефонного номера.

Возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 «Приготовление к преступлению и покушение на преступление», ч. 3 ст. 159 «Мошенничество» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Специалисты не устают напоминать:

сотрудники банков или правоохранительных органов никогда не звонят клиентам и не пугают потерей денежных средств или уголовной ответственностью;

они не просят назвать данные банковских карт клиентов либо поступившие посредством СМС одноразовые пароли;

работники кредитных учреждений не просят клиентов оформить кредитные продукты, а затем перевести деньги на неизвестные счета;

при поступлении подобных звонков незамедлительно прерывайте разговор.

Марина Исакова.