Москва должна своё утро начинать с дальнего востока
19.08.2021
567

Планируется, что выпускники хабаровских вузов (в том числе и ТОГУ) смогут получать параллельно дипломы ведущих федеральных университетов, не выезжая из края.
Нужно уравнять в правах на дальневосточные надбавки тех, кто здесь работает и много лет живет, и тех, кто хочет сюда приехать. Об этом заявил в эфире телеканала «Россия 24» в программе «Диалог» глава Хабаровского края Михаил Дегтярев.
- Получается, - сказал он, - люди, имеющие высокую квалификацию из других регионов - из Москвы, Петербурга, с Поволжья, Урала, - если сюда приезжают, то годами ждут дальневосточные надбавки в 30 процентов и находятся в неравных условиях со специалистами. В результате мы не ощущаем притока.
Предложение это Дегтярев адресовал министру РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексею Чекункову, с которым проходил диалог в телеэфире. Были сделаны и другие предложения.
- Мне кажется, - сказал глава Хабаровского края, - что федеральные министерства и ведомства должны начинать работу с 9 часов утра и работать до 12-ти только на Дальний Восток.
Связано это с тем, что семь часов разницы накладывают особенности в управлении. Когда о нас вспоминают, в Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском - глубокая ночь.
И дела, которые в Москве хотят решить и помочь нам же, уходят на следующий день.
Про вузы и дипломы
- Прямо сейчас на территории Хабаровска работает представительная делегация из Высшей школы экономики, - сказал Чекунков. - Мы будем работать с ней и с другими федеральными вузами для того, чтобы ребята-абитуриенты в Хабаровске могли на базе ведущих хабаровских вузов получать параллельно дипломы ведущих федеральных московских университетов, не выезжая из края. Эта ваша инициатива пришлась очень кстати.
- Высшее образование, - считает Дегтярев, - востребовано в нашем крае, и конкуренция с Дальневосточным федеральным университетом нам не помешает.
Это очень хорошо, когда на Дальнем Востоке есть два огромных центра роста - Владивосток и Хабаровск, которые конкурируют не только в экономике, не только в городской среде, не только в торговле или промышленности, но и в сфере высшего образования.
Мы очень рассчитываем на поддержку Минвостока, на дальневосточную концессию, хотели бы быть пилотом в области именно в социальных проектах, не только экономических, но и социальных.
Два федеральных миллиарда
- Два миллиарда рублей на выравнивание бюджета получил Хабаровский край. Как распорядитесь таким богатством? - спросил федеральный министр.
- Это существенная поддержка для нас, - ответил М. Дегтярев. - Бюджет дефицитный, к сожалению, хотя долговую нагрузку мы снижаем. На 4,5 миллиарда снизили долг.
А два миллиарда, в первую очередь, пойдут на поддержку людей. На субсидирование полетов на наши севера. Мы держим планку в 4,5 тысячи рублей для граждан, которые живут на севере, за один билет. Четыре раза в год они имеют право слетать.
Деньги пойдут на замену парка пожарных машин.
Предусмотрена поддержка детей-сирот. Мы ввели впервые в истории края здесь новый инструмент - сертификаты. То есть даем им деньги на приобретение жилья. Не строим, и они не ждут, когда мы построим: это достаточно долгий процесс, а даем сразу деньги, и они на рынке покупают жилье.
Планируем замену дизель-электростанций в деревянном исполнении. Почти 200 миллионов на это направим в этом году.
Аварийное жилье - конечно, страшно. Мы значительно здесь продвинулись, обеспечив софинансирование. Это нам позволит досрочно завершить программу по отселению людей из аварийного жилья вместо 24-го года и 25-го мы закончим процесс в конце следующего года.
Будет ли хаб?
- Транспортная отрасль дает Хабаровскому краю, бюджету максимум доходов, - ответил Михаил Дегтярев. - Дальневосточная железная дорога, БАМ, Транссиб - это проекты номер один для нас.
Ну и, конечно, мы номинируем мегапроекты. Это, в первую очередь, энергетика, - приливная электростанция в Тугурском заливе на 8 гигаватт энергии, которая в советское время не получила развития, потому что не было темы зеленого водорода.
Мы увязываем эти проекты, и она будет генерировать электричество для производства водорода и фактически обеспечит до четверти нашего экспорта этого горючего за рубеж.
Тихоокеанская железная дорога, которую мы планируем построить за частные деньги.
Ниманская ГЭС - гидроэлектростанция, которую мы номинировали в правительство и ждем положительного решения по ней. Она будет снабжать электроэнергией БАМ.
Сжиженный природный газ, который мы планируем из Якутии доставить трубопроводом на берег Охотского моря и построить крупнейший завод по сжижению, холодильник фактически, СПГ-завод.
Вот такие проекты мы номинируем, по всем серьезно продвигаемся и ставим себе целью удвоение ВРП в течение шести лет.
Видите, сколько у нас проектов. Все они связаны с транспортом. Не надо ли нам сделать Хабаровск главным хабом на Дальнем Востоке? Транспортным, логистическим в первую очередь.
- Хабаровск уже, безусловно, является хабом, - ответил Алексей Чекунков. - Это территория ключевых километров БАМа, и Транссиб, морские порты. Конечно, же новый аэропорт.
И я поддерживаю вашу амбицию, для проектов, таких как приливная станция, я считаю, время пришло. В советское время люди не могли понять, куда эти гигаватты электроэнергии девать, грубо говоря.
Сейчас можно строить дата-центры, это может быть электрометаллургия, и, конечно, химия, водородная энергетика. Мы будем вас поддерживать в этих инициативах.
Город Юности и благоустройства
- Скажите, какие меры нужно принять для того, чтобы, не спотыкаясь, регион переваривал те объемы федеральных инвестиций, которые правительство, президент выделяют для развития вашего приоритетного региона? - спросил Алексей Чекунков.
- В первую очередь, это дисциплина, - ответил Дегтярев, - мы столкнулись с тем, что миллиарды, десятки миллиардов в Комсомольске-на-Амуре, к сожалению, не были вовремя освоены.
В итоге не построены замечательные объекты. В том числе - детский больничный комплекс, из-за фатальных, кстати, ошибок в проектировании, на которые нам сейчас дополнительно от правительства выделяют три миллиарда. Мы его обязательно достроим.
Настроение мы видим у людей сейчас не очень праздничное, и связано это, конечно, с не очень комфортной городской средой. Поэтому все усилия для комсомольчан мы направляем на то, чтобы благоустроить город.
Общественных пространств только по нацпроекту «Комфортная городская среда» привели в порядок уже пять, и в этом году еще шесть. В прошлом году мы 50 дворов благоустроили в Комсомольске-на-Амуре, а в этом - 78.
Плюс ко всему впервые заключили соглашение о сотрудничестве с «Объединенной авиастроительной корпорацией». Компания вложит в благоустройство общественного пространства, в культуру города 600 миллионов за ближайшие три года. В том числе еще 26 дворов за счет наших
авиастроителей приведем в порядок, парк, Дом культуры авиастроителей.
Большая вода
- Михаил Владимирович, уже прошли испытание водой: гребень паводка в этом году превысил рекордные отметки 2013-го года. Справились неплохо, но расслабляться еще рано: паводки продолжаются. Расскажите, какие выводы сделали, что удалось, где нужно усилить? - спросил Алексей Чекунков Михаила Дегтярева.
- В первую очередь, мы тренируемся, все силы и средства приведены в полную готовность. У нас пять тысяч спасателей сейчас находится на постах, полторы тысячи техники. Всё исправно, 170 плавсредств.
Занимаемся строительством огромных гидротехнических сооружений. В Хабаровске это - дамба Южного округа. Ее сдаем в следующем году. Она очень длинная, современная - 9,5 километра.
В Комсомольске вообще уникальное сооружение - длиной 20 лишним км, которое должно быть сдано в девятнадцатом году, но, к сожалению, из-за постоянных срывов, смены подрядчиков, сложностей с управлением срок ввода был перенесён на 24-й год. А мы, нагоняя график, видим, что, вероятнее всего, мы ее сдадим в 23-м году. Но уже сегодня Комсомольск-на-Амуре защищен, потому что само тело поднято до необходимых отметок в 10 метров.
Но здесь проблема шире. Мы видим, что вода постоянно угрожает нашим населенным пунктам, только в текущем году это уже четвертый паводок, хотя раньше один-два в год были.
Поэтому я хочу поднять вопрос о каких-то генеральных решениях, единой стратегии по защите наших граждан на федеральном уровне.
Дом дальневосточника
- Мы готовим проект к запуску, и запустим уже в начале следующего года по индустриальному индивидуальному жилищному строительству, - говорит М. Дегтярев. - Будет предложено гражданам три типовых проекта площадью 120, 170 и 250 квадратных метров из наших пиломатериалов.
Мы сейчас привлекли местных производителей, готовим площадку как раз на территории опережающего развития и запустим в следующем году.
Пилотным будет большой участок земли, где землю получили 250 многодетных семей, но там не построено ни одного дома. По разным причинам: дорого, не было проектов, не было инфраструктуры.
Мы подведем в следующем году туда дорогу, электричество и предложим дешевые, быстровозводимые проекты из нашего сырья.
Вообще дальневосточный кластер стройматериалов логистически идеально должен быть расположен в Хабаровске. Есть земля, железная дорога, международный авиационный хаб, сырьё и есть, самое главное, рынки сбыта.
Мы сейчас занимаемся подготовкой к открытию грузопассажирского терминала на острове Большой Уссурийский в Китайскую Народную Республику. Это даст серьезный толчок развитию торговли между нашими государствами, как на экспорт, так и на импорт.
Сегодня видим, что, например, предприятия, производящие теплоизоляционные материалы, из Хабаровска направляют в Китай грузы через Владивосток.
Если мы вот здесь буквально в 20 километрах откроем грузопассажирский терминал, спокойно сможем экспортировать нашу продукцию в Китай, так же, как и импортировать из Китая.
Без Большого Уссурийского и грузопассажирского пункта пропуска нам здесь не обойтись.
Подготовил Виктор ИЛИН.
- Получается, - сказал он, - люди, имеющие высокую квалификацию из других регионов - из Москвы, Петербурга, с Поволжья, Урала, - если сюда приезжают, то годами ждут дальневосточные надбавки в 30 процентов и находятся в неравных условиях со специалистами. В результате мы не ощущаем притока.
Предложение это Дегтярев адресовал министру РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексею Чекункову, с которым проходил диалог в телеэфире. Были сделаны и другие предложения.
- Мне кажется, - сказал глава Хабаровского края, - что федеральные министерства и ведомства должны начинать работу с 9 часов утра и работать до 12-ти только на Дальний Восток.
Связано это с тем, что семь часов разницы накладывают особенности в управлении. Когда о нас вспоминают, в Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском - глубокая ночь.
И дела, которые в Москве хотят решить и помочь нам же, уходят на следующий день.
Про вузы и дипломы
- Прямо сейчас на территории Хабаровска работает представительная делегация из Высшей школы экономики, - сказал Чекунков. - Мы будем работать с ней и с другими федеральными вузами для того, чтобы ребята-абитуриенты в Хабаровске могли на базе ведущих хабаровских вузов получать параллельно дипломы ведущих федеральных московских университетов, не выезжая из края. Эта ваша инициатива пришлась очень кстати.
- Высшее образование, - считает Дегтярев, - востребовано в нашем крае, и конкуренция с Дальневосточным федеральным университетом нам не помешает.
Это очень хорошо, когда на Дальнем Востоке есть два огромных центра роста - Владивосток и Хабаровск, которые конкурируют не только в экономике, не только в городской среде, не только в торговле или промышленности, но и в сфере высшего образования.
Мы очень рассчитываем на поддержку Минвостока, на дальневосточную концессию, хотели бы быть пилотом в области именно в социальных проектах, не только экономических, но и социальных.
Два федеральных миллиарда
- Два миллиарда рублей на выравнивание бюджета получил Хабаровский край. Как распорядитесь таким богатством? - спросил федеральный министр.
- Это существенная поддержка для нас, - ответил М. Дегтярев. - Бюджет дефицитный, к сожалению, хотя долговую нагрузку мы снижаем. На 4,5 миллиарда снизили долг.
А два миллиарда, в первую очередь, пойдут на поддержку людей. На субсидирование полетов на наши севера. Мы держим планку в 4,5 тысячи рублей для граждан, которые живут на севере, за один билет. Четыре раза в год они имеют право слетать.
Деньги пойдут на замену парка пожарных машин.
Предусмотрена поддержка детей-сирот. Мы ввели впервые в истории края здесь новый инструмент - сертификаты. То есть даем им деньги на приобретение жилья. Не строим, и они не ждут, когда мы построим: это достаточно долгий процесс, а даем сразу деньги, и они на рынке покупают жилье.
Планируем замену дизель-электростанций в деревянном исполнении. Почти 200 миллионов на это направим в этом году.
Аварийное жилье - конечно, страшно. Мы значительно здесь продвинулись, обеспечив софинансирование. Это нам позволит досрочно завершить программу по отселению людей из аварийного жилья вместо 24-го года и 25-го мы закончим процесс в конце следующего года.
Будет ли хаб?
- Транспортная отрасль дает Хабаровскому краю, бюджету максимум доходов, - ответил Михаил Дегтярев. - Дальневосточная железная дорога, БАМ, Транссиб - это проекты номер один для нас.
Ну и, конечно, мы номинируем мегапроекты. Это, в первую очередь, энергетика, - приливная электростанция в Тугурском заливе на 8 гигаватт энергии, которая в советское время не получила развития, потому что не было темы зеленого водорода.
Мы увязываем эти проекты, и она будет генерировать электричество для производства водорода и фактически обеспечит до четверти нашего экспорта этого горючего за рубеж.
Тихоокеанская железная дорога, которую мы планируем построить за частные деньги.
Ниманская ГЭС - гидроэлектростанция, которую мы номинировали в правительство и ждем положительного решения по ней. Она будет снабжать электроэнергией БАМ.
Сжиженный природный газ, который мы планируем из Якутии доставить трубопроводом на берег Охотского моря и построить крупнейший завод по сжижению, холодильник фактически, СПГ-завод.
Вот такие проекты мы номинируем, по всем серьезно продвигаемся и ставим себе целью удвоение ВРП в течение шести лет.
Видите, сколько у нас проектов. Все они связаны с транспортом. Не надо ли нам сделать Хабаровск главным хабом на Дальнем Востоке? Транспортным, логистическим в первую очередь.
- Хабаровск уже, безусловно, является хабом, - ответил Алексей Чекунков. - Это территория ключевых километров БАМа, и Транссиб, морские порты. Конечно, же новый аэропорт.
И я поддерживаю вашу амбицию, для проектов, таких как приливная станция, я считаю, время пришло. В советское время люди не могли понять, куда эти гигаватты электроэнергии девать, грубо говоря.
Сейчас можно строить дата-центры, это может быть электрометаллургия, и, конечно, химия, водородная энергетика. Мы будем вас поддерживать в этих инициативах.
Город Юности и благоустройства
- Скажите, какие меры нужно принять для того, чтобы, не спотыкаясь, регион переваривал те объемы федеральных инвестиций, которые правительство, президент выделяют для развития вашего приоритетного региона? - спросил Алексей Чекунков.
- В первую очередь, это дисциплина, - ответил Дегтярев, - мы столкнулись с тем, что миллиарды, десятки миллиардов в Комсомольске-на-Амуре, к сожалению, не были вовремя освоены.
В итоге не построены замечательные объекты. В том числе - детский больничный комплекс, из-за фатальных, кстати, ошибок в проектировании, на которые нам сейчас дополнительно от правительства выделяют три миллиарда. Мы его обязательно достроим.
Настроение мы видим у людей сейчас не очень праздничное, и связано это, конечно, с не очень комфортной городской средой. Поэтому все усилия для комсомольчан мы направляем на то, чтобы благоустроить город.
Общественных пространств только по нацпроекту «Комфортная городская среда» привели в порядок уже пять, и в этом году еще шесть. В прошлом году мы 50 дворов благоустроили в Комсомольске-на-Амуре, а в этом - 78.
Плюс ко всему впервые заключили соглашение о сотрудничестве с «Объединенной авиастроительной корпорацией». Компания вложит в благоустройство общественного пространства, в культуру города 600 миллионов за ближайшие три года. В том числе еще 26 дворов за счет наших
авиастроителей приведем в порядок, парк, Дом культуры авиастроителей.
Большая вода
- Михаил Владимирович, уже прошли испытание водой: гребень паводка в этом году превысил рекордные отметки 2013-го года. Справились неплохо, но расслабляться еще рано: паводки продолжаются. Расскажите, какие выводы сделали, что удалось, где нужно усилить? - спросил Алексей Чекунков Михаила Дегтярева.
- В первую очередь, мы тренируемся, все силы и средства приведены в полную готовность. У нас пять тысяч спасателей сейчас находится на постах, полторы тысячи техники. Всё исправно, 170 плавсредств.
Занимаемся строительством огромных гидротехнических сооружений. В Хабаровске это - дамба Южного округа. Ее сдаем в следующем году. Она очень длинная, современная - 9,5 километра.
В Комсомольске вообще уникальное сооружение - длиной 20 лишним км, которое должно быть сдано в девятнадцатом году, но, к сожалению, из-за постоянных срывов, смены подрядчиков, сложностей с управлением срок ввода был перенесён на 24-й год. А мы, нагоняя график, видим, что, вероятнее всего, мы ее сдадим в 23-м году. Но уже сегодня Комсомольск-на-Амуре защищен, потому что само тело поднято до необходимых отметок в 10 метров.
Но здесь проблема шире. Мы видим, что вода постоянно угрожает нашим населенным пунктам, только в текущем году это уже четвертый паводок, хотя раньше один-два в год были.
Поэтому я хочу поднять вопрос о каких-то генеральных решениях, единой стратегии по защите наших граждан на федеральном уровне.
Дом дальневосточника
- Мы готовим проект к запуску, и запустим уже в начале следующего года по индустриальному индивидуальному жилищному строительству, - говорит М. Дегтярев. - Будет предложено гражданам три типовых проекта площадью 120, 170 и 250 квадратных метров из наших пиломатериалов.
Мы сейчас привлекли местных производителей, готовим площадку как раз на территории опережающего развития и запустим в следующем году.
Пилотным будет большой участок земли, где землю получили 250 многодетных семей, но там не построено ни одного дома. По разным причинам: дорого, не было проектов, не было инфраструктуры.
Мы подведем в следующем году туда дорогу, электричество и предложим дешевые, быстровозводимые проекты из нашего сырья.
Вообще дальневосточный кластер стройматериалов логистически идеально должен быть расположен в Хабаровске. Есть земля, железная дорога, международный авиационный хаб, сырьё и есть, самое главное, рынки сбыта.
Мы сейчас занимаемся подготовкой к открытию грузопассажирского терминала на острове Большой Уссурийский в Китайскую Народную Республику. Это даст серьезный толчок развитию торговли между нашими государствами, как на экспорт, так и на импорт.
Сегодня видим, что, например, предприятия, производящие теплоизоляционные материалы, из Хабаровска направляют в Китай грузы через Владивосток.
Если мы вот здесь буквально в 20 километрах откроем грузопассажирский терминал, спокойно сможем экспортировать нашу продукцию в Китай, так же, как и импортировать из Китая.
Без Большого Уссурийского и грузопассажирского пункта пропуска нам здесь не обойтись.
Подготовил Виктор ИЛИН.