Налоговые жалобы теперь в упрощенном порядке
24.01.2025
636
С 1 января 2025 года Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен статьей 140.1. «Особенности рассмотрения жалобы в упрощенном порядке». Что в результате изменилось для налогоплательщиков Хабаровского края, «Тихоокеанской звезде» рассказала Наталья Махно, начальник правового отдела № 2 УФНС России по Хабаровскому краю.
– Сегодня жалоба находится в центре внимания налоговых органов не только как способ устранения противоречий между налогоплательщиками и государством, но и как основа нашей модернизации, – говорит она. –
Налоговой службой постоянно анализируются причины возникновения споров для снижения конфликтности.
По статистике, досудебный порядок обжалования является эффективным, так как 90 процентов споров разрешаются на этом этапе, доля последующего судебного обжалования не превышает 10 процентов.
Что касается формальной составляющей процедуры обжалования, то законодательство о налогах и сборах содержит подробное описание порядка и сроков обжалования ненормативных актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц. Многие налогоплательщики являются опытными заявителями. Вместе с тем всегда сохраняется процент возникновения технических ошибок на разных этапах обжалования, в том числе на этапе оформления и подачи жалобы в налоговый орган.
Учитывая высокую эффективность досудебного урегулирования налоговых споров, с 2025 года порядок обжалования будет упрощён. Соответствующие изменения уже приняты на законодательном уровне
Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Изменения коснутся всех категорий жалоб, за исключением жалоб, поданных на решения налоговых органов, принятые в соответствии со статьями 101 и 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
– Жалобы могут быть рассмотрены в упрощенном порядке в случае указания на это в жалобе (то есть только по волеизъявлению налогоплательщика), – говорит Наталья Махно. – Так, по желанию налогоплательщика его жалоба может быть рассмотрена тем налоговым органом, акты ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются. Введён так называемый институт должностного лица, при котором правомерность решения или действий оценивается вышестоящим должностным лицом этого же органа (по аналогии с Федеральным законом № 210 – ФЗ).
Новый порядок подачи «легкой жалобы», как она называется в Службе, позволит налогоплательщику воспользоваться дополнительной инстанцией досудебной защиты, предоставляя возможность налоговому органу самостоятельно устранить допущенное им нарушение.
Смысл введения нормы: максимально быстрое разрешение спора с минимумом транзакционных издержек.
ПОЧЕМУ ТАКАЯ «ЛЁГКАЯ»
Самое главное изменение: жалобы, направленные в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, за исключением жалоб, поданных на решения налоговых органов, принятые в соответствии со статьями 101 и 101.4 Кодекса, могут быть рассмотрены в упрощенном порядке в случае указания на это в жалобе.
При этом рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется налоговым органом, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Причём в течение семи дней со дня её получения.
По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган отменяет акт налогового органа ненормативного характера либо отменяет решение налогового органа полностью или в части. Ещё варианты: отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу; устраняет нарушения прав лица, подавшего жалобу и сообщает об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, либо перенаправляет её со всеми документами в вышестоящий налоговый орган.
– То есть по результатам рассмотрения жалобы в упрощенном порядке возможно только удовлетворение жалобы, – говорит Наталья Махно. – В случае невозможности рассмотрения жалобы в установленный срок в упрощенном порядке такая жалоба подлежит перенаправлению в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения в порядке, предусмотренном главами 19 и 20 НК РФ.
ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ
– Рассмотрение жалоб в упрощенном порядке возможно по нескольким тематикам, – говорит Наталья Махно. – Это, во‑первых, камеральный и выездной контроль, контрольно-аналитическая деятельность: требование о представлении документов и пояснений, вызов на допрос. Во-вторых, вопросы учёта плательщиков, работы с плательщиками. То есть отказ в принятии налоговой декларации, налоговое уведомление, действия (бездействие) по постановке (снятию) с учета ИП.
Упрощаются споры по урегулированию задолженности. Это может быть несогласие с сальдо ЕНС в акте сверки, требование об уплате задолженности, сообщение об отказе в возврате (зачете) сумм налогов и сборов, решение о взыскании задолженности.
Также в «упрощённый» список вошли приостановление операций по счетам в банках, отказ уполномоченного органа в предоставлении отсрочки или рассрочки, неисполнение решения суда и т. д.
– Обращаю особое внимание, – говорит Наталья Махно, – «лёгкая жалоба» будет подаваться только в электронной форме через Личный кабинет ФЛ и ИП в разделе «Подача жалобы» и по ТКС – строго по утвержденной форме.
В ЛК будет обеспечено обязательное отражение всех возможных к обжалованию в упрощенном порядке документов.
Самыми важными реквизитами в жалобе являются дата и номер обжалуемого документа. Без указания этих реквизитов жалоба не может быть рассмотрена в упрощенном порядке.
При заполнении формы жалобы плательщик по каждому реквизиту получит возможность выбора тематики; решения; обжалуемого документа; описания проблемы, действий, нарушений; конкретных требований.
Законом установлены также причины отказа в принятии «Легкой жалобы». В их числе: нарушение установленного формата подачи жалобы; ненадлежащее подписание; неуполномоченный представитель.
– Цель внесенных изменений – совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров в части упрощения и расширения его действия, – говорит Наталья Махно. – Преимущества здесь дополнительный механизм разрешения споров; добровольный выбор налогоплательщика; упрощение порядка подачи жалобы и сокращение сроков рассмотрения; исключение направления жалобы в ненадлежащий ТНО; исключение возможной ошибки при заполнении реквизитов обжалуемого документа.
По результатам рассмотрения жалобы либо удовлетворяются, либо перенаправляются в ВНО. При этом отзыв жалобы, поданной в упрощенном порядке, не препятствует рассмотрению жалобы в обычном порядке.
Подготовил И. Викторов.
– Сегодня жалоба находится в центре внимания налоговых органов не только как способ устранения противоречий между налогоплательщиками и государством, но и как основа нашей модернизации, – говорит она. –
Налоговой службой постоянно анализируются причины возникновения споров для снижения конфликтности.
По статистике, досудебный порядок обжалования является эффективным, так как 90 процентов споров разрешаются на этом этапе, доля последующего судебного обжалования не превышает 10 процентов.
Что касается формальной составляющей процедуры обжалования, то законодательство о налогах и сборах содержит подробное описание порядка и сроков обжалования ненормативных актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц. Многие налогоплательщики являются опытными заявителями. Вместе с тем всегда сохраняется процент возникновения технических ошибок на разных этапах обжалования, в том числе на этапе оформления и подачи жалобы в налоговый орган.
Учитывая высокую эффективность досудебного урегулирования налоговых споров, с 2025 года порядок обжалования будет упрощён. Соответствующие изменения уже приняты на законодательном уровне
Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Изменения коснутся всех категорий жалоб, за исключением жалоб, поданных на решения налоговых органов, принятые в соответствии со статьями 101 и 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
– Жалобы могут быть рассмотрены в упрощенном порядке в случае указания на это в жалобе (то есть только по волеизъявлению налогоплательщика), – говорит Наталья Махно. – Так, по желанию налогоплательщика его жалоба может быть рассмотрена тем налоговым органом, акты ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются. Введён так называемый институт должностного лица, при котором правомерность решения или действий оценивается вышестоящим должностным лицом этого же органа (по аналогии с Федеральным законом № 210 – ФЗ).
Новый порядок подачи «легкой жалобы», как она называется в Службе, позволит налогоплательщику воспользоваться дополнительной инстанцией досудебной защиты, предоставляя возможность налоговому органу самостоятельно устранить допущенное им нарушение.
Смысл введения нормы: максимально быстрое разрешение спора с минимумом транзакционных издержек.
ПОЧЕМУ ТАКАЯ «ЛЁГКАЯ»
Самое главное изменение: жалобы, направленные в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, за исключением жалоб, поданных на решения налоговых органов, принятые в соответствии со статьями 101 и 101.4 Кодекса, могут быть рассмотрены в упрощенном порядке в случае указания на это в жалобе.
При этом рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется налоговым органом, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Причём в течение семи дней со дня её получения.
По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган отменяет акт налогового органа ненормативного характера либо отменяет решение налогового органа полностью или в части. Ещё варианты: отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу; устраняет нарушения прав лица, подавшего жалобу и сообщает об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, либо перенаправляет её со всеми документами в вышестоящий налоговый орган.
– То есть по результатам рассмотрения жалобы в упрощенном порядке возможно только удовлетворение жалобы, – говорит Наталья Махно. – В случае невозможности рассмотрения жалобы в установленный срок в упрощенном порядке такая жалоба подлежит перенаправлению в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения в порядке, предусмотренном главами 19 и 20 НК РФ.
ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ
– Рассмотрение жалоб в упрощенном порядке возможно по нескольким тематикам, – говорит Наталья Махно. – Это, во‑первых, камеральный и выездной контроль, контрольно-аналитическая деятельность: требование о представлении документов и пояснений, вызов на допрос. Во-вторых, вопросы учёта плательщиков, работы с плательщиками. То есть отказ в принятии налоговой декларации, налоговое уведомление, действия (бездействие) по постановке (снятию) с учета ИП.
Упрощаются споры по урегулированию задолженности. Это может быть несогласие с сальдо ЕНС в акте сверки, требование об уплате задолженности, сообщение об отказе в возврате (зачете) сумм налогов и сборов, решение о взыскании задолженности.
Также в «упрощённый» список вошли приостановление операций по счетам в банках, отказ уполномоченного органа в предоставлении отсрочки или рассрочки, неисполнение решения суда и т. д.
– Обращаю особое внимание, – говорит Наталья Махно, – «лёгкая жалоба» будет подаваться только в электронной форме через Личный кабинет ФЛ и ИП в разделе «Подача жалобы» и по ТКС – строго по утвержденной форме.
В ЛК будет обеспечено обязательное отражение всех возможных к обжалованию в упрощенном порядке документов.
Самыми важными реквизитами в жалобе являются дата и номер обжалуемого документа. Без указания этих реквизитов жалоба не может быть рассмотрена в упрощенном порядке.
При заполнении формы жалобы плательщик по каждому реквизиту получит возможность выбора тематики; решения; обжалуемого документа; описания проблемы, действий, нарушений; конкретных требований.
Законом установлены также причины отказа в принятии «Легкой жалобы». В их числе: нарушение установленного формата подачи жалобы; ненадлежащее подписание; неуполномоченный представитель.
– Цель внесенных изменений – совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров в части упрощения и расширения его действия, – говорит Наталья Махно. – Преимущества здесь дополнительный механизм разрешения споров; добровольный выбор налогоплательщика; упрощение порядка подачи жалобы и сокращение сроков рассмотрения; исключение направления жалобы в ненадлежащий ТНО; исключение возможной ошибки при заполнении реквизитов обжалуемого документа.
По результатам рассмотрения жалобы либо удовлетворяются, либо перенаправляются в ВНО. При этом отзыв жалобы, поданной в упрощенном порядке, не препятствует рассмотрению жалобы в обычном порядке.
Подготовил И. Викторов.