ОДН жив, но правила изменились
01.07.2013
277
Результат одного из совместных выездов судебных приставов и специалистов ДГК - техника арестована
Лето 2013 года принесло для отечественного и краевого ЖКХ целый ряд новшеств. Вступили в силу сразу несколько законодательных инициатив. Какие и что они изменят в реальности? На эти вопросы отвечает заместитель генерального директора ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» по сбытовой деятельности Дмитрий Богдановский.
- Во-первых, хорошая новость - еще в мае поставлена точка в вопросе начисления ОДН по теплу - его уже точно не будет. Нас это только радует, потому что энергетики всегда против усложнения расчетов с населением. Для людей в данном случае ничего не меняется, потому что в Хабаровском крае введение ОДН по отоплению было отложено до 2015 года. Теперь, однако, стало ясно, что и в 2015-м его не будет. Потребители как платили по нормативу, так и будут платить.
Что касается ОДН по горячему водоснабжению (ГВС), то никаких заметных изменений в его сути не произошло. Единственно, с 1 июня законодатель ввел новое положение: если по результатам фактического потребления ГВС, зафиксированного общедомовым прибором учета, ОДН оказывается выше утвержденного норматива, то эту разницу должна компенсировать управляющая компания (УК) за свой счет.
- То есть получается - головную боль по высоким начислениям ОДН законодатели переложили с граждан на УК?
- Да, и мотивом здесь послужило, скорее всего, желание, во-первых, снять с людей нагрузку, во-вторых, стимулировать управляющие компании заняться устранением причин высоких начислений ОДН. В нашем понимании это, прежде всего, установить приборы учета во всех квартирах своего дома, а там, где хозяева не желают этого делать, уточнить фактическое число проживающих в квартире. Именно эти две причины кардинально влияют у нас на рост ОДН. Возможны еще, конечно, утечки ГВС из-за плохого технического обслуживания. Но такие случаи крайне редки. Парящие подвалы и капающие трубы в домах наши коммунальщики давно уже ликвидировали.
- А какие возможности и рычаги есть у УК для того, чтобы заставить своих жильцов установить приборы учета или хотя бы пересчитать проживающих в квартирах?
- Таких рычагов законодатель не предложил. И возможностей повлиять на ситуацию у УК не больше, чем у энергетиков или правления ТСЖ. Даже чтобы просто попасть в квартиру, нужен ордер, а насильно установить прибор учета вообще нереально. Возможны только методы убеждения.
Ситуация здесь изменилась только в плане учета «нелегалов». Если раньше начисления на жильцов, не прописанных в квартире, но живущих там, не производились, то теперь управляющие компании получили право составлять акты по количеству проживающих в том или ином жилом помещении. И на их основании УК или энергетики будут теперь начислять плату за потребленные ресурсы. Вот это - реальный рычаг заставить платить за потребленные ресурсы незарегистрированных, но фактически проживающих жильцов.
Более того, Правительство РФ предусмотрело административную ответственность со стороны нелегальных жильцов. Управляющая компания может передавать акты по незарегистрированным гражданам в миграционную службу, которая будет налагать на них штрафы. Это касается не только незаконных мигрантов, которые, бывает, вдесятером снимают одну квартиру, но и граждан РФ - они тоже обязаны временно зарегистрироваться по реальному месту жительства. За нарушения в Административном кодексе по эт
ому поводу предусмотрены конкретные штрафы.
До сих пор этими рычагами управляющие компании совсем не пользовались, но, видимо, начнут уже с июля-августа, когда увидят, что разницу между нормативным и фактическим ОДН им нужно платить из своего кармана.
Ожидается, что при таких обстоятельствах начисления по ОДН будут распределены справедливо и смогут уменьшиться для тех жильцов, которые ранее были вынуждены оплачивать общедомовые нужды за «нелегалов» в своем доме.
- А как вы планируете этим летом решать проблему начисления ОДН? Ведь прокуратура настаивает, что его должны потребителям производить УК, а не энергетики напрямую.
- Мы уже отработали два варианта договоров. Первый: управляющие компании самостоятельно будут начислять платежи по ОДН своим жильцам. Это полностью соответствует требованиям прокуратуры. Мы со своей стороны совершенно не против такого подхода, но только в том случае, когда управляющие компании способны и готовы этим самостоятельно заниматься. Но, увы, мы видим, что в большинстве своем наши УК к такой работе просто не готовы. Есть такие, где сидят в конторе только председатель и бухгалтер, а технический персонал работает по договорам. Для работы с ОДН у них нет ни одного специалиста. А ведь нужны инспекторы, юристы, информационные системы и программное обеспечение…
Поэтому разработан второй вариант: заключение агентских договоров, по которым заниматься начислениями ОДН, сбором средств все-таки будут сами энергетики, а УК им такое право делегирует.
- Плюсы и минусы обоих вариантов?
- В первом варианте, если ОДН начнет заниматься УК, не готовая к этому, элементарно начнутся ошибки в расчетах, перебои в платежах, будут накапливаться долги. И последствия могут быть самыми плачевными, вплоть до банкротства УК. Мы в этом уверены, потому что подобные факты в крае уже есть. Когда УК, самостоятельно собирающие платежи в течение года, накапливали долги, банкротились, а людям - потребителям - приходилось расплачиваться, даже терять имущество, находящееся на балансе дома.
Во втором варианте подобных рисков меньше, потому что деньги напрямую поступают производителю услуги.
- А стоимость услуг по начислению ОДН для потребителей в обоих вариантах одинакова?
- Никогда управляющая компания не сможет организовать и провести эту работу с такими же относительно низкими издержками, как энергетики. Прежде всего, потому, что мы имеем отлаженную систему по начислению платежей за индивидуальное потребление. Добавив к этому начисление ОДН, мы получаем совершенно незначительное (на 2-3 рубля) удорожание. Управляющим же компаниям для работы с ОДН нужно понести полноценные затраты на оргтехнику, компьютеры, программное обеспечение, персонал, печать и доставку еще одной квитанции. И людям поэтому однозначно выгоднее оплачивать работу по начислению и доставке не двух отдельных квитанций (по оплате ОДН от УК и по оплате индивидуального потребления от энергетиков), а одной, в которой содержится вся информация и по ОДН, и по индивидуальному потреблению квартиры.
- А сами управляющие компании хотят взять на себя такую нагрузку или согласны на агентский договор?
- Практически со всеми мы уже провели переговоры, причем при поддержке НП «ЖКХ-Групп» и Управления ЖКХ Хабаровска. В принципе, большинство готово заключить с нами договоры. Но есть ряд вопросов, которые мы, я надеюсь, снимем до конца лета.
- У прокуратуры вопросов по этим договорам не возникает?
- Надеюсь, и не возникнет. Так как буквально над днях прокуратурой Хабаровска признан законным аналогичный расчет по электроэнергии, потребленной в местах общего пользования. То есть уже проверили начисления ОДН на основании агентских договоров, заключенных между ОАО «ДЭК» и исполнителями коммунальных услуг, они не противоречат нормам действующего законодательства. А наши договора аналогичны.
- Вы еще не сказали про главное изменение с 1 июля - энерготарифа…
- В Хабаровском крае, в среднем, тариф по тепловой энергии повысится на 5 процентов. Сразу нужно сказать, что это повышение лишь частично компенсирует энергетике растущие затраты на ремонты, закупку и доставку топлива. Ведь получается, что мы полгода прожили со старым тарифом, полгода будем с новым. В результате в среднем по году расчетное повышение тарифа составит порядка 3,5 процента. Сравните даже с официальным уровнем инфляции, и вы поймете, что наш тариф не отвечает никаким законам экономики.
- Зато, видимо, заниженный энерготариф сказывается на повышенной собираемости платежей за тепло и ГВС?
- Вы знаете, для тех хабаровчан, кто дисциплинированно платит нам за услуги, повышение тарифа ничего не меняет. С другой стороны, те, кто не платит, они и не будут платить, хоть по рублю им каждый месяц в квитанции начисляй. Для таких людей существует один аргумент - суд и судебный пристав, который арестовывает доходы и имущество.
- Именно так, - подтверждает начальник департамента организации взыскания дебиторской задолженности Галина Овчинникова, - и мы будем приводить этот аргумент все чаще и жестче. - Еще в прошлом году мы запустили программу усиления борьбы с должниками по теплу и ГВС. За год более чем в три раза увеличили подачу исков в суд. Только по Хабаровскому краю в 2012 году подали около 30 тысяч исковых заявлений почти на миллиард рублей.
- При этом если раньше у нас хватало сил заниматься принудительным взысканием долгов лишь у злостных неплательщиков, которые не платят по 6 месяцев и больше, то теперь вплотную подходим к тем, кто задолжал за два-три месяца. И также в разы увеличиваем совместную работу с судебными приставами - по количеству дел, выездов к должникам, арестам их имущества. Для этого дополнительно выделяем и людей, и транспорт. Как результат, в прошлом году по исполнительным листам с должников в Хабаровском крае мы собрали за год около 100 миллионов рублей. В 2013 году - на такую же сумму выходим только за полгода работы.
- Дмитрий Михайлович, еще одно событие в энергетике, связанное с датой 1 июля. Именно в этот день заканчивается срок по добровольной установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. Как пойдет теперь процесс недобровольной установки?
- До сих пор мы наблюдаем нежелание УК и собственников домов ставить общедомовые приборы учета. С 2011 года мы предлагали всем провести такую установку нашими силами и за счет наших средств тем потребителям, которые присоединены непосредственно к нашим сетям. Готовы были предоставлять рассрочку по оплате этой установки от года до пяти лет. Но ни одной заявки в Хабаровском крае не поступило.
И сейчас добровольно допускать в дом наших специалистов для принудительной установки общедомовых приборов учета управляющие компании не собираются. Поэтому мы решили добиться такого допуска в судебном порядке. И тут же УК сменили свою позицию. Говорят: хорошо, мы вас пустим, но оплачивать установку не будем, никаких договоров по этому поводу не заключим. Поэтому в ближайшем будущем мы все-таки установим принудительно за свой счет приборы учета в ряде домов в разных городах региона. И затем пойдем в суд взыскивать свои затраты. Уверены, получим положительную судебную практику, и после этого процесс пойдет гораздо проще и быстрее. Начнем массовую принудительную установку.
- А добровольная массовая установка приборов учета - общедомовых и поквартирных начнется у нас, видимо, только тогда, когда, наконец, начнут действовать повышающие коэффициенты по оплате ГВС для бесприборных домов и квартир?
- Дождемся и этого события. Во всяком случае, уже есть постановление правительства Хабаровского края от 20.05.2013 г. № 127-пр, в котором четко сказано: «Установить, что при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета к нормативам потребления коммунальных услуг, определенных с применением метода аналогов, применяются повышающие коэффициенты, составляющие: с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1; с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2; с 01 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4; с 01 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5; с 2017 года - 1,6.».
То есть жить без приборов учета все-таки станет крайне невыгодно. Жаль, что только в 2015 году. Мы так долго ждать не можем. Поэтому свою работу по установке приборов учета будем продолжать.
Виктор Илин.
- Во-первых, хорошая новость - еще в мае поставлена точка в вопросе начисления ОДН по теплу - его уже точно не будет. Нас это только радует, потому что энергетики всегда против усложнения расчетов с населением. Для людей в данном случае ничего не меняется, потому что в Хабаровском крае введение ОДН по отоплению было отложено до 2015 года. Теперь, однако, стало ясно, что и в 2015-м его не будет. Потребители как платили по нормативу, так и будут платить.
Что касается ОДН по горячему водоснабжению (ГВС), то никаких заметных изменений в его сути не произошло. Единственно, с 1 июня законодатель ввел новое положение: если по результатам фактического потребления ГВС, зафиксированного общедомовым прибором учета, ОДН оказывается выше утвержденного норматива, то эту разницу должна компенсировать управляющая компания (УК) за свой счет.
- То есть получается - головную боль по высоким начислениям ОДН законодатели переложили с граждан на УК?
- Да, и мотивом здесь послужило, скорее всего, желание, во-первых, снять с людей нагрузку, во-вторых, стимулировать управляющие компании заняться устранением причин высоких начислений ОДН. В нашем понимании это, прежде всего, установить приборы учета во всех квартирах своего дома, а там, где хозяева не желают этого делать, уточнить фактическое число проживающих в квартире. Именно эти две причины кардинально влияют у нас на рост ОДН. Возможны еще, конечно, утечки ГВС из-за плохого технического обслуживания. Но такие случаи крайне редки. Парящие подвалы и капающие трубы в домах наши коммунальщики давно уже ликвидировали.
- А какие возможности и рычаги есть у УК для того, чтобы заставить своих жильцов установить приборы учета или хотя бы пересчитать проживающих в квартирах?
- Таких рычагов законодатель не предложил. И возможностей повлиять на ситуацию у УК не больше, чем у энергетиков или правления ТСЖ. Даже чтобы просто попасть в квартиру, нужен ордер, а насильно установить прибор учета вообще нереально. Возможны только методы убеждения.
Ситуация здесь изменилась только в плане учета «нелегалов». Если раньше начисления на жильцов, не прописанных в квартире, но живущих там, не производились, то теперь управляющие компании получили право составлять акты по количеству проживающих в том или ином жилом помещении. И на их основании УК или энергетики будут теперь начислять плату за потребленные ресурсы. Вот это - реальный рычаг заставить платить за потребленные ресурсы незарегистрированных, но фактически проживающих жильцов.
Более того, Правительство РФ предусмотрело административную ответственность со стороны нелегальных жильцов. Управляющая компания может передавать акты по незарегистрированным гражданам в миграционную службу, которая будет налагать на них штрафы. Это касается не только незаконных мигрантов, которые, бывает, вдесятером снимают одну квартиру, но и граждан РФ - они тоже обязаны временно зарегистрироваться по реальному месту жительства. За нарушения в Административном кодексе по эт
ому поводу предусмотрены конкретные штрафы.
До сих пор этими рычагами управляющие компании совсем не пользовались, но, видимо, начнут уже с июля-августа, когда увидят, что разницу между нормативным и фактическим ОДН им нужно платить из своего кармана.
Ожидается, что при таких обстоятельствах начисления по ОДН будут распределены справедливо и смогут уменьшиться для тех жильцов, которые ранее были вынуждены оплачивать общедомовые нужды за «нелегалов» в своем доме.
- А как вы планируете этим летом решать проблему начисления ОДН? Ведь прокуратура настаивает, что его должны потребителям производить УК, а не энергетики напрямую.
- Мы уже отработали два варианта договоров. Первый: управляющие компании самостоятельно будут начислять платежи по ОДН своим жильцам. Это полностью соответствует требованиям прокуратуры. Мы со своей стороны совершенно не против такого подхода, но только в том случае, когда управляющие компании способны и готовы этим самостоятельно заниматься. Но, увы, мы видим, что в большинстве своем наши УК к такой работе просто не готовы. Есть такие, где сидят в конторе только председатель и бухгалтер, а технический персонал работает по договорам. Для работы с ОДН у них нет ни одного специалиста. А ведь нужны инспекторы, юристы, информационные системы и программное обеспечение…
Поэтому разработан второй вариант: заключение агентских договоров, по которым заниматься начислениями ОДН, сбором средств все-таки будут сами энергетики, а УК им такое право делегирует.
- Плюсы и минусы обоих вариантов?
- В первом варианте, если ОДН начнет заниматься УК, не готовая к этому, элементарно начнутся ошибки в расчетах, перебои в платежах, будут накапливаться долги. И последствия могут быть самыми плачевными, вплоть до банкротства УК. Мы в этом уверены, потому что подобные факты в крае уже есть. Когда УК, самостоятельно собирающие платежи в течение года, накапливали долги, банкротились, а людям - потребителям - приходилось расплачиваться, даже терять имущество, находящееся на балансе дома.
Во втором варианте подобных рисков меньше, потому что деньги напрямую поступают производителю услуги.
- А стоимость услуг по начислению ОДН для потребителей в обоих вариантах одинакова?
- Никогда управляющая компания не сможет организовать и провести эту работу с такими же относительно низкими издержками, как энергетики. Прежде всего, потому, что мы имеем отлаженную систему по начислению платежей за индивидуальное потребление. Добавив к этому начисление ОДН, мы получаем совершенно незначительное (на 2-3 рубля) удорожание. Управляющим же компаниям для работы с ОДН нужно понести полноценные затраты на оргтехнику, компьютеры, программное обеспечение, персонал, печать и доставку еще одной квитанции. И людям поэтому однозначно выгоднее оплачивать работу по начислению и доставке не двух отдельных квитанций (по оплате ОДН от УК и по оплате индивидуального потребления от энергетиков), а одной, в которой содержится вся информация и по ОДН, и по индивидуальному потреблению квартиры.
- А сами управляющие компании хотят взять на себя такую нагрузку или согласны на агентский договор?
- Практически со всеми мы уже провели переговоры, причем при поддержке НП «ЖКХ-Групп» и Управления ЖКХ Хабаровска. В принципе, большинство готово заключить с нами договоры. Но есть ряд вопросов, которые мы, я надеюсь, снимем до конца лета.
- У прокуратуры вопросов по этим договорам не возникает?
- Надеюсь, и не возникнет. Так как буквально над днях прокуратурой Хабаровска признан законным аналогичный расчет по электроэнергии, потребленной в местах общего пользования. То есть уже проверили начисления ОДН на основании агентских договоров, заключенных между ОАО «ДЭК» и исполнителями коммунальных услуг, они не противоречат нормам действующего законодательства. А наши договора аналогичны.
- Вы еще не сказали про главное изменение с 1 июля - энерготарифа…
- В Хабаровском крае, в среднем, тариф по тепловой энергии повысится на 5 процентов. Сразу нужно сказать, что это повышение лишь частично компенсирует энергетике растущие затраты на ремонты, закупку и доставку топлива. Ведь получается, что мы полгода прожили со старым тарифом, полгода будем с новым. В результате в среднем по году расчетное повышение тарифа составит порядка 3,5 процента. Сравните даже с официальным уровнем инфляции, и вы поймете, что наш тариф не отвечает никаким законам экономики.
- Зато, видимо, заниженный энерготариф сказывается на повышенной собираемости платежей за тепло и ГВС?
- Вы знаете, для тех хабаровчан, кто дисциплинированно платит нам за услуги, повышение тарифа ничего не меняет. С другой стороны, те, кто не платит, они и не будут платить, хоть по рублю им каждый месяц в квитанции начисляй. Для таких людей существует один аргумент - суд и судебный пристав, который арестовывает доходы и имущество.
- Именно так, - подтверждает начальник департамента организации взыскания дебиторской задолженности Галина Овчинникова, - и мы будем приводить этот аргумент все чаще и жестче. - Еще в прошлом году мы запустили программу усиления борьбы с должниками по теплу и ГВС. За год более чем в три раза увеличили подачу исков в суд. Только по Хабаровскому краю в 2012 году подали около 30 тысяч исковых заявлений почти на миллиард рублей.
- При этом если раньше у нас хватало сил заниматься принудительным взысканием долгов лишь у злостных неплательщиков, которые не платят по 6 месяцев и больше, то теперь вплотную подходим к тем, кто задолжал за два-три месяца. И также в разы увеличиваем совместную работу с судебными приставами - по количеству дел, выездов к должникам, арестам их имущества. Для этого дополнительно выделяем и людей, и транспорт. Как результат, в прошлом году по исполнительным листам с должников в Хабаровском крае мы собрали за год около 100 миллионов рублей. В 2013 году - на такую же сумму выходим только за полгода работы.
- Дмитрий Михайлович, еще одно событие в энергетике, связанное с датой 1 июля. Именно в этот день заканчивается срок по добровольной установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. Как пойдет теперь процесс недобровольной установки?
- До сих пор мы наблюдаем нежелание УК и собственников домов ставить общедомовые приборы учета. С 2011 года мы предлагали всем провести такую установку нашими силами и за счет наших средств тем потребителям, которые присоединены непосредственно к нашим сетям. Готовы были предоставлять рассрочку по оплате этой установки от года до пяти лет. Но ни одной заявки в Хабаровском крае не поступило.
И сейчас добровольно допускать в дом наших специалистов для принудительной установки общедомовых приборов учета управляющие компании не собираются. Поэтому мы решили добиться такого допуска в судебном порядке. И тут же УК сменили свою позицию. Говорят: хорошо, мы вас пустим, но оплачивать установку не будем, никаких договоров по этому поводу не заключим. Поэтому в ближайшем будущем мы все-таки установим принудительно за свой счет приборы учета в ряде домов в разных городах региона. И затем пойдем в суд взыскивать свои затраты. Уверены, получим положительную судебную практику, и после этого процесс пойдет гораздо проще и быстрее. Начнем массовую принудительную установку.
- А добровольная массовая установка приборов учета - общедомовых и поквартирных начнется у нас, видимо, только тогда, когда, наконец, начнут действовать повышающие коэффициенты по оплате ГВС для бесприборных домов и квартир?
- Дождемся и этого события. Во всяком случае, уже есть постановление правительства Хабаровского края от 20.05.2013 г. № 127-пр, в котором четко сказано: «Установить, что при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета к нормативам потребления коммунальных услуг, определенных с применением метода аналогов, применяются повышающие коэффициенты, составляющие: с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1; с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2; с 01 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4; с 01 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5; с 2017 года - 1,6.».
То есть жить без приборов учета все-таки станет крайне невыгодно. Жаль, что только в 2015 году. Мы так долго ждать не можем. Поэтому свою работу по установке приборов учета будем продолжать.
Виктор Илин.