Поезд, машина и человек встретиться не должны
16.12.2022
742

Евгений Вейде: «На ДВЖД по сравнению с прошлым годом количество ДТП уменьшилось почти вдвое»
С начала года на Дальневосточной магистрали произошло восемь столкновений поездов с автомобилями на железнодорожных переездах и три в местах несанкционированного пересечения. 60 человек при различных обстоятельствах получили повреждения на путях, переходя их в неположенном месте. О том, почему, несмотря на многоуровневую систему контроля, такие случаи все же происходят и какие меры принимаются для их предотвращения, «Тихоокеанской звезде» рассказал начальник ДВЖД Евгений Вейде.
- Евгений Владимирович, магистраль сегодня работает как никогда интенсивно. Многие отмечают разворот грузовых перевозок на восток, при этом периодически случаются транспортные происшествия. Восемь ДТП на переездах - это много или мало?
- Действительно, на магистрали возрастает количество поездов. Мы регулярно обновляем суточные рекорды погрузки, последний из которых был зафиксирован 10 ноября - 239 тысяч тонн, что эквивалентно примерно шестидесяти полноценным составам.
Общий же объем погрузки на наших станциях за десять месяцев составил 58 миллионов тонн, что на 7% превышает аналогичный показатель прошлого года. А еще есть груз, который идет в дальневосточные порты и погранпереходы со всей сети. Этот устойчивый тренд сохранится и в последующие годы.
Наша магистраль проходит по шести регионам. Во множестве населенных пунктов железная дорога пересекает автомобильные трассы, где люди спешат на работу, отвозят детей в детсады, совершают поездки по делам и, к сожалению, не всегда следуют правилам дорожного движения. Да, по сравнению с прошлым годом количество ДТП уменьшилось почти вдвое, но мы не ставим перед собой вопрос, много это или мало. Даже один случай - это уже недопустимо.
Необратимые потери
- В этих столкновениях пострадали люди? С какими последствиями сталкивается сама железная дорога?
- Серьезных травм не было, что, несомненно, хорошо. Но что касается морального состояния участников ДТП, то это серьезный стресс как для тех, кто ехал в автомобиле, так и для локомотивной бригады. Мало кто знает, но после подобных происшествий машинисты и помощники могут на продолжительное время отстраняться от работы для прохождения курса реабилитации. С ними занимаются психологи, но бывает и такое, что кому-то и это не помогает в дальнейшем вернуться к управлению локомотивом.
Говоря о железной дороге, проблема видится еще более комплексной, если принимать во внимание интенсивность движения. Любое ДТП приводит к неуместным непроизводительным потерям. Повреждения получают локомотивы, которые потом выводятся из парка на период дорогостоящего ремонта. Могут быть разрушены элементы инфраструктуры, верхнее строение пути, электрооборудование и многое другое.
Как итог - задержки пассажирских и грузовых поездов. И если сбой графика произойдет на каком-нибудь интенсивном участке Транссиба с нарушением габаритов пути, то может встать все движение до момента устранения последствий. Потери магистрали и клиентов от простоя в несколько часов оцениваются десятками миллионов рублей.
Но никакими деньгами не оценить жизни тех людей, кто едет в автомобиле и поезде. Они бесценны в моменты, когда возникает желание проскочить, эта мысль должна срабатывать в сознании водителей, как красная запрещающая лента.
Увы, но это не всегда так. Например, в августе на нашей дороге на перегоне Лозовый - Кузнецово в Приморье водитель трактора спровоцировал ДТП с пассажирским поездом. Хорошо, что в том случае не было пострадавших, но ведь события могли развернуться и по самому страшному сценарию.
Проскочить не получится
- Во всех случаях причина у ДТП одна - грубое нарушение правил дорожного движения, - говорит начальник ДВЖД Евгений Вейде. - И тут водителям стоит понять одну простую истину - поезд не остановить в один момент. Тормозной путь у груженого состава может легко перевалить за километр, а его вес не оставит шансов ни одной машине, автобусу либо спецтехнике.
Когда в ходе рейдов с ГИБДД мы опрашиваем водителей, то выясняется, что основной мотивацией к нарушениям является банальное желание проехать быстрее. Сопутствующим фактором становится невнимательность - телефоны, увлеченность чем-то еще.
- Видимо, не все осознают цену спешки. Легкомыслие и погружение в смартфоны опасны не только для водителей, но и пешеходов.
- Особенно когда мы говорим о детях. И здесь колоссальную роль играют семья и школа. Мы призываем родителей объяснять, что нельзя играть на железнодорожных путях, всегда нужно быть внимательными и собранными.
Мы со своей стороны проводим разнообразную работу по видам рисков. Например, по непроизводственному травматизму - уроки со школьниками, которые учатся вблизи железнодорожной инфраструктуры. На переездах работаем с автомобилистами, беседуем с коллективами автотранспортных предприятий, приглашаем водителей автобусов на встречи с машинистами, показываем, как работает система торможения.
В этом году совместно с сотрудниками МВД провели более трех тысяч рейдовых мероприятий на различных объектах железнодорожной инфраструктуры.
- Какие формы используете для работы с детьми? Их же нужно заинтересовать…
- Очень нравятся детям экскурсии по вокзалам, диспетчерским центрам. Еще у нас есть свой вагон безопасности, который курсирует по всей магистрали. Он оснащен всем необходимым: манекены, стенды, различное оборудование. Там проводятся занятия не только для школьников, но и для работников. Конечно, для младшего поколения используются игровые формы, яркие пособия, викторины.
В такие мероприятия мы часто добавляем экскурсионную программу, знакомим с историей железной дороги, например, в музее Амурского моста. Строим взаимодействие так, чтобы ребятам было нескучно и они лучше запоминали информацию, способную сохранить им жизнь.
Если говорить в целом, то стараемся подходить к профилактике комплексно и использовать разные каналы коммуникации.
Стоп-линия
- Начинаем применять светодиодные проекторы и шумовые полосы на железнодорожных переездах, - говорит начальник ДВЖД Евгений Вейде. - Так мы рассчитываем сократить количество нарушений правил дорожного движения, акцентируя внимание на процессе вождения. Шумовые полосы на подъездах к четырем переездам уже установлены. На трех объектах в Приморском и Хабаровском краях проведен капитальный ремонт, еще на четырех заменены устройства заграждения.
В 2023 году мы планируем на шести потенциально опасных переездах установить светодиодные проекторы «Стоп-линия». Индикация таких светильников особо эффективна в темное время суток и видна вне зависимости от погодных условий, состояния дорожного полотна и качества разметки.
Подчеркну, сегодня важно коренным образом изменить отношение общественности к этой проблеме. Представьте, если нарушения ПДД на переездах или небезопасное поведение на железной дороге станут порицаемыми действиями в социуме. Уверен, это существенно улучшит ситуацию. И тут необходимы усилия всех общественных институтов от системы образования до правозащитных организаций и СМИ.
Ещё раз обращаюсь к автолюбителям. Чтобы остановить поезд, нужно время, а чтобы остановить жизнь - одно мгновение. Выигранные несколько минут на железнодорожном переезде не стоят риска. Пассажиров и пешеходов призываю быть внимательнее и также следовать правилам безопасности на вокзалах, при переходе пути. Еще хочется напомнить детям и их родителям, что железная дорога - не место для игр. Следуйте простым правилам поведения - и железная дорога будет безопасной. Берегите себя и своих близких!
И. Викторов.
- Евгений Владимирович, магистраль сегодня работает как никогда интенсивно. Многие отмечают разворот грузовых перевозок на восток, при этом периодически случаются транспортные происшествия. Восемь ДТП на переездах - это много или мало?
- Действительно, на магистрали возрастает количество поездов. Мы регулярно обновляем суточные рекорды погрузки, последний из которых был зафиксирован 10 ноября - 239 тысяч тонн, что эквивалентно примерно шестидесяти полноценным составам.
Общий же объем погрузки на наших станциях за десять месяцев составил 58 миллионов тонн, что на 7% превышает аналогичный показатель прошлого года. А еще есть груз, который идет в дальневосточные порты и погранпереходы со всей сети. Этот устойчивый тренд сохранится и в последующие годы.
Наша магистраль проходит по шести регионам. Во множестве населенных пунктов железная дорога пересекает автомобильные трассы, где люди спешат на работу, отвозят детей в детсады, совершают поездки по делам и, к сожалению, не всегда следуют правилам дорожного движения. Да, по сравнению с прошлым годом количество ДТП уменьшилось почти вдвое, но мы не ставим перед собой вопрос, много это или мало. Даже один случай - это уже недопустимо.
Необратимые потери
- В этих столкновениях пострадали люди? С какими последствиями сталкивается сама железная дорога?
- Серьезных травм не было, что, несомненно, хорошо. Но что касается морального состояния участников ДТП, то это серьезный стресс как для тех, кто ехал в автомобиле, так и для локомотивной бригады. Мало кто знает, но после подобных происшествий машинисты и помощники могут на продолжительное время отстраняться от работы для прохождения курса реабилитации. С ними занимаются психологи, но бывает и такое, что кому-то и это не помогает в дальнейшем вернуться к управлению локомотивом.
Говоря о железной дороге, проблема видится еще более комплексной, если принимать во внимание интенсивность движения. Любое ДТП приводит к неуместным непроизводительным потерям. Повреждения получают локомотивы, которые потом выводятся из парка на период дорогостоящего ремонта. Могут быть разрушены элементы инфраструктуры, верхнее строение пути, электрооборудование и многое другое.
Как итог - задержки пассажирских и грузовых поездов. И если сбой графика произойдет на каком-нибудь интенсивном участке Транссиба с нарушением габаритов пути, то может встать все движение до момента устранения последствий. Потери магистрали и клиентов от простоя в несколько часов оцениваются десятками миллионов рублей.
Но никакими деньгами не оценить жизни тех людей, кто едет в автомобиле и поезде. Они бесценны в моменты, когда возникает желание проскочить, эта мысль должна срабатывать в сознании водителей, как красная запрещающая лента.
Увы, но это не всегда так. Например, в августе на нашей дороге на перегоне Лозовый - Кузнецово в Приморье водитель трактора спровоцировал ДТП с пассажирским поездом. Хорошо, что в том случае не было пострадавших, но ведь события могли развернуться и по самому страшному сценарию.
Проскочить не получится
- Во всех случаях причина у ДТП одна - грубое нарушение правил дорожного движения, - говорит начальник ДВЖД Евгений Вейде. - И тут водителям стоит понять одну простую истину - поезд не остановить в один момент. Тормозной путь у груженого состава может легко перевалить за километр, а его вес не оставит шансов ни одной машине, автобусу либо спецтехнике.
Когда в ходе рейдов с ГИБДД мы опрашиваем водителей, то выясняется, что основной мотивацией к нарушениям является банальное желание проехать быстрее. Сопутствующим фактором становится невнимательность - телефоны, увлеченность чем-то еще.
- Видимо, не все осознают цену спешки. Легкомыслие и погружение в смартфоны опасны не только для водителей, но и пешеходов.
- Особенно когда мы говорим о детях. И здесь колоссальную роль играют семья и школа. Мы призываем родителей объяснять, что нельзя играть на железнодорожных путях, всегда нужно быть внимательными и собранными.
Мы со своей стороны проводим разнообразную работу по видам рисков. Например, по непроизводственному травматизму - уроки со школьниками, которые учатся вблизи железнодорожной инфраструктуры. На переездах работаем с автомобилистами, беседуем с коллективами автотранспортных предприятий, приглашаем водителей автобусов на встречи с машинистами, показываем, как работает система торможения.
В этом году совместно с сотрудниками МВД провели более трех тысяч рейдовых мероприятий на различных объектах железнодорожной инфраструктуры.
- Какие формы используете для работы с детьми? Их же нужно заинтересовать…
- Очень нравятся детям экскурсии по вокзалам, диспетчерским центрам. Еще у нас есть свой вагон безопасности, который курсирует по всей магистрали. Он оснащен всем необходимым: манекены, стенды, различное оборудование. Там проводятся занятия не только для школьников, но и для работников. Конечно, для младшего поколения используются игровые формы, яркие пособия, викторины.
В такие мероприятия мы часто добавляем экскурсионную программу, знакомим с историей железной дороги, например, в музее Амурского моста. Строим взаимодействие так, чтобы ребятам было нескучно и они лучше запоминали информацию, способную сохранить им жизнь.
Если говорить в целом, то стараемся подходить к профилактике комплексно и использовать разные каналы коммуникации.
Стоп-линия
- Начинаем применять светодиодные проекторы и шумовые полосы на железнодорожных переездах, - говорит начальник ДВЖД Евгений Вейде. - Так мы рассчитываем сократить количество нарушений правил дорожного движения, акцентируя внимание на процессе вождения. Шумовые полосы на подъездах к четырем переездам уже установлены. На трех объектах в Приморском и Хабаровском краях проведен капитальный ремонт, еще на четырех заменены устройства заграждения.
В 2023 году мы планируем на шести потенциально опасных переездах установить светодиодные проекторы «Стоп-линия». Индикация таких светильников особо эффективна в темное время суток и видна вне зависимости от погодных условий, состояния дорожного полотна и качества разметки.
Подчеркну, сегодня важно коренным образом изменить отношение общественности к этой проблеме. Представьте, если нарушения ПДД на переездах или небезопасное поведение на железной дороге станут порицаемыми действиями в социуме. Уверен, это существенно улучшит ситуацию. И тут необходимы усилия всех общественных институтов от системы образования до правозащитных организаций и СМИ.
Ещё раз обращаюсь к автолюбителям. Чтобы остановить поезд, нужно время, а чтобы остановить жизнь - одно мгновение. Выигранные несколько минут на железнодорожном переезде не стоят риска. Пассажиров и пешеходов призываю быть внимательнее и также следовать правилам безопасности на вокзалах, при переходе пути. Еще хочется напомнить детям и их родителям, что железная дорога - не место для игр. Следуйте простым правилам поведения - и железная дорога будет безопасной. Берегите себя и своих близких!
И. Викторов.