поиск
11 декабря 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Тепло пришло в дома, вопреки стихии

10.10.2013
Просмотры
310
Тепло пришло в дома, вопреки стихии
Прямую атаку Амура энергетики выдержали!
Опасения по поводу работоспособности дальневосточной большой энергетики, пострадавшей от паводка наряду с другими отраслями экономики, если и были, то не оправдались.

Как только муниципальные власти дали «добро» на начало отопительного сезона, все ТЭЦ Дальневосточной генерирующей компании (ДГК) на территории Хабаровского края и ЕАО перешли в режим циркуляции и по тепломагистралям энергокомпании пошло долгожданное тепло.

- В Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Николаевске-на-Амуре, поселке Чегодомын-2 Верхнебуреинского района и поселке Майский Советско-Гаванского района, а также в Биробиджане нет сегодня потребителей, не обеспеченных тепловой энергией по нашей вине, - говорит Сергей Нехороших, директор филиала ДГК, «Хабаровской теплосетевой компании» (ХТСК).

Вода ушла, проблемы остаются

Далеко не случайно самые многочисленные делегации федеральных министров и местных властей на волне паводка одна за другой инспектировали Хабаровскую ТЭЦ-2. Во-первых, она стоит на самом берегу Амура. Во-вторых, является одной из ключевых в теплоснабжении Хабаровска зимой. В-третьих, находилась на отметке 7,1 метра, в то время когда Амур вышел за 8 метров. Разница уровней - один метр!

- Вот этот метр воды мы и сдерживали теми дамбами, которые сами построили, - рассказывает Сергей Нехороших. - Коллектив станции, оперативный персонал, управленцы закрывали кабинеты и шли наполнять песком, укладывать мешки. С помощью солдат-срочников один за другим возвели три уровня «обороны»: первый - прямо вдоль забора ТЭЦ, к которому вплотную подошел Амур; второй чуть дальше создавал вместе с первым своеобразный бассейн; и третий уровень дамбы стоял уже прямо перед самой станцией. При этом мы просчитывали самые плохие варианты: если дамбу прорвет, если вода поднимется выше 9,5 метра - что делать: отключать, спасать, сушить, покупать заново оборудование. Все было продумано до последних мелочей.

Более того, не дожидаясь самого пика, мы подняли расположенное на низких отметках электрооборудование на метр-полтора от пола, обеспечив запас прочности до уровня 9-метрового паводка.

Хорошо, что эта мера не пригодилась. И как только паводок ушел, все оборудование ТЭЦ-2 было смонтировано на свои места. В последних числах сентября станция уже была готова дать тепло.

- То есть паводковую воду на ТЭЦ вы так и не увидели?

- Прямую атаку Амура мы выдержали, хотя и пришлось в самые тяжелые дни сменить на дамбах резиновые сапоги на болотные. На саму же станцию, точнее в ее подземные вспомогательные помещения, попали только дренажные воды. Их нереально было остановить никакими дамбами, можно было только откачивать. Всего у нас в пик паводка было порядка 30 точек откачки воды. Насосы, всю откачивающую технику, какую смогли найти у коллег и партнеров, собрали на ТЭЦ. Здесь очень помогли силы МЧС. Когда вода подошла к восьми метрам, нам дали три откачивающие машины. В результате все оборудование станции сохранили, после - откачали воду, просушили и обеззаразили территорию.

- Теплотрассы таким же образом защитить было уже нереально?

- К сожалению, нет. В зону затопления у нас попали и хабаровские, и комсомольские магистральные теплотрассы - порядка 18 километров. В Комсомольске-на-Амуре под воду ушел даже один надземный трубопровод. Входить с такой ситуацией в заморозки, разумеется, нельзя. Поэтому в Хабаровске мы в экстренном порядке эти теплотрассы уже осушили, в Комсомольске работы еще идут - там есть участки, которые до сих пор подтоплены.

Но при этом хочу подчеркнуть: все наши сети уже работают в нормальном режиме. Паводок из строя их не вывел. Хотя прогнозируется другая беда - очевидно, во многих местах он нарушил изоляцию, поэтому мы ожидаем в эту зиму возможный рост тепловых потерь на участках, которые оказались под водой, и это ляжет грузом на энергокомпанию. Но теперь уже только на будущий год сможем провести обследования и определить - где и какой ремонт потребуется.

- 18 километров теплотрасс - это серьезный урон?

- Практически это годовой план нашей ремонтной кампании по всем магистральным сетям в крае.

- Вы уже оценили возможный ущерб от паводка?

- По предварительной оценке, он составил порядка 660 миллионов рублей. Точнее оценим только весной по результатам отопительного сезона и после того как проведем планомерное обследование.

- Какие еще уроки энергетики извлекли из паводка? Дамбы, например, свои на ТЭЦ вы не стали разбирать?

- Разобрали. Когда вода сошла, стало очевидно - вся территория дамб заражена. Такой песок в мешках нельзя было оставлять на территории станции. Поэтому сейчас речь идет о разработке на уровне Дальневосточной генерирующей компании специального проекта по строительству постоянной дамбы - наращивание берега, его укрепление, чтобы можно было выдержать в будущем подъем воды, как минимум, до 9 метров.

А зиму никто не отменил

- Получается, что в самое горячее время плановой подготовки к зиме - в разгар ремонтной кампании ХТСК пришлось свои силы и средства бросать на строительство дамб и защиту оборудования от паводка.

- Сразу скажу: на результаты подготовки к зиме это не повлияло. Все работы, которые мы планировали, в том числе и на Хабаровской ТЭЦ-2, сделали вовремя: ремонты котлов, вспомогательного оборудования и т.д. Те магистрали, которые по плану должны были заменить, заменили, за исключением одного участка.

Единственный участок, который энергетики на самом деле не успели закончить из-за паводка, - в Хабаровске, в переулке Ладожском.

Там они планировали заменить старый трубопровод на трубопровод большего диаметра, но не потому что он аварийный, а ради подключения новых потребителей в строящемся районе. Вода пришла в разгар работ, камера коллектора была затоплена. Поэтому чтобы обеспечить в октябре жителей района горячим водоснабжением, пришлось энергетикам прокладывать временные обводные трубопроводы. Но работы там и по основной теплотрассе продолжаются.

- В любом случае, - говорит Сергей Нехороших, - мы в этом году закончим монтаж тепловой камеры и обеспечим циркуляцию по постоянной схеме.

- Сами объемы ремонтных работ в этом году вы оцениваете как достаточные?

- Нам всегда хочется сделать больше. Дальневосточная генерирующая компания поставила задачу: за пять лет выйти на новый для ХТСК уровень надежности, чтобы срок службы труб в теплосетях не превышал 20-25 лет. Для этого в год необходимо перекладывать порядка 35-40 километров. Такая программа разработана ДГК, но средств на ее реализацию у нас хронически не хватает, прежде всего, из-за сдерживания энерготарифов. Пока максимальный объем ремонта, на который мы смогли выйти за последние три года, - 25 километров.
При этом у нас есть сегодня подрядные организации, способные выполнять и гораздо большие объемы с хорошим качеством. Можно вспомнить, например, позапрошлый год, когда мы выполняли ремонт теплотрассы на улице Карла Маркса в Хабаровске. Мэрия долго не хотела давать ХТСК разрешение на эти работы, опасаясь, что мы надолго перекроем движение на центральной улице. Справились за трое суток!

У нас есть планы ремонтов, есть силы, не хватает только средств.

- В этом году в Хабаровске из-за паводка и его последствий не было осенних гидравлических испытаний. С одной стороны, хорошо - теплоснабжение в городе не ограничивали. А с другой, это не скажется на надежности теплоснабжения?

- Я не думаю, что такое решение можно назвать рискованным. По регламенту гидравлические испытания должны в обязательном порядке проходить те участки, на которых прошли ремонтно-монтажные работы. Так вот как раз именно на них мы в этом году провели и ультразвуковую диагностику стыков, и гидравлические испытания. Острой необходимости дополнительно испытывать остальные участки, я считаю, нет.

Более того, уверен, что те ремонтные и подготовительные работы, которые мы в этом году провели, обеспечат стабильное теплоснабжение в ближайшую зиму. Несмотря на относительно невысокие объемы замены трубопроводов, мы провели точечные работы именно на тех участках, где ожидаем проблемы, где прогнозируем их в результате собственных диагностических обследований и весенних гидравлических испытаний.

- В ДГК сейчас активно реализуется программа «Управление производственными активами». Каким образом она затрагивает ХТСК?

- Эта система действительно разрабатывалась в рамках всей Дальневосточной генерирующей компании, поэтому охватывает все действующие подразделения. Могу пояснить суть ее на нашем примере: собирается «история» всех тепловых сетей, каждого участка - срок службы, когда ремонтировалась, какие материалы применялись. Все это заносится в компьютерную систему. В результате складывается цельная картина теплосетевого хозяйства, причем не в бумажном, а в электронном виде. Ее можно анализировать программными методами, делать не только краткосрочные, но и долгосрочные прогнозы. Исходя из них - планировать ремонтные работы, формировать их стратегию. Это позволяет, снижая издержки, добиваться надежного теплоснабжения.

Горячая вода круглый год

- Начался отопительный сезон, а вместе с ним и жалобы жителей Хабаровска на качество горячей воды: где-то она совсем не горячая, у многих далеко не прозрачная. В чем проблема?

- В первые дни отопительного сезона, действительно, к качеству воды из года в год есть претензии. Мы на них обречены исторически, потому что в городе действует единая система отопления и горячего водоснабжения. Мы можем в данном случае только сократить эти издержки и свои трассы перед подключением тепла стараемся по максимуму промывать. Но, увы, этого недостаточно, ведь проблема далеко не только в наших трубах - то есть в магистральных. В целом по городу если этим летом было промыто порядка 50 процентов внутридомовых сетей, это «очень хорошо».

И когда жители спрашивают: почему горячая вода такая грязная? - наши диспетчера часто задают встречный вопрос: а у вас в этом году промывали батареи, а в прошлом, а в позапрошлом?

Иными словами, когда начинается циркуляция в отопительный сезон во многих домах вся застоявшаяся внутри, в трубах и батареях грязь выходит либо через краны в квартиры, либо - в нашу общую систему теплоснабжения, а затем опять возвращается в квартиры.

Еще хуже ситуация, если эта грязь уже так долго копилась, что вообще не промывается. Нам предъявляют претензии, что зимой в доме холодные батареи. Приезжаем, замеряем температуру воды… Недавно, например, разбирали подобную ситуацию: от ТЭЦ-3 до границы с муниципальными теплосетями вода дошла с температурой 62 градуса, как положено по утвержденному в мэрии температурному графику, по муниципальным трубам до дома пришла уже с температурой 51 градус, а в квартире она - чуть более 40 градусов. То есть потери мы видим и в муниципальной сети, и во внутридомовой. А когда затем вскрываем батарею в квартире, то из нее просто куски грязи вываливаются. Потому что ее никто не промывал уже много лет. Хотя это - прямая обязанность управляющих компаний. Но заставить их ее выполнять не может никто, кроме самих жильцов.

В прошлом году в Южном округе Хабаровска были серьезные перегревы обратной сетевой воды - той, которая, побывав в квартирах потребителей, возвращается на ТЭЦ.

Ясно, что забитые грязью батареи не забирали тепло, и вода из домов обратно в теплосети шла горячей. Получалось - в квартирах холодно, а в сетях - перегрев. В этом году ситуация должна была несколько улучшиться. Но все равно, по нашим данным, было промыто в Индустриальном районе - 52,5 процента внутридомовых систем, в Железнодорожном - 38, в Центральном - 31, в Кировском - 56, в Краснофлотском районе - 70 процентов. И это еще не самая плохая ситуация по сравнению с той, что была два года назад.

Отсюда вывод: чтобы решить проблему качества горячей воды и отопления, нужно добиваться от УК промывочных работ на 100 процентов.

- А реально ли добиться такой работы наших ТЭЦ и теплосетей, чтобы летом люди вообще не оставались без горячей воды, несмотря на все плановые и неплановые ремонтные работы?

- Такую задачу перед нами ставит Дальневосточная генерирующая компания. Разработана специальная программа, в результате которой за три года мы планируем перейти на круглогодичную циркуляцию горячего водоснабжения.

В этом году уже начали работы и, например, решили проблему в поселке Кирова в Хабаровске. Оттуда перестали поступать в летний период жалобы на отсутствие горячей воды или на ее качество.

В 2015 году рассчитываем полностью закрыть эту проблему в целом по городу Хабаровску. Нам ведь самим выгодно, чтобы горячая вода в домах хабаровчан была круглый год.

Виктор Илин.