«Топливный кризис» не должен повториться
19.03.2021
318
Ремонт на НПЗ не повод для очереди на АЗС при нормальной организации бизнеса
После недавнего «топливного кризиса» в Хабаровском крае и диких очередей на заправках малейшие новости о плановых работах на АО «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» вызывают ажиотаж и панику. Но ситуация, надеемся, не повторится. Более того, Правительство РФ согласовало корректировки в формуле демпферного механизма с 1 мая для удержания цен на бензин на АЗС в пределах инфляции. По расчетам аналитика, нефтяники получат от этих изменений компенсацию на 42 млрд. руб.
Откуда
топливо?
Как и любая котельная и ТЭЦ, завод каждый год закрывается на плановые работы минимум на полтора месяца, в зависимости от объема.
Предполагается, что ХНПЗ встанет на ремонт с 19 апреля по 31 мая. В правительстве края заключили ряд договоров с другими поставщиками - завоз топлива уже идёт.
К ремонту все емкости ОАО «Хабаровскнефтепродукт» для хранения топлива будут заполнены. Далее будет сформирован график и ежедневное обновление информации о пополнении этого запаса.
- Договоренность есть также с ОО «РН-Комсомольский НПЗ», - отметил Анатолий Литвинчук, заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам ТЭК и ЖКХ. - Имея 20-25-суточный запас на начало ремонта, думаю, ситуация будет стабильной. По комсомольскому заводу ситуация проще - если «Хабаровскнефтепродукт» имеет 84 заправочных пункта по краю, то там в пределах 20-22.
Как снизить цены
- На рост цен на топливо в первую очередь влияют оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, - продолжает Анатолий Литвинчук. - На сегодняшний момент оптовая цена на бирже подросла до 20%. И сейчас эта цена примерно выровнялась с розничными ценами, по которым бензин реализуется для населения.
Конечно, ситуация не очень радует рядового потребителя. Правительство края обратилось к председателю правительства, к заместителю председателя Правительства РФ, курирующим направление с просьбой рассмотреть возможность увеличения объемов реализации.
Раньше по тем правилам, которые были, 6% реализовывалось от производимых дизельных топливных продуктов и 10% и если увеличить реализацию, цена будет немного, но ниже.
Сейчас решение проработано ФАСом и Минэнерго, и в середине февраля подписан совместный приказ, определены правила, чтобы реализация уже с марта дизельных топлив увеличилась с 6% до 7,5% от месячной выработки, по бензинам с 10% до 11%.
- Это должно дать не только для нашего края, но и для всех снижение цены на бирже на 5-10%, - отметил Анатолий Литвинчук. - Повышение цен на топливо - это проблема не только нашего региона. Кроме того, мы вышли с предложением, чтобы для дальневосточных регионов снизили цену перевозки топлива с западных регионов в сторону Дальневосточного федерального округа до 4 рублей.
Почему эта цифра? В правительстве края сравнили затраты, которые учитываются в центральных регионах России, а нефтяники просчитали, что примерно такая сумма требуется, чтобы довезти литр топлива до Хабаровска или Владивостока. За тонну - 4000 рублей. Есть надежда, что решение будет принято уже в марте.
- Поэтому, если до конца марта этот механизм пересмотрят, то как минимум до лета не должно быть никаких резких скачков цен, - отмечает Анатолий Литвинчук. - Что касается независимых нефтетрейдеров, то они покупают и заказывают топливо, к примеру, на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе, но все равно основной ценовой показатель - это биржа.
Если есть возможность купить на других заводах подешевле, когда здесь большой спрос, а где-то меньше, например, в Сургуте, то при транспортировке добавится еще и цена перевозки.
И тут уже заработает механизм компенсации на перевозку как раз до тех самых четырех рублей, цена, примерно, выровняется. Если брать дальние точки: Советскую Гавань, Богородское, Николаевск-на-Амуре, Бриакан, там будет разница больше, но на цену перевозки. И здесь, если есть вопросы и большой рост, Федеральная антимонопольная служба должна подключиться и отследить ценовую ситуацию.
Стоит отметить, что Юрий Трутнев высказался о необходимости строительства еще одного нефтеперерабатывающего завода в нашем регионе. Пока же есть один желающий - «Нефтегаз Холдинг». Но вопрос окончательно не решен, потому что высока стоимость строительства, а также не выделен земельный участок, который бы соответствовал требованиям для таких объектов.
Решения
приняты
Правительство согласовало корректировки в формуле демпферного механизма с 1 мая для удержания цен на бензин на АЗС в пределах инфляции. По расчетам аналитика, нефтяники получат от этих изменений компенсацию на 42 млрд. руб.
На совещании у вице-премьера Александра Новака 15 марта профильные ведомства и топ-менеджеры крупных нефтяных компаний договорились, что корректировка демпферного механизма, от которого зависит цена на бензин на внутреннем рынке, вступит в силу с 1 мая.
Демпферный механизм работает так: при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет.
Но с начала 2021 года индикативная цена на бензин и дизтопливо (оптовая цена, которую устанавливает правительство), заложенная в формулу демпферного механизма, росла быстрее розничной (не должна превышать темпы инфляции), поэтому рентабельность АЗС сильно упала и нефтяники просили ее изменить.
- В правительстве был проработан этот вопрос, - заявил по итогам совещания Новак.
Мария НАКОНЕЧНАЯ.
Откуда
топливо?
Как и любая котельная и ТЭЦ, завод каждый год закрывается на плановые работы минимум на полтора месяца, в зависимости от объема.
Предполагается, что ХНПЗ встанет на ремонт с 19 апреля по 31 мая. В правительстве края заключили ряд договоров с другими поставщиками - завоз топлива уже идёт.
К ремонту все емкости ОАО «Хабаровскнефтепродукт» для хранения топлива будут заполнены. Далее будет сформирован график и ежедневное обновление информации о пополнении этого запаса.
- Договоренность есть также с ОО «РН-Комсомольский НПЗ», - отметил Анатолий Литвинчук, заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам ТЭК и ЖКХ. - Имея 20-25-суточный запас на начало ремонта, думаю, ситуация будет стабильной. По комсомольскому заводу ситуация проще - если «Хабаровскнефтепродукт» имеет 84 заправочных пункта по краю, то там в пределах 20-22.
Как снизить цены
- На рост цен на топливо в первую очередь влияют оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, - продолжает Анатолий Литвинчук. - На сегодняшний момент оптовая цена на бирже подросла до 20%. И сейчас эта цена примерно выровнялась с розничными ценами, по которым бензин реализуется для населения.
Конечно, ситуация не очень радует рядового потребителя. Правительство края обратилось к председателю правительства, к заместителю председателя Правительства РФ, курирующим направление с просьбой рассмотреть возможность увеличения объемов реализации.
Раньше по тем правилам, которые были, 6% реализовывалось от производимых дизельных топливных продуктов и 10% и если увеличить реализацию, цена будет немного, но ниже.
Сейчас решение проработано ФАСом и Минэнерго, и в середине февраля подписан совместный приказ, определены правила, чтобы реализация уже с марта дизельных топлив увеличилась с 6% до 7,5% от месячной выработки, по бензинам с 10% до 11%.
- Это должно дать не только для нашего края, но и для всех снижение цены на бирже на 5-10%, - отметил Анатолий Литвинчук. - Повышение цен на топливо - это проблема не только нашего региона. Кроме того, мы вышли с предложением, чтобы для дальневосточных регионов снизили цену перевозки топлива с западных регионов в сторону Дальневосточного федерального округа до 4 рублей.
Почему эта цифра? В правительстве края сравнили затраты, которые учитываются в центральных регионах России, а нефтяники просчитали, что примерно такая сумма требуется, чтобы довезти литр топлива до Хабаровска или Владивостока. За тонну - 4000 рублей. Есть надежда, что решение будет принято уже в марте.
- Поэтому, если до конца марта этот механизм пересмотрят, то как минимум до лета не должно быть никаких резких скачков цен, - отмечает Анатолий Литвинчук. - Что касается независимых нефтетрейдеров, то они покупают и заказывают топливо, к примеру, на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе, но все равно основной ценовой показатель - это биржа.
Если есть возможность купить на других заводах подешевле, когда здесь большой спрос, а где-то меньше, например, в Сургуте, то при транспортировке добавится еще и цена перевозки.
И тут уже заработает механизм компенсации на перевозку как раз до тех самых четырех рублей, цена, примерно, выровняется. Если брать дальние точки: Советскую Гавань, Богородское, Николаевск-на-Амуре, Бриакан, там будет разница больше, но на цену перевозки. И здесь, если есть вопросы и большой рост, Федеральная антимонопольная служба должна подключиться и отследить ценовую ситуацию.
Стоит отметить, что Юрий Трутнев высказался о необходимости строительства еще одного нефтеперерабатывающего завода в нашем регионе. Пока же есть один желающий - «Нефтегаз Холдинг». Но вопрос окончательно не решен, потому что высока стоимость строительства, а также не выделен земельный участок, который бы соответствовал требованиям для таких объектов.
Решения
приняты
Правительство согласовало корректировки в формуле демпферного механизма с 1 мая для удержания цен на бензин на АЗС в пределах инфляции. По расчетам аналитика, нефтяники получат от этих изменений компенсацию на 42 млрд. руб.
На совещании у вице-премьера Александра Новака 15 марта профильные ведомства и топ-менеджеры крупных нефтяных компаний договорились, что корректировка демпферного механизма, от которого зависит цена на бензин на внутреннем рынке, вступит в силу с 1 мая.
Демпферный механизм работает так: при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет.
Но с начала 2021 года индикативная цена на бензин и дизтопливо (оптовая цена, которую устанавливает правительство), заложенная в формулу демпферного механизма, росла быстрее розничной (не должна превышать темпы инфляции), поэтому рентабельность АЗС сильно упала и нефтяники просили ее изменить.
- В правительстве был проработан этот вопрос, - заявил по итогам совещания Новак.
Мария НАКОНЕЧНАЯ.