Цифровые джунгли: как выжить подростку в виртуальном мире
26.02.2025
419

Специалисты центра «Поколениум» помогают справляться молодым людям с кибер-угрозами
Не так давно на уловки аферистов попался 19-летний студент из Хабаровска: спасая свои сбережения, он лишился 77 тыс. рублей. Ему в мессенджере позвонил лжеработник деканата и попросил включить демонстрацию экрана телефона. Сообщил, что для продолжения учебы ему необходимо зарегистрироваться на сайте «Вузопедия».
При регистрации молодому человеку нельзя было отключаться от разговора с собеседником. В то же время на телефон стали приходить сообщения с кодами доступа к ФГИС «Госуслуги». По завершению разговора он обнаружил, что личный кабинет заблокирован. Позже с ним связался «сотрудник технической поддержки портала», который сообщил о попытке снятия неизвестными лицами денег со всех банковских счетов.
Для сохранения сбережений под чётким руководством преступников учащийся вуза перевёл все свои средства на «безопасные счета». Естественно, никто деньги не вернул. Возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Современные подростки растут в эпоху цифровых технологий, для них интернет стал неотъемлемой частью жизни. Однако наряду с этими преимуществами возникают всевозможные киберриски, которые могут угрожать безопасности, психическому здоровью и даже жизни молодёжи.
КИБЕРБУЛЛИНГ НАСТУПАЕТ
Сейчас действительно серьёзная угроза – кибермошенничество. Подростки становятся жертвами мошенников, которые используют их доверчивость. Это может быть фишинг (кража паролей через поддельные сайты), вымогательство денег или взлом аккаунтов. Потеря личных данных или денежных средств – это не только неприятно, но и опасно. Взлом аккаунтов может привести к шантажу или распространению личной информации, – говорит Марк Сычёв, специалист по работе с молодёжью в краевом молодёжном центре «Поколениум».
– Я столкнулся с кибербуллингом в школе. Я не знал, как правильно реагировать, и просто игнорировал обидчиков. Сейчас я понимаю, что нужно было незамедлительно рассказать об этом родителям и учителям.
Ещё одна проблема, с которой сталкиваются мои сверстники, – это опасные знакомства в интернете. Многие мои знакомые добавляли в друзья людей, а потом оказывалось, что это мошенники или просто неприятные личности. Один мой друг даже попался на уловку мошенников, которые выманили у него деньги под предлогом «помощи другу» – рассказывает Егор Семенюк, студент Института воздушных сообщений и мультитранспортных технологий.
– Этот случай стал для меня важным уроком. Я понял, что в интернете нельзя доверять всем подряд. Даже если человек кажется дружелюбным и искренним, это может быть маска, – продолжает парень.
Одной из самых распространённых проблем является кибербуллинг. Это форма травли в интернете, которая может принимать разные формы: оскорбительные комментарии, угрозы, распространение ложной информации или личных данных.
– Подростки активно используют интернет для общения, обучения и развлечения, но при этом не задумываются о последствиях своих действий. В цифровом пространстве легко столкнуться с кибербуллингом, который может нанести серьёзный удар по самооценке и психическому здоровью. В отличие от школьной травли, кибербуллинг не прекращается с окончанием уроков – он преследует жертву ежедневно, – предупреждает Марк Сычёв.
Подростки чувствуют себя беспомощными, так как не могут скрыться от агрессоров. Это может привести к депрессии, тревожности и даже суицидальным мыслям. Важно понимать, что интернет – это не анонимная зона. Всё, что вы публикуете, может быть использовано против вас.
Чем раньше подростки научатся безопасно использовать цифровые технологии, тем меньше проблем у них возникнет в будущем.
Кроме того, чрезмерное времяпрепровождение в интернете может вызвать зависимость, что отрицательно влияет на учёбу, сон и здоровье подростка. Ухудшение успеваемости, нарушение сна, проблемы со зрением и осанкой, а также социальная изоляция – всё это является результатом интернет-зависимости.
– Научитесь критически оценивать информацию в интернете. Если что-то кажется подозрительным, вызывает дискомфорт, если кто-то пытается вас запугать, шантажировать или вынудить сделать что-то против вашей воли, лучше сразу прекратить общение и обратиться за помощью к родителям и учителям – они ваши лучшие союзники в борьбе с цифровыми угрозами, – подытожил Марк Сычёв.
ПРАВИЛА ЦИФРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Чтобы избежать этих рисков, важно соблюдать правила цифровой безопасности. Если вы столкнулись с проблемами в интернете, не бойтесь обращаться за помощью.
Мошенники часто используют психологические уловки, чтобы вызвать доверие. Например, они могут представиться сверстником, предложить помощь или пообещать что-то ценное. Но на самом деле их цель – получить доступ к личным данным, деньгам или аккаунтам.
– Ещё одна история, которая меня поразила, произошла с моей одноклассницей. Она выложила в социальную сеть фотографию с геолокацией, и через несколько дней к ней подошёл незнакомый мужчина, который знал её имя и адрес. К счастью, всё обошлось, но это был серьёзный сигнал о том, как важно быть осторожным с личной информацией. Сейчас я стараюсь быть более осознанным в интернете. Я не добавляю в друзья незнакомых людей, не делюсь личной информацией и всегда проверяю, кому и зачем я что-то отправляю, – вспоминает Егор Семенюк.
Киберриски – это реальная угроза для подростков, но их можно минимизировать, если быть внимательным и соблюдать правила цифровой безопасности. Важно не только технически защитить себя, но и научиться распознавать манипуляции в интернете. А главное – не бояться обращаться за помощью к другим людям, если что-то пошло не так.
– С технической точки зрения, многие киберриски связаны с недостаточной осведомлённостью пользователей. Подростки часто используют простые пароли, переходят по подозрительным ссылкам или скачивают файлы из ненадёжных источников. Это делает их лёгкой мишенью для мошенников. Например, ещё одна распространённая угроза – это вредоносные программы, такие как вирусы, трояны и программы-вымогатели,
– рассказывает Дарья Звенова, программист-инженер краевого молодёжного центра «Поколениум». – Они могут попасть на устройство через скачанные файлы, поддельные приложения или даже через рекламу на сайтах. Вредоносные программы могут украсть данные, заблокировать доступ к устройству или даже использовать его для атак на других пользователей.
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ В ЦИФРОВОМ МИРЕ
Техническая грамотность – это не просто знание о том, как использовать технологии, но и понимание, как защитить себя от угроз. Подростки, которые осознают риски и знают, как их избежать, могут безопасно пользоваться интернетом, не опасаясь за свои данные, устройства и личную жизнь.
– Защитить себя в цифровом мире не так сложно, если следовать нескольким основным правилам. Используйте сложные пароли. Ваш пароль должен содержать заглавные и строчные буквы, цифры и специальные символы. Это значительно усложнит задачу для злоумышленников, – делится Дарья Звенова. – Не применяйте один и тот же пароль для разных сервисов. Если один из ваших аккаунтов будет взломан, злоумышленники могут попытаться использовать этот пароль для доступа к другим вашим учетным записям.
Третье правило – включите двухфакторную аутентификацию. Это добавляет дополнительный уровень безопасности, требуя не только пароль, но и подтверждение через SMS, email или специальное приложение.
Также регулярно обновляйте программное обеспечение. Разработчики выпускают обновления, которые устраняют уязвимости. Установка последних версий ПО поможет защитить ваши устройства от новых угроз.
Не забывайте использовать антивирусные программы. Современные антивирусы защищают не только от вирусов, но и блокируют фишинговые сайты и вредоносную рекламу. И, наконец, будьте осторожны в публичных Wi-Fi сетях. Открытые сети часто не защищены, и злоумышленники могут перехватывать ваши данные. Используйте VPN для шифрования трафика, если вам нужно подключиться к такой сети.
Родители, педагоги и специалисты играют важную роль в формировании цифровой грамотности подростков. Только совместными усилиями можно обеспечить безопасное и комфортное пребывание подростков в интернете, сохраняя их право на развитие, общение и самовыражение в цифровом пространстве.
Кибербезопасность – это не просто набор правил, а образ мышления, требующий внимания и адаптации к новым вызовам цифровой эпохи, который позволяет подросткам пользоваться всеми преимуществами цифрового мира, не подвергая себя опасности.
В конечном итоге, безопасность в цифровом пространстве – это ответственность каждого пользователя. Чем раньше подростки научатся защищать себя и свои данные, тем меньше проблем они встретят на своём пути в мире технологий.
Мария КУИМОВА.
При регистрации молодому человеку нельзя было отключаться от разговора с собеседником. В то же время на телефон стали приходить сообщения с кодами доступа к ФГИС «Госуслуги». По завершению разговора он обнаружил, что личный кабинет заблокирован. Позже с ним связался «сотрудник технической поддержки портала», который сообщил о попытке снятия неизвестными лицами денег со всех банковских счетов.
Для сохранения сбережений под чётким руководством преступников учащийся вуза перевёл все свои средства на «безопасные счета». Естественно, никто деньги не вернул. Возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Современные подростки растут в эпоху цифровых технологий, для них интернет стал неотъемлемой частью жизни. Однако наряду с этими преимуществами возникают всевозможные киберриски, которые могут угрожать безопасности, психическому здоровью и даже жизни молодёжи.
КИБЕРБУЛЛИНГ НАСТУПАЕТ
Сейчас действительно серьёзная угроза – кибермошенничество. Подростки становятся жертвами мошенников, которые используют их доверчивость. Это может быть фишинг (кража паролей через поддельные сайты), вымогательство денег или взлом аккаунтов. Потеря личных данных или денежных средств – это не только неприятно, но и опасно. Взлом аккаунтов может привести к шантажу или распространению личной информации, – говорит Марк Сычёв, специалист по работе с молодёжью в краевом молодёжном центре «Поколениум».
– Я столкнулся с кибербуллингом в школе. Я не знал, как правильно реагировать, и просто игнорировал обидчиков. Сейчас я понимаю, что нужно было незамедлительно рассказать об этом родителям и учителям.
Ещё одна проблема, с которой сталкиваются мои сверстники, – это опасные знакомства в интернете. Многие мои знакомые добавляли в друзья людей, а потом оказывалось, что это мошенники или просто неприятные личности. Один мой друг даже попался на уловку мошенников, которые выманили у него деньги под предлогом «помощи другу» – рассказывает Егор Семенюк, студент Института воздушных сообщений и мультитранспортных технологий.
– Этот случай стал для меня важным уроком. Я понял, что в интернете нельзя доверять всем подряд. Даже если человек кажется дружелюбным и искренним, это может быть маска, – продолжает парень.
Одной из самых распространённых проблем является кибербуллинг. Это форма травли в интернете, которая может принимать разные формы: оскорбительные комментарии, угрозы, распространение ложной информации или личных данных.
– Подростки активно используют интернет для общения, обучения и развлечения, но при этом не задумываются о последствиях своих действий. В цифровом пространстве легко столкнуться с кибербуллингом, который может нанести серьёзный удар по самооценке и психическому здоровью. В отличие от школьной травли, кибербуллинг не прекращается с окончанием уроков – он преследует жертву ежедневно, – предупреждает Марк Сычёв.
Подростки чувствуют себя беспомощными, так как не могут скрыться от агрессоров. Это может привести к депрессии, тревожности и даже суицидальным мыслям. Важно понимать, что интернет – это не анонимная зона. Всё, что вы публикуете, может быть использовано против вас.
Чем раньше подростки научатся безопасно использовать цифровые технологии, тем меньше проблем у них возникнет в будущем.
Кроме того, чрезмерное времяпрепровождение в интернете может вызвать зависимость, что отрицательно влияет на учёбу, сон и здоровье подростка. Ухудшение успеваемости, нарушение сна, проблемы со зрением и осанкой, а также социальная изоляция – всё это является результатом интернет-зависимости.
– Научитесь критически оценивать информацию в интернете. Если что-то кажется подозрительным, вызывает дискомфорт, если кто-то пытается вас запугать, шантажировать или вынудить сделать что-то против вашей воли, лучше сразу прекратить общение и обратиться за помощью к родителям и учителям – они ваши лучшие союзники в борьбе с цифровыми угрозами, – подытожил Марк Сычёв.
ПРАВИЛА ЦИФРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Чтобы избежать этих рисков, важно соблюдать правила цифровой безопасности. Если вы столкнулись с проблемами в интернете, не бойтесь обращаться за помощью.
Мошенники часто используют психологические уловки, чтобы вызвать доверие. Например, они могут представиться сверстником, предложить помощь или пообещать что-то ценное. Но на самом деле их цель – получить доступ к личным данным, деньгам или аккаунтам.
– Ещё одна история, которая меня поразила, произошла с моей одноклассницей. Она выложила в социальную сеть фотографию с геолокацией, и через несколько дней к ней подошёл незнакомый мужчина, который знал её имя и адрес. К счастью, всё обошлось, но это был серьёзный сигнал о том, как важно быть осторожным с личной информацией. Сейчас я стараюсь быть более осознанным в интернете. Я не добавляю в друзья незнакомых людей, не делюсь личной информацией и всегда проверяю, кому и зачем я что-то отправляю, – вспоминает Егор Семенюк.
Киберриски – это реальная угроза для подростков, но их можно минимизировать, если быть внимательным и соблюдать правила цифровой безопасности. Важно не только технически защитить себя, но и научиться распознавать манипуляции в интернете. А главное – не бояться обращаться за помощью к другим людям, если что-то пошло не так.
– С технической точки зрения, многие киберриски связаны с недостаточной осведомлённостью пользователей. Подростки часто используют простые пароли, переходят по подозрительным ссылкам или скачивают файлы из ненадёжных источников. Это делает их лёгкой мишенью для мошенников. Например, ещё одна распространённая угроза – это вредоносные программы, такие как вирусы, трояны и программы-вымогатели,
– рассказывает Дарья Звенова, программист-инженер краевого молодёжного центра «Поколениум». – Они могут попасть на устройство через скачанные файлы, поддельные приложения или даже через рекламу на сайтах. Вредоносные программы могут украсть данные, заблокировать доступ к устройству или даже использовать его для атак на других пользователей.
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ В ЦИФРОВОМ МИРЕ
Техническая грамотность – это не просто знание о том, как использовать технологии, но и понимание, как защитить себя от угроз. Подростки, которые осознают риски и знают, как их избежать, могут безопасно пользоваться интернетом, не опасаясь за свои данные, устройства и личную жизнь.
– Защитить себя в цифровом мире не так сложно, если следовать нескольким основным правилам. Используйте сложные пароли. Ваш пароль должен содержать заглавные и строчные буквы, цифры и специальные символы. Это значительно усложнит задачу для злоумышленников, – делится Дарья Звенова. – Не применяйте один и тот же пароль для разных сервисов. Если один из ваших аккаунтов будет взломан, злоумышленники могут попытаться использовать этот пароль для доступа к другим вашим учетным записям.
Третье правило – включите двухфакторную аутентификацию. Это добавляет дополнительный уровень безопасности, требуя не только пароль, но и подтверждение через SMS, email или специальное приложение.
Также регулярно обновляйте программное обеспечение. Разработчики выпускают обновления, которые устраняют уязвимости. Установка последних версий ПО поможет защитить ваши устройства от новых угроз.
Не забывайте использовать антивирусные программы. Современные антивирусы защищают не только от вирусов, но и блокируют фишинговые сайты и вредоносную рекламу. И, наконец, будьте осторожны в публичных Wi-Fi сетях. Открытые сети часто не защищены, и злоумышленники могут перехватывать ваши данные. Используйте VPN для шифрования трафика, если вам нужно подключиться к такой сети.
Родители, педагоги и специалисты играют важную роль в формировании цифровой грамотности подростков. Только совместными усилиями можно обеспечить безопасное и комфортное пребывание подростков в интернете, сохраняя их право на развитие, общение и самовыражение в цифровом пространстве.
Кибербезопасность – это не просто набор правил, а образ мышления, требующий внимания и адаптации к новым вызовам цифровой эпохи, который позволяет подросткам пользоваться всеми преимуществами цифрового мира, не подвергая себя опасности.
В конечном итоге, безопасность в цифровом пространстве – это ответственность каждого пользователя. Чем раньше подростки научатся защищать себя и свои данные, тем меньше проблем они встретят на своём пути в мире технологий.
Мария КУИМОВА.