поиск
10 февраля 2025, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

У дорожной отрасли Хабаровского края большие перспективы

18.10.2024
Просмотры
806
У  дорожной  отрасли  Хабаровского края  большие  перспективы
Олег Фёдоров убеждён: «Качественная дорога – это радость для всех, для многих поколений жителей и гостей Хабаровского края на долгие годы»
Дороги – важная часть инфраструктуры любой страны. От них зависит не только удобство жизни и передвижения, но и экономическое развитие и обороноспособность. Заслуженный строитель России, почётный дорожник России, доктор транспорта российской академии транспорта, президент группы компаний «СтройДорСервис» Олег Фёдоров отдал работе в дорожной отрасли более 40 лет. Как никто другой, он понимает её значение, знает проблемы, думает над их решением. Об этом и наш с ним разговор.

  ДОРОГА НАЧИНАЕТСЯ С ИДЕИ


  – Олег Петрович, вам не обидно, когда дороги сегодня, как и 200 лет назад, называют одной из бед России?

  – Очень обидно и больно слушать такое, и я не могу с этим согласиться, – говорит Олег Петрович. – Наш коллектив и многие другие дорожники делают всё для того, чтобы такое мнение ушло в прошлое.

Дорожниками сделано многое, чтобы не только ликвидировать в стране бездорожье, но и развивать сеть дорог, в том числе и в нашем крае.

  Повсеместно внедряются новые технологии, новая техника, чтобы дороги были более качественными и долговечными, что позволяло бы продлевать их межремонтные сроки. Но в дорожной отрасли продолжает существовать главная российская беда – дураки, а на нашем языке бракоделы, которые вызывают негативное мнение людей. По моему мнению, беда не в отсутствии дорог, а в фактах их некачественного состояния и ремонта.

  В Хабаровском крае, после Чукотки, я работаю более 20 лет, возглавлял с 2002 по 2010 гг. краевое дорожное управление, – продолжает Олег Фёдоров. – Мы строили дороги Лидога – Ванино, Селихино – Николаевск, автотрассу на Чегдомын. Начали строить автодороги Снежное-Уктур с выходом на Многовершинный и на Сукпай. В наших планах было даже строительство дороги Аян-Нелькан с выходом на п. Югорёнок в Якутии.

  Нам удалось тогда, в начале 2000-х, вместе с коллегами из Якутии подготовить хороший проект, который одобрили в Росавтодоре и в Минтрансе Российской федерации. Ведь его реализация давала Якутии выход к морю. Мы получили добро на эту стройку, её включили в Программу развития Дальнего Востока и Сибири…

  К сожалению, последущюее руководство отрасли в регионе посчитало её неинтересной для Хабаровского края. Хотя такая дорога помогла бы решить много задач по доставке грузов из Аяна в Нелькан и не только.

А якутские дорожники работу продолжили – и сделали хорошую дорогу до границы с Хабаровским краем.

  В те же годы прорабатывалось технико-экономическое обоснование дороги через район им. Полины Осипенко к Аяну – сначала в виде усовершенствованного зимника с наличием мостов через водные преграды, а потом и полноценной трассы.

  По такому принципу, кстати, начиналось строительство дороги Селихино – Николаевск-на-Амуре в обход крутых перевалов, на которых люди теряли не по одному дню. Так же начиналась и трасса Лидога – Ванино, в виде зимника круглогодичного действия, который собирал в единую цепь лесовозные дороги.

  ХОЗЯЙСТВОВАТЬ УМЕЮЧИ


  – Сегодня президент Владимир Владимирович Путин ставит перед дорожной отраслью задачу развития дорожной сети страны: ввода новых участков дорог, реконструкции существующих, – продолжает Олег Фёдоров. – И делать всё это и многое другое надо очень качественно и вовремя, а ещё лучше – если с опережением.

  – Неспециалисту трудно понять, как устроено дорожное хозяйство, насколько это сложный организм. Никакой словарь не поможет!

  – Да, у него несколько составляющих, – начинает объяснять Олег Фёдоров. – Прежде всего это, конечно, сами дороги и искусственные сооружения. И, естественно, их качество: насколько оно соответствует требуемым техническим функциям по пропуску того или иного вида транспорта при соответствующей интенсивности движения

Второй важный компонент – дорожные предприятия с профессионально подготовленными, технически очень грамотными кадрами. Эта подготовка должна вестись на всех уровнях, начиная от училищ и колледжей, где растят рабочих: бульдозеристов, экскаваторщиков, грейдеристов и т. п.

  Затем – ступенька выше: техникумы, например, автодорожные. Их выпускники могут работать мастерами, бригадирами, механиками… Далее – высшее образование, которое в Хабаровске раньше было в большом почёте.

  В послевоенное время необходимость строительства дорог понимали очень хорошо, потому и активно развивали подготовку специалистов для дорожной отрасли. Возможно, не все знают, что история известного Тихоокеанского государственного университета началась 29 марта 1958 года с создания именно Хабаровского автомобильно-дорожного института. Понимаете, какое значение придавалось нашему делу?

  Ну, и наконец, третья составляющая – наличие инфраструктуры. Речь – о карьерном обеспечении, о производстве железобетона, металлоконструкций. Это ещё и наличие транспортной инфраструктуры.

Сосредоточить всё в рамках одного предприятия невозможно: это слишком трудно содержать, таким громоздким организмом практически невозможно управлять.

  – А разве ваша группа компаний «СтройДорСервис» не исключение из этого правила?

  – Нет, конечно! Хоть мы и большая организация, системообразующая для края, особенно если принять во внимание объёмы нашего производства. Но и нам совершенно нецелесообразно самим иметь и содержать такую сложную инфраструктуру. Мы – за кооперацию между предприятиями. Сегодня статистика говорит, что одно рабочее место в дорожной отрасли влечёт за собой 12 рабочих мест в смежных отраслях, не говоря уже о социальной сфере.

  ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ПАРТНЁРСТВО


  – Прежде всего, мы сами не являемся собственниками и заказчиками дорог – это прерогатива правительства Хабаровского края, Правительства Российской Федерации. Заказчиками дорог могут быть муниципалитеты и даже частники, – объясняет Олег Фёдоров. – А мы являемся подрядчиком, специализирующимся на выполнении всего комплекса работ, начиная от содержания дорог и заканчивая стройкой.

  Да, мы обладаем хорошей технической базой, хорошими специалистами. У нас есть несколько карьеров, своё мостовое подразделение… Но, например, бетон или сборный железобетон для производства мостовых конструкций мы берём у наших партнёров – хабаровского предприятия «Автомост».

  Оно и было ещё в 60-х годах прошлого века создано для того, чтобы обеспечивать этими материалами предприятия, строящие дороги. А это не только мы. Свою продукцию это предприятие реализовывало не только в Хабаровском каре, но по всему Дальнему Востоку, вплоть до Чукотки.

  То же можно сказать и о карьерах – они тоже разбросаны по разным территориям. Их продукция особенно актуальна, когда автодорожники занимаются строительством. Но когда стройка завершается, потребность в скальном грунте на содержание дорог и последующие ремонты уже значительно ниже. Поэтому, например, нашему предприятию нерационально иметь большое карьерное хозяйство.

  Дело в том, что мы стараемся работать планово и рассчитывать свои возможности при возникновении разных экономических ситуаций в стране. И это именно то, что мы можем использовать достаточно
эффективно. Невозможно и не стоит пытаться охватить всё. Подобные попытки в крае всегда заканчивались плачевно.

  При отсутствии разумной оценки своих сил и возможностей велик риск вовсе потерять предприятие. Случается: вот сейчас есть фронт работ – и наберут всевозможной техники, организуют карьерное хозяйство… Но через год-два ситуация начинает меняться или сокращаться объёмы работ, на рынке появляются более успешные конкуренты и т. п.

  И организация остаётся со всем этим техническим парком не у дел. Но технику надо содержать, однако средств на это уже не хватает, а продать её в силу специфики очень сложно. Машины и механизмы простаивают, их начинают разбирать на запчасти…

  Понимая всё это, мы просчитываем риски. Да, транспорт нам нужен специфический – ведь работы по содержанию дорог идут круглый год. И мы стараемся использовать его максимально рационально, меняя конфигурацию наших комбинированных дорожных машин в зависимости от ситуации, сезона и производственных потребностей. Они могут работать и как самосвалы, и с отвалами (убирают снег) – и не только.

  Когда объёмы работ возрастают, мы привлекаем технику организаций-партнёров. Да, это несколько дороже, чем работать на собственной. Но выигрыш в другом: нам не приходится заниматься её ремонтом, расплачиваться по кредитам или лизинговым обязательствам, тратиться на запчасти.

  В свою очередь пред­прия­тие-партнёр тоже планирует использование своей техники, переводит её от нас на другие виды работ в другие организации.

  – Но, тем не менее, у вас есть, например, свои карьеры …

  – Да, и не только они, у нас ещё и семь собственных асфальтовых заводов. Мы делимся асфальтом с предприятиям малого бизнеса, для которых своё производство слишком затратно.

  То же и с карьерами. Мы закупаем щебень и «скалу» у многих. Основными из них являются «Корфовский каменный карьер», «Трансбетон», карьеры в п. Ванино и т. д. Очень для нас важный партнёр – карьер «Таёжное», расположенный на 159 км автодороги Хабаровск – Владивосток.

  В своё время мы помогали ему выйти из состояния банкротства. Помогли оснастить его специальным дробильным оборудованием, необходимым для производства различных видов щебня, необходимого для выпуска нами высококачественного асфальта. И теперь дроблёный материал они поставляют нам по сниженной цене.

  Когда нам поступило предложение помочь в создании предприятия по производству минерального порошка, мы на него откликнулись и даже выделили свою территорию в районе посёлка Хор.

  В результате мы смогли отказаться от услуг цементных заводов из Приморья и ЕАО, где закупали ранее минпорошок, и покупаем его здесь по более привлекательной цене. К тому же выиграли и за счёт меньшей дальности перевозки. Это положительным образом сказывается на экономике «СтройДорСервиса», создаёт возможности развиваться дальше.

  Подчеркну, что работающие на Хору, на 159 км, как и другие, созданные с нашей помощью предприятия, кроме всего прочего, значимо и для экономики Хабаровского края: ведь оно создало новые рабочие места, отчисляет налоги в краевой бюджет.

  Мы приняли деятельное участие в создании предприятия «Биттехпром» – по складированию и переработке высококачественного битума, поставляемого из центральных районов страны. Дело в том, что цены на битум зимой в два, а то и в три раза ниже, чем в летний период, когда спрос на него очень высок.

  «СтройДорСервис» берёт кредиты, оплачивает битум в феврале-марте, и его начинают завозить в хранилища предприятия-партнёра, где созданы для этого технологически необходимые условия. Там он хранится, а в сезон мы его выбираем. Его услугами пользуются многие дорожники

  Мощности для хранения, конечно, не безграничны, к концу летнего сезона докупать битум всё-таки приходится, но в целом экономия при производстве асфальта у нас получается существенная.

  ОТКУДА ДЕНЬГИ?


  – Основная часть исполняемых нами заказов идёт из федерального бюджета, т. к. наибольшая сфера нашей работы связана с автодорогами федерального значения: Хабаровск – Владивосток, Чита – Хабаровск, Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре, – объясняет Олег Фёдоров. – Заказчиком по этим объектам является Росавтодор в лице ДСД «Дальний Восток». Вторая по значимости составляющая – бюджет Приморского края и незначительная часть – бюджет Хабаровского края.

  Важно отметить, что несмотря на разбросанность наших объектов по территории Дальнего Востока, все денежные поступления аккумулируются в Хабаровске, и в основном именно жители края вахтами работают на этих объектах. То есть нас в определённом смысле можно назвать «донорами», дающими существенную добавку в бюджет края. В ходе выполнения работ получаемые нами денежные средства перераспределяются нашим партнёрам, что позволяет и им развивать свои производства.

  НУЖНА ЕДИНАЯ ДОРОЖНАЯ СЕТЬ


  – Как бы вы охарактеризовали состояние дорожной отрасли в Хабаровском крае?

  – Исторически она всегда была одной из ведущих на Дальнем Востоке, – говорит Олег Фёдоров. – Так было потому, что развитие дорожной сети на огромной территории Хабаровского края со всей её разбросанностью – в отличие, например, от компактного Приморья, где все дороги связаны – было жизненно необходимо и требовало мощных дорожных сил.

  Хабаровск всегда был центром жизни дорожников Дальнего Востока. Здесь располагались филиалы ведущих дорожных научно-исследовательских институтов – «ГипродорНИИ» и «РосДорНИИ», федеральные дирекции по содержанию, ремонту и строительству автодорог Дальневосточного региона. Проводились круглые столы и совещания со всеми дальневосточными дорожниками.

  В Хабаровском крае была создана хорошая инфраструктура для развития дорог – я имею в виду наличие карьеров, баз обеспечения железобетоном, ГСМ и прочим, кроме металлических мостовых конструкций (для пролётных строений нужен особый металл, особое производство) и гофрированных труб – и хочется надеяться, что это в будущем будет здесь тоже.

  И самих дорог сегодня хоть и много, но недостаточно – их надо развивать, реконструировать, соединять в единую сеть, как того требует и президент страны, и губернатор.

  Согласно Конституции нашей страны, каждый гражданин должен иметь свободный доступ к дорожной сети страны. А это значит, что и жители Аяна, Охотска и других населённых пунктов должны иметь возможность
безопасно приехать по автодороге не только в Хабаровск, но и в Москву. Краю надо ставить более амбициозные планы по расширению опорной сети дорог.

  Сегодня благоприятная ситуация с финансированием дорожного строительства. Разработаны и действуют целевые программы и проекты – по безопасным качественным дорогам, по реконструкции мостов, по
приведению в нормативное состояние дорог в муниципалитетах. Кроме того, выделяются значительные средства на всевозможные субвенции участникам дорожного строительства.

  К большому сожалению, начиная с 2011 года, когда к руководству дорожной отрасли пришли люди, далёкие от неё и далёкие от интересов Хабаровского края, начался её развал. Обанкротили ряд серьёзных предприятий, выполняющих дорожные работы, и главное из них – государственное «Крайдорпредприятие».

  Распродали его дорожные базы и технику. Привели к уничтожению научно-технической базы и почти ликвидировали подготовку инженеров – дорожников и мостовиков в нашей «альма-матер» в Хабаровском политехническом институте (теперь ТОГУ).

  Если раньше дороги края и города Хабаровска и их развитие были примером для других регионов, и на нас равнялись, то теперь мне больно отмечать, что объёмы развития и качество выполняемых работ не только в Приморье, но даже в ЕАО стало лучше нашего. Резко снизился спрос с нерадивых и контроль за выполняемыми работами. Сократилось финансирование развития дорожной сети. Не стало серьёзных объектов. Сведена на нет кооперация между дорожными предприятиями.
 

СОМНИТЕЛЬНАЯ ПОЛЬЗА АУКЦИОНОВ


  – Усугубляет ситуацию то, что много дорожных работ стали выполнять предприятия, далёкие от дорожной специфики, они полагают, что здесь быстро можно получить высокие доходы, – считает Олег Фёдоров. – Вот они и устремились занять в ней своё место.

  Часто это – временщики, не имеющие ни соответствующего образования, ни опыта.

  – Как же они получают заказы?

  – Это происходит в результате аукционов. Участие в них, к огромному сожалению, не требует какого-то опыта и специальных знаний. Заявку на участие в аукционе на выполнение даже больших объёмов, хоть до миллиарда рублей стоимостью, может подать любой участник, у которого, кроме стола, и имущества-то нет. Квалификации не требуется.

  – Система аукционов создавалась прежде всего для того, чтобы победить коррупцию, уберечь от неоправданных удорожаний работ – а что на деле?

  – В том и беда, что на практике это не получилось, и в большинстве регионов это давно поняли и вместо аукционов проводят конкурсы. На расширенном заседании правительства Хабаровского края, посвящённом состоянию дел в дорожном хозяйстве, я поднял этот вопрос.

  Предприятия, подобные нашему, которые работают «в белую», платят налоги, достойную зарплату своим сотрудникам, имеющие свою специальную технику и оборудование, несут полную ответственность за всё сделанное.

  Мы всегда выполняем свои гарантийные обязательства. Скажем, гарантия на асфальтовое покрытие – пять лет. Даже если дефект появится через 4,5 года, мы выполним гарантийный ремонт. Нашу работу контролируют банки, с которыми мы взаимодействуем.

  Мы тоже можем на аукционах играть на понижение цены, но это происходит в разумных пределах, с учётом наших реальных расходов. Но сегодня в Хабаровском крае стало обычным явлением, когда цены во время аукционов снижают на 20–30 процентов! В то время как для таких организаций, как, например, наша, работающих качественно, снижение даже на 10 процентов влечёт убытки.

  Те, кто сбивает цены на больший процент, или ничего не понимает в нашем деле, или заведомо намерен выполнять работы без надлежащего качества. И результаты мы видим на наших дорогах: люди ведь не зря жалуются.

  И это ведь не только в дорожном хозяйстве. В чём, например, одна из причин недавнего пожара, погубившего здание музыкального театра? Не в том ли, что право на ремонт там выигрывала организация, которая не имеет должного опыта работ на краевых объектах, квалифицированных кадров, систему собственного контроля, просто понизив цену?

  Порочная практика аукциона позволяет подобным организациям заходить на торги и просто уничтожать бюджетные деньги.

  Мне кажется, угли театра должны стать последней каплей: надо во главу угла ставить результат в виде работы, качественно и в срок выполненной профессиональными организациями, а не эфемерную экономию на торгах, которая приводит к миллиардным убыткам.

  Путь для этого только один – открытые конкурсы в рамках 44 ФЗ. Для участия в конкурсе необходимо представить пакет документов, которые подтверждают профессиональные навыки конкурсанта: есть ли опыт работы, в осуществлении каких строительных проектов участвовали, наличие техники и, что самое важное, квалифицированных кадров.

  А пока «СтройДорСервис» вынужденно уходит с торгов и не работает на дорогах Хабаровского края. Мы работаем на федеральных трассах, где конкуренция – здоровая, предполагающая и должный уровень квалификации.

  НЕ ХВАТАЕТ КАДРОВ


  – Ещё одна беда – отсутствие жёсткого многоступенчатого контроля за производством работ, – продолжает Олег Фёдоров. – Она вызвана другой проблемой: дефицитом кадров и низким уровнем их подготовки.

  Когда я поступал в 1977 году на автодорожный факультет «политена», на отделение «автомобильные дороги и аэродромы» набиралось 250 человек и 150 – на отделение «мосты и тоннели».

  Набор этого года на автодоржный факультет ТОГУ составляет всего 25 человек! Почувствуйте, как говорится, разницу. Организован подобный факультет в Дальневосточном университете путей сообщения. Но складывается впечатление, что дни его сочтены.

  Эти и другие проблемы, о которых я говорю, и сказываются на состоянии дорожного хозяйства.
 

ВРЕМЯ БОЛЬШИХ НАДЕЖД


  – Мы работаем за деньги налогоплательщиков – это люди, которые пользуются дорогами, мы трудимся именно для них, – говорит Олег Фёдоров. – Сотрудники группы компаний «СтройДорСервис» тоже жители Хабаровского края, родные и близкие каждого из нас ездят по его автомобильным трассам. И мы как никто понимаем: любая ямка на дороге чревата опасностью для их жизни. Поэтому все наши работники стараются, чтобы никаких ям на автодорогах не было.

  Меня и наш коллектив вдохновляет приход к руководству Хабаровским краем Дмитрия Викторовича Демешина. С первых же дней его работы я отметил его искренний интерес к дорогам, к их качеству.

  Во время одного из своих первых посещений Хабаровского района Дмитрий Викторович очень большое внимание уделил состоянию автодорог. И в Хабаровске он тоже этим активно интересовался, сам ходил по
Амурскому бульвару, а не бегло осмотрел его из окна машины. Одним из первых вопросов на заседании правительства края было состояние дорожного хозяйства. Я давно такого отношения к нашему дорожному хозяйству не видел!

  В первом десятилетии 2000-х вводилось после строительства и реконструкции более 200 км дорог – это не считая объектов, где производился ремонт. Мы расширяли дорожную сеть Хабаровска, что позволило разгрузить улицы: обход Хабаровска от Амурского моста на дорогу до Комсомольска-на-Амуре, обход Красной Речки, расширение улиц Пионерской, Павла Морозова, Дикопольцева, проспекта им. 60-летия Октября, Воронежской, развязки на Восточном шоссе, на улице Карле Маркса, улице Юности…

  Этот перечень ещё можно продолжать и продолжать. Очень надеюсь, что подобные достижения у нас ещё будут.

  Знаете, о чём я часто думаю? Вот построили большой новый дом – это большая радость для тысячи человек. А когда сделали качественную дорогу – это радость для всего города, для его гостей, для многих поколений на долгие годы. И гордость для всех нас, кто трудится в дорожном хозяйстве.

 20 октября – День работников дорожного хозяйства!

 Поздравляю всех работников дорожного хозяйства, их близких, всех тех, кто помогает нам продуктивно выполнять свою работу: заказчиков, партнёров, поставщиков, работников ГИБДД, проектировщиков, наших учителей, ветеранов отрасли – с праздником! Всем здоровья, успехов во всём! Новых больших интересных проектов и достойную оплату их исполнения.

 Моя семья живёт в Хабаровском края с 1865 года. Отсюда наши поколения уходили на войны. Сюда возвращались и развивали его. Это наша Родина. Поэтому я не могу не поздравить всех жителей края с его днём рождения и пожелать дальнейшего процветания, а мы сделаем всё для этого.

 Беседовала Марина Семченко.