поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

В крае социальный бюджет с дефицитом в десять миллиардов

09.10.2018
Просмотры
214
В крае социальный бюджет с дефицитом в десять миллиардов
Проекты социального развития требуют всё больших бюджетных вливаний
В ближайшие три года бюджет у Хабаровского края будет напряженный. 60 процентов расходов в нем - социальные статьи и программы. Все в них предельно важно - копейки не сократишь. Доходы же отстают - например, в 2019 году более чем на 10 миллиардов рублей. На что тратит свои бюджетные средства Хабаровский край, как их зарабатывает и чем покрывает разницу между доходами и расходами, рассказал в ходе публичных слушаний краевого бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и. о. заместителя правительства края - министра финансов края Александр Кацуба.
Ключевые цифры краевой трехлетки, заявленные им, таковы: доход краевого бюджета в 2019 году по прогнозу составит 84,1 млрд рублей, расходы - 94,6 млрд рублей; в 2020-м доходы - 82,6 млрд расходы - 88,9 млрд рублей; в 2021 году доходы планируются на 80,8 млрд рублей, а расходы - 83,5 млрд рублей.

На что потратим?

Расходы краевого бюджета на 2019 год прогнозируются в сумме 94,6 млрд рублей. В основном средства пойдут на реализацию государственных программ, их 35, и составляют они 89,3 % всех трат. 
Здесь одна из ключевых статей - расходы на оплату труда работников бюджетной сферы с начислениями с учетом выполнения указов президента Российской Федерации и на повышение оплаты их труда, не подпадающих под действие указов президента РФ.
- На финансовое обеспечение Указов с 2012 по 2018 год направлено 186,6 млрд рублей. Ежегодно собственных средств на исполнение этих указов не хватало. Возмещение из федерального бюджета мы получили 29 %. Соответственно 131 млрд рублей за эти годы краевой бюджет вынес на своих плечах. Мы прибегали к заимствованию, чтобы выполнить расходные обязательства. С задачей справились, но дорогой ценой, - отметил и. о. министра финансов Хабаровского края.
В целом приоритетом у нас были и остаются расходы на социальную сферу. В проекте краевого бюджета будущего года на них предусмотрено 56,2 млрд рублей, что составляет 59,3 % от запланированных расходов.
Наибольший удельный вес здесь занимают расходы на социальную политику - 21,6 млрд рублей - 22,8 %. На обеспечение предоставления мер социальной поддержки населению края предусмотрено 6,3 млрд рублей, из них на оказание адресной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, гражданам с низкими доходами предусмотрено 4,1 млрд рублей, на поддержку семей с детьми - 2,2 млрд рублей. На страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения - детей, студентов, пенсионеров и безработных граждан - планируется направить 9,2 млрд рублей. На содержание краевой сети 46 учреждений социального обслуживания и 15 центров социальной поддержки населения - 3,4 млрд рублей.
На образование приходится 21,4 млрд рублей, или 22,6 %. Они обеспечивают выплату заработной платы и расходы по учебному процессу в 363 муниципальных общеобразовательных организациях на сумму 9,8 млрд рублей. Выплата заработной платы воспитателям и расходы на приобретение учебно-методических материалов в 374 муниципальных детских садах составят 3,1 млрд рублей.
На оказание услуг в 88 краевых образовательных учреждениях планируется направить 6,8 млрд рублей.
Расходы на здравоохранение составляют 7,8 млрд рублей, или 8,2 %. На предоставление услуг в 88 краевых учреждениях здравоохранения предусмотрено 4,6 млрд рублей. На обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан - 835 млн рублей, на санитарную авиацию - 366,5 млн рублей, на льготное зубное протезирование и приобретение слуховых аппаратов - 124,6 млн рублей.
Кроме того, предусмотрены расходы на 2019 год за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 25,2 млрд рублей.
На культуру приходится 2,1 млрд рублей, или 2,2%. Средства будут направлены на создание спектаклей, публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров 13 учреждениями культуры.
Расходы на физическую культуру и спорт составляют 3,3 млрд рублей, или 3,5 % бюджета. Обеспечивается деятельность пяти учреждений физической культуры и спорта в сумме 994,5 млн рублей. Запланировано проведение календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий на 193,4 млн рублей. А субсидии некоммерческим организациям, созданным в целях развития и популяризации физической культуры и спорта, составят 1307,5 млн рублей.

Для юных и пожилых

Жителям края, судя по нашим бюджетным расходам, предоставляется 60 мер социальной поддержки и государственной социальной помощи. Их получателями являются более четырехсот тысяч льготных категорий граждан - каждый третий житель края. На эти цели в краевом бюджете на 2019 год предусмотрено 6321,9 млн рублей.
Например, на комплекс мер государственной поддержки семей с детьми и улучшение демографической ситуации в краевом бюджете запланировано 2214,6 млн рублей. Каждая третья семья, таким образом, получит выплаты в связи с рождением и воспитанием детей. Из них наиболее значимыми являются ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего и последующего ребенка, краевой материнский (семейный капитал) и ежемесячное пособие на ребенка.
На оказание адресной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, гражданам с низкими доходами будет направлено 4107,3 млн рублей.

Социальное ЖКХ

В 2019 году расходы краевого бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство составят 4,9 млрд рублей. Причем их основная часть - 4,1 млрд рублей - носит социальный характер и будет направлена на снижение платежей населения за тепловую и электрическую энергию. Эти средства получат коммунальные организации на возмещение убытков, связанных с регулированием тарифов для населения. Это позволит снизить их на тепловую энергию - до 5 раз (Охотский район), на электрическую - до 13 раз (Аяно-Майский район).
406 млн рублей будет выделено на снижение расходов на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера.
181 млн рублей предусмотрено направить на подготовку объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период и на поддержку муниципальных программ по формированию современной городской среды.
205 млн рублей - на реализацию краевых полномочий в сфере ЖКХ.
Для повышения доступности жилья и улучшения жилищных условий помимо инвестиций предусматривается 442,4 млн рублей на предоставление социальных выплат при строительстве жилья. Это позволит обеспечить жильем или улучшить жилищные условия 595 семьям, из них 550 - молодым, 77 семей получат соцвыплаты в размере 5 % от стоимости жилья.
Будет продолжена практика предоставления субсидий из краевого бюджета кредитным организациям по выданным отдельным категориям граждан жилищным (ипотечным) кредитам по льготной процентной ставке. Это позволит получить жителям края ипотечный кредит по льготной ставке 5,75 % при рождении первого ребенка после 1 января 2018 года.

Дорогие дороги

Расходы на дорожное хозяйство в 2019 году составят девять млрд рублей. Здесь основное направление вложений - строительство и реконструкция краевых дорог - 4,4 млрд рублей. В том числе 3,6 млрд рублей пойдет на реализацию инвестиционного проекта на условиях государственно-частного партнерства - строительство автомобильной дороги «Обход г. Хабаровска км 13 - км 42».
Из общих расходов на дорожное хозяйство 2,3 млрд рублей (26 %) - субсидии местным бюджетам на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт местных дорог. Основная их часть предназначена на реализацию долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре и плана социального развития центров экономического роста Хабаровского края.
Расходы на ремонт и содержание краевых дорог предусмотрены в сумме 2,1 млрд рублей.
Также планируется финансовая помощь местным бюджетам, которым не хватает собственных средств.

При этом доходы сокращаются

Значительно сократилась - на 40 % - налогооблагаемая остаточная стоимость основных фондов. Причина - всё движимое имущество предприятий с 1 января 2019 года не будет облагаться налогом.
- На территории края, по нашим подсчетам, поступления в бюджет от налога на движимое имущество составляли 7,2 миллиарда рублей. Соответственно такой объем денежных средств недополучит бюджет. Сегодня мы находимся в стадии переговоров с Правительством Российской Федерации по возмещению выпадающих доходов, - отметил Александр Кацуба.
Также на доходы повлияли масштабные налоговые льготы для участников региональных инвестиционных проектов, резидентов ТОСЭР и свободного порта Владивосток. В связи с этим прогнозируется дальнейшее снижение доли доходов бюджета до 12 % ВРП (в 2021 году).
На формировании бюджета края влияют также изменения налогового законодательства. Рост ставок акцизов на средние дистилляты составил на 20,6 %, на автомобильный бензин 5-го класса - на 26,8 %, на дизельное топливо - на 28,1 %. Это значит, что зачисления в бюджет по этой статье увеличатся.
Вместе с тем снижен норматив зачисления в бюджеты субъектов РФ акцизов на нефтепродукты с 84,41 % до 58,1 % и увеличен норматив распределения между субъектами РФ доходов от акцизов на крепкий алкоголь на 10 %.

Пять доходных китов

Сегодня основные пять источников формируют краевой бюджет на 92 %. Это налог на доходы физических лиц - 39 %, налог на имущество организаций - 16 %, налог на прибыль - 22 %, акцизы - 12 %, налог на добычу полезных ископаемых - 3 %.
То есть львиную долю краевой казны составляет налог на доходы физических лиц. Он рассчитан исходя из фонда оплаты труда работников, занятых в экономике, в объеме 326,8 млрд рублей. НДФЛ в краевой бюджет определен в сумме 28265 млн рублей с ростом к 2018 году на 4,9 %, или 1317 млн рублей.
В краевой бюджет зачисляется 70% от суммы налога, собранного на территории края, в местные бюджеты - 30 %.
В бюджет зачисляется налог на прибыль по ставке 17%. Прогнозом социально-экономического развития края налогооблагаемая прибыль организаций Хабаровского края определена в размере 100,8 млрд рублей. С учетом налоговых льгот, предоставляемых в соответствии с краевым законодательством, налог составит 15 млрд 942 млн рублей (рост на 0,9 %, или на 140 млн рублей).
Налог на имущество организаций - 11 млрд. 450 млн рублей со снижением к 2018 году на 18 %. Он рассчитан с учетом того, что движимое имущество не будет облагаться налогом, а в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи налоговые ставки возросли с 1,9% до 2,2%.
Акцизы на подакцизные товары планируются в сумме 8 714 млн рублей. В краевой бюджет зачисляются акцизы на пиво, доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, крепкий алкоголь и средние дистилляты (топливо для кораблей).
Акцизы на пиво, производимое в крае, определены в 3 млрд 743 млн рублей со снижением к оценке этого года на 2 процента (или 78 млн рублей) в связи с уменьшением объемов реализации пива на 372 тыс. декалитров. Основные плательщики здесь - «Балтика-Хабаровск» и «Амур-Пиво» (HEINEKEN).
«Ликеро-водочный завод «Хабаровский» тоже вносит немалую лепту в казну. Ожидается, что в 2019 году доходы в бюджет от акцизов на алкогольную продукцию возрастут на 20 % и составят 864 млн рублей. Такой рост обусловлен изменением порядка распределения доходов от акцизов между субъектами РФ. Изначально все средства поступают в федеральный бюджет, а затем распределяются между субъектами. И если в 2018 году норматив распределения доходов между регионами составлял 50 %, то в 2019 году увеличится до 60 %.
Налог на добычу полезных ископаемых прогнозируется в сумме 2 млрд 69 млн рублей с ростом на 3,9 %, что обусловлено снижением объемов налоговых льгот в рамках реализации региональных инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока.
Неналоговых платежей в бюджет‑2019 прогнозируется в сумме 1,2 млрд рублей. В основном это штрафные санкции и платежи при пользовании природными ресурсами, их доля составляет 82 процента.

Откуда «дыра» в бюджете

Всего налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета на 2019 год составят 73,5 млрд рублей. Плюс безвозмездные поступления на 2019 год предусмотрены в сумме 10620 млн рублей, из них из федерального бюджета - 10617 млн рублей со снижением к уровню 2018 года на 61 процент. Но после разработки проекта федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета будет увеличен на инвестиции, скорректирован с учетом распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели, а также единой субвенции.
Таким образом, правительство края обязуется выполнить все взятые на себя обязательства и выделяет на социальную сферу более половины бюджета. При этом, по прогнозам, расходы краевой казны превысят доходы примерно на 10,5 млрд рублей.
Что же мы будем делать с дефицитом казны?
- Расходные обязательства, принятые на краевом уровне, превышают наши возможности, поэтому и создается дефицит. Чтобы исполнить все расходные обязательства и закрыть дефицит, нужно привлечь кредиты, - говорит Александр Кацуба.
По словам и. о. министра финансов края, годовое обслуживание этих займов обходится краевой казне примерно в 2 млрд рублей, а вопрос о том, как снизить кредитную нагрузку на бюджет, в ежедневном режиме решают специалисты.
Сам минфин ранее вынес предложение по оптимизации расходов на содержание госаппарата.
- Сегодня порядка 10 процентов консолидированного бюджета края, а это не только краевой бюджет, но и казна муниципальных районов, тратится на содержание чиновничьего аппарата. Это и заработная плата, и содержание всех учреждений при аппарате правительства, городских, районных муниципальных образований. Достаточно солидная сумма. Мы должны оптимизировать расходы, сохранив эффективность работы госаппарата. Этот вопрос прорабатывается, по итогу свои предложения представим губернатору края, - сказал Александр Кацуба.
Проектом бюджета предусмотрено планомерное снижение дефицита с 14 % до 3 %. В перспективе до 2022 года.

Анна МЕШАЛКИНА.