поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Вот такой у нас запрет: есть киоск, а пива нет

16.01.2013
Просмотры
711
Вот такой у нас запрет: есть киоск, а пива нет
- Да я его и не пью, - сказал хабаровчанин Евгений Добрынин
По данным краевого управления потребительского рынка, в 2012 году на территории Хабаровского края алкогольную продукцию, а также пиво и напитки на его основе продавали 2750 торговых предприятий. Теперь их станет гораздо меньше: согласно новым правилам продажи этих товаров, закреплённым в федеральном законе № 171 и вступившим в силу с 1 января, алкоголь и пиво можно отпускать покупателям только в стационарных торговых объектах.

- Стационарный торговый объект - это здание, крепко связанное с фундаментом, где имеются все инженерные коммуникации, - объяснил начальник отдела лицензирования и контроля за оборотом алкогольной продукции краевого министерства сельского хозяйства Сергей Борисенко. - При продаже алкогольной продукции общая площадь такого объекта должна быть больше 50 квадратных метров. На пиво это ограничение не распространяется. Кроме того, при торговле данными видами товаров в городской местности обязательно должна использоваться контрольно-кассовая техника.

Другими словами, все маленькие киоски и торговые павильоны от продажи горячительных напитков теперь отстранены. То же - с торговыми точками в детских, образовательных, медицинских организациях, организациях культуры и спорта (за исключением предприятий общепита) и на прилегающих к ним территориях, а также на вокзалах, в аэропортах, на станциях метро, оптовых и розничных рынках, объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях. А с 11 вечера до восьми утра любую алкогольную продукцию крепче 0,5 градуса отныне нельзя продать нигде, кроме кафе и ресторанов.

- К сожалению, не известно, сколько конкретно из 2750 торгующих алкоголем и пивом предприятий имеют нестационарные торговые точки. Но, думаю, это достаточно большое число, - говорит Сергей Геннадиевич. - Один из выходов для них - перепрофилироваться и перейти на другие группы товаров. Другой - перенести торговлю в стационарный объект или открыть пивной ресторанчик.

А вместо бутылок - игрушки

Многие, кстати, уже последовали этому совету. Например, павильон близ остановки «Автодорожный техникум» в Северном микрорайоне Хабаровска вместо пенного напитка теперь продаёт зоотовары, косметику и детские игрушки. А в киосках близ остановки «Авиа­городок» сейчас готовят буррито и курицу гриль. Не удалось нам купить пиво также в киосках близ Дома одежды и краевой типографи на улице Серышева. На последнем и вовсе красовалась чёткая надпись: «Пива нет».

Однако не все спешат убрать с прилавков запрещённый товар. Некоторые надеются получить с него последнюю, уже нелегальную, прибыль. Не пугают их даже штрафы, которые за продажу алкоголя и пива без необходимых документов и в не предназначенных для этого местах для должностных лиц составляют 4-5 тысяч рублей с конфискацией товара, а для юридических - в 10 раз больше.

- С 1 по 11 января наш отдел проверил 10 торговых точек, пресёк восемь нарушений, сотрудники изъяли больше трёх тонн пива, - рассказывает начальник отдела организации применения административного законодательства Управления МВД России по Хабаровскому краю Владимир Примаченко. - И чаще всего предприниматели говорят нам, что виноваты, но хотели подзаработать, поскольку лишились основного источника дохода. Есть, конечно, и те, кто не слышал о новшествах, но, думаю, многие, кто оправдывается таким образом, всё же лукавят.

Мероприятия по выявлению нарушений новых правил продажи алкоголя будут активно проводиться и дальше. Сейчас органам УВД помогает Уссурийское войсковое казачье общество, а после сессии обещали подключиться и молодёжные общественные организации. Они также будут выявлять недобросовестных продавцов и сообщать о них полиции. Не остаются в стороне и простые граждане: регулярно обращаются в правоохранительные органы с жалобами на незаконную продажу алкоголя возле своих домов.

Безалкогольное лето

Большие перемены в связи с новыми правилами ожидают и летнюю торговлю. Ведь все так называемые летние площадки, хоть и являются предприятиями общепита, всё-таки относятся к нестационарным объектам, а значит, пивом в них торговать нельзя. Получается, в грядущем мае-июне мы их просто не увидим?

- Почему же? Они включены в дислокацию объектов летней торговли на 2013 год, - говорит замначальника управления торговли, питания и бытового обслуживания населения Хабаровска Любовь Расильбекова. - Мы предусмотрели места примерно для 50 таких площадок. Не знаем, правда, сколько из них реально будут востребованы. Однако когда мы спросили предпринимателей, с которыми работаем уже не один год, будут ли они участвовать в конкурсе нынешнего года, все однозначно ответили, что будут, - просто переориентируются.

По словам Любови Александровны, больше волнений вызывали киоски: специалисты ожидали, что со вступлением в силу новых правил они начнут закрываться один за другим. Но этого не произошло.

- Их владельцы просто изменили направление торговой деятельности, - объясняет она. - Например, теперь в Хабаровске будет гораздо больше киосков и павильонов с овощами и фруктами. А компания «Невада», у которой в городе также есть своя сеть нестационарных торговых объектов, заявила, что теперь использует её для продажи товаров повседневного спроса по более низким, чем в соседних магазинах, ценам. И даже те, кто перепрофилироваться не хочет, прекращать торговлю всё равно не спешат, а просто сдают свои площади другим людям.

Но вот сами владельцы летних площадок утверждают, что теперь открывать их совершенно невыгодно.

- Лично я этим летом открывать свою площадку в Первом микрорайоне не буду, - говорит предприниматель Ия Степанова, - потому что открывать, по большому счёту, будет нечего. Все тенты, палатки, стулья и холодильники предоставляет пивная компания за то, что мы продаём именно их продукцию. Покупать всё это самим или брать в аренду очень дорого, а выручка без продажи пива будет такой, что не хватит даже на зарплату продавцам - про аренду и налоги вообще молчу. Я в этом бизнесе 15 лет и знаю, о чём говорю. Мне кажется, единственный вариант, при котором можно сохранить рентабельность площадки, - приторговывать пивом из-под полы. Лично я к такому не готова: привыкла всё делать правильно.

Запрет на ночную торговлю алкоголем она также считает нецелесообразным: кому нужно, тот всегда купит себе выпивку - легально или нелегально.

Предприниматель Александр Сидоров это мнение разделяет:

- Раньше у меня было много летних кафе - и в парке «Динамо», и на Уссурийском бульваре. Но дислокация постепенно сокращалась, и последние два года работало только одно - на перекрёстке Уссурийского бульвара и улицы Шеронова. В этом году я даже не стал подаваться на конкурс - нет смысла. Оборудование, которое раньше бесплатно давали нам производители пива, само по себе стоит миллионы. Мы не можем себе позволить такие затраты, тем более когда выручка настолько зависит от погодных факторов.

Врачи - только «За!»

Что же касается врачей-наркологов Хабаровского края, то они поддержали новшества обеими руками. Особенно - увеличение штрафов за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Отныне за одно такое правонарушение продавец должен будет заплатить от 30 до 50 тысяч рублей, руководитель или владелец торговой точки - 100-200 тысяч, а юридическое лицо - от 300 до 500 тысяч рублей. В общем, продавать пиво детям теперь действительно невыгодно.

- Нас этот закон удовлетворяет полностью, потому что за последние 15-20 лет количество людей, активно употребляющих пиво, выросло в 10-12 раз, и в большинстве случаев это приводит к тяжёлой зависимости, - высказал свою точку зрения заведующий наркологическим диспансером краевой психиатрической больницы Андрей Лавриненко. - 72 процента подростков, состоящих на учёте в нашем диспансере - активные потребители пива, а среди взрослого населения до 30 лет больше 70 процентов страдают пивным или смешанным алкоголизмом, а 15-20 процентов - алкоголизмом, связанным с употреблением крепкого алкоголя или суррогата. Так что закон очень своевременный и, уверен, даст положительный эффект.

- Мы очень рады, что точки  продажи пива убрали от школ и детских учреждений, и теперь оно станет менее доступным для подростков, - поддержала его коллега, врач-нарколог по работе с подростками краевой психиатрической больницы Евгения Крюковская. - Последние несколько лет они подвергались крайне агрессивному воздействию рекламы, которая утверждала, что пиво - истинно молодёжный напиток, лёгкий и безвредный. Это вопиющая неправда: пивная зависимость формируется очень быстро.

А ещё врачи благодарны законодателям за то, что под все эти ограничения попадают и содержащие алкоголь энергетические напитки, которые сегодня не менее опасны, чем пиво. Ежегодно на учёт в наркологическом диспансере становятся десятки подростков, у абсолютного большинства из них проблемы, связанные с употреблением пива или энергетиков. В реальности же число таких ребят, по словам специалистов, больше в шесть-десять раз. Ситуацию осложняет ещё и то, что сами родители до последнего не обращаются за помощью к профессионалу, стремясь спрятать «позорную» проблему и оставить её в рамках семьи.

- В цивилизованных странах сегодня энергетики продаются только через аптечную сеть, - говорит Евгения Крюковская. - Это не просто лимонад или сладкая газировка, как считают многие, а составы, которые ощутимо воздействуют на психику человека и его нервную систему. В нашей практике были случаи зависимости, когда ребёнок просто не мог встать с постели, не выпив энергетиков. Были и другие, когда мальчики и девочки падали без сознания в школьных туалетах, и им приходилось оказывать срочную медицинскую помощь. Так что не стоит недооценивать эту опасность. К счастью, теперь продажа алкогольных энергетических напитков ограничена. Очень надеемся, что вскоре это распространится и на безалкогольные энергетики.

Дарья Уланова.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.