Закон краю необходим
14.09.2019
346
В новых рыночных условиях горный бизнес в Хабаровском крае работает на слабо проработанном правовом поле
Все мы видим, сколь частыми стали у нас паводки, лесные пожары, сели… Многие экологические бедствия происходят оттого, что наши земли нарушены. Эта проблема сегодня приобретает общегосударственные масштабы. Восстановление нарушенных естественных экологических систем является одной из центральных задач гоcударственной политики для достижения цели «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года».
Цель ее - улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, а также ликвидация экологического ущерба прошлой хозяйственной деятельности. И роль лесной растительности, восстанавливаемой путем рекультивации, в жизни природы и общества трудно переоценить.
В Хабаровском крае, где горнодобывающая промышленность является одной из ведущих промышленных отраслей, нет закона «О рекультивации нарушенных горными работами земель».
Не потому ли наш добывающий регион сталкивается с серьезными экологическими проблемами? Земли изымаются из лесного фонда, используются, нарушаются, а ведь могли бы быть использованы в народном хозяйстве.
Некоторые законодательные неувязки
До недавних пор в России рекультивация земель регулировалась двумя нормативными документами. Во-первых, Постановлением правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Во-вторых, Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Оба этих документа весьма общие. Они, например, никак не определяют ответственность за неисполнение работ и не регламентируют сроки проведения рекультивации.
Не меньше вопросов и к другому документу - постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. «О государственном земельном контроле».
Он вообще имеет опосредованное отношение к проблеме: к примеру, в нем говорится, что органами федерального надзора выполнение обязанностей контроля по рекультивации земель осуществляется после завершения разработки месторождения.
А какой смысл? Как можно по закону требовать восстановление нарушенных земель, когда предприятие уже завершило добычу полезного ископаемого? И у нас, на горных предприятиях в крае, как правило, после отработки месторождения рекультивацией никто не занимается.
На это нет денег! Так что земли, изъятые из лесного фонда, остаются без какой-либо надежды на восстановление их продуктивности…
Сегодня эти документы утратили силу, и, казалось бы, положение должно измениться в связи с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года «О проведении рекультивации и консервации земель» (с изменениями на 7 марта 2019 года).
Но в нем отсутствует статья о внесении залоговых платежей на рекультивацию нарушенных горным производством земель. Считаем необходимым обязать недропользователей страховать ответственность за восстановление разрушенных ими земель на сумму, равную стоимости восстановления.
Дельный региональный закон
Для Хабаровского края еще в 1995 году нами был подготовлен проект местного закона о рекультивации. Потом, в 2011 году, он был доработан. Но до сих пор, к огромному сожалению, так и остался проектом!..
В законе о рекультивации, по нашему мнению, должна быть статья о внесении залоговых платежей на рекультивацию. Это очень простой и эффективный способ застраховать риски, связанные с невыполнением рекультивационных работ.
В соответствии с ним собственник на стадии получения лицензии вносит целевые средства на рекультивацию на депозитный счет. И тогда, даже в случае окончания работ по освоению месторождения (или банкротства), он имеет возможность восстановить нарушенные площади земель за счет банковских средств.
Мы считаем, что в идеале распоряжаться этими средствами должны муниципалитеты, на территории которых ведется разработка полезного ископаемого - ведь они подотчетны федеральным и региональным властям за рациональное использование земель своего муниципалитета.
А медлить нельзя
В итоге получается так, что в новых рыночных условиях хабаровской горный бизнес работает в слабо проработанном правовом поле, используя несовершенство законодательства в своих интересах.
Уничтожаются леса, нарушаются права местного населения на благоприятную окружающую среду.
Отсутствие закона о рекультивации в Хабаровском крае позволяет горнякам получать сверхприбыли при экономии на экологии. По сути, жители края своим здоровьем кредитуют хабаровский горный бизнес!
Учитывая, что в перспективе в крае ожидается увеличение темпов добычи полезных ископаемых, дальше медлить нельзя. И без того сложная экологическая ситуация региона может резко перейти в разряд катастрофических.
Поэтому необходимо без промедления принять меры для создания закона о рекультивации в крае с целью повышения качества, и прежде всего лесной, на горнопромышленных землях.
Население пора защищать от техногенного загрязнения для сохранения его же здоровья.
Кроме того, лесная рекультивация имеет огромное социальное значение - она дает работу населению. Ведь сегодня кадровые проблемы в решении вопросов проведения лесной рекультивации у нас остаются самыми проблемными.
Для этого необходимо грантовое стимулирование вузов, которые могли бы обеспечить дело высококвалифицированными специалистами.
В части привлечения финансовых ресурсов необходимо говорить о создании инвестиционных фондов, о развитии лизинга и системы кредитования, выпуске акций - со стороны бизнеса, а также обеспечения государственных и муниципальных гарантий, привлечения грантов, займов, осуществления стипендиальных программ - со стороны государства.
Людмила Крупская, доктор биологических наук, профессор, г. Хабаровск, ДальНИИЛХ.
Цель ее - улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, а также ликвидация экологического ущерба прошлой хозяйственной деятельности. И роль лесной растительности, восстанавливаемой путем рекультивации, в жизни природы и общества трудно переоценить.
В Хабаровском крае, где горнодобывающая промышленность является одной из ведущих промышленных отраслей, нет закона «О рекультивации нарушенных горными работами земель».
Не потому ли наш добывающий регион сталкивается с серьезными экологическими проблемами? Земли изымаются из лесного фонда, используются, нарушаются, а ведь могли бы быть использованы в народном хозяйстве.
Некоторые законодательные неувязки
До недавних пор в России рекультивация земель регулировалась двумя нормативными документами. Во-первых, Постановлением правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Во-вторых, Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Оба этих документа весьма общие. Они, например, никак не определяют ответственность за неисполнение работ и не регламентируют сроки проведения рекультивации.
Не меньше вопросов и к другому документу - постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. «О государственном земельном контроле».
Он вообще имеет опосредованное отношение к проблеме: к примеру, в нем говорится, что органами федерального надзора выполнение обязанностей контроля по рекультивации земель осуществляется после завершения разработки месторождения.
А какой смысл? Как можно по закону требовать восстановление нарушенных земель, когда предприятие уже завершило добычу полезного ископаемого? И у нас, на горных предприятиях в крае, как правило, после отработки месторождения рекультивацией никто не занимается.
На это нет денег! Так что земли, изъятые из лесного фонда, остаются без какой-либо надежды на восстановление их продуктивности…
Сегодня эти документы утратили силу, и, казалось бы, положение должно измениться в связи с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года «О проведении рекультивации и консервации земель» (с изменениями на 7 марта 2019 года).
Но в нем отсутствует статья о внесении залоговых платежей на рекультивацию нарушенных горным производством земель. Считаем необходимым обязать недропользователей страховать ответственность за восстановление разрушенных ими земель на сумму, равную стоимости восстановления.
Дельный региональный закон
Для Хабаровского края еще в 1995 году нами был подготовлен проект местного закона о рекультивации. Потом, в 2011 году, он был доработан. Но до сих пор, к огромному сожалению, так и остался проектом!..
В законе о рекультивации, по нашему мнению, должна быть статья о внесении залоговых платежей на рекультивацию. Это очень простой и эффективный способ застраховать риски, связанные с невыполнением рекультивационных работ.
В соответствии с ним собственник на стадии получения лицензии вносит целевые средства на рекультивацию на депозитный счет. И тогда, даже в случае окончания работ по освоению месторождения (или банкротства), он имеет возможность восстановить нарушенные площади земель за счет банковских средств.
Мы считаем, что в идеале распоряжаться этими средствами должны муниципалитеты, на территории которых ведется разработка полезного ископаемого - ведь они подотчетны федеральным и региональным властям за рациональное использование земель своего муниципалитета.
А медлить нельзя
В итоге получается так, что в новых рыночных условиях хабаровской горный бизнес работает в слабо проработанном правовом поле, используя несовершенство законодательства в своих интересах.
Уничтожаются леса, нарушаются права местного населения на благоприятную окружающую среду.
Отсутствие закона о рекультивации в Хабаровском крае позволяет горнякам получать сверхприбыли при экономии на экологии. По сути, жители края своим здоровьем кредитуют хабаровский горный бизнес!
Учитывая, что в перспективе в крае ожидается увеличение темпов добычи полезных ископаемых, дальше медлить нельзя. И без того сложная экологическая ситуация региона может резко перейти в разряд катастрофических.
Поэтому необходимо без промедления принять меры для создания закона о рекультивации в крае с целью повышения качества, и прежде всего лесной, на горнопромышленных землях.
Население пора защищать от техногенного загрязнения для сохранения его же здоровья.
Кроме того, лесная рекультивация имеет огромное социальное значение - она дает работу населению. Ведь сегодня кадровые проблемы в решении вопросов проведения лесной рекультивации у нас остаются самыми проблемными.
Для этого необходимо грантовое стимулирование вузов, которые могли бы обеспечить дело высококвалифицированными специалистами.
В части привлечения финансовых ресурсов необходимо говорить о создании инвестиционных фондов, о развитии лизинга и системы кредитования, выпуске акций - со стороны бизнеса, а также обеспечения государственных и муниципальных гарантий, привлечения грантов, займов, осуществления стипендиальных программ - со стороны государства.
Людмила Крупская, доктор биологических наук, профессор, г. Хабаровск, ДальНИИЛХ.