Андрей Тен - художник, волшебник, фантазёр…
21.11.2023
733

Андрей Тен: «Для художника важно выразить собственное представление о чём бы то ни было. Из этого складывается индивидуальность»
Музыкальные коты, сказочные гномы, фантастические персонажи - забавный игровой мир этого художника невозможно спутать ни с одним другим. Андрей Тен дарит зрителю улыбки, вселяет веру в чудеса, помогает вспомнить что-то давно позабытое из детства. Такое уж у него призвание - быть волшебником.
И даже в 60 лет (юбилей член Союза художников России, заслуженный художник Хабаровского края Андрей Тен отметил 18 ноября) он ничуть не утратил непосредственного, как в детстве, взгляда на мир, не разучился ему удивляться.
- Никак не могу повзрослеть! - смеётся юбиляр. - В душе мне не больше 20. Меня тянет ко всему новому, неизведанному. У меня полно творческих задумок. И мне по-прежнему очень интересно жить.
В ДУХЕ ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ
Для хабаровского волшебника его юбилейный год стал особенно плодотворным. У Андрея Михайловича прошло несколько выставок, в том числе персональных. Владивосток, например, порадовала экспозиция под загадочным названием «Битум. Опыт № 1».
Хабаровчанам, думается, ещё в начале года запомнилась экспозиция в Дальневосточном художественном музее «Год кота», где Андрей Тен представил занимательные картины, скульптуры, арт-объекты.
Событием для Перми стала выставка «Арт-Пермь». В галерее Диас сказочник из Хабаровска показал свои разноплановые произведения и эксперименты.
В Улан-Удэ на региональной выставке, которая проводится раз в пять лет, творческие работы Тена, как всегда, были в числе лучших, прошедших конкурсный отбор. Теперь их можно найти в специальном каталоге среди других произведений дальневосточных художников.
- Большая региональная выставка - это возможность показать себя и посмотреть на других, - отмечает юбиляр. - И, конечно, наметить, куда двигаться дальше.
А ещё Андрей съездил на пленер, хотя обычно творит по представлению. Последняя такая поездка у него была ещё во время студенчества. А тут вдруг душа попросила.
- Выбрался на Ольхон, - говорит он. - На Байкале раньше бывал только как турист. Теперь поработал с натуры. Писал пейзажи. Для меня это новая проба. Пленэры дают творческий рост. Появилось много задумок.
Екатеринбург, Иркутск - вот, куда чаще всего уходят творения уникального хабаровского художника. Поклонники следят за его творчеством из разных уголков страны, приобретают картины через галереи, интересуются новинками мастера.
- Больше всего мне хочется с головой погрузиться в творчество, воплотить задумки, - делится он. - Их много. Создать, например, сувенирную карту в духе Властелина колец с обозначением местных эндемиков, познавательных мест для детей и других посетителей краеведческого музея.
Но очень уж часто приходится волшебнику отвлекаться на заказы Союза художников, верстать книги. «Лучше тебя всё равно никто не сделает», - уговаривают его собратья по творчеству.
ХУДОЖНИКОМ НАДО РОДИТЬСЯ
Узнаваемые персонажи в его мастерской в виде фигурок и рисунков соседствуют с многочисленными инструментами, карандашами, кистями. У каждого из них своё место, своя, как в высотной многоэтажке, «прописка».
- Иначе нельзя, - уверяет художник. - Их много. Они мелкие. В беспорядке начнётся хаос. И даже при этом кажущемся порядке порой всё равно приходится что-то искать. Одни карандаши чего стоят! Ведь они разных видов, и их сотни. Большое множество и других материалов. Ведь я работаю со всевозможными арт-объектами, создаю графические картины, занимаюсь полиграфией. Но у разносторонности есть обратная сторона - важно во всём этом не запутаться.
Сейчас много места в мастерской занимают огромные детали из пеноплэкса. Наступит момент, и они соединятся в фантазийную композицию, которая украсит Краеведческий музей.
- Помните, там есть скелет кита? - приоткрывает он завесу таинственности. - По замыслу, этот скелет будет трансформироваться в динозавра. Вообще-то, этот проект планировался для проведения «Ночи искусств», но пришлось отложить. Тем не менее инсталляция, а это игра со зрителем, состоится.
- А это безумный проект для отеля «Олимпик», - Андрей указывает на висящие на стене сказочные часы, где из каждой цифры выскакивают весёлые человечки. - Тут две хоккейные команды серебристые и позолоченные и два вратаря на цифре шесть и 12. В своё время по этому макету планировалось изготовить в Китае большие настенные часы. По замыслу, каждая ячейка на циферблате оживает и открывается, как только на неё переходит стрелка.
Кстати, в Поднебесную, куда многие наши художники ездят на пленэр, он порой наведывается туристом за вдохновением, бывает в арт-зоне в районе Пекина. А когда преподавал на кафедре дизайна в педуниверситете, обучал группу китайских студентов.
- Они прекрасные копировщики, - признаёт он. - Но с фантазией у них не так хорошо, как у наших творческих ребят, полных идей, замыслов. Правда, в отличие от наших, они мгновенно всё схватывают, тут же воспроизводят. Это их конёк.
Обучить, по мнению Андрея Тен, можно лишь ремеслу, а художником нужно родиться. Очень уж многое в творчестве зависит от мировоззрения, личного восприятия мира. «Ой, как нарисовано, прямо как на фото» - слышит он порой на чьих-нибудь выставках. Вот только копировка - не показатель.
- Для художника важно выразить собственное представление о чём бы то ни было, - убеждён он. - Из этого складывается индивидуальность. Те же актёры, играя роли известных людей, пропускают образы через призму собственного восприятия. Так и художники, даже копируя, вкладывают в изображение своё представление об увиденном. Одно и то же дерево по-разному изобразят Пикассо, Куинджи, Ван Гог.
Непохожий на другие подчерк Андрея Тен определяет умение вовремя остановиться, что-то недосказать. При огромной тяге к экспериментам он не стремится использовать для создания своих образов всё подряд. Наоборот, секрет их выразительности в условностях, ограничениях.
На выставках, где художник любит бывать, вдохновляться творчеством собратьев по искусству, обычно останавливается лишь у тех творений, создание которых непохоже на виденное прежде.
- Вот и я во многих случаях совмещаю разные материалы, смотрю, что из этого получается, - добавляет юбиляр. - Начинал с классической гравюры, в рамках которой впоследствии стал экспериментировать. В моей мастерской до сих пор стоит офортный станок, доставшийся от учителя Дмитрия Андреевича Романюка.
ПО СЛЕДАМ САЛЬВАДОРА ДАЛИ
… Вырос Андрей на журналах. Особенно любил юмористический «Крокодил» с его иронией и сентиментальностью. Впоследствии они отразились и в его творчестве.
- Мне всегда нравился гротеск, в котором можно применить условности, преувеличения, - говорит художник. - Это наделяет придуманный персонаж большей яркостью и обаянием оттого, что у него, например, очень большие уши, слишком маленькие глаза.
Ещё в детстве Андрей Тен мечтал создавать мультфильмы, иллюстрировать книги, заниматься керамикой. Несколько лет посещал детскую художественную школу. Во время обучения в пединституте, на худграфе, дополнительно осваивал «Кинодело».
В те годы всё снималось на плёночную камеру. Так создавались и мультфильмы - марионеточные, плоскостные. На факультете даже дипломные работы порой защищали по мультфильмам.
Однако учителя разглядели в студенте графика. По примеру своего педагога Дмитрия Романюка, который создавал линогравюры в технике станковой печатной графики, Андрей для дипломной работы выбрал серию классических линогравюр «Пейзажи Хабаровска».
- Ходил по родному городу, делал зарисовки старинных зданий, находил знаковые места, - вспоминает он. - Особенно интересным этапом в подготовке диплома стал поиск необычных видов города, новых мотивов. Для этого я лазил по крышам домов. Например, делал зарисовки со здания, расположенного по улице Муравьёва-Амурского, через дорогу от Дома коммуны. Оттуда открывался красивый вид на универмаг, театр драмы.
Андрея Тен всегда привлекали сюрреалисты, другие миры, иная реальность. В студенчестве обожал Сальвадора Дали. Позднее - Рене Магритта.
К тому времени, когда он окончил вуз, в Хабаровске активно множились разные издательства. Это было популярно, модно. Вот и Андрей начал с того, что устроился в одно из них. Оформлял обложки детективов, участвовал в проекте «Русские народные сказки».
ОТКРЫТКИ - СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ
В конце 1980-х - начале 90-х (а это, кто помнит, было время кооперативов) Тен попал в фирму под названием «Детская полиграфия». Один из товарищей приобрёл персональный компьютер, предложил вместе делать книги для детей. Приятели арендовали помещение в деревянной двухэтажке на улице Дзержинского, в районе Уссурийского бульвара. И закипела работа.
- Графический дизайн осваивал методом тыка, - рассказывает юбиляр. - Школы в этом направлении тогда не было. Подспорьем стали навыки, полученные в вузе. К тому моменту я уже был неплохим оформителем, а это пригодилось и во время армейской службы, когда оформлял музей в штабе военного округа. А тут начал с того, что стал разрабатывать логотипы для разных фирм. Это пользовалось спросом.
Для души рисовал любимые мультяшки. Персонажи пригождались в оформлении авторских поздравительных открыток. Светлые узнаваемые образы весёлых человечков нравились людям. Его авторские открытки быстро находили покупателей.
Кстати, именно открытки с милыми персонажами помогли художнику победить в конкурсе на международном фестивале рекламы. Для участия в нём нужно было выполнить полиграфическую работу на текстурной дизайнерской бумаге немецкой фирмы.
Андрей выслал в Москву целую серию своих работ, выполненных на компьютере и принтере. Каждая открытка - на отдельном виде фирменной бумаги. Выслал и забыл об этом.
И вдруг звонок в Белый театр, где тогда работал художник: «Приглашаем вас на церемонию награждения в Центр международной торговли на Красной Пресне». До торжественного момента оставалось всего два дня, а у него ни денег, ни времени в запасе.
- Это был 1998 год, когда случился финансовый обвал, - вспоминает художник. - Спасибо друзьям, помогли. Дата совпала с моим днём рождения. И он оказался самым длинным, потому что прошёл в воздухе на пути в Москву.
За первое место на конкурсе международного значения Андрея премировали поездкой в Германию. Так он впервые побывал за рубежом.
В Альпах Баварии очутился в настоящей сказке. Яркие впечатления от поездки, новый взгляд на мир отразились и в творчестве.
… И ВСЁ-ТО У НЕГО СПОРИТСЯ
- Вдохновением для создания персонажей и декораций может послужить всё, что угодно, - уверяет художник. - Я, например, обожаю музыку. И не только джаз. Хотя его просто боготворю. Люблю рок, поп, песни и мелодии из кинофильмов. Того же Таривердиева.
В мастерской художника рядом с компьютером наготове подборка дисков. Чуть поодаль - большая коллекция виниловых пластинок и проигрыватель.
Много лет Андрей Тен сотрудничал с Белым театром. Создавал сценографию, а это не только элемент оформления, но и игры со зрителем. В первой же постановке реквизит, по замыслу, прямо во время представления рвался и резался. Вот такая игра.
Прохожие с любопытством рассматривали оформление на фасаде Белого. Персонажи Тена, как книжная иллюстрация, так и манили заглянуть в театр. Занимательно было и в фойе, которое художник оформлял арт-объектами. Обычные бутылки выглядели, как расписные матрёшки. Экспериментируя с ними, он создал образы красноармейца, буржуина. На экспонатах необычной формы - сюрреалистические рисунки.
Поработал Андрей и в краевом музыкальном театре: сначала - над отдельным проектом, позже - главным художником. Но пандемия коронавируса разорвала этот контракт… Вдобавок художник сломал ногу, полгода провёл на костылях. Вот только творчество и тогда кипело в его мастерской.
Передвигаясь на костылях, встречался с мастером-иллюстратором Геннадием Павлишиным. Вместе они создали книгу «Здесь Родины моей начало».
- Иллюстрации его, а я только верстал, - уточняет Андрей. - Следом верстал книгу стихов нашего хабаровского поэта, живущего в Австралии, Александра Семченко «Воздушный шар». Здесь в оформлении уже моя графика в авторской технике. Впрочем, это не первый наш совместный проект.
Сейчас свободный художник занят несколькими делами. Верстает сразу два юбилейных издания, посвящённых друзьям-художникам. Выкраивает время и на создание инсталляции для краеведческого музея. Мало того, планирует выставочные проекты на следующий год.
И всё-то у него спорится. Не потому ли, что дома - надёжный тыл. Жена Андрея также окончила худграф, занята в Художественном музее. Дочь освоила декоративно-прикладное искусство. Кто, как не они, лучше всех понимают хабаровского волшебника и во всём его поддерживают.
Мария СМИРНОВА.
Фото автора.
Похожий на индейца, Андрей Тен мог бы, как он говорит, носить другую фамилию. Быть Лоскутниковым или Фадеевым. Так уж сложилось, что кровей в его роду намешано много. Дедушка по фамилии Тен - кореец. Бабушка Фадеева - русская. Отец - стало быть, метис. А мама по фамилии Лоскутникова - гуранка, родом из Забайкальского края.
О художниках в своём роду он не слышал. А вот про крестьян, которые работали всю жизнь на земле, знает точно. Только вот у него такой склонности никогда не было. Да и близкие подавали другие примеры. Отец был строителем, начальником РСУ, дядя - военным.
- Мои знания о родословной прерываются на дедушке, - добавляет он. - Знаю, что дед приехал в Россию из Кореи ещё до революции. Женился и обосновался где-то в Красноярском крае. Впоследствии так и остался в России. Хотя по-русски говорил неважно. Много курил. Никогда не расставался со своей трубкой.
И даже в 60 лет (юбилей член Союза художников России, заслуженный художник Хабаровского края Андрей Тен отметил 18 ноября) он ничуть не утратил непосредственного, как в детстве, взгляда на мир, не разучился ему удивляться.
- Никак не могу повзрослеть! - смеётся юбиляр. - В душе мне не больше 20. Меня тянет ко всему новому, неизведанному. У меня полно творческих задумок. И мне по-прежнему очень интересно жить.
В ДУХЕ ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ
Для хабаровского волшебника его юбилейный год стал особенно плодотворным. У Андрея Михайловича прошло несколько выставок, в том числе персональных. Владивосток, например, порадовала экспозиция под загадочным названием «Битум. Опыт № 1».
Хабаровчанам, думается, ещё в начале года запомнилась экспозиция в Дальневосточном художественном музее «Год кота», где Андрей Тен представил занимательные картины, скульптуры, арт-объекты.
Событием для Перми стала выставка «Арт-Пермь». В галерее Диас сказочник из Хабаровска показал свои разноплановые произведения и эксперименты.
В Улан-Удэ на региональной выставке, которая проводится раз в пять лет, творческие работы Тена, как всегда, были в числе лучших, прошедших конкурсный отбор. Теперь их можно найти в специальном каталоге среди других произведений дальневосточных художников.
- Большая региональная выставка - это возможность показать себя и посмотреть на других, - отмечает юбиляр. - И, конечно, наметить, куда двигаться дальше.
А ещё Андрей съездил на пленер, хотя обычно творит по представлению. Последняя такая поездка у него была ещё во время студенчества. А тут вдруг душа попросила.
- Выбрался на Ольхон, - говорит он. - На Байкале раньше бывал только как турист. Теперь поработал с натуры. Писал пейзажи. Для меня это новая проба. Пленэры дают творческий рост. Появилось много задумок.
Екатеринбург, Иркутск - вот, куда чаще всего уходят творения уникального хабаровского художника. Поклонники следят за его творчеством из разных уголков страны, приобретают картины через галереи, интересуются новинками мастера.
- Больше всего мне хочется с головой погрузиться в творчество, воплотить задумки, - делится он. - Их много. Создать, например, сувенирную карту в духе Властелина колец с обозначением местных эндемиков, познавательных мест для детей и других посетителей краеведческого музея.
Но очень уж часто приходится волшебнику отвлекаться на заказы Союза художников, верстать книги. «Лучше тебя всё равно никто не сделает», - уговаривают его собратья по творчеству.
ХУДОЖНИКОМ НАДО РОДИТЬСЯ
Узнаваемые персонажи в его мастерской в виде фигурок и рисунков соседствуют с многочисленными инструментами, карандашами, кистями. У каждого из них своё место, своя, как в высотной многоэтажке, «прописка».
- Иначе нельзя, - уверяет художник. - Их много. Они мелкие. В беспорядке начнётся хаос. И даже при этом кажущемся порядке порой всё равно приходится что-то искать. Одни карандаши чего стоят! Ведь они разных видов, и их сотни. Большое множество и других материалов. Ведь я работаю со всевозможными арт-объектами, создаю графические картины, занимаюсь полиграфией. Но у разносторонности есть обратная сторона - важно во всём этом не запутаться.
Сейчас много места в мастерской занимают огромные детали из пеноплэкса. Наступит момент, и они соединятся в фантазийную композицию, которая украсит Краеведческий музей.
- Помните, там есть скелет кита? - приоткрывает он завесу таинственности. - По замыслу, этот скелет будет трансформироваться в динозавра. Вообще-то, этот проект планировался для проведения «Ночи искусств», но пришлось отложить. Тем не менее инсталляция, а это игра со зрителем, состоится.
- А это безумный проект для отеля «Олимпик», - Андрей указывает на висящие на стене сказочные часы, где из каждой цифры выскакивают весёлые человечки. - Тут две хоккейные команды серебристые и позолоченные и два вратаря на цифре шесть и 12. В своё время по этому макету планировалось изготовить в Китае большие настенные часы. По замыслу, каждая ячейка на циферблате оживает и открывается, как только на неё переходит стрелка.
Кстати, в Поднебесную, куда многие наши художники ездят на пленэр, он порой наведывается туристом за вдохновением, бывает в арт-зоне в районе Пекина. А когда преподавал на кафедре дизайна в педуниверситете, обучал группу китайских студентов.
- Они прекрасные копировщики, - признаёт он. - Но с фантазией у них не так хорошо, как у наших творческих ребят, полных идей, замыслов. Правда, в отличие от наших, они мгновенно всё схватывают, тут же воспроизводят. Это их конёк.
Обучить, по мнению Андрея Тен, можно лишь ремеслу, а художником нужно родиться. Очень уж многое в творчестве зависит от мировоззрения, личного восприятия мира. «Ой, как нарисовано, прямо как на фото» - слышит он порой на чьих-нибудь выставках. Вот только копировка - не показатель.
- Для художника важно выразить собственное представление о чём бы то ни было, - убеждён он. - Из этого складывается индивидуальность. Те же актёры, играя роли известных людей, пропускают образы через призму собственного восприятия. Так и художники, даже копируя, вкладывают в изображение своё представление об увиденном. Одно и то же дерево по-разному изобразят Пикассо, Куинджи, Ван Гог.
Непохожий на другие подчерк Андрея Тен определяет умение вовремя остановиться, что-то недосказать. При огромной тяге к экспериментам он не стремится использовать для создания своих образов всё подряд. Наоборот, секрет их выразительности в условностях, ограничениях.
На выставках, где художник любит бывать, вдохновляться творчеством собратьев по искусству, обычно останавливается лишь у тех творений, создание которых непохоже на виденное прежде.
- Вот и я во многих случаях совмещаю разные материалы, смотрю, что из этого получается, - добавляет юбиляр. - Начинал с классической гравюры, в рамках которой впоследствии стал экспериментировать. В моей мастерской до сих пор стоит офортный станок, доставшийся от учителя Дмитрия Андреевича Романюка.
ПО СЛЕДАМ САЛЬВАДОРА ДАЛИ
… Вырос Андрей на журналах. Особенно любил юмористический «Крокодил» с его иронией и сентиментальностью. Впоследствии они отразились и в его творчестве.
- Мне всегда нравился гротеск, в котором можно применить условности, преувеличения, - говорит художник. - Это наделяет придуманный персонаж большей яркостью и обаянием оттого, что у него, например, очень большие уши, слишком маленькие глаза.
Ещё в детстве Андрей Тен мечтал создавать мультфильмы, иллюстрировать книги, заниматься керамикой. Несколько лет посещал детскую художественную школу. Во время обучения в пединституте, на худграфе, дополнительно осваивал «Кинодело».
В те годы всё снималось на плёночную камеру. Так создавались и мультфильмы - марионеточные, плоскостные. На факультете даже дипломные работы порой защищали по мультфильмам.
Однако учителя разглядели в студенте графика. По примеру своего педагога Дмитрия Романюка, который создавал линогравюры в технике станковой печатной графики, Андрей для дипломной работы выбрал серию классических линогравюр «Пейзажи Хабаровска».
- Ходил по родному городу, делал зарисовки старинных зданий, находил знаковые места, - вспоминает он. - Особенно интересным этапом в подготовке диплома стал поиск необычных видов города, новых мотивов. Для этого я лазил по крышам домов. Например, делал зарисовки со здания, расположенного по улице Муравьёва-Амурского, через дорогу от Дома коммуны. Оттуда открывался красивый вид на универмаг, театр драмы.
Андрея Тен всегда привлекали сюрреалисты, другие миры, иная реальность. В студенчестве обожал Сальвадора Дали. Позднее - Рене Магритта.
К тому времени, когда он окончил вуз, в Хабаровске активно множились разные издательства. Это было популярно, модно. Вот и Андрей начал с того, что устроился в одно из них. Оформлял обложки детективов, участвовал в проекте «Русские народные сказки».
ОТКРЫТКИ - СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ
В конце 1980-х - начале 90-х (а это, кто помнит, было время кооперативов) Тен попал в фирму под названием «Детская полиграфия». Один из товарищей приобрёл персональный компьютер, предложил вместе делать книги для детей. Приятели арендовали помещение в деревянной двухэтажке на улице Дзержинского, в районе Уссурийского бульвара. И закипела работа.
- Графический дизайн осваивал методом тыка, - рассказывает юбиляр. - Школы в этом направлении тогда не было. Подспорьем стали навыки, полученные в вузе. К тому моменту я уже был неплохим оформителем, а это пригодилось и во время армейской службы, когда оформлял музей в штабе военного округа. А тут начал с того, что стал разрабатывать логотипы для разных фирм. Это пользовалось спросом.
Для души рисовал любимые мультяшки. Персонажи пригождались в оформлении авторских поздравительных открыток. Светлые узнаваемые образы весёлых человечков нравились людям. Его авторские открытки быстро находили покупателей.
Кстати, именно открытки с милыми персонажами помогли художнику победить в конкурсе на международном фестивале рекламы. Для участия в нём нужно было выполнить полиграфическую работу на текстурной дизайнерской бумаге немецкой фирмы.
Андрей выслал в Москву целую серию своих работ, выполненных на компьютере и принтере. Каждая открытка - на отдельном виде фирменной бумаги. Выслал и забыл об этом.
И вдруг звонок в Белый театр, где тогда работал художник: «Приглашаем вас на церемонию награждения в Центр международной торговли на Красной Пресне». До торжественного момента оставалось всего два дня, а у него ни денег, ни времени в запасе.
- Это был 1998 год, когда случился финансовый обвал, - вспоминает художник. - Спасибо друзьям, помогли. Дата совпала с моим днём рождения. И он оказался самым длинным, потому что прошёл в воздухе на пути в Москву.
За первое место на конкурсе международного значения Андрея премировали поездкой в Германию. Так он впервые побывал за рубежом.
В Альпах Баварии очутился в настоящей сказке. Яркие впечатления от поездки, новый взгляд на мир отразились и в творчестве.
… И ВСЁ-ТО У НЕГО СПОРИТСЯ
- Вдохновением для создания персонажей и декораций может послужить всё, что угодно, - уверяет художник. - Я, например, обожаю музыку. И не только джаз. Хотя его просто боготворю. Люблю рок, поп, песни и мелодии из кинофильмов. Того же Таривердиева.
В мастерской художника рядом с компьютером наготове подборка дисков. Чуть поодаль - большая коллекция виниловых пластинок и проигрыватель.
Много лет Андрей Тен сотрудничал с Белым театром. Создавал сценографию, а это не только элемент оформления, но и игры со зрителем. В первой же постановке реквизит, по замыслу, прямо во время представления рвался и резался. Вот такая игра.
Прохожие с любопытством рассматривали оформление на фасаде Белого. Персонажи Тена, как книжная иллюстрация, так и манили заглянуть в театр. Занимательно было и в фойе, которое художник оформлял арт-объектами. Обычные бутылки выглядели, как расписные матрёшки. Экспериментируя с ними, он создал образы красноармейца, буржуина. На экспонатах необычной формы - сюрреалистические рисунки.
Поработал Андрей и в краевом музыкальном театре: сначала - над отдельным проектом, позже - главным художником. Но пандемия коронавируса разорвала этот контракт… Вдобавок художник сломал ногу, полгода провёл на костылях. Вот только творчество и тогда кипело в его мастерской.
Передвигаясь на костылях, встречался с мастером-иллюстратором Геннадием Павлишиным. Вместе они создали книгу «Здесь Родины моей начало».
- Иллюстрации его, а я только верстал, - уточняет Андрей. - Следом верстал книгу стихов нашего хабаровского поэта, живущего в Австралии, Александра Семченко «Воздушный шар». Здесь в оформлении уже моя графика в авторской технике. Впрочем, это не первый наш совместный проект.
Сейчас свободный художник занят несколькими делами. Верстает сразу два юбилейных издания, посвящённых друзьям-художникам. Выкраивает время и на создание инсталляции для краеведческого музея. Мало того, планирует выставочные проекты на следующий год.
И всё-то у него спорится. Не потому ли, что дома - надёжный тыл. Жена Андрея также окончила худграф, занята в Художественном музее. Дочь освоила декоративно-прикладное искусство. Кто, как не они, лучше всех понимают хабаровского волшебника и во всём его поддерживают.
Мария СМИРНОВА.
Фото автора.
Похожий на индейца, Андрей Тен мог бы, как он говорит, носить другую фамилию. Быть Лоскутниковым или Фадеевым. Так уж сложилось, что кровей в его роду намешано много. Дедушка по фамилии Тен - кореец. Бабушка Фадеева - русская. Отец - стало быть, метис. А мама по фамилии Лоскутникова - гуранка, родом из Забайкальского края.
О художниках в своём роду он не слышал. А вот про крестьян, которые работали всю жизнь на земле, знает точно. Только вот у него такой склонности никогда не было. Да и близкие подавали другие примеры. Отец был строителем, начальником РСУ, дядя - военным.
- Мои знания о родословной прерываются на дедушке, - добавляет он. - Знаю, что дед приехал в Россию из Кореи ещё до революции. Женился и обосновался где-то в Красноярском крае. Впоследствии так и остался в России. Хотя по-русски говорил неважно. Много курил. Никогда не расставался со своей трубкой.