Для ошибок тоже есть свои стандарты
18.04.2014
324

Около двух тысяч участников диктанта сдали его на отлично
Стало известно, написание каких слов вызвало наибольшие затруднения у участников Тотального диктанта по русскому языку 2014 года.
Ошибки, которые участники диктанта допускали, эксперты связывают, в частности, с редкой употребляемостью упоминаемых слов. Эти слова («семафор» и «перрон») представляли очень большие проблемы. Еще одно такое слово - «палисадник» - тоже очень высокий процент ошибок. Это вещи, не столько связанные со знанием конкретных правил, сколько с пониманием или непониманием реалий, которые за ними стоят. «Если «семафор» выходит из нашей повседневной жизни, то и написание слова забывается», - сказала председатель экспертной комиссии акции, филолог Наталья Кошкарева.
Подсчитано: около двух тысяч участников диктанта сдали его на отлично. Всего в нем приняли участие 64 тысячи человек из 263 российских и 89 городов ближнего и дальнего зарубежья.
Напомним, что международная акция по популяризации грамотности «Тотальный диктант» изначально задумывалась студентами Новосибирского госуниверситета (НГУ). В первом диктанте 11 лет назад участвовали 150 человек. Автором текста диктанта 2014 года стал писатель Алексей Иванов - автор романа «Географ глобус пропил», по которому был снят одноименный фильм, получивший «Нику» как лучший фильм 2013 года.
Некоторые хабаровские участники диктанта считают, что их работы оценены не совсем корректно. И даже собираются подавать апелляцию.Как ни странно, но они могут оказаться правыми. Потому что при оценке результатов диктанта (например, в школе) действуют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Родителям школьников нелишне знать эти ФГОСы.
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта представлены в таблице 1.
Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами, приведенными в таблице 2.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:
•в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
• учитывает однотипные ошибки как обычные;
•все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
•учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
•оценка не снижается за многочисленные исправления;
•все однотипные ошибки считаются как одна.
При выставлении отметки за четверть (триместр, полугодие) преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными). Поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если большинство контрольных диктантов на протяжении четверти (триместра, полугодия) оценены на «2».
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
•описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чапля вместо цапля);
•ошибка на правило, не изучаемое в школе;
•ошибка в переносе слова;
•ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
•ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
•в исключениях из правил;
•в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
•в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
•в случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
•в написании «ы» и «и» после приставок;
•в случаях трудного различения «не» и «ни»;
•в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
•в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
•в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
•при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.
Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная.
Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Ошибки, которые участники диктанта допускали, эксперты связывают, в частности, с редкой употребляемостью упоминаемых слов. Эти слова («семафор» и «перрон») представляли очень большие проблемы. Еще одно такое слово - «палисадник» - тоже очень высокий процент ошибок. Это вещи, не столько связанные со знанием конкретных правил, сколько с пониманием или непониманием реалий, которые за ними стоят. «Если «семафор» выходит из нашей повседневной жизни, то и написание слова забывается», - сказала председатель экспертной комиссии акции, филолог Наталья Кошкарева.
Подсчитано: около двух тысяч участников диктанта сдали его на отлично. Всего в нем приняли участие 64 тысячи человек из 263 российских и 89 городов ближнего и дальнего зарубежья.
Напомним, что международная акция по популяризации грамотности «Тотальный диктант» изначально задумывалась студентами Новосибирского госуниверситета (НГУ). В первом диктанте 11 лет назад участвовали 150 человек. Автором текста диктанта 2014 года стал писатель Алексей Иванов - автор романа «Географ глобус пропил», по которому был снят одноименный фильм, получивший «Нику» как лучший фильм 2013 года.
Некоторые хабаровские участники диктанта считают, что их работы оценены не совсем корректно. И даже собираются подавать апелляцию.Как ни странно, но они могут оказаться правыми. Потому что при оценке результатов диктанта (например, в школе) действуют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Родителям школьников нелишне знать эти ФГОСы.
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта представлены в таблице 1.
Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами, приведенными в таблице 2.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:
•в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
• учитывает однотипные ошибки как обычные;
•все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
•учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
•оценка не снижается за многочисленные исправления;
•все однотипные ошибки считаются как одна.
При выставлении отметки за четверть (триместр, полугодие) преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными). Поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если большинство контрольных диктантов на протяжении четверти (триместра, полугодия) оценены на «2».
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
•описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чапля вместо цапля);
•ошибка на правило, не изучаемое в школе;
•ошибка в переносе слова;
•ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
•ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
•в исключениях из правил;
•в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
•в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
•в случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
•в написании «ы» и «и» после приставок;
•в случаях трудного различения «не» и «ни»;
•в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
•в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
•в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
•при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.
Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная.
Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.