Футуристическая кошка с изумрудными глазами
поиск
15 ноября 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Футуристическая кошка с изумрудными глазами

16.12.2018
Просмотры
660
Футуристическая кошка с изумрудными глазами
В музеях можно увидеть редкие документы эпохи дальневосточного футуризма
Под названием «Тихоокеанской звезды» набран такой текст - «Выходит с 16 апреля 1920 года». То есть через два года газета отметит свое столетие. Большая жизнь, богатая биография. В чем есть сей феномен? Основу газеты, ее историю закладывали ее редакторы, журналисты художники. Последние, кстати, играли особую роль в оформлении газеты, ее внешнем облике. Когда-то не было в обиходе компьютерной техники, это сегодня стоит на панели задач нажать нужную кнопку, и на экране «ящика» появятся яркие картинки, любые нужные вам тексты на самые разные темы - выбирай, выводи на бумагу и неси «начальству». Чужие? Да, внизу стоит твоя фамилия: «подготовил-де имярек»…
Но есть среди нашей братии редкие мастодонды, которые по-прежнему «водят перышком по бумаге». Это те, кого на факультетах журналистики лучших университетов страны седые учителя-наставники наставляли: пишите кровью, настоящей алой, она не подведет. Но откуда взять ее, алую, у людей бескровных?
Прошу пробачення (прощения, так по-украински, каковым я появился на свет) и вернусь к художникам газеты, которой они отдали десятки лет. Начну с истоков.

Неистовый футурист
Вирус русского футуризма на Дальний Восток занес харьковский еврей Давид Давидович Бурлюк. Его биография удивляет и поражает. Представьте мальчишку из еврейской деревушки, который очень рано окончил школу, несколько семинарий, худучилища в Казани и Одессе, а вскоре окажется в Мюнхене, Париже, где продолжит художественную учебу, затем вернется в Россию и станет пропагандистом художественного авангарда. Бурлюк рисовал пейзажи, натюрморты, символистические произведения футуризма.
Организовал выставки своих работ в стране и за рубежом. Увлеченно колесил со своими идеями по родной стране - Урал, Чита, осенью 1919 года он появился во Владивостоке. Жил здесь недолго, рисовал и с выставкой своих работ выехал в Японию, где заработал хорошие деньги и укатил в Америку. Там он прославился как художник-живописец, график, поэт и писатель. Здесь, в Лонг-Айленде он и умер в 1967 году.
Но какая связь этого человека с Хабаровском?
Во Владивостоке в двадцатые годы скопилась большая масса творческой интеллигенции, бежавшая от красных, в их числе и Бурлюк.
Многие уедут в эмиграцию, но кто-то останется, переселившись в тихий провинциальный Хабаровск. Среди них и небольшая группа художников.

Хабаровский изумруд
Они были раньше малознакомы - Н. Наумов, П. Львов, В. Граженский, Ж. Плассе. Полагаю, что под воздействием владивостокской ауры, царившей в приморском городе, у них и родилась идея объединения. В 1918 году в Хабаровске появилось художественное объединение «Зеленая кошка». Девизом его создателей были такие слова: «Зеленая кошка, цвета мистического изумруда, с мерцающими глазами, полными тайн премудрого Востока, ты - Зеленая кошка - будь нашей эмблемой». Кто его придумал?
Все пятеро (на мой взгляд, их было шестеро) организаторов «кошки» увлекались футуризмом, кубизмом, японской графикой. Двое из них - Наумов и Граженский - занимались еще и политической карикатурой. По сведениям современных исследователей, преуспел в этом Граженский (псевдоним В. Гирей).
Окончив в Иркутске промышленное училище, он работал в Хабаровской торгово-промышленной палате, здесь примкнул к партии социал-революционеров. Публиковал в массовой печати фельетоны, статьи, рассказы и острые карикатуры. Стал одним из крупнейших карикатуристов Дальнего Востока. С увлечением работал над книжной графикой.
Жизнь его оборвалась трагически - в 1920 году он участвовал в переговорах с интервентами и был убит вместе с большевиком П. В. Уткиным.
Единственным иностранцем в «Зеленой кошке» был латыш Жан Плассе, живописец и график, оказавшийся в годы гражданской войны на Дальнем Востоке - преподавал в учебных заведениях Читы, Владивостока, Хабаровска. Это был самый умеренный живописец группы, символист. Вскоре после распада «Зеленой кошки» вернулся в Латвию. Его работы есть в музеях Читы, Владивостока, Хабаровска.
А вот имя Никтополеона Павловича Наумова напрямую связано с «Тихоокеанской звездой».

Кто поймал зелёную кошку?
В 1996 году в Хабаровском краеведческом музее им. Гродекова была развернута экспозиция под названием «Эпоха в лицах». Один из ее стендов был посвящен художникам и поэтам, которые называли себя футуристами. Но отдельно выделялся раздел под названием «Зеленая кошка», это объединение организовали художники Н. Наумов, П. Люберский и другие. По моим подсчетам, в нем было не пять, а шесть человек. Двое, названные выше, на мой взгляд, его и возглавляли. А название, думаю, придумал Люберский, но речь о нем - ниже.
Среди этой группы выделялся Н. Наумов, он был ближе к реализму в искусстве. В музее сохранился сборник карикатур, где «Ника» (псевдоним Наумова) представил образы Серышева, Флегонтова, Отрепьева и других тогдашних большевиков. Это не случайность - Наумов был ярким творческим человеком, в его биографии прослеживается военная косточка - партизанил в отрядах Бойко-Павлова, Постышева.
В 2014 году музей вернулся к творчеству этого человека, открыв повторно выставку о художниках «Зеленой кошки». Среди экспонатов были работы (плакаты) художника-графика Н. Наумова. Кстати, его работы экспонировались на выставке «Красного поезда» имени предвоенсовета Л. Троцкого в 1918 году.
Выставка курсировала по фронтам гражданской войны. Кроме портретов Ленина, Троцкого, выполненных по спецзаказу, многие работы Наумова были окутаны фантастической красотой в стиле кубизма. А внешняя роспись «Красного поезда» почти вся была выполнена Наумовым по собственным композициям.
Такой вот незаурядный это был человек. Откуда взялся такой самоучка, не имевший профессионального образования?
По сведениям исследователя Н. П. Крадина, мальчик с детства увлекался рисованием. Он рано лишился родителей и с 12 лет скитался по рыбацким селам, нанайским стойбищам, рабочим артелям.
В феврале 1912 года (родился он в 1891 году, возможно, в Хабаровске) состоялась персональная выставка его работ в Хабаровске. Успех был - его признали мастером политического плаката, в котором он использовал гиперболу и символику. Проявил себя как своеобразный мастер композиции и цвета. Подписывал он свои работы псевдонимом «Ник». Между прочим, за его голову японцы предлагали 50 тысяч иен.
После окончания гражданской войны он стал одним из организаторов футуристической группы «Зеленая кошка», сотрудничал с газетой «Тихоокеанская звезда» (после 1922 года). А начинал карикатуристом в газетах «Путь», «Набат молодежи», в издательстве «Книжное дело». Однако главным пристанищем ему стала «Тихоокеанская звезда».
Умер Н. П. Наумов скоропостижно в 1927 году на охоте, в возрасте 37 лет (отказало сердце).
Об этом талантливом художнике написано немало воспоминаний, публиковала их и наша газета. У Наумова был друг - соратник по газетной работе И. Горбунов (публикация в журнале «Дальний Восток», № 5, 1961 г. - «Ты помнишь, товарищ»).

Редактор «Удара по врагу»
Иннокентий Алексеевич Горбунов родом из Забайкалья. Учился в Чите, в художественно-промышленном училище, затем в Ленинграде, Москве у художников Павлинского и Фаворского. После вернулся в Читу, перебрался в Хабаровск, где надолго прижился.
С 1938 года сотрудничал с «Тихоокеанской звездой», публиковал в ней свои рисунки. Увлекался скульптурой (в основном из дерева). В 1941 году стал одним из организаторов и редакторов сатирических выпусков оконных плакатов «Удар по врагу». После окончания войны руководил хабаровской организацией художников.
Я был знаком с этим человеком, работая в краевой «молодежке». Он приходил к нам в редакцию, видимо, помня, что эта газета всегда его привечала. Иногда приносил небольшие фигурки, сработанные из дерева. Это был доброжелательный человек, среднего роста, с непременной улыбкой на добром лице.

Художник
в нарукавниках У Горбунова в «Тихоокеанской звезде» был добрый приятель - Леонид Иванович Дешко, работавший в краевой газете «Знамя пионера» с 1929 года как художник-иллюстратор. С 1931 года его приняли в «Тихоокеанскую звезду», здесь он трудился десятки лет. Меня же пригласили в эту газету в конце семидесятых годов, и я застал здесь Леонида Ивановича.
Это был неторопливый и молчаливый человек, не очень общительный. Одевался он строго, обязательно темный костюм, галстук, носил нарукавники, чтобы не пачкать манжеты рубашки. Числился он тогда в штатном расписании художником-ретушером.
Дело в том, что некачественные черно-белые фотографии, присылаемые в редакцию, надо было привести в подходящий для печати вид, каждую отретушировать, подрисовать, убрать лишние затемнения, высветить лица, «нарисовать» одежду и т. д. Работая в секретариате газеты, я передержал в руках немало этих любительских фото. Кто мог привести их в надлежащий для газеты вид? Леонид Иванович, конечно. У него был узенький полутемный кабинетик, рядом с мужским туалетом. На длинном, нешироком подобии стола торчали светильники, лежали скальпели, обломки бритвенных лезвий, кисточки, белила и другое. Я молча протягивал Леониду Ивановичу «полумертвое» фото, просил быстро отретушировать: снимок запланирован в номер. Он закрывал дверь и уединялся. Отвлекать его в это время никто не смел.
Через несколько лет, в преклонном возрасте Дешко уволился из редакции и вернулся на свою историческую родину.
К сказанному добавлю. На его счету около 4 тысяч рисунков и иллюстраций, выполнено более 20 тысяч плакатов для окон «Удар по врагу». В этой работе они и подружились с Горбуновым.

Дворянин Любарский
Павел Васильевич Любарский родился в Хабаровске в 1891 году, умер в Москве в 1970 году. Как утверждает автор книги «Художники Дальнего Востока» Николай Петрович Крадин, это был сын известного в то время в городе доктора Любарского, потомственного дворянина. Не случайно его сын оказался в Москве, где четыре года учился в художественном училище вместе с В. Маяковским и Д. Бурлюком.
В 1914 году вернулся в Хабаровск, был призван в армию, служил в штабе округа картографом и писарем. Вместе с друзьями-художниками организовал вечернюю студию рисования «Братство художников».
Один из активных организаторов футуристического объединения художников «Зеленая кошка» в Хабаровске (как не вспомнить здесь влияние Давида Бурлюка!). Вместе с соратниками Наумовым, Плассе и Львовым организовали ряд выставок объединения, выпустили несколько книг с линогравюрами своих работ.
Любарский обладал обширными познаниями в области философии, истории, этнографии. На его счету немало работ, отражающих события и тематику нового времени («Красный стяг», «Капитал», «На смерть Ленина» и многие другие).
До 1928 года работал во Владивостоке художественно-графическим редактором газеты «Красное знамя». Потом уехал в Москву, где стал бессменным художественным редактором издательства «Учпедгиз».
Теперь зададимся вопросом: кто из учредителей «Зеленой кошки» придумал девиз этого объединения: «Зеленая кошка, цвета мистического изумруда, с мерцающими глазами, полными тайн премудрого Востока, ты - Зеленая кошка - будь нашей эмблемой…»
На мой взгляд или просто догадка - основным автором девиза мог быть Павел Васильевич Любарский.
Был у Любарского надежный соратник - выпускник Высшего художественного училища при Академии художеств - Петр Иванович Львов. В 1913 году он появляется в Хабаровске, преподает рисование в здешней женской гимназии, позже - в учительской семинарии, учительском институте и техническом железнодорожном училище.
Львов был активным участником в организации «Зеленой кошки» и, полагаю, одним из авторов ее идеологии.
Не утверждаю сказанного, но предполагаю…