…И быстрых разумом Невтонов земля российская родит
поиск
30 апреля 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

…И быстрых разумом Невтонов земля российская родит

04.07.2013
Просмотры
525
…И быстрых разумом Невтонов земля российская родит
Алла Кузнецова: «Необходимо восстановить высокий статус профессии инженера»
Очень хорошее время выбрано для проведения Дальневосточного инженерного конгресса! Только отшумели выпускные, армия абитуриентов принялась штурмовать вузы, а тут конгресс обсуждает вопрос: как бы пополнить ряды желающих быть инженерами. У этого вопроса, как мне кажется, две стороны - как сделать профессию привлекательной, а во-вторых, как добиться того, чтобы те, кто захотел стать инженером, смог этого добиться.

Сегодня очень часто слышу обвинения в сторону современной молодежи: и меркантильная-то она, и прагматичная, и только о своем благе думает, а о процветании Родины заботиться не желает… Я много лет работаю со старшеклассниками самой обыкновенной школы и точно знаю, что молодежь у нас очень интересная и замечательная.

Три поколения их предков, отдававшие жизни ради светлого будущего и откладывавшие личное счастье на потом (и не всегда по своей воле), заслужили для них это право - хотеть жить, работать и воспитывать своих детей в достойных условиях здесь и сейчас, пока молоды и полны сил. А счастье Родины складывается не только из усилий, но и из счастья каждого.

Амбиций и дерзости у них предостаточно, чтобы не бояться трудностей и не выбирать легких путей в том случае, если есть достойная цель и достойный вызов их силам. Если сегодня развитие производства обещает интересные задачи и хорошее вознаграждение, то ряды желающих стать инженерами будут расти в геометрической прогрессии. Только надо понимать, что романтизация профессии - это задача медиа, но не школы.

Я как-то случайно посмотрела передачу про удивительную профессию уборщика свалок (не помню, как это красиво называется), которые работают на потрясающе мощных и сложных машинах. Это был такой, как говорит молодежь, экшен и драйв! Я даже на минуточку пожалела, что не смогу попробовать порулить такой машиной.

Так вот, думаю, без крупных умных информационных проектов молодежь и не сможет узнать о том, какие интересные задачи и достойное вознаграждение (поверьте, под этим они тоже понимают не только деньги!) ожидают их на инженерной стезе.

Поэтому убеждена, что восстановление статуса профессии инженера (только не радуйтесь, это не про «назад, в СССР», там-то статус и начал падать) с помощью всех коммуникационных ресурсов и экономических мер - есть главное средство решения проблемы привлечения в профессию.

Жак Аттали, бывший глава Европейского банка реконструкции и развития, главной мерой борьбы с глобальным экономическим кризисом назвал «восстановление высокого статуса инженеров и ученых и возврат ремесла банкира на заслуженное скромное место».

А вот вторая сторона вопроса - развитие инженерного мышления - сугубо педагогическая задача. Я сейчас не про инженерные знания, это особая задача системы профессионального образования, а именно про мышление. То, что закладывается еще в начальной школе и должно целенаправленно возрастать к выпуску: системность, гибкость, парадоксальность. Навыки исследования и проектирования. Способность под задачу аккумулировать знание из различных областей и «опредметить» его в технологическом решении.

Готовность постоянно учиться, чтобы удерживаться на переднем крае и применять в своих поисках самые свежие идеи и решения. Способность соединять «алгебру и гармонию», Hi-Tech и Hi-Hum, высокие технические и гуманитарные решения в одном продукте.

Это по силам школе. Сегодня для этого есть условия: новые стандарты образования обязывают педагогов развивать именно эти способности, а управленцев - создать именно такую информационно-образовательную среду, которая обеспечит ребенку доступ к современным интеллектуальным и техническим ресурсам. Оборудование, которое в последние годы закупается краем для школ-лидеров, позволяет знакомиться с самыми современными достижениями науки и техники, вплоть до нанотехнологий.

Профильное обучение предполагает, что детей со склонностью к инженерным профессиям, начиная с 10-го класса, можно объединить в одну группу и составить вместе с ними такое расписание, которое позволит наиболее эффективно укрепиться в сделанном выборе и подготовиться к дальнейшему обучению.

Но кто будет учить будущих инженеров? Конечно, соответственная подготовка учителей к работе по новым стандартам ведется очень активно. Более того, с прошлого года край совместно с Анатолием Гином, руководителем лаборатории «Универсальный решатель», организовали массовое обучение учителей и преподавателей профессионального образования использованию технологии ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач). Средний возраст учителей физики и математики неприлично называть, процент пенсионеров приближается к 40%. Но это уже тема другого разговора: как привлечь в вузы будущих учителей физики, математики, информатики…

Алла Кузнецова, ректор Хабаровского краевого института развития образования, доктор педагогических наук.