История знает реформы со знаком «плюс»
22.11.2011
620
В Хабаровске прошли четвертые архивные чтения имени В.И. Чернышевой. По сути это была всероссийская научно-практическая конференция на тему «Дальний Восток России: историческое наследие и современность».
Важность происшедшего события очевидна тематическим многообразием, приездом большого числа гостей, как столичных, так и представителей нашего региона; пленарными докладами, работой трех секций, участием в них значительного числа молодых исследователей, студентов.
Чтения посвящались 150-летию со дня рождения председателя Совета министров России, реформатора П.А. Столыпина и 100-летию со дня рождения хабаровского ученого-архивиста, руководителя краевой архивной структуры В.И. Чернышевой. Она работал в архивных органах с 1937 по 1969 год, преуспев в их реформировании, в научных исторических открытиях. Именно реформаторство и объединяет этих двух людей.
Петр Аркадьевич Столыпин вышел из тени прошлого на авансцену сегодняшней российской жизни не по воле случая. Став руководителем российского правительства в 1906 году, он очень быстро достиг вершины служебной
иерархии, завоевав расположение царской семьи и пробудив надежды различных слоев общества. Первым его крупным начинанием стала аграрная реформа, давшая крестьянам право выхода из сельской общины на хутор и отруба, на частное владение землей. Спустя почти сто лет Россия пытается, разнообразив формы, воспользоваться опытом Столыпина. Получается так же не просто, как и у российского реформатора.
В своей «Записке о посещении Сибири» (1910 год), которую Столыпин представил в Государственный совет, он предложил пути развития Сибири: право собственности на землю, проведение железных дорог. Аграрная реформа не была им доведена до конца - в сентябре 1911 года Столыпин был убит.
Столыпинские реформы непосредственно коснулись и Дальнего Востока. В госархиве Хабаровского края сохранился стенографический отчет Государственной думы третьего созыва. В нем приведено выступление на думском заседании П.А. Столыпина. Оговорившись о том, что он был вынужден приехать в Думу, чтобы окончательно убедить депутатских оппонентов, привести более убедительные, разъяснительные аргументы по поводу доведения Транссиба до Хабаровска, т. е. в необходимости строить Амурскую железную дорогу.
У этой идеи было немало противников, но выступление перед думцами Столыпина окончательно подвигло правительство на решение этой жизненно важной задачи. 30 апреля 1908 года в Государственной думе прошло постатейное голосование за закон «О приступе к сооружению Амурской железной дороги распоряжением казны и за ее счет».
В этом же году началось строительство дороги. Подрядчикам было разрешено контрактование русских рабочих в центральных губерниях России, введен льготный тариф для их перевозки на Дальний Восток. Благодаря этим мерам в 1911 году сюда прибыло 48,8 тыс. рабочих, в 1912 г. - 80,8 тыс. Вдоль дороги создавались переселенческие населенные пункты.
Переселенческое движение на дальневосточные земли оживилось в 1906 году, после поражения России в войне с Японией. Стало очевидным, что малолюдный край серьезно ослаблял Россию, что грозило немалыми бедами. Петр Аркадьевич понимал это и старался исправить ситуацию. «Оставлять этот край без внимания, - говорил он, - было бы проявлением громадной государственной расточительности. Край этот нельзя огородить каменной стеной. Восток проснулся, господа, и если мы не воспользуемся этими обстоятельствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, возьмут их другие…»
За годы столыпинской аграрной реформы - 1906-1917 гг. - переселенческое движение на Дальний Восток приобрело массовый характер. За это время, не считая обратных переселенцев (немало было и таких. - А.Ч.), сюда прибыло 259470 новоселов; 167547 человек (64,57%) в Приморскую область и 91923 человека (35,43%) в Амурскую область.
В 1909 году был создан комитет по заселению Дальнего Востока при Совете министров под председательством Петра Аркадьевича Столыпина. Основной задачей комитета стала организация переселенческого движения и строительство Амурской железной дороги. Комитет подготовил обширную программу первоочередных мер по организации переселенческого движения, которую утвердил император.
Итогом деятельности комитета стало завершение строительства дороги, передача части казачьих земель новоселам, развитие экономики Дальнего Востока. Правительство выделяло льготные кредиты, финансировало их переезд и даже на первых порах безвозмездно передавало в собственность государственные и удельные земли. Оказывалась агрономическая, семеноводческая помощь, приобретение сельхозмашин было льготным; завозили сюда отборный крупный рогатый скот, поощрялось разведение коневодства, птицеводства.
…Столыпин встал у руля государства в момент, когда вся страна дышала революцией, ему пришлось принимать жесткие, непопулярные решения. Он попытался вести русское общество путем реформ. Считал, что их успех определяется творческой активностью людей. Он вошел в нашу историю и остался в ней навсегда.
В следующей публикации мы расскажем о человеке, чье имя носили архивные чтения, на которых говорили о реформаторе Петре Столыпине.
Важность происшедшего события очевидна тематическим многообразием, приездом большого числа гостей, как столичных, так и представителей нашего региона; пленарными докладами, работой трех секций, участием в них значительного числа молодых исследователей, студентов.
Чтения посвящались 150-летию со дня рождения председателя Совета министров России, реформатора П.А. Столыпина и 100-летию со дня рождения хабаровского ученого-архивиста, руководителя краевой архивной структуры В.И. Чернышевой. Она работал в архивных органах с 1937 по 1969 год, преуспев в их реформировании, в научных исторических открытиях. Именно реформаторство и объединяет этих двух людей.
Петр Аркадьевич Столыпин вышел из тени прошлого на авансцену сегодняшней российской жизни не по воле случая. Став руководителем российского правительства в 1906 году, он очень быстро достиг вершины служебной
иерархии, завоевав расположение царской семьи и пробудив надежды различных слоев общества. Первым его крупным начинанием стала аграрная реформа, давшая крестьянам право выхода из сельской общины на хутор и отруба, на частное владение землей. Спустя почти сто лет Россия пытается, разнообразив формы, воспользоваться опытом Столыпина. Получается так же не просто, как и у российского реформатора.
В своей «Записке о посещении Сибири» (1910 год), которую Столыпин представил в Государственный совет, он предложил пути развития Сибири: право собственности на землю, проведение железных дорог. Аграрная реформа не была им доведена до конца - в сентябре 1911 года Столыпин был убит.
Столыпинские реформы непосредственно коснулись и Дальнего Востока. В госархиве Хабаровского края сохранился стенографический отчет Государственной думы третьего созыва. В нем приведено выступление на думском заседании П.А. Столыпина. Оговорившись о том, что он был вынужден приехать в Думу, чтобы окончательно убедить депутатских оппонентов, привести более убедительные, разъяснительные аргументы по поводу доведения Транссиба до Хабаровска, т. е. в необходимости строить Амурскую железную дорогу.
У этой идеи было немало противников, но выступление перед думцами Столыпина окончательно подвигло правительство на решение этой жизненно важной задачи. 30 апреля 1908 года в Государственной думе прошло постатейное голосование за закон «О приступе к сооружению Амурской железной дороги распоряжением казны и за ее счет».
В этом же году началось строительство дороги. Подрядчикам было разрешено контрактование русских рабочих в центральных губерниях России, введен льготный тариф для их перевозки на Дальний Восток. Благодаря этим мерам в 1911 году сюда прибыло 48,8 тыс. рабочих, в 1912 г. - 80,8 тыс. Вдоль дороги создавались переселенческие населенные пункты.
Переселенческое движение на дальневосточные земли оживилось в 1906 году, после поражения России в войне с Японией. Стало очевидным, что малолюдный край серьезно ослаблял Россию, что грозило немалыми бедами. Петр Аркадьевич понимал это и старался исправить ситуацию. «Оставлять этот край без внимания, - говорил он, - было бы проявлением громадной государственной расточительности. Край этот нельзя огородить каменной стеной. Восток проснулся, господа, и если мы не воспользуемся этими обстоятельствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, возьмут их другие…»
За годы столыпинской аграрной реформы - 1906-1917 гг. - переселенческое движение на Дальний Восток приобрело массовый характер. За это время, не считая обратных переселенцев (немало было и таких. - А.Ч.), сюда прибыло 259470 новоселов; 167547 человек (64,57%) в Приморскую область и 91923 человека (35,43%) в Амурскую область.
В 1909 году был создан комитет по заселению Дальнего Востока при Совете министров под председательством Петра Аркадьевича Столыпина. Основной задачей комитета стала организация переселенческого движения и строительство Амурской железной дороги. Комитет подготовил обширную программу первоочередных мер по организации переселенческого движения, которую утвердил император.
Итогом деятельности комитета стало завершение строительства дороги, передача части казачьих земель новоселам, развитие экономики Дальнего Востока. Правительство выделяло льготные кредиты, финансировало их переезд и даже на первых порах безвозмездно передавало в собственность государственные и удельные земли. Оказывалась агрономическая, семеноводческая помощь, приобретение сельхозмашин было льготным; завозили сюда отборный крупный рогатый скот, поощрялось разведение коневодства, птицеводства.
…Столыпин встал у руля государства в момент, когда вся страна дышала революцией, ему пришлось принимать жесткие, непопулярные решения. Он попытался вести русское общество путем реформ. Считал, что их успех определяется творческой активностью людей. Он вошел в нашу историю и остался в ней навсегда.
В следующей публикации мы расскажем о человеке, чье имя носили архивные чтения, на которых говорили о реформаторе Петре Столыпине.