Как Амур-батюшка рыбаков прокормил
12.10.2015
368
Сергей Золотухин: «Это орудие рыболовства родом из глубокой древности»
В Хабаровском крае, вероятно, каждый третий, считая и мужчин, и женщин, стоял на берегу Амура с удочкой в руках. И те минуты или часы, когда клева не было, вероятно, представлял прежние времена, «когда рыбы было по пояс, а воды по колено». И как счастливо и сытно жили древние рыболовы.
Кто был на Амуре первым рыболовом? Какие орудия лова использовались в древности? Казалось бы, простые вопросы, но тайн и загадок столько, что для их раскрытия хабаровчанин Сергей Золотухин написал увлекательную книгу «Древнее рыболовство в районе Хабаровска».
Пожалуй, она единственная в своем роде, как и описание орудий лова, собранных или сфотографированных за годы экспедиций по Дальнему Востоку, откуда он привозил крючки, гарпуны, остроги, блесны, грузила и даже наконечники для стрел на рыб.
В обращении к читателям автор пишет: «Китайская жаберная сеть заменила все остальное и затмила многовековую историю развития амурского рыболовства. Кто сегодня знает, что такое сеть джихарка? Кто в нынешнее время способен удачно метнуть острогу?»
И приводит доказательства того, как рыбацкий узел, которым плетется сеть, острога и багор, пришли к нам из глубины веков.
Возраст некоторых орудий лова, побывавших в руках ихтиолога, исчисляется тысячелетиями. Не собрать бы половины, если бы их не дарили друзья и коллеги, возвращаясь из дальних и местных командировок, и рыбаки приамурских сел.
Книга не писалась в один присест. Это результат длительных экспедиций, исследований по этнографии, археологии, гидрологии, биологии, статистике. Путешествия были разные - по речным просторам дальневосточных рек, и дальше - по Японии, Америке.
Вот карта, на которой отмечены места обнаружения крючков и острог самых невероятных форм и размеров. Гарпуны - марек и элгу - изобретение айнов Хоккайдо и эвенков Охотоморья.
- На конце древка делались желобок и обвязка из веревки, - объясняет принцип действия элгу - гарпуна древних эвенков, заведующий лабораторией тихоокеанских лососей Хабаровского филиала Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра Сергей Золотухин. - Под нее вставлялся крупный крючок острием вперед. Крючок привязывался к древку кожаным ремнем. Наколотая на элгу, рыба своей массой вырывала крючок из желобка и повисала на ремне.
Элгу был настоящим прорывом в рыболовстве. Техника удара гарпуна заключалась в том, что рыбак бил деревянным концом древка под рыбу, а остро заточенный крючок попадал в нее, а не в камни.
Каждое орудие лова - это еще один шаг к расширению знаний о древних технологиях, знаниях о свойствах материалов, о самих народах и их национальных традициях.
Например, металлические наконечники стрел для добычи рыб. Кажется невероятным, чтобы на рыбу охотились с луком и стрелами!
А вот прабабушка амурской махалки - бронзовая пластина в форме рыбки, но возраст ее датируется девятым веком.
Самым же древним из крючков для лова рыбы был багор. От описания действия этого орудия образовался глагол «багрить».
О нем в книге: «С жерди срубали не все ветви, а оставляли на конце сучок и остро его затачивали. Багор устанавливали на дно русла, по которому мигрировала рыба. Рыба наплывала на древко багра и подсекалась рыбаком. Если рыболов не мог ее видеть, то от крючка до рукояти древка натягивалась слуховая веревка».
Еще лучше, если был впадающий в озеро или речку ручей. Человек мог его перегородить «забором» из кольев, заставить вдоль и поперек ловушками для рыбы - вершами; в этих местах было удобно колоть рыбу острогой.
Какие люди населяли берега Амура в прошлом?
- Трудно поверить, чтобы древний человек питался исключительно мясом мамонта, когда в реках можно было поймать рыбу в любой день, - считает Сергей Золотухин.
Лососевых рыб, которые с июня по октябрь заходили в притоки Амура, не могли заменить ни мясо, ни заготовленные на зиму ягоды, в ней одной природа позаботилась собрать те вещества, жиры и витамины, которые способны сохраняться продолжительное время. Без засоленной, иногда специально с душком, «амурского посола» кеты в прошлом невозможно было пережить зимние месяцы.
По орудиям лова рыбы и хозяйственному укладу видно, что предки современных народов Приамурья - не чжурчжени, «которые разбежались по лесам от нашествия войск Чингиз-хана», а «оленные люди», кочевавшие по бассейну Амура. Здесь, на Амуре, воочию можно увидеть многовековую череду смен разных культур и народов, разных хозяйственных укладов, иногда взаимно проникавших друг в друга.
Сергей Золотухин часто ссылается на книги других исследователей. Например, на книгу американки Хилэри Стьюарт о методах рыболовства у древних американских племен. Оказывается, амурские орудия лова и индейские по ту сторону Тихого океана поразительно похожи.
- Амурские народы верили в духов, - говорит Сергей Золотухин. - Шаман был связующим звеном между духами и людьми - он просил богатый улов в предстоящую путину у владыки Амура - Тэму. Эта серебряная рыбка, вероятно, была посредником.
В своей книге автор оптимистичен:
«Сегодня в бассейне Амура насчитывается около 140 видов рыб. Здесь нерестятся неисчислимые стада карповых, лососевых и осетровых. Их запасы измеряются, вероятно, сотнями тысяч тонн.
Продуктивность Амура просто фантастична. Даже сейчас рыбы хватает и промысловикам, и для потребительского лова. Сеть за сетью плывет вниз по Амуру, собирая обильную добычу, но ни одна промысловая рыба здесь еще не исчезла и не вымерла. Даже для считающихся редкими рыб, ситуация не такая плохая. Занесенные в Красную книгу без всякого научного обоснования пестрый толстолоб, ауха, амур, черный лещ, желтощек, сом Солдатова, на самом деле являются многочисленными».
Шагая по берегам рек, сравнивая старые и новые карты, поднимая архивные документы, расспрашивая старожилов о названиях рек и речушек, Сергей чувствует себя в изменчивом мире. Сколько раз менялось население рыбацких поселков? Неизменными остаются крючок, сеть и острога!
Александр САВЧЕНКО.
Фото автора.
Кто был на Амуре первым рыболовом? Какие орудия лова использовались в древности? Казалось бы, простые вопросы, но тайн и загадок столько, что для их раскрытия хабаровчанин Сергей Золотухин написал увлекательную книгу «Древнее рыболовство в районе Хабаровска».
Пожалуй, она единственная в своем роде, как и описание орудий лова, собранных или сфотографированных за годы экспедиций по Дальнему Востоку, откуда он привозил крючки, гарпуны, остроги, блесны, грузила и даже наконечники для стрел на рыб.
В обращении к читателям автор пишет: «Китайская жаберная сеть заменила все остальное и затмила многовековую историю развития амурского рыболовства. Кто сегодня знает, что такое сеть джихарка? Кто в нынешнее время способен удачно метнуть острогу?»
И приводит доказательства того, как рыбацкий узел, которым плетется сеть, острога и багор, пришли к нам из глубины веков.
Возраст некоторых орудий лова, побывавших в руках ихтиолога, исчисляется тысячелетиями. Не собрать бы половины, если бы их не дарили друзья и коллеги, возвращаясь из дальних и местных командировок, и рыбаки приамурских сел.
Книга не писалась в один присест. Это результат длительных экспедиций, исследований по этнографии, археологии, гидрологии, биологии, статистике. Путешествия были разные - по речным просторам дальневосточных рек, и дальше - по Японии, Америке.
Вот карта, на которой отмечены места обнаружения крючков и острог самых невероятных форм и размеров. Гарпуны - марек и элгу - изобретение айнов Хоккайдо и эвенков Охотоморья.
- На конце древка делались желобок и обвязка из веревки, - объясняет принцип действия элгу - гарпуна древних эвенков, заведующий лабораторией тихоокеанских лососей Хабаровского филиала Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра Сергей Золотухин. - Под нее вставлялся крупный крючок острием вперед. Крючок привязывался к древку кожаным ремнем. Наколотая на элгу, рыба своей массой вырывала крючок из желобка и повисала на ремне.
Элгу был настоящим прорывом в рыболовстве. Техника удара гарпуна заключалась в том, что рыбак бил деревянным концом древка под рыбу, а остро заточенный крючок попадал в нее, а не в камни.
Каждое орудие лова - это еще один шаг к расширению знаний о древних технологиях, знаниях о свойствах материалов, о самих народах и их национальных традициях.
Например, металлические наконечники стрел для добычи рыб. Кажется невероятным, чтобы на рыбу охотились с луком и стрелами!
А вот прабабушка амурской махалки - бронзовая пластина в форме рыбки, но возраст ее датируется девятым веком.
Самым же древним из крючков для лова рыбы был багор. От описания действия этого орудия образовался глагол «багрить».
О нем в книге: «С жерди срубали не все ветви, а оставляли на конце сучок и остро его затачивали. Багор устанавливали на дно русла, по которому мигрировала рыба. Рыба наплывала на древко багра и подсекалась рыбаком. Если рыболов не мог ее видеть, то от крючка до рукояти древка натягивалась слуховая веревка».
Еще лучше, если был впадающий в озеро или речку ручей. Человек мог его перегородить «забором» из кольев, заставить вдоль и поперек ловушками для рыбы - вершами; в этих местах было удобно колоть рыбу острогой.
Какие люди населяли берега Амура в прошлом?
- Трудно поверить, чтобы древний человек питался исключительно мясом мамонта, когда в реках можно было поймать рыбу в любой день, - считает Сергей Золотухин.
Лососевых рыб, которые с июня по октябрь заходили в притоки Амура, не могли заменить ни мясо, ни заготовленные на зиму ягоды, в ней одной природа позаботилась собрать те вещества, жиры и витамины, которые способны сохраняться продолжительное время. Без засоленной, иногда специально с душком, «амурского посола» кеты в прошлом невозможно было пережить зимние месяцы.
По орудиям лова рыбы и хозяйственному укладу видно, что предки современных народов Приамурья - не чжурчжени, «которые разбежались по лесам от нашествия войск Чингиз-хана», а «оленные люди», кочевавшие по бассейну Амура. Здесь, на Амуре, воочию можно увидеть многовековую череду смен разных культур и народов, разных хозяйственных укладов, иногда взаимно проникавших друг в друга.
Сергей Золотухин часто ссылается на книги других исследователей. Например, на книгу американки Хилэри Стьюарт о методах рыболовства у древних американских племен. Оказывается, амурские орудия лова и индейские по ту сторону Тихого океана поразительно похожи.
- Амурские народы верили в духов, - говорит Сергей Золотухин. - Шаман был связующим звеном между духами и людьми - он просил богатый улов в предстоящую путину у владыки Амура - Тэму. Эта серебряная рыбка, вероятно, была посредником.
В своей книге автор оптимистичен:
«Сегодня в бассейне Амура насчитывается около 140 видов рыб. Здесь нерестятся неисчислимые стада карповых, лососевых и осетровых. Их запасы измеряются, вероятно, сотнями тысяч тонн.
Продуктивность Амура просто фантастична. Даже сейчас рыбы хватает и промысловикам, и для потребительского лова. Сеть за сетью плывет вниз по Амуру, собирая обильную добычу, но ни одна промысловая рыба здесь еще не исчезла и не вымерла. Даже для считающихся редкими рыб, ситуация не такая плохая. Занесенные в Красную книгу без всякого научного обоснования пестрый толстолоб, ауха, амур, черный лещ, желтощек, сом Солдатова, на самом деле являются многочисленными».
Шагая по берегам рек, сравнивая старые и новые карты, поднимая архивные документы, расспрашивая старожилов о названиях рек и речушек, Сергей чувствует себя в изменчивом мире. Сколько раз менялось население рыбацких поселков? Неизменными остаются крючок, сеть и острога!
Александр САВЧЕНКО.
Фото автора.