Как остаться в едином пространстве
поиск
15 ноября 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Как остаться в едином пространстве

11.12.2013
Просмотры
335
Продолжение темы: В. Заусаев, «Стратегия, программа, закон…» («Тихоокеанская звезда» за 13,14 и 15 ноября 2013 года).

Сразу хотелось бы оговориться, что статья представляет глубокий анализ социально-экономической ситуации на российском Дальнем Востоке. И это не удивительно, ведь её автор не просто известный учёный и руководитель одного из ведущих научно-исследовательских институтов, вот уже более 20 лет решающих практические задачи развития городов и регионов Дальнего Востока и Сибири, но и самое главное - он коренной дальневосточник.

И, наверное, мне, тоже коренному дальневосточнику и в своё время принимавшему скромное участие в становлении рыночной экономики на Востоке России, следовало бы просто согласиться с мнением автора и только пожелать, чтобы его мысли и выводы были услышаны власть пре­держащими.

Однако в той же газете от 15 ноября, где было опубликовано окончание статьи автора, появился текст решения правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. Это и заставило взяться за «перо».

На первый взгляд, это достаточно полный и развёрнутый план действий на ближайшую и долгосрочную перспективу как самих дальневосточников, прежде всего представляющих их интересы, руководителей регионов, так и вновь «испечённых» руководителей макрорегиона со свежими взглядами и новаторскими подходами.

Сама судьба, видимо, свела в этом номере газеты два документа, чтобы можно было их сравнить. Не будем особо уделять внимание новаторским взглядам и подходам, только отметим, что модели экономического развития Дальнего Востока, основанной на «…экспорте в страны Азиатско -Тихоокеанского региона готовых товаров и услуг…», посвящён целый раздел в федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года», кстати не только утвержденной Правительством Российской Федерации, но и лично президентом России. В этой же программе имеется и раздел о переходе экономики Дальнего Востока на инновационный путь развития, в том числе за счёт привлечения иностранных инвестиций и технологий. Но самое главное, эта программа начинается с социального раздела, призванного не только сократить катастрофический отток населения из макрорегиона, но главным образом создать условия для его закрепления на Дальнем Востоке, т.е. речь идёт о коренных дальневосточниках. Эта стратегическая цель в дальнейшем провозглашается и в последующих документах руководства страны, в том числе программных документах и в стратегии развитии макрорегиона, о чем и пишет В.К. Заусаев.

Увы, факты упрямая вещь, достичь этой цели не удаётся вот уже на протяжении почти 20 лет. Постоянное население россиян постепенно «вымывается» с Дальнего Востока. Но, как говорится, свято место путо не бывает. Кто же будет занимать эти «святые места»? Из последних принятых документов следует, что с притоком иностранных инвестиций и технологий потребуется и приток иностранной рабочей силы. И то верно, ведь даже в промышленности на Дальнем Востоке производительность труда в настоящее время почти в пять раз ниже, чем в Китае, не говоря уже о Японии и Южной Корее.

Не хотелось бы особенно развивать дальше перспективы этого инерционного, а по сути - колониального сценария развития. Однако наука регионального развития, кстати, подкреплённая практикой во всём мире, настораживает. Суть её заключается в том, что в начале подобные регионы «выпадают» из экономического пространства страны, чего мы уже с успехом достигли, затем из поселенческого (демографического), при котором происходит замещение коренного населения, и далее начинаются политические процессы, приводящие либо к автаркии на основе жесткой автономии или ещё хуже… Кстати, это с Дальним Востоком России уже происходило, достаточно вспомнить 20-е годы прошлого столетия.

В начале 90-х, когда макрорегион, по мнению тогдашних некоторых политиков, вдруг стал ненужной обузой не только для бюджета, но и для страны в целом, это как никогда осознавалось дальневосточниками. Именно тогда, осознавая это, руководителями регионов было создано общественное объединение под сегодняшним названием «Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья», получившая высокий статус на федеральном уровне. Наряду со многими инициативами, одной из важнейших у неё стала разработка программы, о которой говорилось выше. И именно потому, что её разрабатывали дальневосточники, она начиналась с социального раздела, целью которого стало закрепление населения в регионе. В.К. Заусаев в своей статье не случайно главный акцент посвящает решению именно этой задачи.

По большому счёту он определяет его как национальный сценарий развития Дальнего Востока и в качестве одного из механизмов его осуществления предлагает разработку и принятие специального федерального закона по развитию макрорегиона. С этим нельзя не согласиться, так как ещё при разработке программы развития Дальнего Востока в 90-х годах необходимость разработки такого закона обосновывалась как необходимое условие её реализации. Более того, в 1999 году Межрегиональной ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье» проект такого закона был подготовлен и внесён в Государственную Думу и Правительство России. О необходимости принятия такого документа уже в текущем году говорил на одном из заседаний президент России В.В. Путин. Проект закона в новой редакции в настоящее время вновь подготовлен группой депутатов и членов Совета Федерации России совместно со специалистами Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». Главная концепция этого закона - сохранение и закрепление постоянного населения на Дальнем Востоке на основе национального сценария его развития.

Справедливости ради необходимо отметить, что в решении правительственной комиссии также есть пункты, посвящённые развитию законодательной базы на Дальнем Востоке. Однако они посвящены в значительной степени экономике и привлечению иностранных инвестиций, а вот развития социальной сферы и тем более демографические проблемы они почти не затрагивают. В документе содержится достаточное количество пунктов, требующих скоординированных действий руководителей субъектов Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона, и хочется верить, что когда они соберутся по этому поводу в очередной раз за круглым столом на заседание Межрегиональной ассоциации, они уделят внимание и решению проблем демографии и закрепления населения.

Е. Галичанин, доктор экономических наук,  профессор, член координационного совета по экономическим вопросам МАЭВ «Дальний Восток и Забайкалье», член Российского географического общества.