Как Шелихов склонил… эскимосов к подданству Екатерины II

06.12.2022 | О разном | 4м. 16 c. | 506
Как Шелихов склонил… эскимосов к подданству Екатерины II
Григорий Шелихов мечтал о том, чтобы Русская Америка приносила доход государству

Вот и уходит в историю 2022 год. Большое видится на расстоянии - гласит поговорка. Подтверждается она и по отношению к историческим событиям. Вот тому примеры.

Имя Григория Шелихова занимает особое место в истории Дальнего Востока. Как не вспомнить о таком великом человеке в год, когда сошлись две даты: 275 лет со дня рождения Шелихова и 150 лет с того года, когда власти Российской империи продали Аляску с Алеутскими островами США. Аляску, ради освоения которой Шелихов совершил подвиг.

Первыми русскими, которые увидели Аляску, были моряки из экспедиции Семёна Дежнёва. Произошло это ещё в 1648 году. Затем экспедиция Беринга открыла Северо-Западную Америку в XVIII веке. С этого момента она стала частью России. Но ведь мало водрузить здесь флаг, надо было еще эти земли обжить.

Именно этому и посвятил свою жизнь Григорий Шелихов (1747-1795). В 1775 году он приехал в Охотск и вместе с сибирскими купцами организовывал пушной промысел на Алеутских островах и Аляске. Григорий Иванович создал торговую компанию, построил русские поселения на побережье Америки, заложил гавань Трех Святителей и крепость на острове Афогнак.

Ему даже удалось склонить эскимосов к подданству Екатерине II. Кроме того, Шелихов вел большую исследовательскую работу, занимался организацией экспедиций. В 1787 году в Санкт-Петербург был отправлен отчет под названием «Российского купца Григория Шелихова первое странствование из Охотска с 1783 по 1787 год по восточному океану к американским берегам».

Его суда дошли до Сан-Фра­нциско. Заселение Русской Америки набирало обороты. В поселениях строились школы, церкви. Были большие планы по торговле через морские порты с Японией, Китаем, Филиппинами.

Такая бурная деятельность не могла остаться незамеченной в иностранных державах. Англичане пристально наблюдали за русскими поселенцами, их корабли все чаще стали появляться у берегов Аляски. Обеспокоенный Шелихов слал в столицу донесение за донесением, требуя обозначить на карте границы России.

Он даже сам составил такую карту. Кроме того, неутомимый предприниматель приказал изготовить 15 тяжелых досок с гербами и надписью «Земля Российския владения». Эти доски были зарыты в разных местах Аляски. Говорят, не все из них были впоследствии найдены, некоторые до сих пор лежат в американской земле.

Шелихов мечтал, что Русская Америка, как называли тогда Аляску, будет приносить доход государству, станет его полноправной частью. Центральным поселением стал Кадьяк, который в переводе с местного языка индейцев означал «Остриё».

У Шелихова были поистине грандиозные планы. Он мыслил Русскую Америку как «страну свободы для всех народов мира». Энергичный купец даже придумал название будущей столицы - Славороссия.

Но, к сожалению, его мечты так и остались мечтами. После поражения в Крымской войне Россия настолько ослабела, что не могла защищать Аляску от американского вторжения. В 1867 году исконно русская земля была за бесценок продана США.

Скромный музейщик Розов

Краеведы неутомимы в поисках приоткрыть пусть маленькие, но от этого не менее значимые тайны истории. Эти открытия совершаются не только в экспедициях, но и в архивах. Одно из них: находки, связанные с именем Василия Евгеньевича Розова - исследователя Дальнего Востока (1877-1943).

Родился Василий Розов 22 декабря 1877 года в с. Благовещенском -Хвалойне Ковенской губернии Шавельского уезда в семье священника. В 1902-м окончил Литовскую духовную семинарию, но священнослужителем так и не стал.

До 1908 года Розов преподавал в Щучинской второклассной школе математику и природоведение, русский и славянский языки. Затем поступил в Юрьевский университет на юридический факультет, чтобы в следующем году перейти на физико-математический факультет по естественно-историческому отделению. Уже в годы учебы участвовал в ряде исследовательских экспедиций, написал и напечатал несколько научных статей.

В 1925-м Василий получил предложение от профессора Дерюгина работать научным сотрудником Тихоокеанской научно-промысловой станции, с той поры стал преданным исследователем Дальнего Востока.

Василий Евгеньевич участвовал в экспедициях по изучению ихтиофауны дальневосточных морей в 30-е годы прошлого века, составил наиболее полный к тому времени список промысловых рыб Охотоморья, полезных ископаемых, топографические карты северных территорий.

Но для северян Розов памятен тем, что явился создателем краеведческого музея при Тугурской культбазе, где в лихолетье военного времени сороковых умер. И можно догадаться, почему: Василий Евгеньевич был из тех, кого на Руси называли праведниками.

Зима 1943-го, поселок Тугур, заваленный снегами, изба-культбаза на берегу студеной реки, впадающей в Охотское море. В домике, заставленном чучелами зверей и птиц, сидит умирающий заведующий в оленьей дохе и записывает в дневнике химическим карандашом названия своих находок.

Целых три зимы розовский музей был оставлен без отопления. В жутком холоде Розов проводил свои экскурсии. Препаратор Кузнецов - его верный друг - умолял, чтобы Розов не ходил в музей, но тот не мог поступить иначе. У Василия Евгеньевича правая рука не действовала, но он отправлялся на утлом боте в открытое море на поиски своих экспонатов.

Умер он от систематического переохлаждения. Его друзья - оленеводы-эвенки, рыбаки - похоронили Василия Евгеньевича на земле, скованной вечной мерзлотой, но с годами берег был подмыт морскими приливами, могилу унесло в море.

Собранные Розовым экспонаты были перевезены его сподвижником А. Кузнецовым в Николаевск-на-Амуре, стали основой для созданного здесь краеведческого музея.

Розов выполнял задания многих научных учреждений: собирал головы рыб, птиц, консервировал и отправлял в Москву. Его цитировали, на него ссылались ученые, но сам Розов оставался скромным музейщиком…

А во время войны Василий Евгеньевич 60 раз посетил сберкассу и каждый раз вносил по 100-200 рублей со своей заработной платы в фонд обороны.

… Сегодня в Николаевском филиале Госархива Хабаровского края хранятся 293 дела, дневники, а в музейных фондах - записи, около 600 экспонатов, собранных руками неутомимого исследователя. Светлую память о В. Розове чтут дальневосточные музейщики.

Золотой фонд Николая Чайкина

Бывают такие дни, когда живопись говорит нам больше, чем слова. Хочется помолчать и что-то такое встретить, на что можно долго смотреть, а потом закрыть глаза, рассматривать сердцем.

Картины хабаровского художника Николая Фёдоровича Чайкина (1922-2001) как раз такие - для пребывания в них душой. Там все давно многими поколениями обжитое. Там вечно течет Амур и горит рыбацкий костер, на котором пыхтит котелок с ухой. Сразу кажется, что только тебя тут и ждут… Сотни этюдов художника - сотни остановленных мгновений.

«А вы помните?..» - говорит кто-то, и радует глаз река, звенящая бликами от солнца. Или пелена тумана и дождя, непролазная тайга, мохнатые сосны и угрюмые горы.

Его видели с этюдником строители, рыбаки, геологи, лесники. Как много поэзии в одних лишь названиях его картин: «Большая вода», «Пробуждение Амура», «Низовье Амура», «Весна на БАМе», «По дороге в Сукпай», «Николаевский порт», «Охотское побережье».

А еще Чайкин был поэтом Хабаровска. «Город строится», «Дождливый день», «Утро города» - эти и другие пейзажи - шедевры городских окрестностей. Улицы, парки, площади, старые дома, новостройки, счастливые лица открыты солнцу и не только птицы, но и облака залетают на его картины.

У него есть этюд - «Снег». Быть может, это лучший портрет зимы во всей мировой живописи. Такого мягкого, пушистого, нежного, «глазастого» сугроба больше нигде нет.

Вот кусочек старого города - «неодетая весна». Впрочем, без листьев деревья только на первый взгляд. Они есть, невольно дорисовываешь картину.

Говорят, что летом он засыпал свою мастерскую скошенной травой, чтобы писать свою любимую природу…

Николай Чайкин родился в сибирском селе Прокопьево. В 1932 году вся семья переехала на Дальний Восток - в Хабаровск. Уже в школе Николай Чайкин полюбил рисование и тогда же решил стать художник
ом.

В 1940 году поступил в Благовещенский педагогический техникум на художественное отделение. Казалось бы, все складывается как нельзя лучше - неординарные способности, прекрасные педагоги, война нарушила все планы, помешала закончить учебу и получить специальное образование.

По состоянию здоровья на фронт не взяли, но юный художник «воевал» в тылу, рисовал плакаты в агитпунктах. Так и начался творческий путь Николая Чайкина. В 1943-1944 годах работал художником в газете «Рыбаки Амура». В старых подшивках можно найти первые работы молодого автора - портреты рыбаков.

По-настоящему его профессиональной школой была сама жизнь, а известным пейзажистом он стал благодаря Амуру.

Первый вояж по реке Чайкин совершил в качестве командира трофейного мотобота. Без навыков навигации, без водительских документов группа художников - Чайкин, Косых и Аистов - взялась перегнать трофейную штуковину своим ходом из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре.

В поездках - этюды, в мастерской - картины. Почти каждый этюд Николая Чайкина воплощался в картине, и почти каждая картина находила своего ценителя.

До последних дней писал, создавал этюды, будучи почти слепым. Видимо, память у художника была на кончиках пальцев.

Благодаря Чайкину создавался Художественный фонд, который и был основным подспорьем для художников. При его участии были построены скульптурный цех, мастерские.

Николаю Федоровичу удавалось сочетать творчество и рутинную работу директора Художественного фонда. Он умел находить со всеми язык, возглавлял партийную организацию Хабаровского союза художников. Его картины находятся в собраниях дальневосточных музеев.

Цветная радость Куриленко

Старшему поколению не надо объяснять, кто такой Яков Семёнович Куриленко (1917-1988). Имя художника для многих ассоциируется с «Тигроловами» - большим двухметровым холстом, которое он написал вместе с известным живописцем Григорием Зориным в 1951 году. Сюжет драматичен и посвящен бригаде охотников-тигроловов под руководством Ивана Богачева.

К слову, этот охотник выведен главным персонажем и в повести «Амурские звероловы» Всеволода Сысоева. Существует три варианта «Тигроловов», но обладателем самого первого является музей изобразительного искусства Комсомольска-на-Амуре. Он создан на основе натурного материала, собранного авторами во время поездок по Сихотэ-Алиню.

Второй вариант картины приобретен в 1951 году в Москве, во время республиканской выставки, но ее точное местонахождение неизвестно.

В Комсомольск-на-Амуре Яков Куриленко приехал в 1952 году уже сложившимся художником. После окончания семилетки (родился он в селе Белый Яр Завитинского района Амурской области) поступил на художественное отделение Благовещенского педагогического училища, где среди преподавателей был Петр Сергеевич Евстафьев, ученик Репина и Кардовского.

В учебе Куриленко делал успехи и в 1937 году вместе с дипломом об окончании получил предложение остаться преподавать. Потом Яков Семенович попал в ряды Краснознаменного Тихоокеанского военно-морского флота, где и застала его Великая Отечественная война. Но краски и кисти он не оставил и даже участвовал в 1942 году в выставке работ моряков-тихоокеанцев.

Демобилизовался Яков Куриленко только в 1946 году, отдав флоту восемь лет, приехал в Хабаровск и поступил на работу в краевое товарищество «Всекохудожник», преобразованное позднее в региональное отделение Художественного фонда РСФСР.

В 1950-м Яков Куриленко стал участником Республиканской выставки в Москве, а через год его приняли в Союз художников СССР. В это же время сложился его творческий тандем с Георгием Зориным, и помимо «Тигроловов» они написали еще одно масштабное полотно - «Оборона Петропавловска на Камчатке», приобретенное Камчатским художественным музеем.

В Комсомольске-на-Амуре Яков Куриленко прожил десять лет. Он вошел в городскую творческую организацию, лидером которой в то время был первостроитель Города юности, талантливый художник Георгий Цивилёв.

Яков Семенович много работал, активно выставлялся, преподавал в городской детской художественной школе, а в 1962-м переехал с семьей во Владивосток. Здесь художник написал многие масштабные полотна, которые хранятся во многих музеях страны.

Александр САВЧЕНКО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



20.03.2024 00:00
Шефская помощь приобретает большое значение
9 мая 2025 года наша страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот день мы приближали, как могли, – известные строки скупо, но точно передают реальность того времени.

19.03.2024 00:02
«Две сессии» придают импульс развитию Китая
На днях успешно завершились вторая сессия Всекитайского Собрания народных представителей ВСНП14-го созыва и вторая сессия Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) 14-го созыва.