Как создавались «Оптимисты»
29.04.2017
378
В понедельник на канале «Россия 1» стартовал сериал «Оптимисты». Об этой премьере прежде всего стоит сказать три вещи. Во-первых, сериал снял режиссер Алексей Попогребский. Во-вторых, продюсером выступил Валерий Тодоровский. В-третьих, это история об оттепели. Для скептически настроенных зрителей стоит оговориться: ничего общего с «Оттепелью» Тодоровского «Оптимисты» Попогребского не имеют, кроме того, что действие разворачивается в 1960 году.
- Я узнал о задумке сценаристов Михаила Идова и Михаила Шприца снять историю о советских дипломатах еще до того, как история обрела свой дом на канале «Россия 1». «Господи, как интересно!» - подумал тогда я. Персонажи были придуманы в такой диспозиции, про которую просто хочется читать и смотреть дальше, - припоминает Алексей Попогребский. - Прошло несколько лет, в течение которых сценарием Идова и Шприца так никто и не заинтересовался. Я случайно столкнулся с Тодоровским в гастрономе.
Как рассказал Алексей, Валерий Петрович в тот момент был слегка прозрачным и колыхался на ветру от вентиляторов, но он светился! Режиссёру показалось, что они встретились с Тодоровским спустя буквально пару дней после того, как он закончил снимать «Оттепель». Они проговорили, наверное, минут 40 у стойки с рыбой на льду. Попогребский почувствовал, что человек пережил большое приключение при том, что этот режиссер снял внушительное количество фильмов.
- Но было ощущение, что Валера ступил на новую стезю, и, извините за сленг, его проперло. И я, признаюсь, позавидовал ему тогда, - продолжает Попогребский. - Когда ко мне в руки спустя энное количество времени после этой встречи попал уже расписанный на «дцать» серий сценарий «Оптимистов», я поняла, что это судьба. И это при том, что я всегда говорил, мол, не хочу снимать ничего исторического, ностальгического и про политику. И вот как раз все и сошлось в «Оптимистах».
Вдруг всё сошлось
- Открою вам секрет, сегодня в нашей стране продюсеры примерно половину своего рабочего времени тратят на то, что сидят и придумывают, а кто бы мог снять ту или иную вещь, - считает Валерий Тодоровский. - Редко, но все же появляются хорошие сценарии. Людей, способных воплотить их в жизнь на том, высоком уровне, который требуется, единицы. И чаще всего они либо уже заняты на других проектах, либо просто не хотят снимать, потому что у них есть свои планы. Поэтому найти режиссера, с которым совпадешь по графику, найдешь общий язык и вдохновишь историей - это как любовь.
Когда Валерий разговаривал со своим редактором Сашей Васнецовой, всплыла фамилия Попогребский. Но он был уверен на сто процентов, что он занят и не сможет. Но потом подумал и решил, отчего бы не закинуть Алексею сценарий. И внезапно все сошлось, чему Тодоровский несказанно рад.
- Когда мне неожиданно позвонил Валера с идеей предложить снять проект Попогребскому, я подумал, что это нереально. Но через два я услышал в телефонной трубке: «Он согласился». С этого все началось, - поделился Антон Златопольский. - И этой весной выходит, с нашей точки зрения, самый стильный, хулиганский, интересный и яркий проект сезона на нашем телевидении.
К слову, с актерами в «Оптимистах» тоже не мелочились. Главные роли сыграли такие признанные профессионалы, как Владимир Вдовиченков, Северия Янушаускайте, Максим Виторган, Виктория Исакова, Анатолий Белый. Роли молодых дипломатов исполнили восходящие звезды отечественного кинематографа Артем Быстров, Егор Корешков, Риналь Мухаметов. Кстати, в «Оптимистах» сыграла жена продюсера Валерия Тодоровского Евгения Брик. Актрисе досталась роль телеведущей и возлюбленной героя Владимира Вдовиченкова.
- Я мог бы вам назвать несколько фамилий - чего не сделаю - артистов, которые мне говорили, что никогда не будут в сериалах сниматься, поскольку это стыдно, позор, ниже плинтуса, - вспоминает Валерий Тодоровский. - В общем, были громкие заявления. Все эти люди не слезают сейчас с телеэкранов. Теперь я, может быть, хотел бы, чтобы эти актеры уже пореже появлялись в сериалах.
Почему опять 60-е?
- Сейчас на нашем телевидении только начинается осваивание отечественной истории. Тут непаханое поле, поскольку очень много есть о чем рассказать. Что касается 60-х, то это очень благодарное время, потому что есть люди, которые помнят его, и можно послушать их рассказы. Это был период, когда очень многие вещи открылись, разрешились, забурлили, - объясняет Валерий Тодоровский. - Интерес к 60-м, безусловно, оправдан и естественен для нас. Ко всему прочему, это красивая эпоха. У нее есть своя совершенно замечательная эстетика. Я знаю о ней от моих родителей. Про кого мне нужно делать фильмы? Про незнакомых мне людей или про тех, кого я знал, видел, помню, люблю? Я думаю, что подобные слова могут сказать и Алексей Попогребский, и Антон Златопольский.
Красоту эпохи в «Оптимистах» воссоздавал Александр Осипов, который работал над «Стилягами». Плюс Попогребскому в наследство достался и немаленький гардероб студии Тодоровского. Это были вещи из «Стиляг» и «Оттепели». Но специально для «Оптимистов» пришлось привезти еще огромное количество костюмов из Праги, где они хранились на складах того времени.
- Иногда я смотрел на то, во что были одеты Виктория Исакова, Женя Брик и Северия Янушаускайте, и спрашивал у костюмеров: «Когда вы это успели сшить?» А мне отвечали, мол, это Ив Сен Лоран или Кристиан Диор 60-го года, - вспоминает режиссер Алексей Попогребский.
Художником-постановщиком в «Оптимистах» работал Павел Пархоменко, который больше всего известен по фильмам Алексея Балабанова. Была выстроена грандиозная декорация, на которую ходил смотреть весь «Мосфильм».
- Видимо, Павел окунулся на съемках «Оптимистов» в ту эстетику, к которой всегда стремился, - в графичность и конструктивизм. Эскизы, которые он нам рисовал, хочется обрамить в рамку и повесить на стену, - признался Попогребский
Не попахивает ли «Оттепелью»
- Что касается сравнения «Оптимистов» с «Оттепелью», то они не имеют совершенно ничего общего. Думаю, у меня получилась любовно-ностальгическая история. А в «Оптимистах» речь идет о людях, которые вообще-то наивно, но очень смело решили изменить мир. Тут про политику, - заранее ответил тем, кто будет сравнивать два сериала, Валерий Тодоровский.
- В «Оптимистах» мы специально выработали такую степень условности, что она не документальная и не бытовая, а приподнятая. Отчасти этому помогли актерские пробы. Когда мы начали репетировать сцены с Владимиром Вдовиченковым и Северией Янушаускайте, я понял, что ключом к этой истории будет немного приподнятый стиль ближе к голливудскому, нежели к советскому «оттепельному» кино, - заявил режиссер «Оптимистов». - Наша картина получились более жанровой, чем замечательная блистательная работа Валерия Тодоровского «Оттепель».
Где правда, а где художественный вымысел
Еще до того, как проект запустили в работу, создатели сериала консультировались с представителями МИДа. Они были очень открыты к контактам и консультациям. Авторскую группу пускали на экскурсии в МИД. Молодые актеры разговаривали с дипломатами, своими ровесниками, чтобы понять, в чем заключается их работа. Кроме того, создатели проекта читали мемуары дипломатов.
Все события, показанные в «Оптимистах», имеют под собой документальную основу. Так, случай из сериала, когда на одном из приемов кто-то из высокопоставленных чиновников МИДа проболтался именно шведскому послу про Пауэрса, имел место быть. История умалчивает, кто конкретно это сделал - министр или кто-то другой.
Но факт остается фактом. Предметы, которые находятся на столе при допросе пилота Пауэрса, воспроизведены по фотографиям с тех, которые были найдены при нем. В общем, создатели с занудством подошли к плетению исторической канвы сериала.
- Изначально стояла задача создать художественное произведение, которое не противоречит историческим фактам. Так, собственно, и получилось, - отметил сопродюсер «Оптимистов» Антон Златопольский. - Степень погружения наших сценаристов в исторический материал была очень высокая. Именно поэтому мы себя уверенно чувствовали в материале и могли себе позволить художественный вымысел, без которого игровое кино невозможно. И там, где он есть, это оправдано сюжетно и драматургически.
Абсолютно все персонажи, за исключением Н.С. Хрущева и С.Н. Хрущева, вымышлены. Личные и карьерные перипетии главных героев также не имеют под собой никакой подоплеки в реальной жизни. Такого отдела в МИДе никогда не существовало.
- Мы позволяем себе роскошь осветить в сериале короткий отрезок в несколько месяцев 60-го года и короткого экскурса в начале первой серии на Американскую национальную выставку 1959 года, - намекнул на возможность второго сезона режиссер «Оптимистов». - Не дойдет ни до Карибского кризиса, ни до обмена Абеля на Пауэрса, который вы видели в фильме Спилберга «Шпионский мост». Мы надеемся, что у нас в будущем будет такая возможность.
- В последние годы я заметил, что если выходит телевизионный фильм, связанный с какой-то эпохой, то начинается дикая склока. Люди реально готовы перегрызть глотку друг другу, обсуждая, была ли тогда такая тумбочка, носили ли такое платье, вели ли так себя, - поделился Валерий Тодоровский. - Спорят по этому поводу с таким накалом, будто решается вопрос жизни и смерти. Я все это читаю в каком-то недоумении. Так было с моим фильмом «Оттепель» и прогнозирую, что «Оптимистов» постигнет та же участь. Естественно, найдутся люди, которые объяснят авторам, что было совсем не так или так, но не совсем. Наблюдая годами за этой безумной склокой, я сделал для себя вывод, что просто это все до сих пор очень живо и актуально.
Как говорит режиссер, теперь всем должно быть окончательно ясно, что лучшие режиссеры страны сегодня начинают снимать сериалы. Если еще два-три года назад одного было не уговорить, второй метил только на кинофестивали и больше никуда, то сейчас ситуация изменилась.
- Мне кажется, наступает момент, когда, если хороший серьезный режиссер еще не снял ни одного сериала, он немного отстал от жизни. Другой вопрос, что каждый должен в какой-то момент найти свой проект, который будет любить и хотеть. Но тенденция, которая нарастала в последние годы, окончательно, на мой взгляд, сформировалась, - подытожил Валерий Тодоровский.
Сериал «Оптимисты» выходит по будням в 22.00 на канале «Россия 1».
- Я узнал о задумке сценаристов Михаила Идова и Михаила Шприца снять историю о советских дипломатах еще до того, как история обрела свой дом на канале «Россия 1». «Господи, как интересно!» - подумал тогда я. Персонажи были придуманы в такой диспозиции, про которую просто хочется читать и смотреть дальше, - припоминает Алексей Попогребский. - Прошло несколько лет, в течение которых сценарием Идова и Шприца так никто и не заинтересовался. Я случайно столкнулся с Тодоровским в гастрономе.
Как рассказал Алексей, Валерий Петрович в тот момент был слегка прозрачным и колыхался на ветру от вентиляторов, но он светился! Режиссёру показалось, что они встретились с Тодоровским спустя буквально пару дней после того, как он закончил снимать «Оттепель». Они проговорили, наверное, минут 40 у стойки с рыбой на льду. Попогребский почувствовал, что человек пережил большое приключение при том, что этот режиссер снял внушительное количество фильмов.
- Но было ощущение, что Валера ступил на новую стезю, и, извините за сленг, его проперло. И я, признаюсь, позавидовал ему тогда, - продолжает Попогребский. - Когда ко мне в руки спустя энное количество времени после этой встречи попал уже расписанный на «дцать» серий сценарий «Оптимистов», я поняла, что это судьба. И это при том, что я всегда говорил, мол, не хочу снимать ничего исторического, ностальгического и про политику. И вот как раз все и сошлось в «Оптимистах».
Вдруг всё сошлось
- Открою вам секрет, сегодня в нашей стране продюсеры примерно половину своего рабочего времени тратят на то, что сидят и придумывают, а кто бы мог снять ту или иную вещь, - считает Валерий Тодоровский. - Редко, но все же появляются хорошие сценарии. Людей, способных воплотить их в жизнь на том, высоком уровне, который требуется, единицы. И чаще всего они либо уже заняты на других проектах, либо просто не хотят снимать, потому что у них есть свои планы. Поэтому найти режиссера, с которым совпадешь по графику, найдешь общий язык и вдохновишь историей - это как любовь.
Когда Валерий разговаривал со своим редактором Сашей Васнецовой, всплыла фамилия Попогребский. Но он был уверен на сто процентов, что он занят и не сможет. Но потом подумал и решил, отчего бы не закинуть Алексею сценарий. И внезапно все сошлось, чему Тодоровский несказанно рад.
- Когда мне неожиданно позвонил Валера с идеей предложить снять проект Попогребскому, я подумал, что это нереально. Но через два я услышал в телефонной трубке: «Он согласился». С этого все началось, - поделился Антон Златопольский. - И этой весной выходит, с нашей точки зрения, самый стильный, хулиганский, интересный и яркий проект сезона на нашем телевидении.
К слову, с актерами в «Оптимистах» тоже не мелочились. Главные роли сыграли такие признанные профессионалы, как Владимир Вдовиченков, Северия Янушаускайте, Максим Виторган, Виктория Исакова, Анатолий Белый. Роли молодых дипломатов исполнили восходящие звезды отечественного кинематографа Артем Быстров, Егор Корешков, Риналь Мухаметов. Кстати, в «Оптимистах» сыграла жена продюсера Валерия Тодоровского Евгения Брик. Актрисе досталась роль телеведущей и возлюбленной героя Владимира Вдовиченкова.
- Я мог бы вам назвать несколько фамилий - чего не сделаю - артистов, которые мне говорили, что никогда не будут в сериалах сниматься, поскольку это стыдно, позор, ниже плинтуса, - вспоминает Валерий Тодоровский. - В общем, были громкие заявления. Все эти люди не слезают сейчас с телеэкранов. Теперь я, может быть, хотел бы, чтобы эти актеры уже пореже появлялись в сериалах.
Почему опять 60-е?
- Сейчас на нашем телевидении только начинается осваивание отечественной истории. Тут непаханое поле, поскольку очень много есть о чем рассказать. Что касается 60-х, то это очень благодарное время, потому что есть люди, которые помнят его, и можно послушать их рассказы. Это был период, когда очень многие вещи открылись, разрешились, забурлили, - объясняет Валерий Тодоровский. - Интерес к 60-м, безусловно, оправдан и естественен для нас. Ко всему прочему, это красивая эпоха. У нее есть своя совершенно замечательная эстетика. Я знаю о ней от моих родителей. Про кого мне нужно делать фильмы? Про незнакомых мне людей или про тех, кого я знал, видел, помню, люблю? Я думаю, что подобные слова могут сказать и Алексей Попогребский, и Антон Златопольский.
Красоту эпохи в «Оптимистах» воссоздавал Александр Осипов, который работал над «Стилягами». Плюс Попогребскому в наследство достался и немаленький гардероб студии Тодоровского. Это были вещи из «Стиляг» и «Оттепели». Но специально для «Оптимистов» пришлось привезти еще огромное количество костюмов из Праги, где они хранились на складах того времени.
- Иногда я смотрел на то, во что были одеты Виктория Исакова, Женя Брик и Северия Янушаускайте, и спрашивал у костюмеров: «Когда вы это успели сшить?» А мне отвечали, мол, это Ив Сен Лоран или Кристиан Диор 60-го года, - вспоминает режиссер Алексей Попогребский.
Художником-постановщиком в «Оптимистах» работал Павел Пархоменко, который больше всего известен по фильмам Алексея Балабанова. Была выстроена грандиозная декорация, на которую ходил смотреть весь «Мосфильм».
- Видимо, Павел окунулся на съемках «Оптимистов» в ту эстетику, к которой всегда стремился, - в графичность и конструктивизм. Эскизы, которые он нам рисовал, хочется обрамить в рамку и повесить на стену, - признался Попогребский
Не попахивает ли «Оттепелью»
- Что касается сравнения «Оптимистов» с «Оттепелью», то они не имеют совершенно ничего общего. Думаю, у меня получилась любовно-ностальгическая история. А в «Оптимистах» речь идет о людях, которые вообще-то наивно, но очень смело решили изменить мир. Тут про политику, - заранее ответил тем, кто будет сравнивать два сериала, Валерий Тодоровский.
- В «Оптимистах» мы специально выработали такую степень условности, что она не документальная и не бытовая, а приподнятая. Отчасти этому помогли актерские пробы. Когда мы начали репетировать сцены с Владимиром Вдовиченковым и Северией Янушаускайте, я понял, что ключом к этой истории будет немного приподнятый стиль ближе к голливудскому, нежели к советскому «оттепельному» кино, - заявил режиссер «Оптимистов». - Наша картина получились более жанровой, чем замечательная блистательная работа Валерия Тодоровского «Оттепель».
Где правда, а где художественный вымысел
Еще до того, как проект запустили в работу, создатели сериала консультировались с представителями МИДа. Они были очень открыты к контактам и консультациям. Авторскую группу пускали на экскурсии в МИД. Молодые актеры разговаривали с дипломатами, своими ровесниками, чтобы понять, в чем заключается их работа. Кроме того, создатели проекта читали мемуары дипломатов.
Все события, показанные в «Оптимистах», имеют под собой документальную основу. Так, случай из сериала, когда на одном из приемов кто-то из высокопоставленных чиновников МИДа проболтался именно шведскому послу про Пауэрса, имел место быть. История умалчивает, кто конкретно это сделал - министр или кто-то другой.
Но факт остается фактом. Предметы, которые находятся на столе при допросе пилота Пауэрса, воспроизведены по фотографиям с тех, которые были найдены при нем. В общем, создатели с занудством подошли к плетению исторической канвы сериала.
- Изначально стояла задача создать художественное произведение, которое не противоречит историческим фактам. Так, собственно, и получилось, - отметил сопродюсер «Оптимистов» Антон Златопольский. - Степень погружения наших сценаристов в исторический материал была очень высокая. Именно поэтому мы себя уверенно чувствовали в материале и могли себе позволить художественный вымысел, без которого игровое кино невозможно. И там, где он есть, это оправдано сюжетно и драматургически.
Абсолютно все персонажи, за исключением Н.С. Хрущева и С.Н. Хрущева, вымышлены. Личные и карьерные перипетии главных героев также не имеют под собой никакой подоплеки в реальной жизни. Такого отдела в МИДе никогда не существовало.
- Мы позволяем себе роскошь осветить в сериале короткий отрезок в несколько месяцев 60-го года и короткого экскурса в начале первой серии на Американскую национальную выставку 1959 года, - намекнул на возможность второго сезона режиссер «Оптимистов». - Не дойдет ни до Карибского кризиса, ни до обмена Абеля на Пауэрса, который вы видели в фильме Спилберга «Шпионский мост». Мы надеемся, что у нас в будущем будет такая возможность.
- В последние годы я заметил, что если выходит телевизионный фильм, связанный с какой-то эпохой, то начинается дикая склока. Люди реально готовы перегрызть глотку друг другу, обсуждая, была ли тогда такая тумбочка, носили ли такое платье, вели ли так себя, - поделился Валерий Тодоровский. - Спорят по этому поводу с таким накалом, будто решается вопрос жизни и смерти. Я все это читаю в каком-то недоумении. Так было с моим фильмом «Оттепель» и прогнозирую, что «Оптимистов» постигнет та же участь. Естественно, найдутся люди, которые объяснят авторам, что было совсем не так или так, но не совсем. Наблюдая годами за этой безумной склокой, я сделал для себя вывод, что просто это все до сих пор очень живо и актуально.
Как говорит режиссер, теперь всем должно быть окончательно ясно, что лучшие режиссеры страны сегодня начинают снимать сериалы. Если еще два-три года назад одного было не уговорить, второй метил только на кинофестивали и больше никуда, то сейчас ситуация изменилась.
- Мне кажется, наступает момент, когда, если хороший серьезный режиссер еще не снял ни одного сериала, он немного отстал от жизни. Другой вопрос, что каждый должен в какой-то момент найти свой проект, который будет любить и хотеть. Но тенденция, которая нарастала в последние годы, окончательно, на мой взгляд, сформировалась, - подытожил Валерий Тодоровский.
Сериал «Оптимисты» выходит по будням в 22.00 на канале «Россия 1».