Кошерный козленок на хабаровской сцене
15.04.2015
300
В Хабаровском краевом театре драмы (в начале этого года театр вернул себе прежнее название после «развода» с театром музыкальным) показан новый спектакль с несколько странным названием - «Козленок в молоке». Поставлен он по роману известного писателя, ныне главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова.
Роман был издан в 1999 году и сразу приобрел известность, как самое скандальное произведение литератора.
О чем эта книга? О писательских буднях и творческих муках, которые включают в себя не только ожидание капризной музы, но и жестокое похмелье. Похмелье, пожалуй, в первую очередь. Читая обо всех этих бесчисленных попойках в Доме литератора, удивляешься, как творцы вообще находят время хоть что-то писать.
О том, что позволить себе быть творцом, терпеливо поджидающим вдохновение, может только хорошо обеспеченный, не обремененный бытовыми вопросами и добычей пропитания человек. О «перестроечном» маразме.
А еще о том, что грамотный пиар, мошенничество или, проще говоря, работа знающего среду и сферу деятельности продюсера может творить чудеса и из любого «лаптя» сделать общепризнанного гения. Способ восхождения на высоты славы оказался прост, как все гениальное. Теперь это называется «раскрутка».
Итак, под действием пивных паров в Дубовом зале Дома литераторов было заключено пари. Некий поэт Духов обязался из первого встречного сделать писателя. Первым встречным оказался Витек, у которого по русскому языку была тройка только благодаря тому, что он копал огород своей учительнице по литературе. Парень с интеллектом табуретки. Не возможно, скажете вы. Возможно.
Так отзывалась критика о книжной новинке, действие которой происходит в 1985 году, перестройка началась, как вы знаете, 30 лет тому назад.
В 1999 году в московском театре имени Рубена Симонова поставлен спектакль «Козленок в молоке» режиссером Эдуардом Ливневым. Спустя полтора десятилетия увидели его и хабаровчане. Поставил наш спектакль все тот же режиссер.
В одном из интервью накануне премьеры Эдуард Львович Ливнев делился своим пониманием, замыслом постановки:
- История «Козленка в молоке» - это некий парафраз «Собачьего сердца» и древнегреческой «Галатеи». Здесь движимый протестом поэт Духов на спор из неграмотного подмосковного бомжа «создает» всемирно известного писателя. И сам становится жертвой своего творения, как доктор Преображенский и древнегреческий Пигмалион.
Ведь почему пьеса называется «Козленок в молоке»? Десятая заповедь Моисеевых скрижалей гласит: «Не варите козленка в молоке матери его». Это значит: есть некие табу, и тот, кто их преступит, претерпит личную катастрофу! Автор выстраивает затейливую мозаику своих иногда разнополюсных персонажей, которые в определенные моменты могут соединяться, иногда это ведет к позитиву, иногда наоборот.
Мне бы хотелось, чтобы здесь спектакль получился, как московский. Тот я ставил 16 лет назад в театре им. Рубена Симонова, и все годы, которые он шел, был бюджетообразующим в театре. А это о чем-то говорит. В Хабаровске были те же цели. Было и беспокойство за то, с какой энергетикой пройдет постановка.
Премьеру я смотрел со своим приятелем (назову его инициалы - В.А.), математиком по образованию, бывшим вузовским преподавателем, театралом с хорошим вкусом. Диалоги, которые я привожу ниже, начались у нас в первом же антракте, продолжались по пути домой и не покидали нас после.
- Судя по вашим вопросам, вы не читали Пятикнижие, Ветхий завет и упоминание о заповедях Моисея вас смущает? - начал с вопроса В.
- А.Г. - …
- В. А. - В Библии есть много странных и до сих пор не проясненных мест, к числу которых относится и запрет: «Не варите козленка в молоке матери его». Он упоминается в Ветхом завете не один раз. В еврейских традициях запрет понимается буквально как табу на одновременное употребление мясной и молочной пищи.
- А.Г. - Но как быть с духовной и иносказательной стороной, которая присутствует в любом библейском выражении и в нашем спектакле также? И не единожды.
В.А. - Существует множество гипотез их толкования, объясняющих запрет, но они носят умозрительный характер.
Если меня не подводит мой склероз, то дело было примерно так.
Вообще-то Моисей поднимался на Синай за заповедями дважды. Получив их в первый раз, он спустился к народу, который в его отсутствие отлил золотого тельца и начал ему молиться (как встарь). Моисей, увидев, что народ опять вернулся к языческим обрядам, в сердцах разбил скрижали с 10-ю заповедями.
Евреи опомнились и снова поверили в единого Бога, которого проповедовал Моисей. Уговорили Моисея опять подняться на Синай, за новыми заповедями. Так появилось два списка: один - чисто запретный (в том числе «козленок в молоке»). Мол, выполняй, раз Бог приказал, если веруешь.
Второй список содержит в основном нравственные заповеди: не убий, чти отца своего и т. д. Эти десять заповедей мы знаем лучше.
А.Г. - Какой список появился раньше?
В.А. - Скорей всего - первый, чисто приказной, формальный. Ну а 2-й список уже предполагает понятные и разумные нравственные установки, для восприятия которых нужен более высокий уровень цивилизации. В том числе и твердое признание единобожия.
А.Г. - Вернемся к спектаклю. Каково ваше впечатление?
В.А. - Наконец-то повезло театралам Хабаровска! Режиссер Эдуард Ливнев замечательно поставил самую скандальную и самую популярную прозу Юрия Полякова «Козленок в молоке». Этот памфлет-спектакль в московском театре имени Рубена Симонова, как известно, прошел с постоянным аншлагом в Москве 560 раз!
Название пьесы отсылает нас, повторюсь, к 10-й заповеди, данной Господом Моисею на горе Синай: «Не вари козленка в молоке матери его». Ученые-библиологи до сих пор не пришли к единому мнению, в чем смысл этой заповеди. Так что и мы не будем пытаться это делать. Скорей всего Поляков употребил эти слова, как символ того абсурда, который происходил в литературных и властных кругах. Пьеса повествует о нравах советской эпохи (перестройка, 1985 год), о движущих рычагах и механизмах того времени, способных превратить полную бездарность в общепринятого гения.
А что сейчас? Почти то же самое. Сколько раздутых бездарностей, особенно телевидением, которых называют и талантливыми, и гениальными, и великими! Поэтому спектакль нашел такой живой отклик со стороны зрителей.
Ну и, конечно, качество режиссуры. Отличный темп, спектакль смотрится на одном дыхании, с неослабевающим интересом.
Вроде бы надо сказать про актеров. Но почему-то не очень хочется. В предпремьерном интервью Эдуард Ливнев на вопрос об уровне профессионализма актеров театра высказался очень аккуратно: «Я посмотрел всю труппу. Все актеры владеют профессией в той или иной степени. Поймите, московские артисты не лучше и не хуже… Есть артисты, которые не уступают и даже превосходят московских, а есть те, кто только идет к этому»…
Понять режиссера можно. По его словам, он не против того, чтобы еще что-то поставить в нашем театре. Да и вообще… Попробуй тут выставить оценки «по гамбургскому счету»! Все же отмечу замечательную, на мой взгляд, игру артиста Владимира Паршева в роли важного литературного чиновника.
А.Г. - Полностью согласиться с вами у меня не получится. Качество режиссуры у опытного профессионала Ливнева вызывает уважение. Хотя не всегда прочитывается, как говорили классики театра, сверхзадача показанного. Понятно, что режиссер работал с тем актерским «материалом», который был у него под рукой. Но спектакль - это не только режиссерское осмысление литературного материала, его образное выстраивание, во всем этом участвуют актеры. И они обязаны быть внятными единомышленниками.
Да, у Владимира Паршева образ литначальника очень узнаваем, актер прекрасно раскрывает суть своего героя.
Каковы его коллеги на театральной сцене? Запоминается заслуженный артист России Евгений Монолатий, даже с учетом того, что его скороговоркой проговариваемый текст роли размывает образ. Выручает актера его энергетика сутуловатого литературного деятеля, с затертым портфелем в руке пробегающего сцену по диагонали и нашептывающего что-то на ухо коллегам по Дубовому залу.
Герой спектакля поэт Духов (артист Виктор Асецкий), устроивший масштабный эксперимент над алкашем Витьком, не убедителен в мотивации своего поступка. Началось все с хмельного угара, со спора с приятелем, но дальше все пошло по серьезному счету… Увы!
Их любовная истерия с красавицей Анкой (артистка Эмилия Залуговская) - это что-то из сказки для взрослых. Так в жизни, наверно, бывает. Но лучше не надо…
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.
Роман был издан в 1999 году и сразу приобрел известность, как самое скандальное произведение литератора.
О чем эта книга? О писательских буднях и творческих муках, которые включают в себя не только ожидание капризной музы, но и жестокое похмелье. Похмелье, пожалуй, в первую очередь. Читая обо всех этих бесчисленных попойках в Доме литератора, удивляешься, как творцы вообще находят время хоть что-то писать.
О том, что позволить себе быть творцом, терпеливо поджидающим вдохновение, может только хорошо обеспеченный, не обремененный бытовыми вопросами и добычей пропитания человек. О «перестроечном» маразме.
А еще о том, что грамотный пиар, мошенничество или, проще говоря, работа знающего среду и сферу деятельности продюсера может творить чудеса и из любого «лаптя» сделать общепризнанного гения. Способ восхождения на высоты славы оказался прост, как все гениальное. Теперь это называется «раскрутка».
Итак, под действием пивных паров в Дубовом зале Дома литераторов было заключено пари. Некий поэт Духов обязался из первого встречного сделать писателя. Первым встречным оказался Витек, у которого по русскому языку была тройка только благодаря тому, что он копал огород своей учительнице по литературе. Парень с интеллектом табуретки. Не возможно, скажете вы. Возможно.
Так отзывалась критика о книжной новинке, действие которой происходит в 1985 году, перестройка началась, как вы знаете, 30 лет тому назад.
В 1999 году в московском театре имени Рубена Симонова поставлен спектакль «Козленок в молоке» режиссером Эдуардом Ливневым. Спустя полтора десятилетия увидели его и хабаровчане. Поставил наш спектакль все тот же режиссер.
В одном из интервью накануне премьеры Эдуард Львович Ливнев делился своим пониманием, замыслом постановки:
- История «Козленка в молоке» - это некий парафраз «Собачьего сердца» и древнегреческой «Галатеи». Здесь движимый протестом поэт Духов на спор из неграмотного подмосковного бомжа «создает» всемирно известного писателя. И сам становится жертвой своего творения, как доктор Преображенский и древнегреческий Пигмалион.
Ведь почему пьеса называется «Козленок в молоке»? Десятая заповедь Моисеевых скрижалей гласит: «Не варите козленка в молоке матери его». Это значит: есть некие табу, и тот, кто их преступит, претерпит личную катастрофу! Автор выстраивает затейливую мозаику своих иногда разнополюсных персонажей, которые в определенные моменты могут соединяться, иногда это ведет к позитиву, иногда наоборот.
Мне бы хотелось, чтобы здесь спектакль получился, как московский. Тот я ставил 16 лет назад в театре им. Рубена Симонова, и все годы, которые он шел, был бюджетообразующим в театре. А это о чем-то говорит. В Хабаровске были те же цели. Было и беспокойство за то, с какой энергетикой пройдет постановка.
Премьеру я смотрел со своим приятелем (назову его инициалы - В.А.), математиком по образованию, бывшим вузовским преподавателем, театралом с хорошим вкусом. Диалоги, которые я привожу ниже, начались у нас в первом же антракте, продолжались по пути домой и не покидали нас после.
- Судя по вашим вопросам, вы не читали Пятикнижие, Ветхий завет и упоминание о заповедях Моисея вас смущает? - начал с вопроса В.
- А.Г. - …
- В. А. - В Библии есть много странных и до сих пор не проясненных мест, к числу которых относится и запрет: «Не варите козленка в молоке матери его». Он упоминается в Ветхом завете не один раз. В еврейских традициях запрет понимается буквально как табу на одновременное употребление мясной и молочной пищи.
- А.Г. - Но как быть с духовной и иносказательной стороной, которая присутствует в любом библейском выражении и в нашем спектакле также? И не единожды.
В.А. - Существует множество гипотез их толкования, объясняющих запрет, но они носят умозрительный характер.
Если меня не подводит мой склероз, то дело было примерно так.
Вообще-то Моисей поднимался на Синай за заповедями дважды. Получив их в первый раз, он спустился к народу, который в его отсутствие отлил золотого тельца и начал ему молиться (как встарь). Моисей, увидев, что народ опять вернулся к языческим обрядам, в сердцах разбил скрижали с 10-ю заповедями.
Евреи опомнились и снова поверили в единого Бога, которого проповедовал Моисей. Уговорили Моисея опять подняться на Синай, за новыми заповедями. Так появилось два списка: один - чисто запретный (в том числе «козленок в молоке»). Мол, выполняй, раз Бог приказал, если веруешь.
Второй список содержит в основном нравственные заповеди: не убий, чти отца своего и т. д. Эти десять заповедей мы знаем лучше.
А.Г. - Какой список появился раньше?
В.А. - Скорей всего - первый, чисто приказной, формальный. Ну а 2-й список уже предполагает понятные и разумные нравственные установки, для восприятия которых нужен более высокий уровень цивилизации. В том числе и твердое признание единобожия.
А.Г. - Вернемся к спектаклю. Каково ваше впечатление?
В.А. - Наконец-то повезло театралам Хабаровска! Режиссер Эдуард Ливнев замечательно поставил самую скандальную и самую популярную прозу Юрия Полякова «Козленок в молоке». Этот памфлет-спектакль в московском театре имени Рубена Симонова, как известно, прошел с постоянным аншлагом в Москве 560 раз!
Название пьесы отсылает нас, повторюсь, к 10-й заповеди, данной Господом Моисею на горе Синай: «Не вари козленка в молоке матери его». Ученые-библиологи до сих пор не пришли к единому мнению, в чем смысл этой заповеди. Так что и мы не будем пытаться это делать. Скорей всего Поляков употребил эти слова, как символ того абсурда, который происходил в литературных и властных кругах. Пьеса повествует о нравах советской эпохи (перестройка, 1985 год), о движущих рычагах и механизмах того времени, способных превратить полную бездарность в общепринятого гения.
А что сейчас? Почти то же самое. Сколько раздутых бездарностей, особенно телевидением, которых называют и талантливыми, и гениальными, и великими! Поэтому спектакль нашел такой живой отклик со стороны зрителей.
Ну и, конечно, качество режиссуры. Отличный темп, спектакль смотрится на одном дыхании, с неослабевающим интересом.
Вроде бы надо сказать про актеров. Но почему-то не очень хочется. В предпремьерном интервью Эдуард Ливнев на вопрос об уровне профессионализма актеров театра высказался очень аккуратно: «Я посмотрел всю труппу. Все актеры владеют профессией в той или иной степени. Поймите, московские артисты не лучше и не хуже… Есть артисты, которые не уступают и даже превосходят московских, а есть те, кто только идет к этому»…
Понять режиссера можно. По его словам, он не против того, чтобы еще что-то поставить в нашем театре. Да и вообще… Попробуй тут выставить оценки «по гамбургскому счету»! Все же отмечу замечательную, на мой взгляд, игру артиста Владимира Паршева в роли важного литературного чиновника.
А.Г. - Полностью согласиться с вами у меня не получится. Качество режиссуры у опытного профессионала Ливнева вызывает уважение. Хотя не всегда прочитывается, как говорили классики театра, сверхзадача показанного. Понятно, что режиссер работал с тем актерским «материалом», который был у него под рукой. Но спектакль - это не только режиссерское осмысление литературного материала, его образное выстраивание, во всем этом участвуют актеры. И они обязаны быть внятными единомышленниками.
Да, у Владимира Паршева образ литначальника очень узнаваем, актер прекрасно раскрывает суть своего героя.
Каковы его коллеги на театральной сцене? Запоминается заслуженный артист России Евгений Монолатий, даже с учетом того, что его скороговоркой проговариваемый текст роли размывает образ. Выручает актера его энергетика сутуловатого литературного деятеля, с затертым портфелем в руке пробегающего сцену по диагонали и нашептывающего что-то на ухо коллегам по Дубовому залу.
Герой спектакля поэт Духов (артист Виктор Асецкий), устроивший масштабный эксперимент над алкашем Витьком, не убедителен в мотивации своего поступка. Началось все с хмельного угара, со спора с приятелем, но дальше все пошло по серьезному счету… Увы!
Их любовная истерия с красавицей Анкой (артистка Эмилия Залуговская) - это что-то из сказки для взрослых. Так в жизни, наверно, бывает. Но лучше не надо…
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.