Магистраль, прошедшая через сердце
29.05.2014
278
Первое звено Байкало-Амурской магистрали положили строители в октябре 1974 года. В это время я только начинал работать в телевизионном кинематографе. И провожал первую съёмочную группу на закладку «серебряного звена» Восточного участка БАМа. Но уже в марте 1975 года с кинокамерой шёл по местам, где пройдёт новая железная дорога. Не было ещё даже и просеки будущей магистрали. Шли изыскатели Александра Алексеевича Побожего, делали промеры специальной геодезической аппаратурой. Даже и представить было невозможно тогда, что будет здесь через несколько лет. А люди ехали сюда со всего Советского Союза. Из Молдавии, с братской Украины, из Москвы и Пензы.
С первыми представителями советской Украины высадились мы на месте будущего города Новый Ургал. Люди были молодые, весёлые, работящие, как тогда принято было говорить. В дороге мы сдружились с будущими строителями. Узнав, что я кинооператор, подарили мне книгу Валерия Мушкетика, украинского писателя. Оставили запись в книге: «Нашому попутніку на БАМ. Дай Вам Бог дипломів та призів на всіх кінофестивалях. І по цій книзі вивчити нашу мову». Многие годы хранил я этот подарок в своей библиотеке.
На площадке будущей стройки прошёл митинг, звучали здравицы в адрес руководителей страны. А молодёжь заверила всех, что постарается с честью выполнить задание партии и правительства.
С тех пор творческие командировки на строительство БАМа стали обычным делом. По нескольку раз в году отправлялись мы в этот полудикий, таёжный край.
С сожалением думаю я сейчас, что не вёл дневника поездок на БАМ. В памяти стёрлись лица людей, адреса, даты тех или иных событий. Но остались воспоминания о том времени с его трудовым героизмом, реальными делами и великими стройками. Одной из которых, был и наш БАМ, или, точнее, Восточный участок Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. С лёгкой руки советских журналистов БАМ называли «стройкой века». И действительно, столько сил и средств было вложено в это тысячекилометровое строительство!
Однажды, это было в районе строительства станции Сулук, нам выделили для проведения съёмок автомобиль УАЗ. Целый день были на съёмках, а вечером нужно было поставить машину в гараж. Но кто-то приехал из министерства , и свободного места в небольшом ангаре не нашлось. «УАЗик» простоял под окном всю ночь. Утром встали с водителем, вышли на улицу. Стоял сильный мороз, всё было укутано туманом. Пытались завести двигатель - да где уж там! Масло двигателя замёрзло. Водитель делает из подручной пакли факел, и я ложусь под днище автомобиля разогревать картер. Через какое-то время мотор стал «чихать» и завёлся, температура повысилась, но тронутся с места не получается: застыла смазка мостов. Пришлось просить взять на буксир. Грузовик тащил нас много метров по снегу, пока колёса не стали вращаться…
Но, несмотря на всякие трудности, была романтика и всенародной стройки, и самой тайги. Люди ехали на стройку с энтузиазмом. Настроение это поддерживало и наше телевидение, и радио, композиторы писали песни, посвящая их строителям БАМа. Конечно, в то время был силён интерес к стройке и чисто материальный. Кому-то хотелось заработать денег на покупку квартиры, автомобиля. Люди знакомились, влюблялись, создавали семьи…
Много приходилось делать киносъёмок у военнослужащих железнодорожных войск. Собственно, именно они укладывали рельсы будущей магистрали. Солдаты срочной службы вместе со своими командирами на ветру, морозе укладывали шпалы, рельсы, проводили балластировку пути. Много метров плёнки было снято о жизни и службе молодых ребят, прошедших действительно суровую школу. Воины-железнодорожники должны не только работать с путеукладчиком, но и отразить, если потребуется, нападение возможного противника.
Приехав как-то на отсыпку и укладку звеньев рельсового пути, я вдруг встретил, и был рад, своего коллегу кинооператора Вадима Сурнина. Он был в полевой форме с лейтенантскими погонами. Сразу и не узнал, было так неожиданно. В своё время он окончил институт инженеров железнодорожного транспорта (ХАБИИЖТ). Но он очень любил кинокамеру, документальное кино, работал на Дальневосточной студии кинохроники. И вот два года необходимо было отслужить офицером в железнодорожных войсках. Строительство БАМа было тогда «горячей точкой»…
Много пришлось летать и с военными вертолётчиками. Ведь во многих местах было бездорожье. С высоты птичьего полёта было интересно наблюдать, как работают на отсыпке трассы маленькие, красные «жучки» - самосвалы «Магирусы».
С музыкой, с оркестром встречали на дальневосточной земле строителей из Пензы - представителей «ПензастройБАМ». Торжественным митингом был отмечен выход строителей Восточного участка Байкало-Амурской магистрали на границу с Амурской областью.
…Месяцы, проведённые с кинокамерой на «стройке века», складывались в годы. Казалось, стройка будет всегда. Но вот и подошло время окончания укладки пути…
На «золотую стыковку» БАМа мы приехали, как и десятки корреспондентов различных изданий газет, радиостанций и телевидения. На этом торжественном историческом событии нам посчастливилось быть с талантливой журналистской тогдашней Хабаровской студии телевидения Еленой Тамаровой. Поехал я в эту командировку в лёгкой, осенней куртке и летних туфлях. Приехали на станцию Куанда, а там - мороз, да и снежок тонким слоем лежал на путях. Что делать? Завтра ответственная киносъёмка… Пришлось сходить в местный магазинчик и купить зимние ботинки. Они не были парадными «лакировками», но годились для работы на стыковке, да и стоили 40 (!) рублей. Вспоминаю этот эпизод для того, чтобы сказать: ботинки эти у меня и служат до сих пор! Вот это качество советской обуви! 29 сентября 1984 года встретились восточное и западное направления строителей БАМа, продвигающиеся навстречу друг другу 10 лет. В 10 часов 10 минут по московскому времени на разъезде Балбухта Каларского района Читинской области было уложено «золотое звено» БАМа, соединившее все участки Байкало-Амурской магистрали в единое целое. И по обновленной железной дороге от Усть-Кута и до Комсомольска-на-Амуре потянулись первые поезда.
Был такой торжественный день! Особенно для строителей и нас, бывших с ними с первого дня, с первого забитого колышка магистрали. На освещение столь знаменательного и долгожданного события приехали представители всех республик Советского Союза, принимавших участие в столь грандиозной стройке того времени.
И вот наступил волнующий момент: бригады Александра Бондаря и шедшей им навстречу Ивана Варшавского соединили железнодорожные звенья под бурные аплодисменты. Кто-то открыл бутылку шампанского. Люди кричали «ура»!!!
Снимать было трудно. На небольшом участке было столько снимающих фотокорреспондентов и кинооператоров! У одного из телеоператоров Центрального телевидения японский тяжёлый «Betacam» (профессиональная видеокамера) развалился на две части.
Участники митинга обнимали друг друга, поздравляли с окончанием укладки пути, с успешным выполнением задания. Было принято обращение к руководству страны. Вечером состоялся праздничный, красочный фейерверк.
В ознаменование завершения укладки пути Байкало-Амурской магистрали, или, как ещё называли, «второго пути к океану», был выпущен специальный номер газеты, почтовые конверты со штемпелем и значки, посвящённые теме строительства. Но вскоре наступило время «перестройки». И дорога, построенная с таким трудом, стала не нужна. Появились газетные статьи типа «Дорога в никуда».
Менялись режимы, правители и идеологии, и несчётное количество раз безумцы хоронили дорогу, которая была задумана как дорога в будущее, но по иронии судьбы ставшую для многих символом ушедшей эпохи «застоя». Были преданы забвению трудовые успехи и герои. Только через много лет пришло осознание того, что дорога не только необходима для экономики России, но и должна получить дальнейшее развитие. Огромную роль в формировании современного отношения к величию и подвигу, совершённому строителями магистрали, сыграло желание непосредственных участников событий рассказать своему народу об этом. В наше время большой интерес к БАМу, регион которого богат ценными ресурсами, стали проявлять коммерческие структуры и подразделения железной дороги - ключевые звенья в программе их освоения. «Тот, кто по-прежнему считает, что БАМ - это «дорога в никуда», глубоко заблуждается, - заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. - БАМ - это колоссальная возможность возрождения огромного богатейшего края, это новые точки экономического роста».
Сейчас необходимо прокладывать второй путь, возрождать и реконструировать станции, средства связи, инфраструктуру жилых посёлков. Как говорят специалисты, дорогу сдали в эксплуатацию почти четверть века назад и с тех пор капитально не ремонтировали. Между тем половина рельсового пути лежит на вечной мерзлоте, которая постоянно преподносит каверзы - наледи, морозные пучения, просадки. В теплое время года земляное полотно играет роль горячего штампа, под которым верхняя граница вечной мерзлоты постепенно опускается. Поэтому на ряде участков отмечаются просадки, на многих малых и средних мостах деформированы береговые и промежуточные опоры.
Вот и президент В.В. Путин говорит - БАМу быть! Значит, не зря положили свой труд и пот на грунт, скованный вечной мерзлотой, мари и болота наши советские люди
С болью и недоумением читал я материалы, очерняющие великую стройку, руководителей и простых рабочих. Пишут о каких-то двух «золотых» стыковках. Я был на разъезде Балбухта. Это было реальное событие, а не «для начальства», о чём можно прочитать. Когда являешься участником и свидетелем великих свершений, всё воспринимается совершенно по-другому. Понимаю наших ветеранов, которые вершили историю…
Как видите, я сам не железнодорожник. Но за многие годы мне стал очень близок и дорог пахнущий машинным маслом тепловоз «ТЭМ-2А» и такой волнующий запах пропитанных антисептиком железнодорожных шпал. Он напоминает о дальних путешествиях под перестук колёс, купе с интересными людьми и коробки с киносъёмочной аппаратурой…
Владимир Пиневич,
телевизионный оператор.
С первыми представителями советской Украины высадились мы на месте будущего города Новый Ургал. Люди были молодые, весёлые, работящие, как тогда принято было говорить. В дороге мы сдружились с будущими строителями. Узнав, что я кинооператор, подарили мне книгу Валерия Мушкетика, украинского писателя. Оставили запись в книге: «Нашому попутніку на БАМ. Дай Вам Бог дипломів та призів на всіх кінофестивалях. І по цій книзі вивчити нашу мову». Многие годы хранил я этот подарок в своей библиотеке.
На площадке будущей стройки прошёл митинг, звучали здравицы в адрес руководителей страны. А молодёжь заверила всех, что постарается с честью выполнить задание партии и правительства.
С тех пор творческие командировки на строительство БАМа стали обычным делом. По нескольку раз в году отправлялись мы в этот полудикий, таёжный край.
С сожалением думаю я сейчас, что не вёл дневника поездок на БАМ. В памяти стёрлись лица людей, адреса, даты тех или иных событий. Но остались воспоминания о том времени с его трудовым героизмом, реальными делами и великими стройками. Одной из которых, был и наш БАМ, или, точнее, Восточный участок Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. С лёгкой руки советских журналистов БАМ называли «стройкой века». И действительно, столько сил и средств было вложено в это тысячекилометровое строительство!
Однажды, это было в районе строительства станции Сулук, нам выделили для проведения съёмок автомобиль УАЗ. Целый день были на съёмках, а вечером нужно было поставить машину в гараж. Но кто-то приехал из министерства , и свободного места в небольшом ангаре не нашлось. «УАЗик» простоял под окном всю ночь. Утром встали с водителем, вышли на улицу. Стоял сильный мороз, всё было укутано туманом. Пытались завести двигатель - да где уж там! Масло двигателя замёрзло. Водитель делает из подручной пакли факел, и я ложусь под днище автомобиля разогревать картер. Через какое-то время мотор стал «чихать» и завёлся, температура повысилась, но тронутся с места не получается: застыла смазка мостов. Пришлось просить взять на буксир. Грузовик тащил нас много метров по снегу, пока колёса не стали вращаться…
Но, несмотря на всякие трудности, была романтика и всенародной стройки, и самой тайги. Люди ехали на стройку с энтузиазмом. Настроение это поддерживало и наше телевидение, и радио, композиторы писали песни, посвящая их строителям БАМа. Конечно, в то время был силён интерес к стройке и чисто материальный. Кому-то хотелось заработать денег на покупку квартиры, автомобиля. Люди знакомились, влюблялись, создавали семьи…
Много приходилось делать киносъёмок у военнослужащих железнодорожных войск. Собственно, именно они укладывали рельсы будущей магистрали. Солдаты срочной службы вместе со своими командирами на ветру, морозе укладывали шпалы, рельсы, проводили балластировку пути. Много метров плёнки было снято о жизни и службе молодых ребят, прошедших действительно суровую школу. Воины-железнодорожники должны не только работать с путеукладчиком, но и отразить, если потребуется, нападение возможного противника.
Приехав как-то на отсыпку и укладку звеньев рельсового пути, я вдруг встретил, и был рад, своего коллегу кинооператора Вадима Сурнина. Он был в полевой форме с лейтенантскими погонами. Сразу и не узнал, было так неожиданно. В своё время он окончил институт инженеров железнодорожного транспорта (ХАБИИЖТ). Но он очень любил кинокамеру, документальное кино, работал на Дальневосточной студии кинохроники. И вот два года необходимо было отслужить офицером в железнодорожных войсках. Строительство БАМа было тогда «горячей точкой»…
Много пришлось летать и с военными вертолётчиками. Ведь во многих местах было бездорожье. С высоты птичьего полёта было интересно наблюдать, как работают на отсыпке трассы маленькие, красные «жучки» - самосвалы «Магирусы».
С музыкой, с оркестром встречали на дальневосточной земле строителей из Пензы - представителей «ПензастройБАМ». Торжественным митингом был отмечен выход строителей Восточного участка Байкало-Амурской магистрали на границу с Амурской областью.
…Месяцы, проведённые с кинокамерой на «стройке века», складывались в годы. Казалось, стройка будет всегда. Но вот и подошло время окончания укладки пути…
На «золотую стыковку» БАМа мы приехали, как и десятки корреспондентов различных изданий газет, радиостанций и телевидения. На этом торжественном историческом событии нам посчастливилось быть с талантливой журналистской тогдашней Хабаровской студии телевидения Еленой Тамаровой. Поехал я в эту командировку в лёгкой, осенней куртке и летних туфлях. Приехали на станцию Куанда, а там - мороз, да и снежок тонким слоем лежал на путях. Что делать? Завтра ответственная киносъёмка… Пришлось сходить в местный магазинчик и купить зимние ботинки. Они не были парадными «лакировками», но годились для работы на стыковке, да и стоили 40 (!) рублей. Вспоминаю этот эпизод для того, чтобы сказать: ботинки эти у меня и служат до сих пор! Вот это качество советской обуви! 29 сентября 1984 года встретились восточное и западное направления строителей БАМа, продвигающиеся навстречу друг другу 10 лет. В 10 часов 10 минут по московскому времени на разъезде Балбухта Каларского района Читинской области было уложено «золотое звено» БАМа, соединившее все участки Байкало-Амурской магистрали в единое целое. И по обновленной железной дороге от Усть-Кута и до Комсомольска-на-Амуре потянулись первые поезда.
Был такой торжественный день! Особенно для строителей и нас, бывших с ними с первого дня, с первого забитого колышка магистрали. На освещение столь знаменательного и долгожданного события приехали представители всех республик Советского Союза, принимавших участие в столь грандиозной стройке того времени.
И вот наступил волнующий момент: бригады Александра Бондаря и шедшей им навстречу Ивана Варшавского соединили железнодорожные звенья под бурные аплодисменты. Кто-то открыл бутылку шампанского. Люди кричали «ура»!!!
Снимать было трудно. На небольшом участке было столько снимающих фотокорреспондентов и кинооператоров! У одного из телеоператоров Центрального телевидения японский тяжёлый «Betacam» (профессиональная видеокамера) развалился на две части.
Участники митинга обнимали друг друга, поздравляли с окончанием укладки пути, с успешным выполнением задания. Было принято обращение к руководству страны. Вечером состоялся праздничный, красочный фейерверк.
В ознаменование завершения укладки пути Байкало-Амурской магистрали, или, как ещё называли, «второго пути к океану», был выпущен специальный номер газеты, почтовые конверты со штемпелем и значки, посвящённые теме строительства. Но вскоре наступило время «перестройки». И дорога, построенная с таким трудом, стала не нужна. Появились газетные статьи типа «Дорога в никуда».
Менялись режимы, правители и идеологии, и несчётное количество раз безумцы хоронили дорогу, которая была задумана как дорога в будущее, но по иронии судьбы ставшую для многих символом ушедшей эпохи «застоя». Были преданы забвению трудовые успехи и герои. Только через много лет пришло осознание того, что дорога не только необходима для экономики России, но и должна получить дальнейшее развитие. Огромную роль в формировании современного отношения к величию и подвигу, совершённому строителями магистрали, сыграло желание непосредственных участников событий рассказать своему народу об этом. В наше время большой интерес к БАМу, регион которого богат ценными ресурсами, стали проявлять коммерческие структуры и подразделения железной дороги - ключевые звенья в программе их освоения. «Тот, кто по-прежнему считает, что БАМ - это «дорога в никуда», глубоко заблуждается, - заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. - БАМ - это колоссальная возможность возрождения огромного богатейшего края, это новые точки экономического роста».
Сейчас необходимо прокладывать второй путь, возрождать и реконструировать станции, средства связи, инфраструктуру жилых посёлков. Как говорят специалисты, дорогу сдали в эксплуатацию почти четверть века назад и с тех пор капитально не ремонтировали. Между тем половина рельсового пути лежит на вечной мерзлоте, которая постоянно преподносит каверзы - наледи, морозные пучения, просадки. В теплое время года земляное полотно играет роль горячего штампа, под которым верхняя граница вечной мерзлоты постепенно опускается. Поэтому на ряде участков отмечаются просадки, на многих малых и средних мостах деформированы береговые и промежуточные опоры.
Вот и президент В.В. Путин говорит - БАМу быть! Значит, не зря положили свой труд и пот на грунт, скованный вечной мерзлотой, мари и болота наши советские люди
С болью и недоумением читал я материалы, очерняющие великую стройку, руководителей и простых рабочих. Пишут о каких-то двух «золотых» стыковках. Я был на разъезде Балбухта. Это было реальное событие, а не «для начальства», о чём можно прочитать. Когда являешься участником и свидетелем великих свершений, всё воспринимается совершенно по-другому. Понимаю наших ветеранов, которые вершили историю…
Как видите, я сам не железнодорожник. Но за многие годы мне стал очень близок и дорог пахнущий машинным маслом тепловоз «ТЭМ-2А» и такой волнующий запах пропитанных антисептиком железнодорожных шпал. Он напоминает о дальних путешествиях под перестук колёс, купе с интересными людьми и коробки с киносъёмочной аппаратурой…
Владимир Пиневич,
телевизионный оператор.