«Мой друг - четыре лапы с хвостиком»
15.08.2018
370

В проекте участвуют несколько собак-«лекарей»
Под таким названием в Хабаровске стартовал необычный проект муниципального центра работы с населением «Доверие», который направлен на адаптацию в обществе детей-инвалидов и их родителей с помощью специально обученных собак и волонтеров-кинологов.
Что интересно, проект хабаровчан стал победителем всероссийского конкурса и получил поддержку фонда гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» под патронажем Русской православной церкви, выиграл специальный грант.
Грант для людей, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию.
Социальное сиротство - это парадоксальное явление, когда дети становятся, а точнее - чувствуют себя сиротами при живых родителях.
Сейчас мы говорим даже не столько о детях, которые проживают в детдомах, потому что их папы и мамы лишены родительских прав. Мы говорим о тех ребятах, у которых отсутствует эмоциональный контакт с обществом.
Не секрет, что количество детей-инвалидов у нас велико. Во многих общинах не знают, как лучше им служить, и поэтому люди - а в первую очередь дети с ограниченными возможностями - часто отрезаны не только от общества, но и от церкви.
Среди партнеров центра «Доверие» - театр дрессированных собачек «Куролесье», храм Покрова Пресвятой Богородицы, воскресная школа и прихожане.
Разработчики проекта убеждены, что обращение детей и их семей к основам православной культуры даст им возможность изменить отношение к жизни, поверить в себя.
- В результате его осуществления дети приобретут опыт милосердия и сострадания. Это будет способствовать их социальной адаптации к жизни в обществе, - говорит педагог-психолог центра Ирина Засухина, которая защитила грант.
Они почти такие же, как и мы, только добрее!
Собака тебе лишь посмотрит в глаза,
Мокрым носом уткнётся в ладонь,
И поймёт сразу всё, что ты хочешь сказать,
Ей не нужно для этого слов…
Звучат стихи в зале, где проходят занятия с детьми, которые с трудом передвигаются.
Их девиз «Ты голоден - я тебя накормлю. Ты одинок - я тебя полюблю».
Как это просто. И как трудно.
Родители говорят порой: тебе этого не понять! Как обидно слышать такие слова. Собака может «рассказать» о самых сложных вещах так, что и ребенку будет интересно.
Температура собаки на два градуса выше, чем у человека. Такая вот живая грелка, чтобы расслабить спастические мышцы, снять напряжение. Плюс шерсть собаки, ее запах, дыхание, сердцебиение - это все дополнительные сенсорные ощущения.
Вот на этом и основана канис-терапия: сильнейшие эмоции.
Канис - в переводе с латыни «собака». Канистерапия считается одним из видов анималотерапии - метода лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных животных.
Сегодня в благотворительном собачьем театре работают порядка 40 волонтеров. Среди них в основном начинающие канис-терапевты.
В проекте участвуют шесть собак-лекарей. Это ризеншнауцер, бернские зененхунды, доберман, малинуа, а также миттельшнауцеры.
- В канис-терапии порода не важна, - поясняет руководитель театра «Куролесье» Евгения Фролова. - Отсутствие агрессии, наличие дружелюбия, готовность служить людям - вот основные качества, которые должны присутствовать у собаки.
Сначала собаки проходят первичное тестирование, на котором выявляется предрасположенность к такой работе. Бывает, животные «бракуются» уже на первом этапе тестирования. Потом идет специальная подготовка. Как правило, она индивидуальная, так как собаки разные по характеру. Кроме стандартного послушания, сюда входит приучение к медицинскому реквизиту: ходункам, костылям, инвалидному креслу.
- Нужно понимать, что не каждая собака, да и не каждый человек может заниматься канис-терапией, - поясняет Евгения Фролова. - Это очень тяжело психологически. В первую очередь это благотворительный проект. Поэтому нужно быть готовым, чтобы в свой выходной день работать совершенно бесплатно.
От волонтеров требуются и финансовые вложения. Например, для подготовки шерсти собаки к занятию и на ветеринарное обслуживание. Ведь собаки должны быть здоровыми, чистыми, обработанными от паразитов, иметь специальную амуницию.
У Евгении Фроловой ее миттельшнауцер Бостон сдал экзамены на канис-терапевта, а она стала волонтером I ступени. Чтобы воспитать пса-терапевта, нужно время. Целый год тренировок. Экзамен придуман не просто так: есть национальный стандарт «Подготовка собак для реабилитации инвалидов», а тест прошел проверку тысячами животных!
На занятия приходят дети с разными диагнозами: детский церебральный паралич, детский аутизм, синдром Дауна, соматические заболевания.
Два раза в неделю в 10 утра здесь шумно и весело. Занятие идет около часа, 40 минут на выполнение различных упражнений, 10-15 минут - свободно игровая деятельность - обнимание собак, фотографии на память.
Один урок с каждым ребенком идет около 30 минут.
Для ребёнка, который не умеет пользоваться ложкой или не считает нужным это делать, кормление собаки не только забавно, но и служит стимулом пользоваться этим предметом.
Дети берут пса за поводок, ходят с ним, дают команды: «Рядом», «Вперед», «Лежать».
Заключительное упражнение занятия называется «Коврик». Когда дети его выполняют, все взрослые замирают от умиления.
Упражнение выглядит так: дети ложатся на мягкий ковер и собаки окружают их со всех сторон. Получается своеобразная живая колыбель из собак и детей.
Со стороны кажется, что занятия по канис-терапии проходит легко и весело. Дети водят собак за поводки и радуются, что рядом с ними красивые, послушные животные. Но на самом деле все не так просто. Для детей с особенностями развития управлять собакой, даже послушной и дрессированной, очень трудно, эти занятия стоят им больших усилий.
Задаю Ирине Засухиной вопрос:
- Какие критерии отбора для желающих стать волонтером?
- Обращают внимание на образование, на то, является ли юноша или девушка членом молодежной организации, был ли участником других мероприятий. И есть формальные критерии. Потом уже идет собеседование. Оценивается то, насколько готов человек психологически.
Что любопытно, православная церковь рассматривает инвалидность не как наказание божие, а как некое испытание, которое дается не только самому человеку или его семье, но и всему обществу - чтобы общество становилось нравственно выше.
Лечебная кинология констатирует, что нет ограниченных возможностей, есть только ограниченный взгляд на возможности.
Такие дети особенно нуждаются в любви и ласке окружающих, пусть даже эта любовь и верность будет собачьей.
Каким бы сложным ни был ребенок, как только он берет в руки поводок, он ощущает себя человеком - так принимает его собака, так начинает воспринимать себя он сам.
А. САШИН.
Фото из архива муниципального центра работы с населением «Доверие».
Что интересно, проект хабаровчан стал победителем всероссийского конкурса и получил поддержку фонда гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» под патронажем Русской православной церкви, выиграл специальный грант.
Грант для людей, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию.
Социальное сиротство - это парадоксальное явление, когда дети становятся, а точнее - чувствуют себя сиротами при живых родителях.
Сейчас мы говорим даже не столько о детях, которые проживают в детдомах, потому что их папы и мамы лишены родительских прав. Мы говорим о тех ребятах, у которых отсутствует эмоциональный контакт с обществом.
Не секрет, что количество детей-инвалидов у нас велико. Во многих общинах не знают, как лучше им служить, и поэтому люди - а в первую очередь дети с ограниченными возможностями - часто отрезаны не только от общества, но и от церкви.
Среди партнеров центра «Доверие» - театр дрессированных собачек «Куролесье», храм Покрова Пресвятой Богородицы, воскресная школа и прихожане.
Разработчики проекта убеждены, что обращение детей и их семей к основам православной культуры даст им возможность изменить отношение к жизни, поверить в себя.
- В результате его осуществления дети приобретут опыт милосердия и сострадания. Это будет способствовать их социальной адаптации к жизни в обществе, - говорит педагог-психолог центра Ирина Засухина, которая защитила грант.
Они почти такие же, как и мы, только добрее!
Собака тебе лишь посмотрит в глаза,
Мокрым носом уткнётся в ладонь,
И поймёт сразу всё, что ты хочешь сказать,
Ей не нужно для этого слов…
Звучат стихи в зале, где проходят занятия с детьми, которые с трудом передвигаются.
Их девиз «Ты голоден - я тебя накормлю. Ты одинок - я тебя полюблю».
Как это просто. И как трудно.
Родители говорят порой: тебе этого не понять! Как обидно слышать такие слова. Собака может «рассказать» о самых сложных вещах так, что и ребенку будет интересно.
Температура собаки на два градуса выше, чем у человека. Такая вот живая грелка, чтобы расслабить спастические мышцы, снять напряжение. Плюс шерсть собаки, ее запах, дыхание, сердцебиение - это все дополнительные сенсорные ощущения.
Вот на этом и основана канис-терапия: сильнейшие эмоции.
Канис - в переводе с латыни «собака». Канистерапия считается одним из видов анималотерапии - метода лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных животных.
Сегодня в благотворительном собачьем театре работают порядка 40 волонтеров. Среди них в основном начинающие канис-терапевты.
В проекте участвуют шесть собак-лекарей. Это ризеншнауцер, бернские зененхунды, доберман, малинуа, а также миттельшнауцеры.
- В канис-терапии порода не важна, - поясняет руководитель театра «Куролесье» Евгения Фролова. - Отсутствие агрессии, наличие дружелюбия, готовность служить людям - вот основные качества, которые должны присутствовать у собаки.
Сначала собаки проходят первичное тестирование, на котором выявляется предрасположенность к такой работе. Бывает, животные «бракуются» уже на первом этапе тестирования. Потом идет специальная подготовка. Как правило, она индивидуальная, так как собаки разные по характеру. Кроме стандартного послушания, сюда входит приучение к медицинскому реквизиту: ходункам, костылям, инвалидному креслу.
- Нужно понимать, что не каждая собака, да и не каждый человек может заниматься канис-терапией, - поясняет Евгения Фролова. - Это очень тяжело психологически. В первую очередь это благотворительный проект. Поэтому нужно быть готовым, чтобы в свой выходной день работать совершенно бесплатно.
От волонтеров требуются и финансовые вложения. Например, для подготовки шерсти собаки к занятию и на ветеринарное обслуживание. Ведь собаки должны быть здоровыми, чистыми, обработанными от паразитов, иметь специальную амуницию.
У Евгении Фроловой ее миттельшнауцер Бостон сдал экзамены на канис-терапевта, а она стала волонтером I ступени. Чтобы воспитать пса-терапевта, нужно время. Целый год тренировок. Экзамен придуман не просто так: есть национальный стандарт «Подготовка собак для реабилитации инвалидов», а тест прошел проверку тысячами животных!
На занятия приходят дети с разными диагнозами: детский церебральный паралич, детский аутизм, синдром Дауна, соматические заболевания.
Два раза в неделю в 10 утра здесь шумно и весело. Занятие идет около часа, 40 минут на выполнение различных упражнений, 10-15 минут - свободно игровая деятельность - обнимание собак, фотографии на память.
Один урок с каждым ребенком идет около 30 минут.
Для ребёнка, который не умеет пользоваться ложкой или не считает нужным это делать, кормление собаки не только забавно, но и служит стимулом пользоваться этим предметом.
Дети берут пса за поводок, ходят с ним, дают команды: «Рядом», «Вперед», «Лежать».
Заключительное упражнение занятия называется «Коврик». Когда дети его выполняют, все взрослые замирают от умиления.
Упражнение выглядит так: дети ложатся на мягкий ковер и собаки окружают их со всех сторон. Получается своеобразная живая колыбель из собак и детей.
Со стороны кажется, что занятия по канис-терапии проходит легко и весело. Дети водят собак за поводки и радуются, что рядом с ними красивые, послушные животные. Но на самом деле все не так просто. Для детей с особенностями развития управлять собакой, даже послушной и дрессированной, очень трудно, эти занятия стоят им больших усилий.
Задаю Ирине Засухиной вопрос:
- Какие критерии отбора для желающих стать волонтером?
- Обращают внимание на образование, на то, является ли юноша или девушка членом молодежной организации, был ли участником других мероприятий. И есть формальные критерии. Потом уже идет собеседование. Оценивается то, насколько готов человек психологически.
Что любопытно, православная церковь рассматривает инвалидность не как наказание божие, а как некое испытание, которое дается не только самому человеку или его семье, но и всему обществу - чтобы общество становилось нравственно выше.
Лечебная кинология констатирует, что нет ограниченных возможностей, есть только ограниченный взгляд на возможности.
Такие дети особенно нуждаются в любви и ласке окружающих, пусть даже эта любовь и верность будет собачьей.
Каким бы сложным ни был ребенок, как только он берет в руки поводок, он ощущает себя человеком - так принимает его собака, так начинает воспринимать себя он сам.
А. САШИН.
Фото из архива муниципального центра работы с населением «Доверие».