Не пропавшие без вести
12.03.2014
308
В свет вышел каталог коллекции Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова «Айны».
К открытию юбилейной выставки - 120-летию краеведческого музея - выпущен подобающий событию полиграфический памятник. Это, строго говоря, даже не вполне каталог развернутой экспозиции, но нечто большее.
В море псевдоисторической литературы, волны которого захлестывают прилавки книжных магазинов, нет-нет да и появляются книги, написанные людьми, относящимися к истории с уважением и сознающими свою ответственность перед читателями за достоверность предоставляемой ими информации.
Работа научных сотрудников краеведческого музея как раз из такой категории. Редкие фотографии и экспонаты - более 70 этнографических предметов представлены в этом красочно оформленном каталоге впервые.
Каждому из «номеров» придана краткая биография, за скупыми строками которой захватывающая история приключений «национального достояния». Вот скажем, зимняя обувь айнов «ки-ро» для подледного лова. Головки - из кеты с чешуей, а голенища - из выделанной кожи горбуши.
Подарок музею в 1894 году от начальника Корсаковского округа И.С. Вологдина. Лук, деревянные стрелы, ложки, другие экспонаты в количестве 18 предметов были переданы управляющим Сахалинским округом С.Н. Таскиным.
Вот почти детективная история о том, как директор хабаровского музея В.К. Арсеньев составил в 1913 году единственный полный экземпляр каталога айнов, который в 1917 году был утерян.
А венгерский этнограф Б.Б. Балог собрал по просьбе В.К. Арсеньева два ящика айнских артефактов в Японии, но коллекция бесследно пропала. Только спустя годы в музей поступил всего один «айнский ящик» из пяти, оставленный Балогом у купца Лунца.
Сегодня в распоряжении музейщиков остались только черновики «арсеньевской коллекции», артефакты, которые требуют реставрации. Кроме того, около половины предметов являются работами современных айнских мастеров. Особую ценность в коллекции представляют айнские халаты с уникальными орнаментами из кожи рыбы, которым более ста лет.
Помимо вещей, в каталог вошли редкие фотографии сахалинских айнов, выполненные в 1946 году фотожурналистом КрайТАСС В. Байдаловым.
В истории айнов до сих пор много белых пятен. Кто же такие айны? Где их древняя родина? Интересно, что, в отличие от других народов Севера, айны обитали в домах на сваях, а также были искусны в изготовлении предметов быта, владели ткачеством.
Айны разводили ездовых собак, откармливали медведей в ямах, которых закалывали во время медвежьего праздника, знали искусство выплавки железа. Их антропологический портрет существенно отличается от других северян.
Близкородственных им народов нет ни в Сибири, ни в Центральной и Северо-Восточной Азии. Первые следы их появления в устье Амура и на Сахалине датируются эпохой неолита, еще задолго до расселения здесь тунгусо-маньчжурских племен.
И все же в истории айнов больше вопросов, чем ответов. Вопрос о том, откуда появился этот своеобразный этнос, давший миру неподражаемые образцы искусства, обогативший культуру человечества своеобразной мифологией, остается до сих пор открытым.
Александр САВЧЕНКО.
К открытию юбилейной выставки - 120-летию краеведческого музея - выпущен подобающий событию полиграфический памятник. Это, строго говоря, даже не вполне каталог развернутой экспозиции, но нечто большее.
В море псевдоисторической литературы, волны которого захлестывают прилавки книжных магазинов, нет-нет да и появляются книги, написанные людьми, относящимися к истории с уважением и сознающими свою ответственность перед читателями за достоверность предоставляемой ими информации.
Работа научных сотрудников краеведческого музея как раз из такой категории. Редкие фотографии и экспонаты - более 70 этнографических предметов представлены в этом красочно оформленном каталоге впервые.
Каждому из «номеров» придана краткая биография, за скупыми строками которой захватывающая история приключений «национального достояния». Вот скажем, зимняя обувь айнов «ки-ро» для подледного лова. Головки - из кеты с чешуей, а голенища - из выделанной кожи горбуши.
Подарок музею в 1894 году от начальника Корсаковского округа И.С. Вологдина. Лук, деревянные стрелы, ложки, другие экспонаты в количестве 18 предметов были переданы управляющим Сахалинским округом С.Н. Таскиным.
Вот почти детективная история о том, как директор хабаровского музея В.К. Арсеньев составил в 1913 году единственный полный экземпляр каталога айнов, который в 1917 году был утерян.
А венгерский этнограф Б.Б. Балог собрал по просьбе В.К. Арсеньева два ящика айнских артефактов в Японии, но коллекция бесследно пропала. Только спустя годы в музей поступил всего один «айнский ящик» из пяти, оставленный Балогом у купца Лунца.
Сегодня в распоряжении музейщиков остались только черновики «арсеньевской коллекции», артефакты, которые требуют реставрации. Кроме того, около половины предметов являются работами современных айнских мастеров. Особую ценность в коллекции представляют айнские халаты с уникальными орнаментами из кожи рыбы, которым более ста лет.
Помимо вещей, в каталог вошли редкие фотографии сахалинских айнов, выполненные в 1946 году фотожурналистом КрайТАСС В. Байдаловым.
В истории айнов до сих пор много белых пятен. Кто же такие айны? Где их древняя родина? Интересно, что, в отличие от других народов Севера, айны обитали в домах на сваях, а также были искусны в изготовлении предметов быта, владели ткачеством.
Айны разводили ездовых собак, откармливали медведей в ямах, которых закалывали во время медвежьего праздника, знали искусство выплавки железа. Их антропологический портрет существенно отличается от других северян.
Близкородственных им народов нет ни в Сибири, ни в Центральной и Северо-Восточной Азии. Первые следы их появления в устье Амура и на Сахалине датируются эпохой неолита, еще задолго до расселения здесь тунгусо-маньчжурских племен.
И все же в истории айнов больше вопросов, чем ответов. Вопрос о том, откуда появился этот своеобразный этнос, давший миру неподражаемые образцы искусства, обогативший культуру человечества своеобразной мифологией, остается до сих пор открытым.
Александр САВЧЕНКО.