поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Охрана и использование животного мира в Хабаровском крае

27.11.2013
Просмотры
823
Охрана и использование  животного мира в Хабаровском крае
Хабаровский край знаменит своей уникальной природой, с высоким биоразнообразием, смешением северных и южных видов животного мира - от северных оленей и снежных баранов до амурских тигров и гималайских медведей.

Понятно, что это богатство и разнообразие надо использовать грамотно и рационально, чтобы сохранить его для будущих поколений. Но не секрет, что в последние 20 с лишним лет дело охраны природы сталкивалось с большими трудностями - в том числе из-за того, что соответствующие полномочия неоднократно передавали разным структурам. Наконец, в 2008 году большинство федеральных полномочий в сфере охраны животного мира были переданы на краевой уровень и с тех пор исполняются министерством природных ресурсов края за счет субвенций из федерального бюджета - зачастую недостаточных, а также краевых средств.

В последнее время вопросам сохранения и воспроизводства животного мира, развития охотничьего хозяйства, обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий в Хабаровском крае уделяется большое внимание. Эти вопросы очень важны для сохранения достойной среды обитания, культуры и традиций населения края (а особенно - сельского населения, в том числе - КМНС) и ресурсной базы для жизни будущих поколений.

О том, какова роль охотничьего хозяйства в экономике и социальной политике Хабаровского края, с какими проблемами приходится сталкиваться в области охраны животного мира и каким образом эти проблемы решаются, говорит заместитель председателя правительства края - министр природных ресурсов края Василий Шихалёв.

Использование. Первое место по соболю

- При анализе роли охотничьего хозяйства в экономике края хотелось бы подчеркнуть, прежде всего, его огромную социальную значимость, - говорит Василий Михайлович. - У нас в крае - почти 37 тысяч охотников. Во многих северных селах охота является основой жизни людей. При этом охотничьи ресурсы Хабаровского края весьма значительны. Всего объектов охоты насчитывается 88, а основными являются около 40 видов диких животных, включая копытных, медведей, пушных зверей и птиц.

Площадь охотничьих угодий Хабаровского края - 75 млн. 295,6 тыс. га (более 70 процентов закреплено за 81 юридическим лицом на основании долгосрочных лицензий или охотхозяйственных соглашений, а остальные относятся к общедоступным).

Согласно данным государственного учета, в 2013 году на территории края обитает порядка 51 тыс. лосей, 12 тыс. кабанов, 26 тыс. косуль, 27 тыс. благородных оленей, 25 тыс. диких северных оленей, 12 тыс. бурых и 2,5 тыс. гималайских медведей, 230 тыс. соболей.

В сезон охоты 2012-2013 годов было добыто 47,4 тысячи соболей, около 3 тысяч зайцев, более 17 тысяч иных пушных зверей (белка, енотовидная собака, лисица, ондатра, колонок, норка, барсук, выдра). Кроме того - 635 благородных оленей, 533 диких северных оленей, 987 лосей, 601 кабан, 330 бурых медведей. Кстати, по численности и лимиту добычи соболя край вышел на первое место в Российской Федерации. При этом, по данным ученых, резервы для увеличения заготовок есть, особенно в северных районах.

В то же время в крае в результате воздействия человека отмечаются: обеднение природного разнообразия лесных экосистем, негативные трансформации среды обитания краснокнижных видов животных и растений, сокращение среды обитания и кормовой базы охотничьих животных, нарушение нерестилищ. Сократилась деятельность по поддержанию высокой продуктивности мест обитания диких животных вследствие распада крупных промысловых хозяйств, располагавших финансовыми, техническими и трудовыми ресурсами для проведения компенсационных мероприятий. Мелкие организации не всегда оказались способны к проведению таких работ.

В результате численность многих объектов охоты далека даже от экологической емкости имеющихся угодий. Например, в целом по краю суммарная численность копытных животных примерно в 6 раз ниже потенциально возможной. Сказывается, конечно, и высокий уровень браконьерства - объем нелегальной добычи всех видов охотничьих ресурсов в денежном выражении по экспертным оценкам равен официальному изъятию или даже превышает его. Борьба с браконьерством ведется, но делать это мешает недостаточный объем федерального финансирования для осуществления переданных субъектам РФ федеральных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Охрана. Миллион гектаров на одного инспектора

- Расскажите об этой проблеме на конкретных примерах…

- Судите сами: могут ли эффективно осуществлять на огромной территории охотничьих угодий в крае (а это, напомню, более 75 миллионов гектаров), полномочия в сфере федерального государственного охотничьего надзора 53 инспектора - 32 инспектора Управления охотничьего хозяйства минприроды края и 21 - краевого государственного казенного учреждения «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий»?

Получается, что на одного инспектора в крае в среднем приходится 1 млн. 420 тысяч гектаров охотугодий, да еще 143,2 тысячи гектаров особо охраняемых природных территорий краевого значения (ведь именно обеспечение их функционирования - основная задача инспекторов КГКУ «Служба по охране животного мира и ООПТ»). Отмечу, что среднероссийский показатель почти в три раза ниже - 592 тыс. га охотугодий на одного инспектора, но и это тоже является неприемлемо высокой цифрой, согласно аналитической записке Контрольного управления президента РФ. Очевидно, что такое положение дел не является нормальным, особенно учитывая то, что в последние годы в крае значительно расширилась дорожная сеть, выросла оснащенность населения современным высокопроходимым автотранспортом, водномоторной техникой и даже легкими и сверхлегкими летательными аппаратами различных типов. И не секрет, что техника у охотников зачастую гораздо лучше, чем у инспекторов…

- И как в этих условиях работают инспекторы?

- Они делают все возможное, чтобы снизить масштабы браконьерства. Предпринимается целый комплекс мер, в том числе в ходе плановых совместных мероприятий с УМВД по Хабаровскому краю, Центром ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю, УТ МВД на транспорте по ДФО и Хабаровской таможней. И показатели растут. Например, за 9 месяцев 2013 года проведено почти столько же рейдовых мероприятий, сколько за весь 2012 год (1221 против 1241), уже вынесено 737 постановлений о нарушении правил охоты (за весь 2012 год - 657). Больше предъявлено исков за вред, нанесенный объектам животного мира (1291,3 тыс. руб. за 9 месяцев текущего года против 751,5 тыс. руб. за весь 2012 год). За весь прошлый год передано в правоохранительные органы 3 дела для возбуждения уголовных дел по статье 258 УК РФ (незаконная охота), в этом году - уже 6. Растут и другие показатели.

Однако очевидно, что этого недостаточно. Как уже говорилось, территориальная нагрузка на одного инспектора в Хабаровском крае превышает среднероссийские показатели почти в три раза, при этом существующие методики определения объемов субвенций из федерального бюджета не учитывают реальные потребности края. В результате субвенции на исполнение федеральных полномочий, переданных на краевой уровень, выделяются в совершенно недостаточном объеме. На исполнение полномочий РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов краю по расчетным данным необходимо 78 миллионов рублей, а выделено в 2013 году - 15,04 млн. руб.

Тут надо сказать, что, несмотря на недостаток финансирования из федерального бюджета, правительство края уделяет большое внимание решению проблемы устойчивого использования и охраны объектов животного мира. Выделяются, в частности, средства дополнительно к федеральным. Принято решение в следующем году выделить дополнительно 14 миллионов рублей на обновление техники для инспекторов из краевого бюджета (а это очень острая проблема - техники не хватает, а ее износ очень велик).

К тому же, в следующем же году во исполнение поручений президента РФ увеличится количество охотинспекторов с доведением их численности до уровня не менее трех на район. Деньги (15 миллионов рублей) на это в федеральном бюджете заложены. Это позволит включить в штат Управления охотничьего хозяйства еще порядка 16 человек, разместив их по районам так, чтобы инспекторов, считая вместе с инспекторами КГКУ «Служба по охране животного мира и ООПТ», было как раз по три на район.

И есть все основания надеяться, что в следующем году ситуация в сфере борьбы с браконьерством значительно улучшится.

Охрана. 312 тысяч в год на тигров и бабочек

- Отдельная, очень сложная проблема состоит в том, что, конечно, совершенно недостаточно финансирования, направляемого из федерального бюджета на охрану в крае редких видов животных. Например, на 2013 год на эти цели краю выделено… 312,6 тысячи рублей. И, как говорится, - ни в чем себе не отказывайте... Теоретически, мы на эти 300 с лишним тысяч должны обеспечить охрану всех редких и исчезающих видов в крае - начиная с тигра и белоплечего орлана и заканчивая насекомыми. Но понятно, что этих средств не хватает даже на проведение элементарного мониторинга популяции амурского тигра на модельных участках. А ведь в сохранении тигра заинтересовано не только наше государство, но и все мировое сообщество. Субвенции по охране только этого вида необходимо увеличить в десятки раз! Только для оснащения созданной в крае группы по разрешению конфликтных ситуаций с тигром необходимо более 5 миллионов рублей.

- А разве такая группа есть? Разве «конфликтным тигром» занимаются не специалисты из Приморья, из специнспекции «Тигр»?

- Такая группа в крае создана в прошлом году. Мы ведь не сидим сложа руки в ожидании федерального финансирования. Еще в 2010 году в крае был принят план по сохранению амурского тигра на 2010-2015 годы. Мы приняли его первыми в стране, даже раньше, чем была принята действующая сейчас государственная стратегия по сохранению амурского тигра, и когда стратегия разрабатывалась, часть положений нашего плана в нее включили. Так вот, в этом плане предусмотрен целый комплекс мероприятий - от пропаганды до лесовосстановительных работ, включая и создание такой группы. Сейчас группа есть. Она постепенно оснащается всем необходимым - ружьями, транквилизаторами, клетками, - обучаем людей, а специалистов из Приморья приглашаем в качестве консультантов. У этой группы был уже первый успешный опыт работы - в прошлом году отловили тигрицу, которая выходила к поселку Солонцовый охотиться на собак, и выпустили ее в районе памятника природы «Тигровый дом». Сейчас складывается такая же ситуация в поселке Сукпай, и там тоже работают
наши специалисты. Надо отметить, что внимание общественности привлечено именно к конфликтным ситуациям с тигром, хотя на самом деле правильнее говорить о конфликтных ситуациях с крупными хищниками вообще. При этом больше всего конфликтов у населения края происходит отнюдь не с тигром, а с бурым медведем. Особенно это стало заметно в нынешнем году, когда в связи с паводком бурый медведь часто стал выходить к населенным пунктам.

Плюс сказывается зачастую низкая экологическая культура населения… Всем вроде известно, что в сельской местности нельзя пищевые отходы выбрасывать за околицу - медведь однозначно туда придет. Нельзя медведя приучать к тому, что выйдя к людям, он там всегда может найти еду. И тем не менее, пищевые отходы у нас по-прежнему выбрасывают прямо за заборы, что приводит к трагическим последствиям, как, например, в прошлом году в Николаевском районе, когда бурый медведь столкнулся на несанкционированной свалке с жительницей села Озерпах. Конечно, нельзя говорить, что в таких случаях вина лежит только на человеке: высокая численность бурого медведя и волка в крае - большая проблема. Регулирование численности бурых медведей и волков и сейчас проводится, но в явно недостаточном количестве из-за нехватки средств.

Возвращаясь к тигру, отмечу, что в целом на территории края его присутствие проблем населению практически не доставляет. Обстановка в этом плане стабильная, как, в целом, стабильно и состояние популяции тигра.

- Сколько сейчас тигров в крае?

- Ежегодный мониторинг состояния популяции амурского тигра, его кормовых ресурсов и среды обитания у нас ведется с 1998 года. В различные годы численность тигра колебалась, а в последнее время стабилизировалась на уровне около 80 особей - из примерно 450, обитающих на Дальнем Востоке.

Кстати, ежегодными в последнее время стали заходы с территории Хабаровского края до 2-3 особей в Еврейскую автономную область, отмечаются заходы и в Амурской области. То есть можно предположить, что начал восстанавливаться старый ареал тигра, а был он гораздо более обширен, чем сейчас.

Из обстоятельств, негативно влияющих на численность амурского тигра, следует отметить, прежде всего, изоляцию друг от друга участков его обитания. То есть численность, с одной стороны, вроде бы, стабильна, а с другой, - тигр на грани исчезновения, потому что генофонд сужается. И если мы не предпримем меры для того, чтобы не было изолированности популяций друг от друга, то мы можем потерять тигра только за счет того, что он выродится сам. Поэтому сохранение целостности ареала - это очень важно.

И именно для сохранения единого ареала в крае развивается так называемый тигриный эконет - сеть особо охраняемых природных территорий в местах обитании тигра и на путях его миграции. В том числе у нас имеются экологические коридоры, общая площадь которых составляет сегодня более 156 тыс. гектаров - это специфическая особенность края, такого вида особо охраняемых природных территорий в России больше нет нигде. Этот наш опыт уже популяризируется и предлагается другим субъектам РФ.

В целом область распространения амурского тигра в крае составляет 3,8 млн. гектаров. Из них около 15 процентов охвачено особо охраняемыми природными территориями разных категорий, и охват постоянно увеличивается.

- Можно ли сказать, что основное внимание в крае уделяется охране тигра?

- В природе все взаимосвязано. Да, внимание общественности сконцентрировано на тигре, поскольку это - бренд. Но, кроме того, что тигр - бренд, он еще и вершина пищевой цепи, биоиндикатор. По состоянию популяции тигра можно в целом оценивать состояние дел в природе. Выживание амурского тигра обеспечивают дикие копытные животные. Если популяция тигра в угнетенном состоянии - значит, что-то идет не так. А если тигр в нормальном состоянии, значит, и среда обитания в порядке - есть кормовые ресурсы. Мы охраняем не только тигра. Когда инспекторы выезжают в рейды, то нельзя сказать: мол, сегодня рейд по охране тигра, а завтра - по охране кабана. Они охраняют весь животный мир в целом.

Также нельзя говорить об охране животных в отрыве от лесовосстановления. В последнее время лесопромышленниками предпринимается ряд мер, направленных на то, чтобы минимизировать свое воздействие на окружающую среду. Лесовосстановление ведется сейчас не так, как раньше - тысячу саженцев посадили, а 50 прижилось. Теперь у нас используется очень качественный посадочный материал с закрытой корневой системой и приживаемость - совсем другая. Минимизацию воздействия на окружающую среду дает и новая техника. Ведь даже уменьшение применения гусеничной техники в лесу приводит к тому, что меньше нарушается почвенный покров, и он лучше восстанавливается.

Охрана. Гибкий подход

- Каково состояние краевой сети ООПТ?

- Конечно, проблемы есть. Деятельность некоторых имеющихся в крае ООПТ не в полной мере отвечает современным требованиям - особенно в части эстетического, рекреационного и оздоровительного значения. Для повышения качества функционирования ООПТ необходимо укрепление материально-технической базы, создание необходимой инфраструктуры, достаточное обеспечение кадрами, принятие мер по воспроизводству объектов животного мира. Но в целом следует подчеркнуть, что сеть особо охраняемых природных территорий в крае сформирована на достаточно высоком уровне. Общая площадь ООПТ, как федерального (заповедники, федеральные заказники, национальный парк), так и краевого значения - около 8 процентов территории края. В систему ООПТ входят 6 заповедников, 1 национальный парк, 5 заказников федерального значения, 21 заказник краевого значения, 2 природных парка, 1 дендрологический парк, 4 экологических коридора, 1 защитный участок и 67 памятников природы. Мы, стараясь защитить наиболее ценные территории с наибольшим биоразнообразие
м, уникальные природные комплексы, сеть ООПТ постоянно развиваем, причем к развитию ее мы подходим достаточно гибко и системно.

Так же гибко и системно мы стараемся подходить и в целом к сохранению животного мира. Как пример - белогрудый медведь, который долгое время был включен в Красную книгу края, но когда популяция восстановилась, был оттуда выведен. Сейчас это охотничий вид - на него ежегодно выделяются квоты. Некоторые виды в Красную книгу края включаются, к сожалению. В этом году была включена харза (куница непальская) - ее численность резко упала еще в 70-х годах и с тех пор так и не восстановилась.

Еще пример - нынешняя зима ожидается тяжелой для кабана, потому что урожай кедра и желудя не очень хороший. Зимнее маршрутное обследование покажет точно - что с популяцией, и может быть, придется предпринимать меры, как мы уже делали несколько лет назад, когда сокращали количество лимитов, выделенных для охоты на кабана. Последние годы показывают, что популяция кабана растет.

Схема. Перспективы. Программы

- Государственную систему управления охотничьим хозяйством, неоднократно подвергавшуюся реформам в последние годы, многие критикуют, как не способную справиться с негативными тенденциями в отрасли. Что делается и что еще предстоит сделать для того, чтобы исправить положение?

- Можно точно сказать, чего нельзя делать. Нельзя развивать охотничье хозяйство инерционно. Это ни к чему хорошему не приведет. Но в последнее время на уровне президента и правительства РФ предпринимаются шаги, которые дают надежду на то, что негативные тенденции будут переломлены. О выполнении поручения президента РФ по увеличению штата государственных инспекторов уже говорилось выше. Радуют и последние, ноябрьские поручения президента - об усилении уголовной ответственности за отстрел животных, занесенных в Красную книгу России, о создании охранных зон государственных природных заповедников и национальных парков, расположенных в регионе, его предложения по организации на бюджетной основе обучения специалистов по работе с редкими и занесенными в Красную книгу животными, обитающими на Дальнем Востоке. Постепенно улучшается нормативная база. Введена уголовная ответственность за незаконное приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных. Как положительный факт можно отметить недавние изменения в «Закон об охоте», касающиеся полномочий производственных охотничьих инспекторов. Производственные охотинспекторы, нанятые охотопользователями, будут вправе проверять на закрепленных участках выполнение требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, составлять акты о наличии признаков административного правонарушения. По сути, речь идет о постепенном возврате к прежней эффективной системе, когда во всех охотхозяйствах работали егеря.

Конечно, проблем остается еще много. Необходимо совершенствование системы предоставления и распределения субвенций на исполнение переданных РФ полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Остаются пробелы в нормативной базе. Например, хотелось бы, чтобы охотинспекторы в отдаленных угодьях имели возможность работать с нарушителями без понятых, поскольку понятых там просто негде взять. Законодательно не урегулирован статус общественных охотинспекторов, не решены вопросы их полномочий и защиты. Но движение в этом направлении есть, и есть надежда, что и эти вопросы будут решены.

Если говорить о работе на уровне края, то в нынешнем году губернатор Вячеслав Шпорт утвердил «Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Хабаровского края». При кажущейся простоте названия для составления этой схемы потребовалась большая сложная научно-исследовательская работа, которая заняла почти два года.

- Для чего потребовалась эта работа?

- Как уже говорилось, когда в прошлом остались мощные промысловые хозяйства, на их месте возникло множество организаций разных форм собственности, за которыми закреплен определенный законом процент охотничьих угодий. И чтобы разобраться, где они расположены, какую территорию занимают, каковы их ресурсы и как они осваиваются, и возникла необходимость в «инвентаризации». Но цель этой работы - не только разобраться в охотопользовании, но и наметить основные направления дальнейшего развития отрасли, дать рекомендации по организации новых хозяйств, определить перечень мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

Без взаимодействия с охотопользователями проблем устойчивого развития охотничьей отрасли государству не решить. А охотопользователи без взаимодействия с государством вряд ли смогут устойчиво развиваться, решать вопросы сохранения и воспроизводства животного мира и предоставлять нашим гражданам-охотникам услуги на достойном уровне. Резервы для развития у охотопользователей есть. Например, в закрепленных угодьях недостаточно развит сбор грибов, ягод, папоротника, лекарственно-технического сырья и других недревесных ресурсов леса. Но для развития деятельности охотопользователей по заготовкам пищевых лесных ресурсов и сбору лекарственных растений требуется принятие изменений в Лесной кодекс РФ.

Развитие охотничьего хозяйства - направление, неразрывно связанное с проблемами сохранения и воспроизводства животного мира, вопросом охраны природы в целом. И решаются эти проблемы комплексно, системно. Сейчас действуют две государственные целевые программы Хабаровского края - «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае» и «Воспроизводство и использование природных ресурсов в Хабаровском крае», обе они рассчитаны до 2020 года.

В 2015 году мероприятия, предусмотренные в них, будут дополнены. Уже разработан проект государственной программы Хабаровского края «Развитие охотничьего хозяйства, сохранение и воспроизводство животного мира, обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий в Хабаровском крае» на 2015-2020 годы. Программа предусматривает целый комплекс мероприятий как со стороны государственных органов, так и со стороны охотопользователей, направленных на улучшение функционирования и охраны ООПТ краевого значения (с сохранением уникальных природных комплексов для будущих поколений), на создание условий для устойчивого развития охотничьего хозяйства, роста численности большинства видов охотничьих ресурсов, повышения эффективности их использования, увеличения доходной части бюджета края. И конечно - на удовлетворение потребностей жителей края. Например, на то, чтобы в магазинах можно было купить оленину, рябчиков, фазанов, другие дары природы.

То есть в целом можно сказать, что программа направлена на улучшение экологической и социально-экономической ситуации в Хабаровском крае.

Роман Щукин.