От Минина до наших дней кричат казаки «Любо!»
01.11.2019
383
В Нижнем Новгороде 4 ноября будет бить набатный колокол, который является символом праздника - День народного единства, торжественный молебен отслужат на родине Ивана Сусанина, в селе Думнино. Ударят колокола и Спасо-Преображенского собора в Хабаровске. Пройдет Божественная литургия, которую возглавит митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий, а после крестного хода вокруг собора будут организованы народные гулянья. Заключительным аккордом праздника станут «Хоровод дружбы» и песенный флешмоб, в которых, как ожидается, примут участие около 5 тысяч жителей и гостей краевого центра. Именно соединение мирского и храмового начал делает этот праздник всенародным.
Каковы же исторические корни Дня народного единства, который отмечают в России с 2005 года? Многие ли из нас ответят на этот вопрос? Почему его инициатором выступила Русская православная церковь и лидеры крупнейших религиозных конфессий? Давайте разберемся вместе с атаманом Хабаровской краевой общественной организации «Нижне-Амурский казачий округ» Валерием Мирошниченко.
«Заложим жён и детей, но спасём землю!»
- О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им для этого пришлось сделать - мало кому известно, - считает атаман Валерий Мирошниченко. - А для спасения требовались всего две вещи: люди - в войско и деньги - на организацию похода.
Людей было достаточно, и деньги у жителей Нижнего Новгорода водились. Казалось бы, оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут-то было. Когда было предложено сделать раскладку средств по населению, люди сказали: «А у нас денег нет». Один божился, что его товары ушли на Каспий, другой клялся, что казна его в Архангельске, у третьего приказчики уехали в Сибирь - и денег не давали.
Тогда Козьма Минин бросил свой знаменитый клич: «Заложим жён и детей наших, но спасём Русскую землю!» И снова никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жён и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи. Так была спасена Россия…
Откуда дата в ноябре
- Глядя в далёкий 1612 год, с удивлением обнаруживаем, что если переводить даты старого стиля на новый стиль, то войска народного ополчения освободили Москву от интервентов 8 ноября, - рассуждает Валерий Мирошниченко. - Откуда же взялась тогда дата 4 ноября?
Дело в том, что закон о празднике составлялся, рассматривался и подписывался в авральном порядке. И в жуткой спешке авторы всё перепутали. Разница дней между «старым стилем» и «новым» - величина непостоянная. Она увеличивается с каждым столетием, и сейчас составляет 13 дней, а на 1612 год составляла 10. Но законотворцы вместо 10 дней - как положено для событий XVII века - прибавили к дате церковного праздника 13. Вот и получилось, что во всех учебниках войска Пожарского вошли в Москву 1 ноября, а годовщину этого события мы отмечаем 4-го.
С другой стороны, это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской - именно 4 ноября Русская православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года грамотой царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.
Князя Дмитрия Пожарского сопровождал этот образ в его триумфальном походе на Москву.
Смута - дело народное
- Смута - это далеко не только поляки, - говорит Валерий Мирошниченко. - С поляками, а точнее с Речью Посполитой, Россия «бодалась» давно - за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией. Минин же и Пожарский были против конкретной воровской боярской олигархии, захватившей страну, и распродававшей её полякам.
События 8 ноября 1612 года и 7 ноября 1917 года имеют одну общую суть - народ смёл неугодную власть. Это редкие в отечественной истории моменты торжества народного единения и победы над неугодными, ненавистными или чужеродными властителями.
И было бы, на мой взгляд, правильно в равной степени уважительно признавать оба исторических события чрезвычайно значимыми. Признание равенства побед народа имеет глубокий смысл и для будущего как напоминание всем новым властям страны: нельзя бесконечно манипулировать исторической памятью, сознанием и благополучием народа.
- Нужен ли такой праздник? Я уверен, что нужен, - считает Валерий Мирошниченко. - Чтобы почувствовать единение со всей Россией. У нас общая история, культура, настоящее и будущее. Общие радости, поводы для гордости.
Для атамана нет разделения на «белых» и «красных». Для него День народного единства - День памяти всех казаков, погибших в годы войны, когда народ был разъединён. И только беда сплотила людей.
Сто лет тому вперёд
Нынче казачье землячество отмечает сто лет событию, которое произошло в 1919 году в Хабаровске. Здесь началось восстание против атамана Калмыкова. Выступил 1-й Уссурийский казачий полк, состоящий из казаков, служивших ранее в Красной гвардии, а также часть артдивизиона, у которых не было орудий, и пулемётная команда - около 500 человек.
Толпа казаков окружила калмыковский штаб на углу ул. Муравьёва-Амурской и Корсаковской (улица Волочаевская), чтобы захватить Калмыкова, но атаман укрылся в японском консульстве. Силы были не равны. Особый казачий отряд Калмыкова и японский гарнизон перекрыли восставшим выходы из города. Тогда они вышли в расположение американского гарнизона, сдали оружие и были интернированы…
А еще Землячество амурских казаков объединяется с Уссурийским казачьим войском, чтобы преодолеть отчуждённость, не затеряться, обрести друзей по духу, интересам, убеждениям.
- Мы все - земляки, - говорит Валерий Мирошниченко. - Поколения казаков обустраивали этот суровый край. Сегодня казачество - большая сила. Только в Хабаровском крае, по данным последней переписи, - более двух тысяч казаков.
Он цитирует президента РФ Владимира Путина: «Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах русской армии.
После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути - геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства - всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи».
Государство стало активно выстраивать казачью вертикаль с января 2009 года, когда появился Совет по делам казачества при президенте России. Именно тогда власть перешла от декларированной заботы о казаках к действиям. Более того, началось финансирование проектов - образовательных, культурных - для реестровых казаков. Так, программа по развитию казачества до 2020 года включена в федеральную целевую Программу по укреплению российской нации и этнокультурному развитию народов России.
Сегодня в землячество входят люди различных профессий, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, молодежь, клуб Хабаровской военной исторической реконструкции. Бойцы этого подразделения сейчас готовятся к очередному «сражению» периода Великой Отечественной войны.
Хорошей традицией для активистов стали встречи в школах, в библиотеках, в Хабаровской кадетской школе, в воинских частях, куда они приходят с концертами, с лекториями об истории создания казачества на хабаровской земле - о казаках-первопроходцах, вошедших в историю освоения Дальнего Востока.
И в День народного единства казаки крикнут свое: «Любо!»
Александр САВЧЕНКО.
Каковы же исторические корни Дня народного единства, который отмечают в России с 2005 года? Многие ли из нас ответят на этот вопрос? Почему его инициатором выступила Русская православная церковь и лидеры крупнейших религиозных конфессий? Давайте разберемся вместе с атаманом Хабаровской краевой общественной организации «Нижне-Амурский казачий округ» Валерием Мирошниченко.
«Заложим жён и детей, но спасём землю!»
- О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им для этого пришлось сделать - мало кому известно, - считает атаман Валерий Мирошниченко. - А для спасения требовались всего две вещи: люди - в войско и деньги - на организацию похода.
Людей было достаточно, и деньги у жителей Нижнего Новгорода водились. Казалось бы, оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут-то было. Когда было предложено сделать раскладку средств по населению, люди сказали: «А у нас денег нет». Один божился, что его товары ушли на Каспий, другой клялся, что казна его в Архангельске, у третьего приказчики уехали в Сибирь - и денег не давали.
Тогда Козьма Минин бросил свой знаменитый клич: «Заложим жён и детей наших, но спасём Русскую землю!» И снова никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жён и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи. Так была спасена Россия…
Откуда дата в ноябре
- Глядя в далёкий 1612 год, с удивлением обнаруживаем, что если переводить даты старого стиля на новый стиль, то войска народного ополчения освободили Москву от интервентов 8 ноября, - рассуждает Валерий Мирошниченко. - Откуда же взялась тогда дата 4 ноября?
Дело в том, что закон о празднике составлялся, рассматривался и подписывался в авральном порядке. И в жуткой спешке авторы всё перепутали. Разница дней между «старым стилем» и «новым» - величина непостоянная. Она увеличивается с каждым столетием, и сейчас составляет 13 дней, а на 1612 год составляла 10. Но законотворцы вместо 10 дней - как положено для событий XVII века - прибавили к дате церковного праздника 13. Вот и получилось, что во всех учебниках войска Пожарского вошли в Москву 1 ноября, а годовщину этого события мы отмечаем 4-го.
С другой стороны, это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской - именно 4 ноября Русская православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года грамотой царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.
Князя Дмитрия Пожарского сопровождал этот образ в его триумфальном походе на Москву.
Смута - дело народное
- Смута - это далеко не только поляки, - говорит Валерий Мирошниченко. - С поляками, а точнее с Речью Посполитой, Россия «бодалась» давно - за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией. Минин же и Пожарский были против конкретной воровской боярской олигархии, захватившей страну, и распродававшей её полякам.
События 8 ноября 1612 года и 7 ноября 1917 года имеют одну общую суть - народ смёл неугодную власть. Это редкие в отечественной истории моменты торжества народного единения и победы над неугодными, ненавистными или чужеродными властителями.
И было бы, на мой взгляд, правильно в равной степени уважительно признавать оба исторических события чрезвычайно значимыми. Признание равенства побед народа имеет глубокий смысл и для будущего как напоминание всем новым властям страны: нельзя бесконечно манипулировать исторической памятью, сознанием и благополучием народа.
- Нужен ли такой праздник? Я уверен, что нужен, - считает Валерий Мирошниченко. - Чтобы почувствовать единение со всей Россией. У нас общая история, культура, настоящее и будущее. Общие радости, поводы для гордости.
Для атамана нет разделения на «белых» и «красных». Для него День народного единства - День памяти всех казаков, погибших в годы войны, когда народ был разъединён. И только беда сплотила людей.
Сто лет тому вперёд
Нынче казачье землячество отмечает сто лет событию, которое произошло в 1919 году в Хабаровске. Здесь началось восстание против атамана Калмыкова. Выступил 1-й Уссурийский казачий полк, состоящий из казаков, служивших ранее в Красной гвардии, а также часть артдивизиона, у которых не было орудий, и пулемётная команда - около 500 человек.
Толпа казаков окружила калмыковский штаб на углу ул. Муравьёва-Амурской и Корсаковской (улица Волочаевская), чтобы захватить Калмыкова, но атаман укрылся в японском консульстве. Силы были не равны. Особый казачий отряд Калмыкова и японский гарнизон перекрыли восставшим выходы из города. Тогда они вышли в расположение американского гарнизона, сдали оружие и были интернированы…
А еще Землячество амурских казаков объединяется с Уссурийским казачьим войском, чтобы преодолеть отчуждённость, не затеряться, обрести друзей по духу, интересам, убеждениям.
- Мы все - земляки, - говорит Валерий Мирошниченко. - Поколения казаков обустраивали этот суровый край. Сегодня казачество - большая сила. Только в Хабаровском крае, по данным последней переписи, - более двух тысяч казаков.
Он цитирует президента РФ Владимира Путина: «Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах русской армии.
После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути - геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства - всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи».
Государство стало активно выстраивать казачью вертикаль с января 2009 года, когда появился Совет по делам казачества при президенте России. Именно тогда власть перешла от декларированной заботы о казаках к действиям. Более того, началось финансирование проектов - образовательных, культурных - для реестровых казаков. Так, программа по развитию казачества до 2020 года включена в федеральную целевую Программу по укреплению российской нации и этнокультурному развитию народов России.
Сегодня в землячество входят люди различных профессий, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, молодежь, клуб Хабаровской военной исторической реконструкции. Бойцы этого подразделения сейчас готовятся к очередному «сражению» периода Великой Отечественной войны.
Хорошей традицией для активистов стали встречи в школах, в библиотеках, в Хабаровской кадетской школе, в воинских частях, куда они приходят с концертами, с лекториями об истории создания казачества на хабаровской земле - о казаках-первопроходцах, вошедших в историю освоения Дальнего Востока.
И в День народного единства казаки крикнут свое: «Любо!»
Александр САВЧЕНКО.