Полномочия переданы краю, но муниципалы без работы не остались
13.11.2012
359
С 2013 года организация медицинской помощи полностью переходит под эгиду региона, нынешний год был переходным по передаче полномочий с муниципального уровня субъектам, в нашем случае - на уровень края.
Для большинства населения это не понятно, многие считают, что изменения ничего хорошего не принесут, а кое-кто боится, что станет только больше проблем. Дескать, вот была у нас рядом родная поликлиника, ходили мы к своему доктору, все было доступно и понятно. А теперь-то надо в краевую обращаться, куда-то ехать...
- Для людей ничего не должно измениться, - возражает депутат Законодательной думы Хабаровского края Наталия Пудовкина. - Ну куда, например, территориально денется поликлиника номер три в Хабаровске? Она там же и будет.
Только собственником ее станет не город Хабаровск, а краевые власти, а финансироваться она теперь будет полностью за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Просто разводятся полномочия по охране здоровья граждан между краем и муниципалитетами: министерство здравоохранения отвечает за организацию медицинской помощи, которая носит многоуровневый характер (амбулатория - стационар - высокоспециализированная больница) и за то, чтобы между всеми уровнями было четкое взаимодействие и преемственность. А муниципальные власти должны будут создавать условия для бесперебойной работы больниц, например, обеспечивая работу коммунальных служб, заботясь о том, чтобы к ним был хороший подъезд, при планировании территориальной схемы они должны предусматривать, чтобы ко всем больницам ходил транспорт и люди могли удобно добираться. Поэтому для граждан, собственно говоря, ничего не должно измениться. За муниципальными образованиями остаются полномочия и по созданию условий для привлечения медицинских работников в свои районы, по информированию населения по вопросам охраны здоровья и - самое, пожалуй, главное - по проведению профилактических мероприятий и формированию у людей здорового образа жизни.
- А, может быть, медобслуживание даже улучшится, - добавляет коллега Н. Пудовкиной по постоянному комитету по социально-экономическому развитию края Людмила Перкулимова. - Должно повыситься качество оказания медицинских услуг. Ведь не секрет, что в краевых поликлиниках больше возможностей получить специализированную помощь, и не потому, что городские врачи хуже. Просто краевые поликлиники гораздо лучше оснащены. Муниципалы сосредоточат свое внимание на профилактике заболеваний, работая со своими жителями и формируя устойчивое желание ощущать себя здоровым, создавая, в том числе, условия для занятия физкультурой и спортом. И как же «оторвать» охрану здоровья граждан от муниципалитета, где непосредственно живет он и учится?
Но есть пока одно «но»: нет краевого закона, который бы четко определил функции муниципалов в этой ситуации. А нет закона и нет возможности планировать деньги в городском бюджете. И сегодня депутаты комитета этим озадачены. По словам Наталии Пудовкиной, без такого закона будет сложно работать муниципальным органам управления здравоохранением, которые, кстати, сохраняются, а средств на проведение этих мероприятий у них пока не планируется. Есть федеральный закон «Об охране здоровья», есть 131-й Федеральный закон о муниципальных полномочиях, на чем можно основываться в своей деятельности. Но есть и недостающее звено - региональный закон, который должен урегулировать взаимоотношения в сфере охраны здоровья граждан на территории края.
Среди бесспорных задач, стоящих перед муниципальными властями, депутаты в первую очередь называют профилактические мероприятия и санитарно-гигиеническое просвещение населения.
- Профилактика должна идти на опережение, - считает Наталия Алексеевна. - У нас ежегодно проводится та же вакцинация против гриппа или прививочная кампания против клещевого энцефалита, и на местах надо информировать народ заранее, сорганизовывать образовательные учреждения, рабочие коллективы, неработающих граждан, объяснять им об опасности заболеваний. Начинается эпидемия - пропаганду надо усиливать.
- Кроме того, нужно оказывать содействие и создавать условия для более полного охвата граждан профилактическими осмотрами, диспансерными наблюдениями и прививочными мероприятиями. Необходимо постоянно вести разъяснительную работу о последствиях и влиянии на здоровье вредных привычек - табакокурения и употребления алкоголя, - дополняет Л. Перкулимова, - начиная с самых первых лет жизни.
Говорили депутаты и об обеспечении доступности медицинской помощи. Понятно, что в Хабаровске человек сел на автобус и доехал до нужной ему поликлиники или центра здоровья. Доберется человек до своей больницы и в Вяземском или в Бикине. Куда труднее жителям отдаленных районов и далеких поселков края.
- Сегодня начали активно развиваться выездные формы оказания медицинской помощи, - говорит Н. Пудовкина. - Но для того, чтобы эти мероприятия были более эффективны, очень важно информирование граждан: когда, на какой период и какие специалисты выезжают в район, как могут люди добраться до места приема врачей - это полномочия муниципалов. Вот министр здравоохранения Александр Витько сетует, что бригады медиков-специалистов, которых направляют вахтовым методом в северные районы, не всегда там загружены. Взять, к примеру, поезд здоровья «Матвей Мудров», который специально останавливается на самых отдаленных железнодорожных станциях и полустанках.
Расписание маршрута известно заранее, и врачи местной больницы, зная, когда и какие специалисты приедут, должны организовать людей на прием к этим специалистам. И важнее даже не те, кто стоит на учете по тому или иному заболеванию - они и так пойдут! - а те, кто должен проверить, нет ли каких изменений в его здоровье. Надо работать с теми, кто как раз к врачу никогда и не ходит! То есть районные власти должны организовать жителей, чтобы как можно больше воспользовались предоставленной им возможностью. А для этого надо провести с людьми работу. Может быть, даже предусмотреть организацию транспорта, который бы подвез людей к этому же поезду. Не так часто выезжает поезд «Матвей Мудров» - взяли автобус, всех организовали, посадили, привезли.... Эту работу необходимо планировать и, наверное, какие-то финансовые средства на это предусматривать.
Сейчас в Законодательной думе края идет работа над проектом краевого бюджета на 2013 год. В краевом бюджете и бюджете Фонда обязательного медицинского страхования заложены деньги непосредственно на оказание медицинской помощи. Но подумали ли о выполнении своих полномочий по охране здоровья муниципальные власти, сказать трудно. А те, кто подумал, не знают - когда же появится правовая основа.
Марина Дерило.
Для большинства населения это не понятно, многие считают, что изменения ничего хорошего не принесут, а кое-кто боится, что станет только больше проблем. Дескать, вот была у нас рядом родная поликлиника, ходили мы к своему доктору, все было доступно и понятно. А теперь-то надо в краевую обращаться, куда-то ехать...
- Для людей ничего не должно измениться, - возражает депутат Законодательной думы Хабаровского края Наталия Пудовкина. - Ну куда, например, территориально денется поликлиника номер три в Хабаровске? Она там же и будет.
Только собственником ее станет не город Хабаровск, а краевые власти, а финансироваться она теперь будет полностью за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Просто разводятся полномочия по охране здоровья граждан между краем и муниципалитетами: министерство здравоохранения отвечает за организацию медицинской помощи, которая носит многоуровневый характер (амбулатория - стационар - высокоспециализированная больница) и за то, чтобы между всеми уровнями было четкое взаимодействие и преемственность. А муниципальные власти должны будут создавать условия для бесперебойной работы больниц, например, обеспечивая работу коммунальных служб, заботясь о том, чтобы к ним был хороший подъезд, при планировании территориальной схемы они должны предусматривать, чтобы ко всем больницам ходил транспорт и люди могли удобно добираться. Поэтому для граждан, собственно говоря, ничего не должно измениться. За муниципальными образованиями остаются полномочия и по созданию условий для привлечения медицинских работников в свои районы, по информированию населения по вопросам охраны здоровья и - самое, пожалуй, главное - по проведению профилактических мероприятий и формированию у людей здорового образа жизни.
- А, может быть, медобслуживание даже улучшится, - добавляет коллега Н. Пудовкиной по постоянному комитету по социально-экономическому развитию края Людмила Перкулимова. - Должно повыситься качество оказания медицинских услуг. Ведь не секрет, что в краевых поликлиниках больше возможностей получить специализированную помощь, и не потому, что городские врачи хуже. Просто краевые поликлиники гораздо лучше оснащены. Муниципалы сосредоточат свое внимание на профилактике заболеваний, работая со своими жителями и формируя устойчивое желание ощущать себя здоровым, создавая, в том числе, условия для занятия физкультурой и спортом. И как же «оторвать» охрану здоровья граждан от муниципалитета, где непосредственно живет он и учится?
Но есть пока одно «но»: нет краевого закона, который бы четко определил функции муниципалов в этой ситуации. А нет закона и нет возможности планировать деньги в городском бюджете. И сегодня депутаты комитета этим озадачены. По словам Наталии Пудовкиной, без такого закона будет сложно работать муниципальным органам управления здравоохранением, которые, кстати, сохраняются, а средств на проведение этих мероприятий у них пока не планируется. Есть федеральный закон «Об охране здоровья», есть 131-й Федеральный закон о муниципальных полномочиях, на чем можно основываться в своей деятельности. Но есть и недостающее звено - региональный закон, который должен урегулировать взаимоотношения в сфере охраны здоровья граждан на территории края.
Среди бесспорных задач, стоящих перед муниципальными властями, депутаты в первую очередь называют профилактические мероприятия и санитарно-гигиеническое просвещение населения.
- Профилактика должна идти на опережение, - считает Наталия Алексеевна. - У нас ежегодно проводится та же вакцинация против гриппа или прививочная кампания против клещевого энцефалита, и на местах надо информировать народ заранее, сорганизовывать образовательные учреждения, рабочие коллективы, неработающих граждан, объяснять им об опасности заболеваний. Начинается эпидемия - пропаганду надо усиливать.
- Кроме того, нужно оказывать содействие и создавать условия для более полного охвата граждан профилактическими осмотрами, диспансерными наблюдениями и прививочными мероприятиями. Необходимо постоянно вести разъяснительную работу о последствиях и влиянии на здоровье вредных привычек - табакокурения и употребления алкоголя, - дополняет Л. Перкулимова, - начиная с самых первых лет жизни.
Говорили депутаты и об обеспечении доступности медицинской помощи. Понятно, что в Хабаровске человек сел на автобус и доехал до нужной ему поликлиники или центра здоровья. Доберется человек до своей больницы и в Вяземском или в Бикине. Куда труднее жителям отдаленных районов и далеких поселков края.
- Сегодня начали активно развиваться выездные формы оказания медицинской помощи, - говорит Н. Пудовкина. - Но для того, чтобы эти мероприятия были более эффективны, очень важно информирование граждан: когда, на какой период и какие специалисты выезжают в район, как могут люди добраться до места приема врачей - это полномочия муниципалов. Вот министр здравоохранения Александр Витько сетует, что бригады медиков-специалистов, которых направляют вахтовым методом в северные районы, не всегда там загружены. Взять, к примеру, поезд здоровья «Матвей Мудров», который специально останавливается на самых отдаленных железнодорожных станциях и полустанках.
Расписание маршрута известно заранее, и врачи местной больницы, зная, когда и какие специалисты приедут, должны организовать людей на прием к этим специалистам. И важнее даже не те, кто стоит на учете по тому или иному заболеванию - они и так пойдут! - а те, кто должен проверить, нет ли каких изменений в его здоровье. Надо работать с теми, кто как раз к врачу никогда и не ходит! То есть районные власти должны организовать жителей, чтобы как можно больше воспользовались предоставленной им возможностью. А для этого надо провести с людьми работу. Может быть, даже предусмотреть организацию транспорта, который бы подвез людей к этому же поезду. Не так часто выезжает поезд «Матвей Мудров» - взяли автобус, всех организовали, посадили, привезли.... Эту работу необходимо планировать и, наверное, какие-то финансовые средства на это предусматривать.
Сейчас в Законодательной думе края идет работа над проектом краевого бюджета на 2013 год. В краевом бюджете и бюджете Фонда обязательного медицинского страхования заложены деньги непосредственно на оказание медицинской помощи. Но подумали ли о выполнении своих полномочий по охране здоровья муниципальные власти, сказать трудно. А те, кто подумал, не знают - когда же появится правовая основа.
Марина Дерило.