Последний эшелон войны

03.06.2015 | О разном | 1м. 31 c. | 21

Проезжая каждый раз на поезде мимо станции Болонь, вижу одну и ту же картину. Старое, огороженное колючей проволокой депо или «кладбище паровозов». У ангара стоит одинокий вагон. Деревянный  - из реек, обшитый деревянным же каркасом. Зарешеченные стеклянные окна. Раздвижные двери посреди. Три сложенные трубы на крыше. Надстройка-башенка на правом торце с железной трубой или свистком вверху. Открытое крыльцо входа под ней.
«Что это за вагон?» - задался я вопросом.
В поисках ответа я решил осмотреть саму станцию. Это - «заповедник» архитектуры 30-40-х. Избы, мостики через речку, станционные постройки сохранились с тех времен. Буквально в двух шагах - старое депо.
Там за одиноким вагоном-теплушкой тянутся две цистерны и три грузовых вагона 40-х годов прошлого века. Четыре проржавевших паровоза между ними и задним эшелоном. Один паровоз повернут на юг к станции, три других на север от нее. Похоже, серия у всех «Еа». На угольном прицепе второго паровоза отчетливо видна надпись «Комсомольское отделение». Видимо, она осталась с тех времен, когда района было два - Хабаровский и Комсомольский.
За паровозами в лесу - водонапорная башня сталинских времен. Такая же башня за щитами у вокзала Болони.
Само здание старого депо тех же лет, на нем надпись 1951 или 1952. Дальше - остатки сталинского ж/д сооружения без окон и крыши.
На передних двух путях - «вагон-теплушка» и паровозы. На задних - недоступные взгляду проезжающих с поезда вагоны и эшелон 40-х.
Это самые интересные вагоны: деревянный грузопассажирский, металлический пассажирский, затем эшелон из пяти вагонов, две цистерны на двух осях и металлический грузовой.
Уникальный пассажирский металлический вагон со стеклянными окнами в деревянных рамах с выпирающим козырьком и выпирающей сверху крышей. На крыше видны две широкие трубы. Лесенки к входу в вагон не выдвижные, а постоянно прикрепленные. Двери входа узкие.
Уникальный деревянный эшелон. Пять вагонов из деревянных реек, на которые сверху наложен металлический каркас также «вертикально-диагонально». Возможно, одинокий вагон у ангара отсюда. Окна стеклянные с форточкой-задвижкой, укрытые сверху прочной деревянной решеткой, настолько прочной, что ее рейки привинчены друг к другу. Помимо дверей входа в вагоны эшелона спереди и сзади с такими же неубираемыми лестницами, посреди вагонов видны большие раздвижные двери-створки широкого входа. Если окна стеклянные, то вывод  - для входа больших партий людей. И ведь у этих створок приставлены лестницы для явного потока этих больших партий, во всю ширь створок.
Если же отбросить слишком уж явные створки для массового приема толпы, у меня возникла необычная гипотеза. Не принимаем ли мы за сталинский тюремный эшелон… пассажирские вагоны массового обслуживания?! Тем более, такие эшелоны часто фигурируют в старых военных фильмах времен Великой Отечественной. Но - с какой стати на них основательные решетки на окнах? Крыша вагонов эшелона разная: у одного ряд сложенных труб для отвода или отопления, у другого на крыше вытянутые короба с узенькими окошками и трубами поменьше. У третьего, четвертого и пятого два короба на торцах крыш и трубы в центре. На каждом вагоне номера, указан пробег и учет.
За вагонами - покосившаяся наблюдательная вышка тех же лет. За вышкой - ряд упомянутых паровозов. Всё это молчит, ржавеет, умирает, и, кроме небрежных слов местных жителей «старая база», никакого объяснения я не получил.
Впрочем, пожилые люди рассказывали, что имели возможность в 70-х побывать в тех вагонах. Они уверяют  - это «столыпинские» пересыльные вагоны, что внутри ярусные нары, что сопровождающие ехали в пассажирском, обшитом металлом, и что весь эшелон - одно целое. Но слишком уж хорошие стеклянные окна у «столыпинских» вагонов!
Надо сказать, что я заметил еще на станции Литовко три грузовых вагона 40-х. Такие же загадочные деревянные эшелоны наблюдал за Хабаровском, к Переяславке. У них посредине был треугольный выступ на крыше. Огромный парк паровозов мы всем поездом видели в Приморье, как бы не у Сибирцево.
Со стороны создается впечатление, что на станцию Болонь был свезен сплошной антиквариат железнодорожной техники. Большинство нынешних людей никогда подобное не видело. Да и не увидит, если паровозы продолжат ржаветь, а вагоны будут таким же образом прятать с глаз подальше. Ведь, помимо колючей ограды, вокруг раритетов овраги и непроходимые буераки. Какой же в этом всём смысл: скрывать от россиян их же собственное историческое наследие?..
П. ПОПЕЛЬСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

04.12.2021 18:02
Фельдшер погибла в Комсомольском районе
Сегодня в Комсомольском районе в поселке Новый Мир на переезде произошло столкновение скорой межрайонной больницы с поездом. На месте происшествия погибла фельдшер.

03.12.2021 10:35
Сегодня - День неизвестного солдата
Сегодня, 3 декабря, в День неизвестного солдата, в городах и селах Хабаровского края пройдут мероприятия в память о павших героях.

03.12.2021 09:37
Вход в Свободный порт снижен в 10 раз
Малый и средний бизнес Хабаровского края сможет более активно развивать производство в качестве резидента преференциального режима «Свободный порт Владивосток» (СПВ).

03.12.2021 09:14
…И рады мы проказам матушки-зимы
Вам уже, наверное, поднадоели циклоны? Тогда радуйтесь: они наконец-то отступят.

03.12.2021 08:24
Лучших ждут в Суздале
Борцы Хабаровского края завоевали 21 медаль (из них семь золотых) на чемпионате Дальнего Востока по греко-римской борьбе, который проходил в спортивном комплексе «Орлан» Комсомольска-на-Амуре.



27.10.2021 09:41
Он мечтает, чтобы в сутках было 35 часов
Врач футбольной команды «СКА-Хабаровск-2» Николай Ракутько - человек легко увлекающийся и также легко обучаемый. Любое дело, связанное со скучной рутиной, - не его конек.

27.10.2021 00:00
Голосуй за «Сидиминский мёд» и других земляков!
Производители молока, хлеба, меда и рыбных изделий из Хабаровского края приняли участие в национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России».


На какой резине ездит ваш автомобиль сейчас?

  1. На летней - 50%
     
  2. На зимней - 50%
     
  3. На всесезонке - 50%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%