Принимать решение должны собственники
19.05.2011
1034

Дворовая территория - лицо любого дома
Управление ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда г. Хабаровска, ознакомившись со статьей «Компании управляют не домами, а… деньгами», считает необходимым дать свои комментарии.
На вопрос корреспондента «Как создать такой механизм, чтобы нанятые собственником жилья управляющие компании качественно выполняли свои функции?» сообщаем, что изменившиеся условия в жилищной сфере породили огромный рост конкуренции за право управлять многоквартирным домом. Теоретически это хорошая основа для формирования цивилизованного рынка управления многоквартирными домами. На практике участники жилищных отношений столкнулись со всем многообразием как положительных, так и отрицательных моментов становления рыночных отношений в сфере управления общим имуществом многоквартирных домов. Новый Жилищный кодекс поставил во главу угла жилищных отношений собственников жилья, и это верная позиция, так как никто лучше, чем собственник, не сможет следить за своим имуществом. Но в то же время психология собственника на момент вступления в действие ЖК не была сформирована. Не сформировалась она в полном объеме и на настоящий момент.
В результате проявляют активность только управляющие организации, в то время как собственники предпочитают переложить груз на кого угодно, только не на себя. Дальнейшее позитивное развитие предполагает выстраивание равноправного диалога между собственниками жилья и управляющими организациями, который возможен при наличии открытого информационного пространства и владении собственниками азами законодательства в жилищной сфере.
Со стороны управляющих организаций открытость информации об их деятельности обеспечивается федеральным законом № 731-ФЗ, регламентирующим стандарты раскрытия информации. В соответствии с данным законом всеми управляющими организациями открыты информационные сайты, на которых размещена информация, непосредственно касающаяся деятельности управляющих организаций и объемов выполненных работ по каждому дому.
Кроме того, на базе саморегулируемой организации НП «ЖКХ-Групп», членами которой являются все управляющие организации, осуществляющие свою деятельность на территории города Хабаровска, разработан и запущен в опытную эксплуатацию программный комплекс «ЖКХ-Клик», используя который любой собственник помещения в многоквартирном доме может получить полную информацию по своему дому, а также смоделировать ситуацию при наличии или отсутствии какой-либо услуги и влиянии данной ситуации на размер платы.
Собственнику помещений для реализации своих прав необходимо и достаточно знать следующие правовые акты: 1. Жилищный кодекс РФ (в части своих интересов). 2. Порядок определения состава общего имущества многоквартирного дома, утвержденный постановлением правительства РФ № 491. 3. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением правительства РФ № 307. 4. Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные постановлением правительства РФ № 25.
Данные документы размещены на официальном портале администрации города Хабаровска в разделе «Городское хозяйство» вместе с информацией об управляющих организациях.
Eсли собственники помещений начнут реализовывать свои законные права, никакого дополнительного надзорного органа создавать не имеет смысла, их и так достаточно.
В абзаце «Кто кому должен» высказывание Юрия Березуцкого: «Мы платим управляющим компаниям независимо от качества их работы. Дали им рубль вперед, они его пристроили и уже за следующим бегут» - на данное высказывание можно возразить, что плата граждан за жилое помещение и коммунальные услуги вносится за истекший месяц, то есть после оказания соответствующих услуг, и если жилищно-коммунальные услуги оказаны ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, то на основании заявления потребителя исполнителями производятся перерасчеты платы за непредоставленные или предоставленные ЖКУ ненадлежащего качества.
По высказываниям, изложенным в абзаце «Как просветить темные тарифы», сообщаем, что в соответствии с постановлением администрации города Хабаровска от 12.01.2011 г. № 74 «Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда» установлены: размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда с ростом к 2010 году в размере 110,3%; размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений в домах, все помещения в которых находятся в муниципальной или государственной собственности (рост составил 110,3% к уровню 2010 года).
По вопросу роста размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в МКД сообщаем, что в соответствии со ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (МКД) определяется на общем собрании собственников помещений этого МКД, с учетом предложений управляющей организации, на срок не менее, чем один год.
Размеры платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома смешанной собственности, для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, а также собственников помещений установлены в размере, определенном собственниками помещений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (рост составил в пределах от 108,5% до 115% к уровню 2010 года).
В соответствии с постановлением правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в судебном порядке.
В абзаце «Ищите деньги в мусоре» указано, что тариф на утилизацию ТБО вырос в 2,5 раза. «Зачем делать то, что приводит к удорожанию услуги? Есть деньги в городском бюджете - стройте. Нет - так и не надо».
Продолжая мысль о том, что нужно делать только те вещи, которые приводят к удешевлению услуги, можно предложить вариант совсем ничего не делать. Это еще дешевле. Мусор будем выбрасывать в форточки и не убирать его вообще. Такая услуга совсем ничего не будет стоить. Вопрос: через какое время мы будем жить на свалке?
До ввода в действие полигона ТБО в районе им.Лазо и мусороперегрузочной станции «Северная» стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО и их утилизация (захоронение) составляла 168,96 руб./куб.м, в том числе: сбор и вывоз ТБО с контейнерных площадок до городской свалки в карьере «Березовый» - 118 руб./куб.м; утилизация (захоронение) ТБО на свалке - 50,96 руб./куб.м.
В связи с вводом в действие полигона ТБО в районе им.Лазо и МПС «Северная» стоимость услуг по сбору, вывозу, перегрузке и транспортировке ТБО до полигона составляет 406,19 руб./куб.м, в том числе: сбор, вывоз, перегрузка и транспортировка ТБО до полигона - 274,69 руб./куб.м; утилизация (захоронение) ТБО на полигоне - 131,5 руб./куб.м.
Для потребителей плата за услуги по вывозу ТБО, перегрузке, транспортировке и утилизации (захоронение) ТБО на полигоне увеличилась в 2,4 раза.
В сравнении с аналогичной схемой сбора, вывоза и утилизации ТБО в городе Санкт-Петербурге, стоимость данных услуг составляет 403 руб./куб.м.
Взглянем в сторону цивилизованного Запада, как у них решаются подобные проблемы.
В странах ЕС нагрузка на кошельки граждан за мероприятия экологической направленности снижается за счет средств государства. Например, дизельное топливо, получаемое из бытовых отходов, отпускается на автозаправочных станциях по цене обычного, а разницу возмещает государство. Из вторичных ресурсов производится много разнообразной продукции, и если ее выпуск не приносит доходов, государство поддерживает такого производителя.
Население, оплачивая очень высокий тариф на утилизацию бытовых отходов, еще и сортирует домашний мусор, складывая его в разные пакеты, и выносит в разные контейнеры. В Берлине таких контейнеров у дома семь! Причем те, кому не хочется заниматься домашней сортировкой, могут этим и не заниматься, но тариф для них выше, чем для тех, кто раскладывает мусор по пакетикам.
Для сведения: в Германии затраты по вывозу мусора считаются из расчета один контейнер объемом 240 л в квартал - 215 евро (по курсу на 11.03.2011 г. - 8451,6 руб.), при том, что вывоз мусора производится раз в неделю. Контейнеры для мусора устанавливаются на специально отведенных площадках, огороженных металлической сеткой и живым ограждением из растений. Крупноразмерный мусор (например, использованные телевизоры, унитазы, мебель) на площадку для мусора не выносится. Для вывоза и утилизации такого мусора делается спецзаказ (то есть специальный транспорт и бригада работников), и заказчик оплачивает услугу индивидуально. Например, в доме, в котором 10 квартир (10 собственников), вывоз и утилизации бытовых отходов (не считая крупногабаритных) обходится в 1 тыс. 38 евро (по курсу на 11.03.2011 г. - 40803,7 руб.) за год.
У нас в стране такой политики нет, и пока она не появится, граждане вынуждены в полном объеме нести бремя собственника, а переработка отходов, вторичное их использование не имеют экономических стимулов к развитию. Население города в большинстве своем не имеет четко выраженной позиции в вопросах экологии, не готово жить по западному образцу, лично бороться за улучшение экологической обстановки в отдельно взятом городе или даже дворе. У органов местного самоуправления, к полномочиям которых отнесены сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов, остается только две возможности: оставить всё как есть или пытаться что-то изменить. Про всё оставить как есть уже было сказано выше, а про изменения, произошедшие в Хабаровске, стоит рассказать подробнее.
Как всё происходит сейчас? Всё просто: мусор из контейнеров, расположенных в каждом дворе, собирается мусоровозами и вывозится на свалку, расположенную прямо в городской черте.
Как всё будет происходить теперь? Это современный, высокотехнологичный и экономически обоснованный подход к вопросу управления отходами. Принятая двухстадийная схема сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов выбрана как раз с учетом экономических интересов всего населения города. Двухстадийная - это значит, с наших контейнерных площадок отходы будут сначала попадать на мусороперегрузочную станцию, а оттуда на полигон. Наукой давно доказано, что транспортировка отходов мусоровозами, которые мы привыкли ежедневно видеть в своих дворах, на расстояние более 18 километров убыточна. Мусоровозы большей вместительности не могут поместиться в наших дворах, да и затраты на переоснащение парка автомобилей и контейнеров, перестройка контейнерных площадок сопоставимы с новым строительством. Новый полигон находится на 61 километре автодороги Хабаровск - Находка. Выход один: максимально снизить затраты на транспортировку отходов до полигона, для чего их будут уплотнять в 4 - 4,5 раза на мусороперегрузочной станции и транспортировать большегрузными трейлерами. За раз одним трейлером в полностью закрытом 40- футовом контейнере будет вывезен на полигон мусор почти 10 мусоровозов. На полигоне их еще уплотнят.
В итоге объем отходов, размещенных на полигоне, будет в 6 раз меньше того, что мы ежедневно выбрасываем в контейнер возле дома. Опять же, из соображений экономической целесообразности, таких станций должно быть построено три.
Одна, в районе ТЭЦ-3, уже построена. Две другие должны будут разместиться в промышленной зоне Центрального района и в южной части города. Ведутся переговоры с Хабаровским муниципальным районом о возможности размещения станции в районе с. Ильинка. Было бы совершенно неправильно, поднимая вопросы «здоровья» города, подойти к этому, учитывая только влияние сегодняшнего дня, кризиса, невысокого уровня жизни, отсутствия денег в бюджете или их наличия, политических веяний. Проектный период эксплуатации нового полигона не менее 25 лет. Если работать на перспективу, развивать переработку вторичных ресурсов, срок эксплуатации полигона может достичь 45-50 лет. Вырастет практически два поколения хабаровчан, не подозревающих, что свалки могут быть прямо в городе, что отходы - это не мусор, а вторичное сырьё, из которого можно извлекать прибыль.
Строительство объектов велось за счет привлеченных средств подрядных организаций и будет возмещаться из городского бюджета до 2013 года, что также можно отнести к положительным моментам. Строительство за счет бюджетных средств без рассрочки платежей было бы практически невозможно и отложило бы решение важнейших экологических проблем на неопределенно долгий срок.
На замечание представителя краевого объединения профсоюзов В. Степановой о наделении домовых комитетов полномочиями в части оказания содействия собственникам «при доказательстве обоснованности или необоснованности тарифа» на ЖКУ сообщаем, что сегодня в городе Хабаровске во многих домах созданы домовые комитеты, объединяющие инициативные группы граждан в целях создания благоприятных условий проживания, повышения степени благоустроенности домов и придомовых территорий и обеспечения сохранности жилищного фонда.
Однако в соответствии с федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Статьей 27 названного федерального закона определен исчерпывающий круг полномочий собраний и конференций граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление.
Следует отметить, что указанным нормативным актом не предусмотрена обязанность или право органа территориального общественного самоуправления давать оценку «обоснованности либо необоснованности тарифа». Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений, проводимом в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса РФ размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.
Исходя из изложенного, именно собственники помещений в каждом конкретном многоквартирном доме принимают или не принимают предложения управляющей организации по объему, видам ремонтных работ и, соответственно, по размеру платы.
Порядок создания и деятельности органов ТОС в городе Хабаровске определен решением Хабаровской городской думы от 21.06.2005 г. № 97 «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в Хабаровске», последние изменения и дополнения в которое приняты 15.06.2010 г. На основании данного решения органы ТОС могут существовать в Хабаровске как с образованием, так и без образования юридического лица. Однако в настоящее время в городе не существует ни одного органа ТОС, соответствующего требованиям думы.
Конечно же, хорошо, если в доме работает домовый комитет, даже если он не зарегистрирован как орган ТОС, состоящий «из инициативных и грамотных жильцов». В данном случае члены домового комитета могут собраться, обсудить вопросы по содержанию своего дома, необходимым ремонтным работам и даже дать свою оценку по размеру тарифа за оказываемые услуги. Однако принимать решения должны и обязаны только собственники!
На вопрос корреспондента «Как создать такой механизм, чтобы нанятые собственником жилья управляющие компании качественно выполняли свои функции?» сообщаем, что изменившиеся условия в жилищной сфере породили огромный рост конкуренции за право управлять многоквартирным домом. Теоретически это хорошая основа для формирования цивилизованного рынка управления многоквартирными домами. На практике участники жилищных отношений столкнулись со всем многообразием как положительных, так и отрицательных моментов становления рыночных отношений в сфере управления общим имуществом многоквартирных домов. Новый Жилищный кодекс поставил во главу угла жилищных отношений собственников жилья, и это верная позиция, так как никто лучше, чем собственник, не сможет следить за своим имуществом. Но в то же время психология собственника на момент вступления в действие ЖК не была сформирована. Не сформировалась она в полном объеме и на настоящий момент.
В результате проявляют активность только управляющие организации, в то время как собственники предпочитают переложить груз на кого угодно, только не на себя. Дальнейшее позитивное развитие предполагает выстраивание равноправного диалога между собственниками жилья и управляющими организациями, который возможен при наличии открытого информационного пространства и владении собственниками азами законодательства в жилищной сфере.
Со стороны управляющих организаций открытость информации об их деятельности обеспечивается федеральным законом № 731-ФЗ, регламентирующим стандарты раскрытия информации. В соответствии с данным законом всеми управляющими организациями открыты информационные сайты, на которых размещена информация, непосредственно касающаяся деятельности управляющих организаций и объемов выполненных работ по каждому дому.
Кроме того, на базе саморегулируемой организации НП «ЖКХ-Групп», членами которой являются все управляющие организации, осуществляющие свою деятельность на территории города Хабаровска, разработан и запущен в опытную эксплуатацию программный комплекс «ЖКХ-Клик», используя который любой собственник помещения в многоквартирном доме может получить полную информацию по своему дому, а также смоделировать ситуацию при наличии или отсутствии какой-либо услуги и влиянии данной ситуации на размер платы.
Собственнику помещений для реализации своих прав необходимо и достаточно знать следующие правовые акты: 1. Жилищный кодекс РФ (в части своих интересов). 2. Порядок определения состава общего имущества многоквартирного дома, утвержденный постановлением правительства РФ № 491. 3. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением правительства РФ № 307. 4. Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные постановлением правительства РФ № 25.
Данные документы размещены на официальном портале администрации города Хабаровска в разделе «Городское хозяйство» вместе с информацией об управляющих организациях.
Eсли собственники помещений начнут реализовывать свои законные права, никакого дополнительного надзорного органа создавать не имеет смысла, их и так достаточно.
В абзаце «Кто кому должен» высказывание Юрия Березуцкого: «Мы платим управляющим компаниям независимо от качества их работы. Дали им рубль вперед, они его пристроили и уже за следующим бегут» - на данное высказывание можно возразить, что плата граждан за жилое помещение и коммунальные услуги вносится за истекший месяц, то есть после оказания соответствующих услуг, и если жилищно-коммунальные услуги оказаны ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, то на основании заявления потребителя исполнителями производятся перерасчеты платы за непредоставленные или предоставленные ЖКУ ненадлежащего качества.
По высказываниям, изложенным в абзаце «Как просветить темные тарифы», сообщаем, что в соответствии с постановлением администрации города Хабаровска от 12.01.2011 г. № 74 «Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда» установлены: размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда с ростом к 2010 году в размере 110,3%; размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений в домах, все помещения в которых находятся в муниципальной или государственной собственности (рост составил 110,3% к уровню 2010 года).
По вопросу роста размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в МКД сообщаем, что в соответствии со ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (МКД) определяется на общем собрании собственников помещений этого МКД, с учетом предложений управляющей организации, на срок не менее, чем один год.
Размеры платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома смешанной собственности, для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, а также собственников помещений установлены в размере, определенном собственниками помещений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (рост составил в пределах от 108,5% до 115% к уровню 2010 года).
В соответствии с постановлением правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в судебном порядке.
В абзаце «Ищите деньги в мусоре» указано, что тариф на утилизацию ТБО вырос в 2,5 раза. «Зачем делать то, что приводит к удорожанию услуги? Есть деньги в городском бюджете - стройте. Нет - так и не надо».
Продолжая мысль о том, что нужно делать только те вещи, которые приводят к удешевлению услуги, можно предложить вариант совсем ничего не делать. Это еще дешевле. Мусор будем выбрасывать в форточки и не убирать его вообще. Такая услуга совсем ничего не будет стоить. Вопрос: через какое время мы будем жить на свалке?
До ввода в действие полигона ТБО в районе им.Лазо и мусороперегрузочной станции «Северная» стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО и их утилизация (захоронение) составляла 168,96 руб./куб.м, в том числе: сбор и вывоз ТБО с контейнерных площадок до городской свалки в карьере «Березовый» - 118 руб./куб.м; утилизация (захоронение) ТБО на свалке - 50,96 руб./куб.м.
В связи с вводом в действие полигона ТБО в районе им.Лазо и МПС «Северная» стоимость услуг по сбору, вывозу, перегрузке и транспортировке ТБО до полигона составляет 406,19 руб./куб.м, в том числе: сбор, вывоз, перегрузка и транспортировка ТБО до полигона - 274,69 руб./куб.м; утилизация (захоронение) ТБО на полигоне - 131,5 руб./куб.м.
Для потребителей плата за услуги по вывозу ТБО, перегрузке, транспортировке и утилизации (захоронение) ТБО на полигоне увеличилась в 2,4 раза.
В сравнении с аналогичной схемой сбора, вывоза и утилизации ТБО в городе Санкт-Петербурге, стоимость данных услуг составляет 403 руб./куб.м.
Взглянем в сторону цивилизованного Запада, как у них решаются подобные проблемы.
В странах ЕС нагрузка на кошельки граждан за мероприятия экологической направленности снижается за счет средств государства. Например, дизельное топливо, получаемое из бытовых отходов, отпускается на автозаправочных станциях по цене обычного, а разницу возмещает государство. Из вторичных ресурсов производится много разнообразной продукции, и если ее выпуск не приносит доходов, государство поддерживает такого производителя.
Население, оплачивая очень высокий тариф на утилизацию бытовых отходов, еще и сортирует домашний мусор, складывая его в разные пакеты, и выносит в разные контейнеры. В Берлине таких контейнеров у дома семь! Причем те, кому не хочется заниматься домашней сортировкой, могут этим и не заниматься, но тариф для них выше, чем для тех, кто раскладывает мусор по пакетикам.
Для сведения: в Германии затраты по вывозу мусора считаются из расчета один контейнер объемом 240 л в квартал - 215 евро (по курсу на 11.03.2011 г. - 8451,6 руб.), при том, что вывоз мусора производится раз в неделю. Контейнеры для мусора устанавливаются на специально отведенных площадках, огороженных металлической сеткой и живым ограждением из растений. Крупноразмерный мусор (например, использованные телевизоры, унитазы, мебель) на площадку для мусора не выносится. Для вывоза и утилизации такого мусора делается спецзаказ (то есть специальный транспорт и бригада работников), и заказчик оплачивает услугу индивидуально. Например, в доме, в котором 10 квартир (10 собственников), вывоз и утилизации бытовых отходов (не считая крупногабаритных) обходится в 1 тыс. 38 евро (по курсу на 11.03.2011 г. - 40803,7 руб.) за год.
У нас в стране такой политики нет, и пока она не появится, граждане вынуждены в полном объеме нести бремя собственника, а переработка отходов, вторичное их использование не имеют экономических стимулов к развитию. Население города в большинстве своем не имеет четко выраженной позиции в вопросах экологии, не готово жить по западному образцу, лично бороться за улучшение экологической обстановки в отдельно взятом городе или даже дворе. У органов местного самоуправления, к полномочиям которых отнесены сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов, остается только две возможности: оставить всё как есть или пытаться что-то изменить. Про всё оставить как есть уже было сказано выше, а про изменения, произошедшие в Хабаровске, стоит рассказать подробнее.
Как всё происходит сейчас? Всё просто: мусор из контейнеров, расположенных в каждом дворе, собирается мусоровозами и вывозится на свалку, расположенную прямо в городской черте.
Как всё будет происходить теперь? Это современный, высокотехнологичный и экономически обоснованный подход к вопросу управления отходами. Принятая двухстадийная схема сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов выбрана как раз с учетом экономических интересов всего населения города. Двухстадийная - это значит, с наших контейнерных площадок отходы будут сначала попадать на мусороперегрузочную станцию, а оттуда на полигон. Наукой давно доказано, что транспортировка отходов мусоровозами, которые мы привыкли ежедневно видеть в своих дворах, на расстояние более 18 километров убыточна. Мусоровозы большей вместительности не могут поместиться в наших дворах, да и затраты на переоснащение парка автомобилей и контейнеров, перестройка контейнерных площадок сопоставимы с новым строительством. Новый полигон находится на 61 километре автодороги Хабаровск - Находка. Выход один: максимально снизить затраты на транспортировку отходов до полигона, для чего их будут уплотнять в 4 - 4,5 раза на мусороперегрузочной станции и транспортировать большегрузными трейлерами. За раз одним трейлером в полностью закрытом 40- футовом контейнере будет вывезен на полигон мусор почти 10 мусоровозов. На полигоне их еще уплотнят.
В итоге объем отходов, размещенных на полигоне, будет в 6 раз меньше того, что мы ежедневно выбрасываем в контейнер возле дома. Опять же, из соображений экономической целесообразности, таких станций должно быть построено три.
Одна, в районе ТЭЦ-3, уже построена. Две другие должны будут разместиться в промышленной зоне Центрального района и в южной части города. Ведутся переговоры с Хабаровским муниципальным районом о возможности размещения станции в районе с. Ильинка. Было бы совершенно неправильно, поднимая вопросы «здоровья» города, подойти к этому, учитывая только влияние сегодняшнего дня, кризиса, невысокого уровня жизни, отсутствия денег в бюджете или их наличия, политических веяний. Проектный период эксплуатации нового полигона не менее 25 лет. Если работать на перспективу, развивать переработку вторичных ресурсов, срок эксплуатации полигона может достичь 45-50 лет. Вырастет практически два поколения хабаровчан, не подозревающих, что свалки могут быть прямо в городе, что отходы - это не мусор, а вторичное сырьё, из которого можно извлекать прибыль.
Строительство объектов велось за счет привлеченных средств подрядных организаций и будет возмещаться из городского бюджета до 2013 года, что также можно отнести к положительным моментам. Строительство за счет бюджетных средств без рассрочки платежей было бы практически невозможно и отложило бы решение важнейших экологических проблем на неопределенно долгий срок.
На замечание представителя краевого объединения профсоюзов В. Степановой о наделении домовых комитетов полномочиями в части оказания содействия собственникам «при доказательстве обоснованности или необоснованности тарифа» на ЖКУ сообщаем, что сегодня в городе Хабаровске во многих домах созданы домовые комитеты, объединяющие инициативные группы граждан в целях создания благоприятных условий проживания, повышения степени благоустроенности домов и придомовых территорий и обеспечения сохранности жилищного фонда.
Однако в соответствии с федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Статьей 27 названного федерального закона определен исчерпывающий круг полномочий собраний и конференций граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление.
Следует отметить, что указанным нормативным актом не предусмотрена обязанность или право органа территориального общественного самоуправления давать оценку «обоснованности либо необоснованности тарифа». Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений, проводимом в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса РФ размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.
Исходя из изложенного, именно собственники помещений в каждом конкретном многоквартирном доме принимают или не принимают предложения управляющей организации по объему, видам ремонтных работ и, соответственно, по размеру платы.
Порядок создания и деятельности органов ТОС в городе Хабаровске определен решением Хабаровской городской думы от 21.06.2005 г. № 97 «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в Хабаровске», последние изменения и дополнения в которое приняты 15.06.2010 г. На основании данного решения органы ТОС могут существовать в Хабаровске как с образованием, так и без образования юридического лица. Однако в настоящее время в городе не существует ни одного органа ТОС, соответствующего требованиям думы.
Конечно же, хорошо, если в доме работает домовый комитет, даже если он не зарегистрирован как орган ТОС, состоящий «из инициативных и грамотных жильцов». В данном случае члены домового комитета могут собраться, обсудить вопросы по содержанию своего дома, необходимым ремонтным работам и даже дать свою оценку по размеру тарифа за оказываемые услуги. Однако принимать решения должны и обязаны только собственники!